Напоминание

«Психологический климат в классе: создание условий для эффективного обучения и комфортного пребывания обучающихся»


Автор: Ольга Викторовна Горских
Должность: учитель Технологии (Труд),Географии
Учебное заведение: МОУ"Некрасовская СОШ им. А.А. Лукьянова"
Населённый пункт: Тверской обл.Калининского МО
Наименование материала: Статья
Тема: «Психологический климат в классе: создание условий для эффективного обучения и комфортного пребывания обучающихся»
Раздел: среднее образование





Назад




Статья на тему:

«Психологический климат в классе: создание условий для эффективного

обучения и комфортного пребывания обучающихся»

Современная школа предъявляет высокие требования к качеству образования,

которое должно способствовать всестороннему развитию личности ребёнка. Одним из

важнейших компонентов успешности педагогического процесса является благоприятный

психологический климат в классе. Создание комфортных условий для учебы и социальной

активности оказывает положительное влияние на формирование положительных эмоций,

повышение самооценки и успешность академических достижений учащихся.

Понятие психологического климата

Психологический

климат

определяется

состоянием

взаимоотношений

между

членами

коллектива,

уровнем

взаимоподдержки

и

доверия

друг

другу,

общим

настроением группы и характером общения внутри неё. Благоприятный психологический

климат

характеризуется

спокойствием,

уверенностью,

доброжелательностью

и

открытостью,

тогда

как

неблагоприятный

сопровождается

напряженностью,

раздражительностью, конфликтами и стрессовыми ситуациями.

Значение психологического климата в образовании

Создание благоприятного психологического климата играет ключевую роль в

формировании устойчивого интереса к учебе, развитии творческого мышления и

социализации учащихся. Для многих ребят класс становится вторым домом, местом, где

формируются дружеские связи, развивается чувство ответственности и взаимопомощи.

Именно в атмосфере понимания и уважения дети способны раскрыть свои таланты и

проявить лучшие качества характера.

Благоприятный

психологический

климат

создает

комфортные

условия

для

реализации образовательных целей и положительно влияет на эффективность учебного

процесса.

Учащиеся

ощущают

себя

защищенными,

способными

справиться

с

поставленными задачами, испытывают удовлетворение от полученных результатов и

стремятся к новым достижениям.

Напротив, негативные проявления психологического климата приводят к снижению

работоспособности, ухудшению настроения, возникновению конфликтов и даже отказу от

участия в общественной жизни класса. Поэтому особое внимание учителя должны уделять

вопросам формирования положительного микроклимата в классе.

Факторы, влияющие на психологический климат

Существует ряд объективных и субъективных факторов, оказывающих

непосредственное воздействие на состояние психологического климата в классе:

Индивидуально-психологические характеристики участников: уровень тревожности,

агрессивности, неуверенности в себе, лидерских качеств и общительности.

Организационные факторы: степень организованности занятий, структура уроков,

форма подачи материала и методология обучения.

Коммуникативные

процессы:

межличностные

взаимоотношения

среди

одноклассников, формы взаимодействия учителя и учащихся, уровень конструктивного

сотрудничества.

Физико-гигиенические

условия:

оснащенность

кабинета

мебелью,

световым

оборудованием, средствами наглядности, порядок и чистота помещения.

Внешняя среда: отношение родителей к детям, социально-экономические условия

проживания семьи, культурные ценности региона.

Кроме того, значительное влияние оказывают мотивация учащихся, их желание

посещать занятия, интерес к предметам, понимание значимости приобретаемых знаний и

навыков, уважение и доверие к педагогу.

Рекомендации по улучшению психологического климата

Для поддержания благоприятного психологического климата рекомендуется

следующее:

Формирование доверительных отношений между учителем и учениками, поддержка

инициатив, поощрение активных форм учебной деятельности.

Организация интересных мероприятий, вовлечение детей в творческие проекты,

спортивные соревнования, конкурсы и игры.

Обучение

детей

правилам

общения,

основам

саморегуляции

и

разрешения

конфликтов.

Повышение роли самоуправления в организации внеклассных мероприятий,

проведение дискуссий, обсуждений проблем и вопросов.

Индивидуализация подходов к каждому ученику, учет их потребностей и

возможностей.

Развитие навыков рефлексии, обсуждение успехов и неудач, постановка реальных

целей и задач.

Постоянное наблюдение за изменениями состояния психоэмоционального фона,

своевременное выявление негативных тенденций и принятие мер по устранению

возможных рисков.

Регулярное взаимодействие с родителями, обмен информацией о поведении и

состоянии здоровья детей, совместные мероприятия.

Итоги

Психологический климат в классе имеет огромное значение для качественного

образовательного процесса. Учителя должны осознавать ответственность за создание

благоприятных условий для учения и роста учащихся, направляя усилия на улучшение

коммуникации, организацию интересного досуга и стимулирование творчества. Только в

таком пространстве ребенок сможет развиваться гармонично и уверенно двигаться вперед,

открывая новые горизонты своего будущего.



В раздел образования