Автор: Лазарева Елена Александровна
Должность: преподаватель по классу классической гитары
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств Центрального района"
Населённый пункт: городской округ Тольятти
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Методы преодоления технических трудностей при исполнении полифонических произведений в классе гитары в детской школе искусств
Раздел: дошкольное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Центрального района» городского округа
Тольятти
Методическая работа
Методы преодоления технических трудностей
при исполнении полифонических произведений
в классе гитары в детской школе искусств
Составитель:
Лазарева Елена Александровна,
Преподаватель высшей категории
по классу классической гитары
МБУ ДО «Детская школа искусств Центрального района»
ТОЛЬЯТТИ 2025
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Полифонические произведения в репертуаре гитаристов в детской
школе искусств………..
1.1 Становление полифонического письма……………………….
1.2 Роль полифонических произведений в классе гитары в детской школе
искусств …………………………………………………..…..
Глава 2 Работа над полифоническими произведениями в классе гитары в
детской школе искусств………………………………………………
2.1 Технические трудности и методы их преодоления при исполнении
полифонических произведений………………………………..………………….
2.2 Методические рекомендации по преодолению технических трудностей
при исполнении полифонических произведений на гитаре, на примере
произведения И.С.Баха «Бурре» (ми-минор)………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………………
Приложения………………………………………………………………………
3
ВВЕДЕНИЕ
Полифония - одно из важнейших средств музыкальной композиции и
художественной выразительности. Многочисленные приёмы полифонии
служат разностороннему раскрытию содержания музыкального
произведения. Полифонические жанры в музыки являются не простыми в
освоении, требуют от исполнителя особого подхода, отличным от изучения и
исполнения гомофонно-гармонической музыки. Полифонические
произведения занимают большую часть гитарного репертуара. В первую
очередь гитара славится переложениями музыки Иоганна Себастьяна Баха,
также присутствуют переложения музыки, Джона Дауленда, Доменико
Скарлатти. Существует множество современных авторов написавших музыку
непосредственно для гитары, такие как: Игорь Рехин, Никита Кошкин.
Гитара имеет богатые технические и художественные возможности, а так же
имеет сходство с другим инструментом эпохи возрождения, лютней. На
которой в свою очередь и было написано множество полифонических
шедевров. Все выше перечисленное делает гитару отличным инструментом
для исполнения полифонических произведений.
Работа над полифоническими произведениями важная часть обучения
гитарному исполнительскому искусству. Важным и сложным разделом
полифонического мышления и в целом музыкального восприятия, то есть
способность расчленено, дифференцированно воспринимать (слышать) и
воспроизводить на музыкальном инструменте несколько сочетающихся друг
с другом в одновременном развитии мелодических линий, что способствует
осознанному исполнению полифонических произведений.
Гипотеза исследования: при грамотной организации обучения с
применением определенных методик, упражнений, организации
самостоятельной работы дома, чёткой дозировкой заданий и времени, с
учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, создание
атмосферы сотрудничества.
Объект исследования: процесс работы над полифоническими
произведениями в классе гитары в детской школе искусств.
Предмет исследования: методы работы над преодолением
технических трудностей при исполнении полифонических произведений.
Цель исследования: изучить методы преодоления технических
трудностей при исполнении полифонических произведений у обучающихся в
классе гитары в детской школе искусств.
Задачи исследования:
1. Проанализировать виды технических трудностей
2. Выявить методы преодоления технических трудностей
3. Составить методические рекомендации по преодолению технических
трудностей при исполнении полифонических произведений на гитаре, на
примере произведения И.С.Баха «Бурре» (ми-минор)
4
Технические трудности и методы их преодоления при исполнении
полифонических произведений
В музыкальной школе искусств, в начале обучения учащийся не сталкивается
с произведениями требующие нестандартного мышления. В большинстве
своем произведения по программе первого второго класса, достаточно
удобны аппликатурно и понятны в своем мелодическом строении. По этому
при начале работы с полифоническим произведением важно дать понять
учащемуся что необходимо уделить больше внимания содержанию
произведения, и на качественном уровне проработать все нюансы.
Так как полифония в основном играется во втором классе ученик уже
должен обладать многими базовыми навыками, такими как посадка,
постановка рук, умение играть на легато мелодические линии, так – же
игрались произведения гомофонного склада, где бас выполнял функцию
аккомпанемента
Остановимся на некоторых принципах относительно физиологии левой
и правой рук при исполнении полифонической фактуры на шестиструнной
гитаре. Поскольку исполнение на инструменте во многом является
процессом физического действия, то от его совершенства зависит результат
звучания. При исполнении полифонической ткани на гитаре музыканту
приходится столкнуться с рядом трудностей, которые как правило зависят от
физических свойств звука гитары, ее порядка, методов извлечения звука и
умения преодолевать эти трудности, зависит успех решения поставленных
композитором задач.
К одному из специфических моментов звука гитары относится резкая
атака звука в момент его извлечения и быстрое уменьшение амплитуды
колебания струны. Эта проблема имеет как объективные, так и субъективные
предпосылки. К объективным предпосылкам, прежде всего, относится
физические особенности звучания гитары. При атаки струны, амплитуда
колебаний быстро возрастает до максимального значения , затем несколько
спадает, в течение некоторого времени сохраняется практически постоянной,
и наконец колебания медленно затухает. У гитары специфика заключается в
том, что устойчивая фаза звучания (педаль), отвечающая за
продолжительность звук весьма короткая, и поэтому неопытные музыканты
не могут достичь певческой способности звука. Такая проблема возникает по
ряду причин. Заблуждения, затрагивающие способ извлечения звука.
Многие, как правило, выделяют роль удара, что звук на гитаре извлекается
посредством ударов по струнам кончиков пальцев. Подобный способ
извлечения звука приводит к укорачиванию устойчивой фазы звука (педали)
и при этом резкому возрастанию амплитуды колебания на стадии атаки.
Поэтому особая роль должна быть отведена с первых шагов обучения
извлечению звука с помощью ощущения тесного контакта пальцев со
5
струной. Э. Пухоль описывая фазы движения пальцев, замечает: «палец
прикасается к струне»
1
, об этом же говорит А. Фраучи «вообще нельзя бить
струну, когда начинаешь бить струну на «апояндо», мне хочется закрыть
уши. Гитара, которую бьют, это не та гитара, которую я проповедую…
только лишь дотронувшись до струны, вы имеете право на ней играть»
2
.
Это субъективная предпосылка, которая вряд ли играет решающую
роль в формировании инструментального звука у исполнителя. Говоря о
качестве звука, чаще всего обращают внимание на технические приемы: на
гитаре довольно трудно исполнять кантилену, необходимо очень тщательно
проработать ряд приемов, на основе которых можно добиться хорошей
кантилены: Легато, тремоло, глиссандо, вибрато. Кантилена также зависит от
способа извлечения звуков, плавного перехода позиций и от аппликатуры.
Комплекс всех названных приемов даст положительные результаты при
ежедневных и длительных занятиях. Если А. Иванов-Крамской
рассматривает эту проблему как овладение «комплексом приемов», то
большинство авторов: Ларичев, Кирьянов, Каркасси и т.д. об этом не
упоминают считая наличие качественного звука самим собой разумеющимся.
И никто не упоминает о важности наличия слуховых представлений.
Неумение слышать всей длины звука со всеми изменениями силы,
формирование звукоизвлечения в основе которого лежит удар, приводит к
тому, что длина звука становится недостаточной. Поэтому слуховые
установки и соответствующие им действия должны быть построены таким
образом, чтобы начальная и конечная фазы звука (атака и
продолжительность) были максимально ровными, а продолжительность
звука соответствовать длительности.
Очень важно приучать ученика с первых шагов овладения полифонией,
к ясности чередующегося голосов, четкости их исполнения и их окончания.
После усвоения простой имитации (повторения мотива другим голосом)
начинается работа над произведениями канонического склада, которые
построены на стреттной имитации, которая вступает до окончания мелодии.
В произведениях такого рода имитируется уже не одно предложение или
мотив, а все предложения или мотивы до конца произведения.
Особая роль в исполнении при игре на гитаре принадлежит левой руке,
но особое требование к точности и пластичности действий, предъявляет
именно полифонический материал, обеспечивая, таким образом, чистоту
игры. Также следует учитывать, что гитара щипковый инструмент, а
продолжительность звука ограничена, так как после атаки правой руки
амплитуда колебаний струны начинает уменьшаться, а затем полностью
прекращается. Когда в левой руке струна прижата, звучание струны
прекращается, как только палец прижимающий струну к грифу поднимается.
Поэтому ясна необходимость постоянного внимания исполнителя к
1
Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. –М.: Советский композитор, 1983. – 189 с.
2
Агафошин, П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре / П.С. Агафошин. – М.: Музыка, 2007. – 204 с. 3.
6
действиям пальцев левой руки, особенно при исполнении полифонических
произведений.
При работе с полифоническими произведениями необходимо понимать
то, что полифония требует к себе особенного подхода, поэтому первые
произведения, выбранные для работы, с первого взгляда могут показаться
простыми, относительно других пьес, с которыми знакомился учащийся. Так
же для знакомства с полифонией хорошо подойдут произведения лишь
использующие некоторые полифонические приемы. В этом есть
необходимость, поскольку подход к работе с полифоническим
произведением неизбежно будет отличаться. В этом параграфе будут
приведены примеры полифонических произведений по мере их усложнения.
В данном произведении, мы наблюдаем пример подголосочной
полифонии, Пьеса отлично подойдет для работы во втором классе школы
искусств. Поскольку имеет сдержанный, монотонный ритмический рисунок и
так же не должна является сложной в своей технической составляющее для
ученика второго класса. Здесь мы можем наблюдать два основных голоса,
которые поочередно являются главными. Так же присутствует
одновременное звучание обоих голосов. Так же интересна своей яркой кодой.
7
Здесь мы видим пример, произведения с использованием
полифонических приемов. Бас выполняет не только ритмическую функцию,
но и мелодическую в некоторых тактах. Так же наглядно и просто
продемонстрирована вариационная форма.
Ария (приложение 1) Произведение требует большого внимания к
аппликатуре как левой так и правой руки. Половинные длительности
встречаются здесь часто, и при этом так же играют роль мотива, а не
аккомпанемента, поэтому следует додерживать все голоса, и тщательно
подобрать аппликатуру. Стоит обратить внимание, что весь второй голос
настоятельно рекомендуется играть большим пальцем правой руки, для того
чтобы получить наибольшую выразительность и контрастность обоих
8
голосов. В этом произведении можно наблюдать большую
самостоятельность второго голоса, поэтому здесь особенно необходимо
поиграть и послушать оба голоса отдельно.
Данный Менуэт Баха (Приложение 2) очень часто играется в
музыкальных школах из – за своей интересной полифонической ткани,
красивой, запоминающейся мелодии, и относительную простоту и удобство
аппликатуры.
Верхний голос в данном менуэте наиболее ярко выраженный, нежели
нижний Он достаточно самостоятельный, поэтому очень хорошо звучит и в
отрыве от второго голоса. Отсюда следует важность проработки
артикуляционных моментов. Стремления фраз к сильной доли, все это
следует делать, играя голоса отдельно, пропевая голоса, подчеркивать
движение к сильной доли корпусом. Второй голос, хоть и выступает в
основном в роли аккомпанемента, следует следить за непрерывным
звучанием длинных нот, правильно подбирать аппликатуру.
Вторая часть данного произведения звучит выше, от этого появляются
технические трудности, тем не менее, при правильном подходе к
аппликатуре, все должно звучать так же ярко, как и в первом разделе.
Методические рекомендации по преодолению технических трудностей
при исполнении полифонических произведений на гитаре, на примере
произведения И.С.Баха «Бурре» (ми-минор)
В этой главе наглядно рассмотрим работу с полифоническим
произведением в классе гитары в детской школе искусств. Разберем
технические проблемы и методы их решения. Так же разберем
эмоциональную структуру произведения, и поработаем над интонацией и
построением фраз.
Произведение изобилует различными техническими приемами,
поэтому является подходящим для исполнения только в старших классах
школы искусств. Хоть мы и имеем очень типичную и очень удобную
тональность для гитары e – moll, произведение изобилует встречными
знаками, что зразу говорит о ее богатой тональной палитре, но делает ее не
дружелюбной к исполнителю со стороны аппликатуры. К тому же очень
частым требованием к этому произведению является его темп, хоть и в нотах
указанно Moderato (умеренно) название произведения говорит о его
принадлежности к очень энергичному танцу.
Исполнение этого произведения с первых же нот должно
демонстрировать яркий, выразительный характер, поэтому работа правой
руки должна быть предельно четкой. Необходимо обладать хорошей
техникой тирандо, для того что бы все мотивы были ясно слышны, и не
терялись на фоне непрерывно звучащего басом. Стоит сразу заметить, что
пьеса имеет затактовое строение, которое повторяется многократно. Здесь
очень важно понимать, что любой затакт имеет стремление к сильной доли
следующего такта. Интонационно же главный голос можно уверенно вести
9
по нотному построению, если связка нот направленна вверх то атаку следует
усиливать, аналогично и наоборот. Конечно же такие приемы игры (штрихи)
отрабатываются на гаммах, и на более простых произведениях, где главная
роль отдана только одному голосу.
Имея же дело с полифонией частой практикой является игра голосов
раздельно друг от друга для более ясного понимания интонации и
голосоведения каждой темы. И в данном случае это, конечно же, применимо,
но стоит заметить что из – за аппликатурных особенностей произведения
Постановка правой руки при игре одного голоса или же двух
неизбежно будет отличаться. Поэтому не обязательно заучивать каждый
голос отдельно, можно лишь обойтись игрой каждого голоса с листа.
Можно без труда заметить, что нижний голос данного
полифонического произведения не такой выразительный как первый, лишь
иногда он перенимает главную роль на себя. Но при этом его ритмический
рисунок очень плотный, и при отдельном рассмотрении хорошо слышна его
полифоническая красота. Эту красоту нужно стараться передать и при
исполнении двух голосов вместе. Этого достаточно просто добиться играя
нижний голос исключительно большим пальцем правой руки, тем самым
тембрально выделить его.
Вторая часть произведения по характеру не сильно отличается от
содержания первой части. Ритмически главная партия становится сложнее,
прерывистое построение фраз ведет к кульминации произведения.
Присутствует так же весьма сложный прием «трель» выполненный двумя
пальцами левой руки, стоит уделить ему особое внимание, так как трели
имеют большое значение в музыке Баха. Каждая часть произведения
играется два раза, тем самым лучше ощущается форма.
1
Приступая к работе над полифоническим произведением, стоит прежде
познакомить учащегося с ним. Исполнение педагогом выбранного
произведения, сопровождаемое некоторыми теоретическими
пояснениями – самая приемлемая форма ознакомления с пьесами в
младших классах. Так – же одной из форм ознакомления является
совместная игра педагога с учеником произведений 2-х голосного
склада. Если ознакомление происходит не как формальный процесс, а в
живой, увлекательной и вместе с тем доступной и полезной для ученика
форме, оно активизирует его творческую волю на выявление и
преодоление исполнительских трудностей.
2 Анализ произведения. Анализ нельзя слишком перегружать теорией .
Он должны быть напрямую связаны с самим исполнением.
Необходимо показать ученику, где проходит тема, как она изложена в
экспозиционной, средней и репризной частях, где противосложение и
как оно представлено. Необходимо обратить внимание на интермедию,
есть ли связки и как в них преобразуется основной материал. Вместе
разбором или сразу после него должна быть раскрыта музыкально-
смысловая роль отдельных элементов картины, например: Какой
10
характер у темы (Плавный, игривый, веселый) Такое начало работы
более доступно и интересно для ученика. Дальнейшая работа связана с
постоянно возникающими исполнительскими задачами в процессе
последовательного преодоления трудностей.
3
Части произведения – это не грубое разделение его на фрагменты. Оно
должно отвечать музыкально-смысловому принципу и исполнительским
возможностям ученика. Наметив сообща с учеником основные разделы
произведения, необходимо в пределах каждого из них выделить
отдельные меньшие части. В зависимости от сложности произведения,
способностей ученика, части могут быть различные по величине.
4. Работа над голосоведением начинается с тщательного воспроизведения
отдельных голосов в пределах самых коротких разделов произведения
с постепенным охватом все более крупных конструкций до
законченного раздела. Уже при работе над отдельными голосами
ученик должен услышать и раскрыть интонационную и ритмическую
характеристику мелодики и моменты естественно возникающих цезур
(явных и скрытых) в ее исполнении. Ученик продолжает
совершенствовать и корректировать звук через собственное слышание,
вводя первые динамические нюансы и штрихи. В двух голосных
произведениях эти моменты одинаково характерны для работы над
каждым голосом. Поняв роль каждого голоса каждой части
произведения, необходимо поработать над объединением голосов в
нем.
5. Работа с голосами неотделима от непосредственно связанного с ней
разбора аппликатуры. Непоследовательность, случайность в использовании
различных пальцев –результат своевременно не уяснённого им отношения к
аппликатурным приёмам. Воспитание самостоятельности в подборе
аппликатуры должна находиться в сфере пристального внимания педагога.
Прежде всего, следует обратить внимание на музыкально-смысловую роль
аппликатуры, её влияние на интонационную и ритмическую выразительность
звучания, на певучесть и плавность голосоведения. Правильная игра
полифонии –прежде всего игра с правильным ритмом.
6. Приступив к исполнению произведения в целом, необходимо
окончательно установить наиболее характерный для него темп, определить
общий динамический план трактовки. Этому должно сопутствовать
постепенное снятие отдельных преувеличений в нюансировке, которые были
порождены черновой работой в голосоведении. Но это не исключает
шлифовки деталей.
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из важных условий обучения игре на гитаре является
приобщение к миру полифонического творчества. Достижение
определенного уровня полифонической зрелости возможно при условии
постепенного, плавного наращивания знаний полифонических навыков.
Различные этапы работы требуют различные способы разучивания
музыкального произведения. Работа над полифоническими произведениями
И.С.Баха помогает понять мир глубоких музыкально-художественных
образов композитора. Изучение маленьких прелюдий Баха учениками
детских школ искусств развивает навыки исполнения полифонической
музыки и играет значительную роль в музыкальном образовании в целом.
Особенно важную роль играет работа слухового восприятия, которая
заключается в достижении звука, в умении вести мелодическую линию.
Перед педагогом, всегда стоит серьезная задача: научить любить
полифоническую музыку, понимать ее, с удовольствием работать над ней.
Важно создать благоприятную психологическую среду для занятий с
учеником. Проблема развития полифонического мышления и владения
полифонической фактурой актуальна и по сей день, требует специфической
реализации в технике обучения игре на гитаре, в выборе репертуара, в поиске
новых методов работы с учеником. Тщательная спланированная
систематизированная работа над полифонией позволяет развить комплекс
музыкальных способностей ученика, раскрыть его творческий потенциал,
глубже изучать культурное наследие, расширить кругозор учащихся, развить
их музыкальное восприятие и воображение, что в значительной степени
способствует общему психологическому развитию.
Подводя итоги стоит заострить внимание на особую важность включения
полифонии в гитарный репертуар. Перед педагогом, занимающимся с
учащимися любой степени подготовленности, всегда стоит серьезная задача:
научить любить полифоническую музыку, понимать ее, с удовольствием
работать над полифоническим произведением. Полифонический способ
изложения, художественные образы полифонических произведений, их
музыкальный язык должны стать для учащегося привычными и понятными.
Овладение полифонией много дает учащимся не только для
приобретения навыков исполнения полифонической музыки, но и для
музыкально-исполнительской подготовки в целом. Особенно значительна
роль работы над полифонией в слуховом воспитании, в достижении
тембрового разнообразия звучания, в умении вести мелодическую линию.
Бесспорную пользу приносит работа над полифоническими произведениями
в области технического мастерства; они вырабатывают точность, звучания,
воспитывают внимание к звукоизвлечению. Благодаря усиленной работе,
учащийся научится сознательно разбираться в полифонии и более рельефно,
выразительно и содержательно её исполнять. Ведь полифония –ключ к
овладению искусством игры на гитаре.
12
Список использованных источников и литературы:
1.
Агафошин, П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре / П.С.
Агафошин. – М.: Музыка, 2007. – 204 с. 3.
2.
Акопян, Л.О. Анализ глубинной структуры музыкального текста / Л.О.
Акопян. – М.: Практика, 1995. – 256 с.
3.
Дмитриева, Н.Н. Полифония в классе классической гитары (на примере
«24 прелюдий и фуг» Игоря Рехина) / Н.Н. Дмитриева // Классическая гитара:
современное исполнительство и преподавание: тез. II междунар. науч.-практ.
конф. 12-13 апр. 2007г.; ред.-cост. В.Р. Ганеев. – Тамбов: Гос. муз.-пед. ин-т
им. С.В. Рахманинова, 2007. – С.49-51.
4.
Илларионов, Д.Н. Гитара и полифонические циклы (на примере «24
прелюдий и фуг» для гитары соло Игоря Рехина) / Д.Н. Илларионов //
Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание:
междунар. науч.-практ. конф. 12-13 апр. 2005 г.; ред. И.Н. Вановская. –
Тамбов: Гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова, 2005. – С.21-25
5.
Калужский, В.М. Эволюция темы фуги в классической и современной
музыке: автореф. дисс. …канд. иск. наук: 17.00.02 / Калужский Владимир
Михайлович. – Л., 1983. – 26 с.
13
Приложение 1
i
Приложение 3
14
Приложение 2
15