Автор: Недворягина Светлана Рашитовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №99 "Крепыш"
Населённый пункт: г. Миасс, Челябинская область
Наименование материала: презентация
Тема: Современный подход к проведению утренней гимнастики в ДОО
Раздел: дошкольное образование
«Современный подход к проведению
утренней гимнастики в ДОУ»
Подготовила: игструктор по физической культуре
Недворягина С.Р.
г. Миасс, Челябинская область, 2025
Актуальность:
В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровья населения,
основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление
здоровья дошкольников.
Утренняя гимнастика входит в ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОО,
направленных на полноценное физическое развитие и укрепление здоровья детей.
Увлекательная, подобранная в соответствии с возрастными потребностями и
возможностями детей дошкольного возраста, утренняя гимнастика, способствует развитию
у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом, воспитанию в детях
целеустремленности, организованности, инициативности, желания ежедневно выполнять
физические упражнения, формирует основы здорового образа жизни.
Гимнастика
— система специально подобранных физических
упражнений и методических приёмов,
применяемых для укрепления здоровья,
гармоничного физического развития и
совершенствования двигательных способностей
человека (силы, ловкости, быстроты движений,
выносливости и др.).
Утренняя гимнастика
(зарядка) — комплекс
физических упражнений, выполняемых утром
после пробуждения для ускорения перехода от
состояния сна к активной деятельности.
Она направлена на то, чтобы настроить
организм человека положительной энергией и
бодростью на весь предстоящий день.
Задачи утренней гимнастики в ДОУ
Укрепление здоровья, физическое совершенствование и осуществление разносторонней
физической подготовленности ребенка к многообразной деятельности.
Воспитание
у
детей
привычки
ежедневно
делать
физические
упражнения,
приучать
организованно
начать
день,
способствовать
четкому
выполнению
режима
дня,
учить
согласованно
действовать
в
коллективе,
быть
целеустремленным,
внимательным,
выдержанным, а также вызывать положительные эмоции и радостное ощущение.
Способствовать закаливанию детского организма, вырабатывать стойкость к различным
воздействиям окружающей среды.
Осуществлять
коррегирующую
работу
по
формированию
свода стопы и правильной осанки.
Организация утренней гимнастики
•
Утренняя гимнастика обязательная часть режима дня и проводится ежедневно перед
завтраком
•
С весны и до осени (май - сентябрь включительно) в хорошую, сухую погоду, утреннюю
гимнастику проводят на открытом воздухе на групповой площадке.
•
В оставшееся время года, утренняя гимнастика осуществляется в группах или зале,
согласно графику проведения .
•
Перед занятием помещение проветривается.
•
Дети раннего возраста занимаются в повседневной одежде. Средний и старший возраст
детей, гимнастику проводят в спортивной форме.
•
Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, главное, в
последствии понять причину такого поведения и подобрать индивидуальные формы
воздействия.
Планирование утренней гимнастики
Составить план — конспект, определить последовательность упражнений, продумать и
правильно записать методические указания.
Владеть знаниями о способах организации детей, дозировке и темпе упражнений,
методах их проведения, характере показа, объяснений и указаний.
Чтобы дать правильную оценку своих действий на утренней гимнастике, надо
систематически вести наблюдение за качеством выполнения упражнений, за
самочувствием детей, их поведением.
Анализируя работу в данном направлении, отмечать положительные стороны, выявлять
недостатки и делать соответствующие выводы, а затем вносить
изменения в комплекс утренней гимнастики.
Длительность утренней гимнастики
I младшая группа 10 мин
II младшая группа 10 мин
средняя группа 10 мин
старшая группа 10 мин
подготовительная группа 10 мин
Дозировка общеразвивающих упражнений
I младшая группа 3-4
II младшая группа 4
средняя группа 4-5
старшая группа 5-6
подготовительная группа 6-8
СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы с 01.03.2021
Структура утренней гимнастики
Утренняя гимнастика состоит из 3 частей:
· вводная
· основная
· заключительная.
Каждая часть имеет свои задачи и содержание.
Задачи:
· организация внимания детей, нацеливающая на выполнение согласованных
действий;
· формирование правильной осанки;
· подготовка организма к выполнению более сложных упражнений
Содержание:
o
· построения (круг, в шеренгу, в колонны и другие);
o
· строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом);
o
· перестроения (из одной колоны в две, в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания
и размыкания приставными шагами в сторону и другие);
o
· непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями, способствующими
укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на
носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на
пятках, перекрёстным шагом и другие);
o
· бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.
Вводная
часть утренней гимнастики
Продолжительность вводной части в среднем составляет от 1 до 2 мин.
Основная
часть утренней гимнастики
Задачи:
· укрепление основных мышечных групп;
· формирование правильной осанки.
Содержание:
Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений.
Упражнения выполняются в определенной последовательности:
упражнения для укрепления плечевого пояса и рук,
упражнения для мышц туловища;
упражнения для мышц ног и укрепления свода стопы.
Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической
подготовленности.
Заключительная часть утренней гимнастики
Задачи:
-восстановить пульс и дыхание
Содержание:
•
дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в
заключительную ходьбу.
•
с детьми старшего возраста проводятся малоподвижные игры или
игровые задания, переходящее в заключительную ходьбу.
Формы проведения утренней гимнастики
Используются различные формы проведения утренней гимнастики:
-традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений
-обыгрывание какого-нибудь сюжета: «Путешествие в лес», «Зоопарк»,
«Жучки» и др.
-игрового характера (из 3-4 подвижных игр)
-с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных
движений, хороводов
-оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с
постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени)
-с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы
препятствия с использованием разнообразных модулей)
-необходимо
обеспечить
правильную
физическую,
психическую
и
эмоциональную
нагрузку.
-комплекс должен содержать упражнения для всех групп мышц
-в комплексе для выполнения упражнений используются различные построения
-упражнения должны выполняться из разных исходных положений
-подбираются упражнения разной интенсивности, темпа
-чередуются комплексы с различными пособиями и без предметов
-используется музыкально-ритмичное сопровождение (бубен, счет, хлопки, звукозапись,
живую музыку)
Один и тот же комплекс повторяется в течение одной, двух недель.
Для того, чтобы упражнения утренней гимнастики оказали на ребенка желаемое
влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений,
их достаточной интенсивности.
Требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики
Способы построения в разных возрастных группах
Младший дошкольный возраст – в круг, врассыпную, в колонну или шеренгу по
ориентиру;
Средний дошкольный возраст – те же + в несколько колонн делением за
ведущими, размыкание и смыкание;
Старший дошкольный возраст – то же, что и средний возраст + в несколько колонн
по 2, 3… через середину, в несколько шеренг
расчётом по порядку, из одного круга в несколько
кругов
Особенности проведения утренней гимнастики при использовании
музыкального сопровождения
Все
движения,
которые
выполняются
под
музыку,
должны
быть
знакомы
или
предварительно разъяснены детям без музыкального сопровождения.
Из
О.Р.У.
наиболее
целесообразны
для
выполнения
под
музыку
движения
рук,
приседания, наклоны, повороты.
Ходьба, бег, подскоки на месте и с продвижением вперед под воздействием музыки
становятся более четкими, ритмичными, координированными.
При помощи музыки можно менять темп, виды ходьбы или бега, чередовать ходьбу с
бегом, менять направление и т.д.
Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильные представления о
характере движений, их темпе и ритме.
Музыка
дисциплинирует
занимающихся,
повышает
их
внимание
и
работоспособность
Особенности проведения утренней гимнастики на воздухе
Поздней весной, летом и ранней осенью, как правило, утренняя гимнастика
проводится с детьми во всех возрастных группах на участке.
В зависимости от погоды регулирует физическая нагрузка: при понижении
температуры
увеличивается,
изменяя
темп
выполнения
упражнения;
при
повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма.
Поздней осенью и зимой утренняя гимнастика может проводиться на участке
только
с
детьми
шестого
года
жизни.
Упражнения
подбираются
с
учетом
одежды и выполняются в более энергичном темпе.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!