Автор: Асташина Людмила Петровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ СИНЯВИНСКАЯ СОШ
Населённый пункт: Гп. Синявино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: История моей семьи в истории страны
Раздел: дошкольное образование
МКОУ «Синявинская средняя общеобразовательная школа» ДО
ПРОЕКТ «История моей семьи в истории страны».
Группа «Семицветик»
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА: 10 марта по 09 мая 2025г
ТИП ПРОЕКТА: творческо- исследовательский, долгосрочный,
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, воспитатель, логопед, родители.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: - Пробудить интерес дошкольников и их родителей к
истории своей семьи в истории и культуре своей страны, как фактор
духовного, нравственно-патриотического воспитания детей.
ЗАДАЧИ:
- Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; о
профессиях членов семьи, расширять знания детей о защитниках Отечества;
- Формировать элементарные знания детей о событиях в Великую
Отечественную войну;
- Расширить знания детей об истории главных городов нашей страны:
Москва, Санкт – Петербург, Волгоград;
- Уточнить знания детей о своей малой Родине;
- Воспитывать у детей уважение к историческому прошлому своего народа
- Воспитывать любовь и привязанность к семье, предкам, своему дому,
детскому саду, родной улице и городу, своей стране;
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную
деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
- Повышать уровень педагогической культуры родителей, их
заинтересованности в воспитании и развитии детей.
Актуальность проекта: заключается в том, что современные дети мало
знают о своей семье, родном городе, о своей стране. Сложившаяся непростая
ситуация в нашей стране привела к тому, что многие родители, решая
экономические проблемы, самоустранились от решения вопросов обучения и
1
воспитания детей. Современным родителям приходится нелегко из-за
нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах
дошкольной педагогики и психологии. Целью нашего проекта является
взаимодействие семьи и детского сада, как один из важнейших факторов
повышения качества воспитания
нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, которое
включает в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к
родному городу, к родной стране, сплочение семьи доступными ей
способами.
В последнее время мало кто интересуется генеалогией. Жизнь показывает,
что мы постепенно превращаемся в нацию «Иванов, не помнящих родства».
Дети с трудом могут вспомнить имена бабушек и дедушек, не знают, где
жили и чем занимались прабабушка и прадедушка. Вопрос же, откуда
начинается история их семьи, их рода, ставит в тупик не только детей, но и
их родителей. Если дошкольники будут знать историю своей семьи, своей
страны, то у них проснется интерес к истории малой Родины, повысится
уровень взаимопонимания в семье, ведь общее дело объединяет. Всё это
будет способствовать развитию таких моральных качеств, как чувство
патриотизма и гражданственности. Поэтому представленный проект является
важным и актуальным.
Проект «История моей семьи в истории моей страны» ориентирует на
взаимодействие
с
родителями:
родители
должны
участвовать
в
его
реализации, в создании условий для полноценного и своевременного
развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его
личности. Родители должны быть активными участниками образовательного
процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Работа в условиях
реализации новых ФГОС требует интеграции семейного воспитания и
дошкольного
образования,
изменения
стиля
и
форм
взаимодействия
дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать
выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника,
формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного
возраста.
2
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
Определение проблемы;
Постановка целей и задач;
Составление плана мероприятий по реализации проекта;
Подбор наглядно-иллюстративного материала;
Подбор художественной литературы в рамках проекта;
Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр;
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
Подборка стихов о родителях, родине, стране;
Подбор материала для продуктивной деятельности.
2 этап – основной:
Совместная деятельность детей и воспитателя:
Познавательное развитие
Беседы «Мама, папа, я дружная семья!», «История моей семьи», «Я
живу в России!», «Моя малая родина», «Москва- столица нашей
Родины», «
Герои нашего времени»; «Города –герои», «История нашей страны в
ВОв»;
Встреча с председателем Совета ветеранов Сусловой Н.Д.: «Разговор о
главном: «Моя семья» (27.03. в 10.00);
Интерактивная видеопрезентация «Путешествие по стране», «История
Древней Руси», «Великая отечественная война»
;
Просмотр сказки: «Мама для Мамонтенка»; «Сказка о Мальчише -
Кибальчише»; «Похождение жука-носорога»; «Солдатская каша»
Постановка р.н.сказки
«Репка». для показа детям младшей группы
Речевое развитие:
НОД
«Я живу в Синявино»
;
НОД «Моя мама лучше всех»;
НОД «Мой папа –лучший друг!»
НОД «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)»;
НОД «Что мы Родиной зовем?»;
НОД «Твое любимое место в поселке»;
Обсуждение рассказов В.Осеевой: «Волшебное слово», «Хорошее»;
Обсуждение пословиц и поговорок о семье, родине;
Разучивание пальчиковых игр «Семья», «Моя Родина», «Дом»;
Разучивание стихов и песен о родине, семье, дружбе;
3
Чтение художественной литературы:
В.Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Именинный
обед», «Бабушка отдыхает», «Самые ласковые руки»;
А.Барто «Как Вовка бабушек выручил», «Как Вовка стал старшим
братом, «Я живу в Москве»;
Л.Кассиль: «Твои защитники», «Москва», «Памятник солдату»;
А.Гайдар «Сказка о военной тайне»;
С.Алексеев «Дом», «Ночной таран»;
Рисование:
НОД с использованием ИКТ «Моя счастливая семья»;
НОД рисование «Люблю березку русскую»;
НОД рисование «Рисуем Победу»;
НОД рисование «Москва- столица нашей родины»;
НОД рисование «Земля - наш дом»
Лепка:
НОД (пластилинография) «Цветущий май»;
НОД (пластилинография) «Мое любимое животное»;
НОД по лепке: «Цветы для бабушки и мамы»;
НОД (пластилинография): «Вечный огонь»;
НОД по лепке: «Мой дом»;
Аппликация:
Создание плаката: «Земля – наш общий дом»;
НОД «Русская красавица»;
НОД «Сердце на ладони»;
НОД с использованием нетрадиционной техники «Весеннее дерево»;
НОД «Поздравительная открытка к 9 Мая».
Конструирование:
НОД «Дом для нашей семьи»;
НОД «Кремль»
Дидактические игры:
«Кто лишний»;
«Кем быть?»
«Кому что нужно для работы»
«Скажи по – другому
«Чем можно порадовать маму (папу, бабушку и т.д)»
«Домашний труд»;
«Семейное дерево»
4
«Ваши семейные путешествия»;
«Что можно купить за деньги и что нельзя?»;
«Ласковые словечки»;
«Дружная семейка»;
«Собери герб, флаг России»;
«Подбери пару силуэту»;
«Наша Родина»;
Сюжетно ролевая игра:
«Моя семья»;
«Путешествия»;
«Больница»;
«Магазин»;
«Отдых на море»;
Развлечения:
«Ярмарка народных игр»;
«День Земли» (22апреля)
«День Космонавтики»
Экскурсии:
Тематическая прогулка «Мой дом – Синявино» (2апреля);
Школьный музей Боевой Славы: «Герой нашего времени – Кравченко
Г.П» (3апреля);
Тематическая беседа в библиотеке «Семья –начало всех начал»
(19.03. в 11час);
Возложение цветов на захоронение поселка;
Работа с родителями:
Создание тематических уголков «Семья - дар», «Поклонимся великим
тем годам»;
Информация в родительском уголке «2025 – Год Защитника
Отечества»;
Буклеты «Семейные традиции»; «Как приобщить детей к нравственно-
патриотическому воспитанию?»;
Советы «Научите детей делать добро»;
Фотовыставка «Моя семья –моя сила»; «Посмотри, как хорош, край в
котором ты живешь…»;
Консультация «Самое важное в жизни ребенка – это семья»;
«Как
растить патриота»;
Папка – передвижка: «Что мы Родиной зовем?», «Никто не забыт.
Ничто не забыто»;
Выставка семейных поделок «Очумелые ручки» (апрель);
5
Выставка плакатов к 9 мая;(5 май)
Выставка семейных рисунков «Моя дружная семья» (26 марта);
Акция «Стена памяти»;
Стенгазета к 9 мая: «Мы помним, мы гордимся» (2мая);
Участие в митинге, посвященное Дню Победы на братском
захоронении поселка. (9мая);
3 этап – заключительный:
Презентация о проделанной работе.
(12 мая);
Музыкальная гостиная с детьми старших и подготовительных групп
«Песни, с которыми мы победили
»,
мастер – класс «Журавлик» (7мая
);
Возложение цветов к памятнику на братском захоронении.
Предполагаемые результаты:
Реализация проекта «История моей семьи в истории моей страны» повысит
уровень формирования положительного образа семьи:
- дети лучше узнают свои корни, узнают, что такое род, родословная, семья.
- будут проявлять любовь, заботу и уважение ко всем членам семьи;
- понимать значимость семьи в жизни каждого человека.
- в процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомятся с
семьями
воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного
воспитания.
- этот проект поможет родителям лучше познакомиться друг с другом,
поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое
общение родителей с детьми.
- на конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи дети познакомятся
с родным краем, начиная с того, что принято называть «малой Родиной» и
постепенно переходя к таким понятиям как Отечество, «долг перед
Родиной».
Вывод.
Взаимодействие с семьей в соответствии с ФГОС позволит обеспечить
оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в
условиях
ДОУ,
где
родители,
становясь
активными
участниками
общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя
хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад и приобретают всё
новые умения. Таким образом, взаимодействие с родителями является
важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как
оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие
детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного
6
образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального
партнерства - не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать
сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития
личности ребенка.
Дата старта проекта: 10.03. 2025г.
7