Автор: Шулбаева Наталья Андреевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Матурская СОШ"
Населённый пункт: республика Хакасия Таштыпский район село Матур
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Школьный театр"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Матурская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено:
Методическим объединением
учителей
Протокол №___ от
«__»___2024г.
Согласовано:
Заместитель директора по
учебно-воспитательной
работе
Мезина В.А../__________
«___»________2024г.
Утверждаю:
Директор МБОУ
«Матурская СОШ»
Тороков М.В./_________
Приказ №_____
«___»_________2024г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Школьный театр»
Направленность: художественная
Уровень: базовый
Возраст учащихся: 9-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Шулбаева Н.А.
с. Матур,
2024 год
Содержание программы.
Пояснительная записка.
Актуальность программы…………………………………………….……..…….3
Цель программы……………………………………………………………….……4
Задачи…………………………………………………………………………………4
Учебный план………………….……………………………………...………...…..…..5
Содержание программы обучения.………………………………………………..….5
Планируемы результаты……………………………………………….……………...7
Комплекс организационно-педагогических условий.
Материально-технические условия реализации программы…………..…………8
Перечень оборудований, инструментов и материалов………………….…………8
Информационно-методическое обеспечение…………………………………..…….8
Требование к мебели……………………………………………………………………8
Кадровое обеспечение…………………………………………………………………..8
Формы аттестации.
Форма аттестации…………………………………………………………………...9
Результативность освоения программы…………………………………………9
Оценочные материалы…………………………………………………………….…10
Критерии оценивания результативности программы……………………….…..11
Методические материалы.
Формы занятий и методы очной формы обучения………………………………13
Организационные формы……………………………………………………………14
Функции педагога при групповой работе…………………………………………14
Приложение.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленности «Школьный театр»
базового уровня, разработана с учетом требований
следующих нормативно-правовых актов:
Федеральный
закон
от
29декабря2012г.N273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот27.07.2022N629
«Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации N 678-р от 31.03.2022;
Постановление Главного государственного санитарного врач аРФ от28.09.2020N
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Устав образовательной организации;
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
образовательной организации.
Актуальность программы.
Занятия театром влияет на личностное развитие ребёнка:
-
через
постановку
спектаклей
ребята
видят
пример
дружбы,
справедливости,
отзывчивости, находчивости, храбрости и.т.д.;
- играя в спектакле, учащиеся чувствует себя не самими собой, а героями, которых они
играют, у них пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают комплексы, которые
очень часто встречаются у подростков;
- театр развивает такие качества как самостоятельность, общительность, творческий
потенциал, умение работать в команде, ответственность.
- художественные образы – персонажи, оформление и музыка, помогает ребёнку легче,
ярче и правильнее понять содержание литературного произведения;
-эмоционально
пережитый
спектакль
помогает
определить
отношение
детей
к
действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подрожать положительным героям и
быть непохожим на отрицательных героев.
Форма обучения: очная с использованием дистанционных образовательных технологий.
В процессе реализации программы предполагается использовать актуальные формы
организации образовательного процесса:
– лекции, беседы, практические занятия по ознакомлению с методиками актерского
мастерства оформлении декорации, подбор музыкального сопровождения.
– дистанционное обучение с использованием информационных технологий (домашние
задания, рабочие тетради, тесты и т.д.);
– индивидуальные консультации для учащихся;
– самостоятельные работы в малых группах;
– исследовательские и проектные работы по профилю программы;
– показ спектакля.
Все занятия, кроме вводного, имеют практико-ориентированный характер. Учащиеся
работают в команде над постановкой спектакля, оформлении декорации, работают над текстом
(сокращают текст, для усиления эффекта добавляют слова, словосочетания или предложения),
репетируют. Работа над ролью ведётся индивидуально. Педагог использует демонстрационный
метод выполнения творческих задач, выполняет те же задания одновременно с учащимися и на
собственном примере показывает, как решаются те или иные творческие задачи. Наиболее
типичные проблемы, трудности и ошибки разбираются совместно педагогом и учащимися.
Каждое занятие должно начинаться с анализа домашних работ учащихся, они получают от
педагога-наставника аргументированные советы по улучшению достигнутого ранее результата,
и только после этого приступают к следующему этапу работы над спектаклем.
Адресат программы. Программа предназначена для учащихся 9–12 лет: для тех, кто
только начинает заниматься этим видом творческой деятельности, но уже имеет элементарное
представление о театре.
Количество учащихся в группе – 30 человек. Программа рассчитана на работу со всей
группой, с выделением времени на индивидуальную работу с отдельными учащимися.
Продолжительность занятий и режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических
часа, продолжительность одного занятия 45 минут и обязательный перерыв 15-минутный
перерыв в соответствии с СП 2.4.3648-20.
Объем программы: 144 часа.
Срок обучения — один год.
Теоретические занятия могут проходить с применением дистанционных образовательных
технологий, например, посредством программы (Skype, Zoom и др.), записи лекций. Такая
двухсторонняя форма коммуникации позволяет учащимся, не имеющим возможности посещать
все занятия в силу различных обстоятельств, получить доступ к изучению программы.
Уровень освоения: базовый.
Цель
программы:
формирование
у
обучающихся
творческого
мышления,
ответственности за свой выбор и выбор коллектива через обучение театральному искусству.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с театральным искусством;
- познакомить детей с терминологией театрального искусства;
-обучить технике актёрского мастерства;
- помочь учащимся овладеть навыками общения и коллективного творчества;
- обучить саморегуляции и самоконтролю;
-
учить
пользоваться
интонациями,
выражающими
разнообразные
эмоциональные
состояния.
Развивающие:
- развивать выразительность речи;
- развивать внимание, фантазию, память, воображение, наблюдательность;
- развивать способность создавать образы с помощью жеста и мимики;
- развивать индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности;
- развивать чуткость к сценическому искусству;
- пробуждать творческую активность ребёнка.
Воспитательные:
-
развивать
личностные
качества:
отзывчивость,
доброту,
целеустремленность,
добросовестность, любознательность;
- развивать познавательную и эмоционально-личностную сферу;
- воспитывать чувства коллективности, взаимозависимости;
- формировать волевые качеств личности.
Методы контроля и управления образовательным процессом: входящий мониторинг,
текущий контроль, промежуточная аттестация, подведение итогов реализации Программы.
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для
повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится
аттестация обучающихся. Входящий мониторинг проводится на первом занятии. Текущий
контроль проводится в процессе освоения программы. Промежуточная аттестация проводится с
целью выявления образовательного уровня развития детей, их интересов и особенностей на
отдельных этапах усвоения программы, проводится в январе месяце.
Виды контроля
Формы контроля
Входящий мониторинг, проводится в
начале года (на первом занятии)
сентябрь
Опрос(диагностическая карта).
Текущий
контроль,
проводится
в течение года
Беседа,
опрос, наблюдение,
практическое задание, игра
Промежуточная
аттестация,
проводится в середине года
январь
Мини показы с
целью проверки
практических умений и навыков
Подведение
итогов
реализации
программы проводится в конце учебного
года
май
Показ спектакля
В
учебно-воспитательном
плане Программа
предусматривает мероприятия,
направленные на повышение интереса обучающихся к процессу обучения:
Посещение театра;
Посещение театральных постановок, организованных на базе школ; показ спектакля в
дошкольных учреждениях района;
Участие в ежегодном творческом отчете.
Планируемые результаты.
В результате обучения по дополнительной общеразвивающей программе учащиеся
приобретут комплекс взаимосвязанных знаний, представлений, умений, определённый опыт.
Предметные результаты (специальные знания, умения и навыки).
- овладеть знаниями о театральном искусстве;
- знать терминологию театрального искусства;
-освоить технике актёрского мастерства;
- освоить навыки общения и коллективного творчества;
- научиться менять интонации, выражающие разнообразные эмоциональные состояния.
- получить развитие выразительность речи,
внимания, фантазии, памяти, воображения,
наблюдательности;
- научатся создавать образы с помощью жеста и мимики;
- развить индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности, чуткость к
сценическому искусству;
-
развить
личностные
качества:
отзывчивость,
доброту,
целеустремленность,
добросовестность, любознательность;
- сформировать волевые качеств личности.
Личностные и метапредметные результаты:
овладеют умениями творческого сотрудничества и коммуникативными качествами работы в
разнохарактерной группе;
смогут осознанно относиться к индивидуальной и коллективной ответственности;
получат опыт заинтересованного и уважительного отношения к творческим инициативам и
опытам своих сверстников;
научатся самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
смогут ставить цели деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
будут готовы слушать собеседника и вести диалог;
смогут оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
получат навыки общения и культуры поведения;
ощутят готовность к творчеству.
В процессе обучения по программе учащиеся научатся водить куклы, получат развитие
речи, и основное представление о драматургии. В процессе обучения у них сформируется
репертуар спектаклей, которые они могут показать своим знакомым, друзьям, в детском саду и
родителям.
Учебный план.
№
n/n
Раздел/тема.
Кол-во часов
Форма
контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
2
2
-
Беседа.
2
Входная диагностика.
2
2
Беседа, анализ.
3
Азбука театра.
8
5
3
Фронтальная
форма,
беседа.
4
Виды театральных постановок.
8
3
5
Взаимоконтроль,
анализ.
5
Речевой рейтинг.
44
4
40
Взаимоконтроль,
беседа, самоанализ.
6
Актерское мастерство.
22
5
17
Взаимоконтроль,
беседа,
самоанализ,
анализ.
7
Постановка
спектаклей.
Постановка сказок
русских, хакасских
писателей.
28
4
24
Взаимоконтроль,
анализ, самоанализ.
Постановка
спектаклей
тематической
направленности
(экология,
патриотизм, ПДД).
26
4
22
8
Аттестация.
8.1
Промежуточный
контроль:
показ мини-спектакля.
2
2
Анализ.
8.2
Итоговый контроль: показ
спектакля.
2
2
Самоанализ.
Итого занятий:
144
27
117
Содержание программы
Раздел 1
.
Вводное занятие. (2 ч.)
Теория. Знакомство с учащимися. Ознакомление с учебным планом. Цели и задачи творческого
объединения. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности при работе
на сцене.
Практика. Игра – импровизация «Чему я хочу научиться».
Раздел 2. Входная диагностика. (2 ч.)
Практика.
Беседа «Что знаем мы о театре?» Изучение игровых позиций детей в играх,
драматизациях.
Раздел 3. Азбука театра. (8 ч.)
Теория. Из чего складывается театр. Знакомство с профессиями: актер, режиссер, художник,
звукооператор, светооформитель, реквизитор, костюмер и т.д. Роль. Актёры. Изучение героев
разных стран мира (внешний вид, характер, образ). Знакомство с театральной терминологией.
Особенности театрального искусства. Культура поведения в театре.
Практика. Просмотр презентации: «Театры России». Беседа: «Как устроена сцена», «Что такое
одежда сцены», Первые навыки актерской игры.
Раздел 4. Виды театральных постановок. (8 ч.)
Теория.
Активизация познавательного интереса к театру. Основы актерского мастерства.
Беседа: «Выразительные возможности человеческого лица». Беседа – диалог «Общение с
партнером по спектаклю, как это…» (с постановкой проблемных ситуаций). Закрепление умения
работать с эмоциями.
Практика.
Просмотр презентации на тему: «Виды театральных постановок». Разминка
«Пальчиковая игра». Работа каждого ребенка на местах и на сцене. Просмотр спектакля «Волк и
семеро козлят» с последующим анализом (какой характер героев, как соединяются слова и
действия и т.д.). Игры – драматизации. Этюды и упражнения: «Придумай голос герою», «А я так
могу, а ты как?». Танцевальные импровизации. Например: Д. Шостакович «Вальс-шутка», П.
Чайковский «Танец маленьких игрушек», М. Глинка «Вальс-фантазия» и др. Этюды: «Лиса и
заяц», «Заяц – хвастун» и др. Показ этюдов на выбранную тему.
Раздел 5. Речевой рейтинг. (44 ч.)
Теория.
Понятие:
«Артикуляционная
гимнастика».
Работа
над
интонационной
выразительностью речи. «Чистоговорка в образе».
Практика. Активизация подвижности губ и языка. Развитие речевого дыхания, тренировка
выдоха,
посредством
произношения
скороговорок.
Разминка
«Хвастливые
верблюды»,
«Веселый пятачок», «Хоботок» и др. (Т. Буденная). Дикционные упражнения: «Пробка»,
«Косарь», «Телеграмма», «Эхо» (по Н. Пикулевой); «Птичий двор», «Иголка», «Расчёска»,
«Улыбка». Гласные звуки. Согласные парные звуки. Игровые задания и упражнения: «Насос»,
«Мыльные пузыри», «Пчелы», «Надуй шар», «Егорка». Игры: «Повтори за мной», «Поймай
комарика», «Свеча», «Испорченный телефон», «Эхо», «Баня», «Капризуля». Упражнения на
развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр», «Колокола», «Чудо-лесенка», «Я» (Е. Ласкова).
Упражнение на развитие дикции «Скакалка», «Упражнение с мячом».
Раздел 6. Актерское мастерство. (22 ч.)
Теория. Понятие «Игра», возникновение игры. Актуальность и значение игры в спектакле.
Детальное обучение работы на сцене. Показ как правильно «говорит» актер, как появляется и
удаляется. Показ и объяснение упражнений с предметом и т.п.
Практика. Помощь друг другу в управлениях. Игры и упражнения на развитие внимания: «Что
ты слышишь», «Радиограмма». Упражнение с предметами, «Руки-ноги», «Передай позу»,
«Фотограф». Игры на развитие согласованности действий: «Дружные звери», «Телепаты»,
«Живой
телефон»,
«Печатная
машинка».
Этюды
«В
театре
Карабаса
Барабаса».
Последовательность действий своих и партнера (ты-мне, я-тебе, «петелька-крючочек»). Этюды и
упражнения на развитие выразительности эмоции: «Герой поет», «Герой дразнится», «Герой
смеется», «Герой прячется», «Дружно делаем зарядку». Этюды на воспроизведение отдельных
черт характера: «Медведь – ленивый», «Заяц – трусливый», «Волк – злой», «Бельчонок –
веселый» и т.д. Пальчиковая гимнастика.
Раздел 7. Постановка спектаклей.
Постановка сказок русских, хакасских писателей. (28 ч.)
Спектакли тематической направленности. (26 ч.)
Практика.
Распределение ролей для постановки в спектакле. Чтение сказки по ролям.
Репетиции за столом. Обработка чтения каждой роли (умение вживаться в свою роль,
интонационно передавать настроение и характер персонажа). Совершенствовать умение
находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. Обучение детей коллективной
работе. Формировать четкую и грамотную речь. Знакомство детей с музыкальными
произведениями, отрывками которые будут звучать в спектакле. Материальная часть спектакля:
реквизит, декорации. Репетиционный период.
При постановке тематических спектаклей: выбор тематического направления, создание
сценария, распределение ролей, репетиция, подготовка декорации, выступление.
Спектакли, которые ставятся в детских объединениях, снимаются на камеру, монтируются и
загружаются на Гугл диск для долгого хранения.
Раздел 8. Аттестация
Промежуточный контроль. (2 ч.)
Практика: Постановка мини-спектаклей: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заячья
избушка».
Итоговый контроль. (2 ч.)
Практика:
Подведение итога за год. Сочинение сценария и разыгрывание сказки.
Итоговая диагностика.
Календарный учебный график
Годы
обучения
Дата
начала
обучения
Дата
окончания
обучения
Всего
учебных
недель
Количество
учебных
дней
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
2024–2025
01.09.24 г.
31.05.25г.
36
72
144
2 раза по 2
часа в
неделю
Комплекс организационно-педагогических условий
Методическое обеспечение программы
Одним из непременных условий успешной реализации программы является разнообразие
форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей обучающихся.
На занятиях по программе применяются:
-
словесный метод: рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, речевые игры, упражнения
(скороговорки, чистоговорки, стихи, пословицы, считалки, загадки, небылицы, дразнилки);
-
практический и игровой методы являются ведущими, на каждом занятии отводится
большая часть времени на создание ситуации успеха через ряд упражнений и игр.
В
воспитательном
процессе
используются
методы
убеждения,
поощрения,
стимулирования, мотивации и др.
Коллективная импровизация, тема которой задается педагогом, является обязательным
условием реализации программы и одновременно «диагностическим» методом каждого
тренировочного занятия.
В течение учебного года в каждой группе ставится 1-2 спектакля. В процессе подготовки
каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что хочется.
Педагогические технологии:
-Личностно-ориентированные технологии;
-Технология проблемного обучения;
-Здоровьесберегающие технологии;
-Технологии КТД (коллективно-трудовых дел);
-Технология разноуровневого обучения;
-Игровые технологии.
Алгоритм учебного занятия:
1.
Подготовительный этап:
–организационный момент;
-
Подготовка обучающихся к работе на занятии;
-
Выявление пробелов и их коррекция;
2.
Основной этап:
-
Подготовка к новому содержанию;
-
Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно–познавательной деятельности;
-
формулировка темы, цели учебного занятия;
-
усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые
активизируют познавательную деятельность);
-
Применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно.
3.
Практическая работа.
4.
Итоговый этап:
–подведение итога занятия, что получилось, на что надо обратить внимание, над чем
поработать;
-
Мобилизация детей на самооценку;
-
рефлексия.
Дидактические материалы:
1.
Презентации по темам (подготовлены руководителем).
2.
Книги по теме.
3.
Заготовки эскизов декорации.
4.
Сценарии по темам.
5.
Планы–конспекты занятий.
Условия реализации программы.
Для реализации дополнительной общеразвивающей программы необходимо иметь
учебную, информационную, методическую, материально-техническую базу, соответствующую
содержанию образовательного процесса и способствующую достижению целей программы.
Материально-технические условия реализации программы.
Для реализации программы и эффективной педагогической деятельности создана
материально – техническая база.
1
Стол для преподавателя
1
2
Кресло для преподавателя
1
3
Светодиодный прожектор
1
4
Микшерский Пульт
1
5
Дистанционные микрофоны
1
6
Компьютер с монитором
1
8
Музыкальный центр
1
9
Шкаф для хранения учебных пособий
1
14
Аксессуары и комплектующие Кабель соединительный 2 метра
DMX
Кабель соединительный 10 м.DMX
Аудио кабель соединительный 10 м. xlr
Аудиокабель микрофонный 1 м. jack-Jack
Кабель miniJack-2Jack
1
1
1
1
Информационно-методическое обеспечение разрабатывается педагогом, реализующим
программу и может включать картотеку дидактических игр, заданий; конспекты занятий, бесед,
заданий и других дидактических материалов; технологические карты, альбомы, иллюстрации,
разноуровневые задания; тесты; презентации.
Требование к мебели: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормами СП 2.4.3648-20. Для организации учебного процесса необходим кабинет из расчета 2 м
2
на каждого обучающегося с возможностью проветривания и зонирования пространства как для
индивидуальной, так и для групповой работы. В кабинете располагаются стулья количество
соответствует количеству обучающихся, мобильные парты, которые обеспечивают возможность
как индивидуальной работы, так и работы в микрогруппах и коллективной работы.
Кадровое
обеспечение:
программу
реализуют
педагогические
кадры,
имеющие
необходимую
квалификацию
для
решения
задач,
определенных
дополнительной
общеразвивающей программой, способные к творческой профессиональной деятельности и к
непрерывному профессиональному развитию.
Формы аттестации.
Контроль за деятельностью учащихся осуществляется через проверку знаний, умений и
навыков, связанных с тем или иным видом деятельности, который они осваивают в соответствии
с учебным планом.
На каждом занятии педагог осуществляет учёт посещаемости занятий учащимися, который
ведется в журнале учебной группы. Кроме того, на каждом занятии осуществляется визуальный
контроль — педагог контролирует деятельность занимающихся, соблюдение ими установок на
занятии и техники безопасности. В конце каждого занятия также осуществляется контроль
приобретенных знаний и сформированных навыков.
Выявление уровня освоения материалов включает разные виды контроля в соответствии с
требованиями дополнительной общеразвивающей программы:
начальный или входной контроль проводится с целью определения уровня развития
учащихся;
текущий контроль — с целью определения степени усвоения обучающимися учебного
материала (варианты: по окончании каждого занятия, темы или раздела);
промежуточный контроль — с целью определения результатов обучения (проводится
по окончании каждого полугодия);
итоговый контроль — с целью определения изменения уровня развития обучающихся,
их творческих способностей (на конец срока реализации программы).
Форма аттестации:
В процессе обучения применяются следующие способы проверки результатов:
- входная диагностика (проверка знаний учащихся на тему «Театр») беседа;
- промежуточный контроль – показ мини-спектаклей;
- итоговый контроль – сочинение и разыгрывание сказки.
Формой подведения итогов по образовательной программе выбран: спектакль, участие в
конкурсах, фестивалях различного уровня.
Форма
фиксации
и
форма
демонстрации
предъявления
результатов:
протоколы
диагностики, грамоты, дипломы, журнал, творческие достижения.
Результативность освоения
программы учащимися отражается в диагностических
картах и таблицах, фиксирующих их достижения (освоение знаний, приобретение умений и
навыков).
Для определения уровня усвоения программного материала учащимся предлагается
разработанный комплекс материалов по каждой теме для отслеживания уровня усвоения
программы (анкеты, тест, контрольные задания и др.), которые заполняются с учетом оценки
теоретических знаний и практических навыков учащихся.
Кроме того, результатом обучения по программе служит результативность прохождения
серии профессиональных проб, в ходе которых выявляется предрасположенность учащегося к
избранному виду деятельности и будущей профессии.
Каждый этап программы предполагает наличие текущего контроля в виде теста,
викторины, презентации или самостоятельного озвучивания мероприятия.
Оценочные материалы
В процессе работы предусмотрен мониторинг успеваемости на основе выполнения
индивидуальных заданий и обобщающих фронтальных бесед с учащимися.
Общие
критерии,
позволяющие
определить
степень
достижения
результатов
по
программе:
Вид
контроля
Форма аттестации
Цель / Критерии
Сроки
Вводный
Беседа
Выявление
стартового
уровня
знаний:
– активное участие в беседе;
– информированность по предмету;
–
эмоциональное
состояние
учащегося
Сентябрь
Промежуточн
ый
Показ
мини-
спектаклей
Освоение программного материала
по темам:
– выполнение практической работы
в соответствии с поставленной целью
Октябрь-
апрель
Итоговый
Сочинение
и
постановка
спектакля
Итоговая работа
Выявление
уровня
освоения
программы.
–
выполнение итоговой работы в
соответствии с поставленной целью.
Май
Входная диагностическая карта учащегося.
Фамилия,
имя
Критерии
Качество
знаний,
умений и
навыков
Особенности
мотивации к
знаниям
Творческая
активность
Эмоционально-
художественная
настроенность
Общий уровень
развития
Критерии оценивания результативности программы
Уровени
Критерии
Оценка основы
театральной
культуры
Речевая культура.
Эмоционально-
образное развитие.
Навыки
Основы
изобразительно-
оформительской
деятельности.
Основы
коллективно
й
творческой
деятельност
и.
Максимальный
(3 балла)
-
Проявляет
устойчивый
интерес
к
театральному
искусству
и
театрализованн
ой
деятельности;
- знает правила
поведения
в
театре;
называет
различные
виды
театра,
знает
их
различия
и
может
охарактеризова
ть театральные
профессии.
Понимает
главную
идею
литературного
произведения,
поясняет
свое высказывание;
-
дает
подробные
словесные характеристики
главных и второстепенных
героев;
творчески
интерпретирует
единицы
сюжета
на
основе
литературного
произведения;
-
умеет
пересказывать
произведение
от
разных
лиц, используя языковые и
интонационно-образные
средства
выразительности
речи.
Творчески
применяет
в
спектаклях
и
инсценировках
знания о различных
эмоциональных
состояниях
и
характере
героев,
использует
различные средства
воспитателя.
Импровизир
ует в работе
над
спектаклем.
-
Самостоятельно
создает
эскизы
к
основным
действиям
спектакля,
эскизы
персонажей
и
декораций с учетом
материала,
из
которого
их
будет
изготавливать;
- проявляет фантазию
в
изготовлении
декораций
и
персонажей
к
спектаклям
для
различных
видов
театра
(кукольного,
настольного,
теневого,
на
фланелеграфе).
Проявляет
инициативу,
согласованн
ость
действий
с
партнерами,
творческую
активность
на
всех
этапах
работы
над
спектаклем.
Оптимальный
(2 балла)
Интересуется
театрализованн
ой
деятельностью,
- Понимает главную идею
литературного
произведения;
-
дает
словесные
Владеет знаниями о
различных
эмоциональных
состояниях и может
Использует
актерские
навыки
в
работе
над
Создает
эскизы
декораций,
персонажей
и
основных
действий
Проявляет
инициативу
и
согласованн
использует
свои знания в
театрализованн
ой
деятельности.
характеристики главных и
второстепенных
героев;
выделяет
и
может
охарактеризовать единицы
сюжета;
- в пересказе использует
средства
языковой
выразительности (эпитеты,
сравнения,
образные
выражения).
их
продемонстрироват
ь,
используя
мимику, жест, позу,
движение,
требуется
помощь
выразительности.
спектаклем.
спектакля; создает по
эскизу или словесной
характеристике-
инструкции
декорации
из
различных
материалов.
ость
действий
с
партнерами
в
планировани
и
коллективно
й
деятельност
и.
Достаточный
(1 балл)
Не
проявляет
интереса
к
театрализованн
ой
деятельности;
знает
правила
поведения
в
театре;
затрудняется
назвать
различные
виды театра.
-
Понимает
содержание
произведения;
различает
главных и второстепенных
героев;
-
затрудняется
выделить
единицы сюжета;
-
пересказывает
произведение с помощью
педагога.
Различает
эмоциональные
состояния
и
их
характеристики, но
затруднятся
их
продемонстрироват
ь
средствами
мимики,
жеста,
движения.
Владеет
элементарны
ми
актерскими
навыками
Создает
рисунки
на
основные
действия
спектакля;
затрудняется
в
изготовлении
декораций
из
различных
материалов.
Не
проявляет
инициативы,
пассивен на
всех
этапах
работы
над
спектаклем.
Критерии оценки:
18 -16 баллов – максимальный уровень.
15-12 баллов – оптимальный уровень.
11 и ниже – достаточный уровень
13
Приложение 1
Промежуточный контроль.
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать
различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения
и интонационно-образную речь. Уметь составлять сюжетные композиции и разыгрывать
мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов
персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного.
Ход проведения. 1. Педагог вносит «волшебный сундучок», на крышке которого
изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев
сказки. Педагог поочередно просит рассказать о каждом герое: от имени сказочника; от
имени самого героя; от имени его партнера.
2. Педагог показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой
сказки из различных видов театра. Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные
виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Педагог предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по
подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе,
кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты,
фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и
подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2.
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики
главных героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку,
кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и
второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из
бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.
Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные
выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные
шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения. 1. Педагог помогает по иллюстрациям вспомнить содержание
сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются
вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос
надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
2. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные
работы. Педагог предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе
(цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к
сказке.
3. Педагог обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет
музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы,
детские музыкальные инструменты).
4. Педагог организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций,
подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
5. Показ спектакля малышам.
Оценочный материал:
15
Фа
милия,
имя
ребёнка
Структурные компоненты игры - драматизации
Замысел
Роль
Восприятие
Интерпретация
Комбинирован
ие
Планирование
Принятие
Передача
образа
Импровизация
Внимание
Сопереживание
Воспроизведен
ие впечатлений
За каждый критерий учащиеся получают:
3 балла – максимальный уровень.
2 балла – оптимальный уровень.
1 балл – достаточный.
Критерии оценки:
27 -24 баллов – максимальный уровень.
23-18 баллов – оптимальный уровень.
17 и ниже – достаточный уровень.
Итоговый контроль.
Творческое задание.
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель:
импровизировать
на
тему
знакомых
сказок,
подбирать
музыкальное
сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи:
побуждать
к
импровизации
на
темы
знакомых
сказок,
творчески
интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь
создавать
характерные
образы
героев,
используя
мимику,
жест,
движение
и
интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты,
костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих
действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые
инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы,
атрибуты, декорации.
Ход проведения. 1. Педагог объявляет детям, что сегодня в детский сад придут
гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели
побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую
сказку мы покажем гостям.
2. Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок»,
«Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и
гостям. Педагог предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую,
которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет. • Как
называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка). • Какие
действия происходят в завязке, кульминации, развязке? Педагог предлагает выбрать
главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная
коллективная версия берется за основу.
3. Педагог проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители
ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты оформители; художники-
декораторы. 4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем. 5. Показ
спектакля гостям.
Оценочный материал творческих работ.
Подведение результатов диагностики.
16
№
п/
п
Ф.И.О
.
ребён
ка
Оценка
основы
театральн
ой
культуры
Речева
я
культу
ра
Эмоциональ
но-образное
развитие
Навыки
кукловожде
ния
Основы
изобразитель
но-
оформительс
кой
деятельности
Основы
коллектив
ной
творческой
деятельнос
ти
За каждый критерий учащиеся получают:
3 балла – максимальный уровень.
2 балла – оптимальный уровень.
1 балл – достаточный.
Критерии оценки:
18 -16 баллов – максимальный уровень.
15-12 баллов – оптимальный уровень.
11 и ниже – достаточный уровень
17
18