Автор: Гайнутдинова Алсу Камилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №342 комбинированного вида"
Населённый пункт: Россия, республика Татарстан, г. Казань
Наименование материала: Конспект занятия для разновозрастной группы детей с ЗПР
Тема: «Синичкин день»
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия «Синичкин день» для разновозрастной группы детей с ЗПР
Возраст детей: Разновозрастная группа (от 4 до 6 лет) с ЗПР
Цель: Формирование представлений о зимующих птицах, воспитание доброго
отношения к природе и развитие коммуникативных навыков у детей с ЗПР.
Задачи:
1.
Познакомить детей с праздником «Синичкин день» и его значением.
2.
Закрепить знания о зимующих птицах (особенно о синице).
3.
Развивать внимание, речь и мышление через диалог и практические задания.
4.
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать живым
существам.
5.
Развивать логику и мелкую моторику создавая рисунок при помощи колец,
полуколец и цветных палочек.
Материалы:
Иллюстрации с изображением зимующих и перелетных птиц.
Аудиозаписи голосов птиц.
Кормушка, зерно, семечки, крупа – для примера кормов.
Магнитная доска.
Игровые карточки «Зимующие и перелетные птицы».
Маски для игры.
Дары Фребеля
Предварительная работа:
Наблюдения за птицами.
Рассматривание иллюстраций.
Чтение детской природоведческой литературы.
Рассматривание демонстрационного материала, дидактические игры, разрезные
картинки «Птицы».
Изготовление шапочек птиц.
Добрый день, ребята. Вот и наступил последний осенний месяц – ноябрь,
перелетные птицы улетели в теплые края. А вы знаете, какой сегодня день? Сегодня
12 ноября - Синичкин день, т. е. день встречи зимующих птиц. Кто знает, почему
этот день так называется? (рассказ воспитателя сопровождается просмотром
картинок).
- С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, день встречи
зимующих птиц. В этот день люди готовили кормушки, читали стихи о птицах,
загадывали загадки и просто любовались прилетевшими птицами.
-Ребята, а как вы думаете, почему эту птичку назвали синичкой?
- Название «синица» произошло не от синего оперения это птички, а свое имя она
получила за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика.
- Синичкин день напоминает нам о том, что птицам, оставшимся на зиму в наших
краях, нужна помощь человека. Кто знает, как человек может помочь зимующим
птицам? (Ответы детей)
- Чем можно подкармливать птиц зимой? (ответы детей)
- правильно, в зимнее время синиц можно кормить несоленым салом, пшеном,
овсом, а в летние месяцы они питаются насекомыми.
- Ребята, а вы знаете зимующих птиц?
Игра «Зимующие и перелетные птицы»
Дети, а сейчас мы поиграем в игру «Зимующие и перелетные птицы».
Если синицы отлетают в теплые края рано - это к скорому похолоданию.
Если вороны устраивают в небе хороводы - быть снегопаду.
Увидел скворца - весна у крыльца.
Снегирь под окном зимой чирикает - к оттепели.
Сова кричит — к морозу.
За то, что синицы такие полезные, люди издавна заботятся о них, оберегают,
делают им кормушки и специальные домики-синичники (показ иллюстрации).
Ребята, совсем скоро я вас попрошу, дома, с мамами и папами, сделать
кормушки, а потом мы вместе с вами развесим на нашем участке и подкормим не
только синичек, но и других зимующих птиц.
Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые
правила:
Подкармливать птиц в одном и том же месте, в одно и то же время и птицы
будут сами прилетать к этому времени;
Кормить птиц нужно каждый день, нельзя подкармливать их время от времени,
именно в морозы им нужна пища каждый день, чтобы выжить;
Корма нужно класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в
трудное время.
Если мы позаботимся о птицах зимой, летом они позаботятся о наших лесах,
садах, парках.
Ребята, сейчас я загадаю вам загадку
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется…
А ответ загадки вы будите выкладывать с помощью колец, полуколец и цветных
палочек, но прежде чем вы начнете выкладывать, давайте разомнемся и сделаем
физминутку.
Пальчиковая игра «Дятел»
Дятел, дятел – указательные пальцы постукивают дуг о друга
Тук! Тук! Тук! – постукивают средние пальцы
Эй, приятель - постукивают безымянные пальцы
Я не жук – постукивают мизинцы
Тогда – пока – помахать рукой на прощание
Но похож ты на жука – погрозить указательным пальцем.
Вот мы и размялись, теперь можно приступать к работе.
-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня? (Дети отвечают.)
-Правильно, мы будем создавать что-то новое из этих колец, полуколец и цветных
палочек. Этот процесс называется конструированием.
-Посмотрите, что у меня в руках? ( Дети отвечают: колечки, полукольца и цветные
палочки).
-Правильно, это волшебные палочки, колечки которыми можно творить чудеса. Я
предлагаю вам построить маленькую птичку синичку. Сейчас я раздам вам схему, и вы
по образцу построите птицу.
-Сначала голову и клювик, затем туловище, потом лапки и хвостик.
- Ребята, вы молодцы, у вас всё получилось.
А теперь мои друзья, всех ждёт весёлая игра.
Подвижная игра «Синички»
Эта птичка-невеличка
Называется синичка!
Раз-два-три-четыре-пять!
Будет в гости прилетать.
Пять-четыре-три-два-раз!
А кормушка есть у вас?
Остальные дети, синички, они сидят в углу комнаты, сложив «крылышки» и
закрыв глаза, воспитатель говорит, а дети выполняют действия:
Вот в гнезде проснулись птички —
Разноцветные синички.
Тянут крылышки, встают,
Громко песенку поют.
(«Синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат «цыф-цыф-
цыф»).
Птички, крылья расправляйте,
Поскорее вылетайте,
Корм ищите по полям,
По садам и по лесам.
(Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате).
Вот нашли в кормушке крошки,
Поклевали их немножко.
Громко клювики стучат.
-Вкусно!-птички говорят.
(Присели на корточки, стучат пальцами по полу-«клюют»).
Осторожнее, синички,
Повнимательнее, птички!
К вам крадется кот Матвей!
Улетайте поскорей!
Молодцы!
Справились с заданием.
Рефлексия:
— Как называется праздник, о котором мы сегодня говорили?
— Почему птицам зимой трудно?
— Что можно положить в кормушку?
— Кого вы узнали сегодня на занятии?
— Вам нравится ваша птичка?
— А что больше всего вам понравилось на занятии?