Автор: Стрикаускас Оксана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №12"
Населённый пункт: город Фокино, Приморский край
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Театр, в который играют дети"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 12» ЗАТО Фокино
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МБДОУ «ЦРР – детский сад №12»
Протокол № 1
от «30» августа 2025 года
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий
Мельник С.А..
МБДОУ «ЦРР – детский сад №12»
Программа дополнительного образования детей
«Театр, в котором играют дети»
художественно-эстетической направленности
Возраст учащихся: 4 – 5 лет
Срок реализации программы: 1 год
Стрикаускас Оксана Михайловна
Воспитатель первой квалификационной категории
г.Фокино
2025г
РАЗДЕЛ № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы:
Театр – одно из самых демократичных и
доступных видов искусства для детей. Он помогает решить многие
актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Главное, театр
раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка. Дает реальную
возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и
детской психологии.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе.
Всякую свою выдумку, впечатление об окружающей жизни ребенку хочется
воплотить в живые образы и действия. Воспитательные возможности
театрализованной деятельности огромны. Участвуя в ней, дети знакомятся с
окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки.
Умело
поставленные
воспитателем
вопросы
побуждают
думать,
анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над
выразительностью
реплик
персонажей,
собственных
высказываний
активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Диалог
с
другим
персонажем
ставит
маленького
актера
перед
необходимостью четко, ясно, понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие
педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи
ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка
решительности, систематичности в работе, трудолюбия. Это способствует
формированию волевых черт характера. В результате ребенок познает мир
умом и сердцем. Выражает свое отношение к добру и злу. В нашем мире,
насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда,
ощущения беззаботного детства.
Направленность программы: художественно-эстетическая
Уровень освоения: базовый.
Отличительные особенности:
Отличительными особенностями данной
программы является её практическая направленность, реализуемая через
участие детей в различных формах театрализованной деятельности, а также
использование современных информационно-коммуникативных технологий
в образовательном, воспитательном и развивающем процессах.
Адресат программы:
Данная дополнительная образовательная программа
рассчитана на детей в возрасте от 4 до 5 лет, посещающих образовательное
учреждение. Программа реализуется на базе Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка -
детский сад № 12» городского округа ЗАТО Фокино (МБДОУ «ЦРР -
детский сад № 12» городского округа ЗАТО Фокино).
Программа предусматривает работу группы в количестве 10 – 15
человек.
Срок реализации программы - 7 месяцев (с ноября - по май) - 52
занятия: 2 занятия в неделю, 7-8 занятий в месяц.
Режим занятий: занятия проводятся в первую либо во вторую половину
дня, длительность занятия зависит от возрастной категории обучающихся - у
детей 4-5 лет длительность занятия составляет не более 20-25 минут.
1.2 Цель и задачи программы
Цель рабочей программы — развитие творческих способностей детей
средствами театрального искусства.
Задачи программы:
Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения в театре;
- Воспитывать партнерские, дружелюбные отношения в игре;
- Воспитывать умения эмоционально и выразительно общаться;
-
Воспитывать
артистические
качества,
способствовать
раскрытию
творческого потенциала;
- Воспитание коммуникативных способностей детей.
Развивающие:
- Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности;
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,
фантазию, образное мышления;
-Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный
сигнал;
-Развивать пластическую выразительность и музыкальность;
-Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
-Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
Образовательные:
- Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок;
- Учить разыгрывать стихи, песенки, потешки, мини-сценки;
- учить согласовывать свои действия с другими детьми;
-учить отображать различные эмоции, настроения;
- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных
видов.
1.3 Содержание программы
Период
обучения
Название раздела, темы
Количество занятий
Форма
аттестации /
контроля
Всего
Теория
Практика
1ый
ноябрь
Театральная игра 2зан.
Ритмопластика 2 зан.
Культура и техника речи 2зан.
Работа над этюдами 2зан.
2
2
2
2
0
2
2
2
2
Итоговый
показ
2ой
декабрь-
январь
Театральная игра 4 зан.
Ритмопластика 4 зан.
Культура и техника речи 3 зан.
Работа над этюдами 3 зан.
4
4
3
3
0
4
4
3
3
Итоговый
показ
3ий
февраль-
март
Театральная игра 4 зан.
Ритмопластика 4 зан.
Культура и техника речи 4 зан.
Работа над этюдами 4 зан.
4
4
4
4
0
4
4
4
4
Итоговый
показ
4ый
апрель-май
Театральная игра 4 зан.
Ритмопластика 4 зан.
Культура и техника речи 4 зан.
Работа над этюдами 2 зан
4
4
4
2
0
4
4
4
2
Итоговый
показ
Театральная игра
Ритмопластика
Культура и техника речи
Работа над этюдами
Всего:
14
14
13
11
52
0
52
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
1.Воспитанники научатся строить простейший диалог;
2.Воспитанники будут стремиться произносить скороговорку в разных
темпах;
3.Воспитанники научатся действовать согласованно;
4.
Воспитанники
научатся
имитировать
характерные
движения
сказочных животных.
5.Воспитанники научатся разыгрывать сценки по знакомым сказкам,
стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов
театров, элементов костюмов, декораций;
6.Воспитанники будут стремиться
выступать перед сверстниками,
родителями.
РАЗДЕЛ
№
2.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
2.1.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
занятия проводятся в групповой
комнате. В группе оформлен театральный уголок: ширма, шапочки героев
сказок, несколько комплектов настольного театра, куклы бибабо, уголок
ряженья с элементами одежды, музыкальный центр, флешка с песнями и
музыкой, картинки.
2.2.
Оценочные материалы и формы аттестации
3.
Для определения уровня усвоения обучающимися планируемых результатов
используется мониторинг освоения детьми содержания дополнительной
образовательной программы с помощью игровых заданий, карта учета
достижений. По реализации дополнительной образовательной программы
«Театр – творчество – дети»- проводится открытое занятие для родителей.
2.2.
Методические материалы.
Детям предоставляется возможность с первых же дней занятий быть
активными, уверенными в себе, т.е. создается ситуация успеха. Учебный
материал преподносится легко и доступно, дети с удовольствием
включаются в игровой процесс.
Для успешной реализации программы используются различные
педагогические технологии:
•
игровые,
так
как
ведущей
деятельностью
для
детей
дошкольного возраста является игровая;
•
информационно-коммуникативные
-
обеспечивают
наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию
нового, представляют новые возможности добычи информации;
•
технологии деятельностного метода, развития критического и
творческого
мышления,
которые
обеспечивают
самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся
знаний и опыта ребенка.
Для малышей создается обстановка непринуждённости, спокойствия,
легкости в общении и в то же время заинтересованности.
когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно,
как бы само собой. Используя различные методы, формы и приёмы
обучения воспитанников необходимо стараться, чтобы у детей желание
учиться не погасло из-за первых же трудностей, а превратилось в желание к
преодолению препятствий, своего неумения, в устойчивый познавательный
интерес.
2.4. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
1 год
Продолжительность учебного года, неделя
27
Количество учебных дней
54
Продолжительность
учебных
периодов
1 полугодие
01.11.2024 -31.12.2024
2 полугодие
13.01.2025-30.05.2025
Возраст детей, лет
3-4
Продолжительность занятия
15-20 минут
Режим занятия
2 раза / неделю
Годовая учебная нагрузка, час
54
2.5 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
Месяц
Раздел
Тема
Теория
Практика
Всего
занятий
Ноябрь
Театральная игра
2зан
Ритмопластика 2зан.
Культура и техника
речи 2зан
Работа над этюдами
2зан
1
.Знакомство с театром.
(Щеткин)
Потешка
«Кисонька-
Мурысонька». (Петрова)
2. Отгадай, кто
же я?
(Щеткин 14)
1
.Посмотри, кто в
гостях! (Петрова 7)
2.Ритмичное эхо
(музыка)
1.
Пойми меня (Щеткин
15)
2.
«Игра
со
свечой»,
«Кораблики»
1.»Где мы были мы не
скажем, а что делали
покажем» (щеткин 16)
2. «Тише»
2
2
2
2
Декабрь
Театральная игра
2
зан
Ритмопластика 2зан.
Культура и техника
речи 2зан.
1.Импровизация
р.н.сказки «Репка» (18)
2. Репетиция пьесы
«Репка» ( Щеткин 20)
1.Быстрее-медленнее
2.Солдатский марш
1.Игра «Самолет»,
«Чудо-лесенка»
2.Игра «Эхо», «Вьюга»
2
2
2
Работа над этюдами
2зан.
1. «Иди ко мне»,
«Уходи», «До свидания»
2. «Сосулька», «Спящий
котенок»
2
Январь
Театральная игра
2зан
Ритмопластика 2зан
Культура и техника
речи 1зан
Работа над этюдами
1зан
1. Театрализованная
игра «Колобок» (Щеткин
23)
2.»Кто в гости пришел?»
(Петрова 16)
1. «Замри»
2. «Ветер дует»
1.Игра «Веселые стихи»
(Щ. 38)
Разыгрывание
стихотворного
текста
(Петрова 18)
1.»Лисичка
подслушивает»
2
2
1
1
Февраль
Театральная игра
2зан
Ритмопластика 2зан
Культура и техника
речи 2зан
1. Театрализованная игра
«Теремок» (Щеткин 24)
2. Игры-стихи
(обыгрывание)
1»Самолеты и бабочки»
2. «Великаны и гномы
»
1
.Игра со звуками. Игра
«Ходим кругом»
2. Мяч эмоций
2
2
2
Работа над этюдами
2зан
1. «Вкусные конфеты»
2. «Медвежата
выздоровели»
2
Март
Театральная игра
2зан
Ритмопластика 2зан
Культура и техника
речи 2зан
Работа над этюдами
2зан
1
.
«Сказка
о
глупом
мышонке»
просмотр,
повторение
отдельных
фраз (Петрова 23)
2.Прятки
1
.Пальма»,
Мокрые
котята»
2. «Буратино и Пьеро»,
«Не ошибись
»
1.»Диалогические
скороговорки»
2.Игровая викторина по
стихам А.Барто (Петрова
12)
1.»Прогулка
к
реке»
(Петрова 24)
2. «Два веселых гуся»
(Петрова 24)
2
2
2
2
Апрель
Театральная игра
2зан
Ритмопластика 2зан
Культура и техника
речи 2зан
1.Разыгрывание мини-
сценки «Ёж и лиса»
(Петрова 26)
2.Пальчиковая игра
«Колобок»
1
.Снеговик тает»,
«Змеи»
2.Мельница»,
«Паровозики»
1.Чтение чистоговорок
2.Речевое упражнение
«Самолет», «Поезд»
2
2
2
Работа над этюдами
1зан
(Петрова 13)
1.»Новая кукла»
1
Май
Театральная игра
2зан
Ритмопластика 2зан
Культура и техника
речи 2зан
Работа над этюдами
1зан
1 Мини-сценка
«Полянка» (Петрова 29)
2. Мини-сценка
«Пчелки и медведь»
Игра- танец «Паучок»
(Петрова 31
)
1.Шея есть, шеи нет»,
«Закрыть книжку,
раскрыть», «Новая
кукла».
2. В стране гномов
1.Речеве упражнение
«Лошадка». Х/и «Ай
люли, ай люли! (Петрова
14)
2.Пальчиковая игра
«Дружат наши
пальчики». Игра с
движением «Веселые
зайчата» (П.15)
1.После дождя
2
2
2
1
.
Итог
52