Автор: Кремлева Кристина Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества" Камышловского городского округа
Населённый пункт: Камышлов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интерактивная лекция-игра для 7-9 классов: "Твоя сцена: как выразить себя через искусство"
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Камышловского городского округа
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
интерактивной лекции-игры для учащихся 7-9 классов
Тема: «Твоя сцена: как выразить себя через искусство»
Автор: Кремлева Кристина Игоревна
педагог дополнительного образования
Камышлов, 2025
2
Аннотация
Данная
методическая
разработка
представляет
собой
сценарий
интерактивного занятия, направленного на раскрытие творческого потенциала
подростков
через
театральные
техники.
Занятие
построено
в
формате
динамичной игры, где участники через практические упражнения знакомятся
с
базовыми
инструментами
актера
(тело,
голос,
воображение),
учатся
выражать эмоции и взаимодействовать в команде. Акцент делается на снятие
психологических
зажимов,
развитие
эмпатии
и
уверенности
в
себе,
демонстрацию доступности театрального языка как средства самовыражения.
Хронометраж: 30 минут
Цель: показать, что театр и сцена — это крутой и доступный способ понять
себя, свои эмоции и быть услышанным.
Задачи:
1. Снять зажимы и страх "быть на виду".
2. Дать попробовать основные инструменты актера: тело, голос, воображение.
3. На практике показать, как можно выразить разные эмоции и состояния.
Материалы: музыка, проектор для одного слайда, несколько
реквизитов
(например, обычная палка, которая может стать мечом, гитарой или удочкой).
---
Ход лекции (30 минут)
Блок 1: Разминка-энерджайзер "Включаем тела!" (5 минут)
(2 минуты) Знакомство в движении
Ведущий: Привет! Давайте начнем не с имен, а с движений. Сейчас каждый
по кругу сделает одно движение, которое отражает его текущее настроение.
Например, вот так: «Я — Саша, и я вот так рад вас видеть!» (показывает
прыжок или широкий жест). Все хором повторяют движение и имя! Поехали!
Что происходит: Быстрое, веселое знакомство, мгновенное включение тела,
снятие напряжения.
3
(3 минуты) "Зеркальный бой"
Ведущий: А теперь разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга. Один
— ведущий, второй — его зеркальное отражение. Задача — повторять все
движения максимально точно. А теперь самое сложное... мы уберем ведущего!
Старайтесь
двигаться
синхронно,
чувствуя
друг
друга.
Попробуйте
поменяться ролями без слов.
Что происходит: Развитие эмпатии, невербального контакта, внимания к
партнеру.
---
Блок 2: Главная часть "Три суперсилы актера" (20 минут)
Суперсила №1: Голос. "Звуковые бои" (7 минут)
Ведущий: Голос — это ваше супероружие. Им можно не говорить, а рисовать!
Одна и та же фраза может звучать как угроза, мольба или шутка".
Упражнение "Эмоциональная считалочка" (3 минуты)
Ведущий: Все вместе хором проговорим простую фразу: «Дважды два —
четыре». А теперь скажем это:
⎯
Как радостная новость, которую кричишь другу через всю улицу!
⎯
Как самый страшный секрет, который боишься произнести.
⎯
Как скучный урок, который отвечаешь у доски.
⎯
Как вопрос от гения, который усомнился во всём".
Упражнение "Озвучка мема" (3 минуты)
Вызывается до 5 добровольцев
Ведущий: Для каждого из вас на экране будет появляться мем. Ваша задача
—
озвучить
его
согласно
заданию
из
карточки.
Сделать
это
нужно
максимально выразительно, используя голос!
1. Мем: «Плачущий кот»
(Фото грустного кота )
Задание
для
озвучки
№1:
Драматический
сериал,
например,
"Слово пацана":
2. Мем: «Усмиряй себя»
(Кот в белом одеянии с надменным
и подозрительным выражением
морды)
Задание для озвучки №1: Злодей из
аниме или фильма:
4
(Глубокий, надтреснутый голос, с
паузами)
Текст: «И вот я сижу... один. На душе
пустота.
Она
сказала,
что
ушла
навсегда...
Забрала
не
только
свои
вещи, но и мой корм. Я больше не
могу.»
Задание для озвучки №2: Репортаж с
футбольного матча:
(Быстро, эмоционально, на
повышенных тонах)
Текст: «Игра идёт уже 89-ю минуту!
У
«Котов»
последний
шанс!
Мяч
летит в пустые ворота! О, БОЖЕ! Он
промахивается!
Смотрите
на
лицо
главного нападающего! Это просто
катастрофа! Какая неудача!»
(Спокойный, но ядовитый, полный
уверенности в себе голос)
Текст: «Так ты думаешь, ты сильнее
меня? Ты веришь, что твоя правда
важнее моей? Смешной человечек...
Я
позволил
тебе
дойти
до
этого
места. Просто чтобы посмотреть, как
ты будешь ползать у моих ног.»
Задание
для
озвучки
№2:
Блогер,
делающий обзор на еду:
(Приторно-сладкий,
ироничный
голос)
Текст: «Ну что, друзья, смотрим на
этот
так
называемый
«домашний
чизкейк»...
Видите
эту
структуру?
Она
говорит
сама
за
себя.
И
ты
предлагаешь
мне
ЭТО...
съесть?
Усмиряй свои кулинарные порывы,
дорогой мой.»
3. Мем: "Жду воплей"
(Скелет, сидящий на стуле (из
"Пиратов Карибского моря")).
Задание для озвучки №1: Учитель в
конце четверти:
(Неторопливый, усталый, почти
безучастный голос)
Текст:
«Итак,
дети,
домашнее
задание на каникулы... Сочинение на
два листа, проект и вот этот список
литературы. Да, я знаю, что каникулы
всего
неделю.
Жду
ваших
возмущений. Я привык ждать.»
Задание для озвучки №2: Голос из
видеоигры, финальный босс:
(Металлический, эхо-эффект,
многоголосье)
Текст:
«Ты
прошёл
через
все
испытания...
Победил
моих
лейтенантов...
И
теперь
ты
здесь.
Передо
мной.
Прекрасно.
Я
ждал
этого
момента
тысячелетиями.
4. Мем: «Девушка, кричащая на
кота»
(Две картинки: слева — девушка
что-то гневно говорит, справа —
растерянный кот за столом.)
Задание для озвучки: Озвучить обе
картинки как один диалог в стиле
«Мексиканского сериала»:
Девушка (с преувеличенной драмой):
«Ты думал, я не узнаю? Ты ел мою
рыбу! Смотрел мне в глаза и вилял
хвостом,
а
сам
планировал
это
чудовищное предательство!»
Кот (растерянно и невинно):
«Но... но я же просто кот! Я даже
не
помню,
о
какой
рыбе
ты
говоришь!
Посмотри
на
мою
мордочку,
разве
я
способен
на
ложь?»
5
Покажи мне, на что ты способен. Жду
твоих атак.»
5. Мем: «Неуместный Ромео»
(Девочка с хитрой улыбкой на фоне
горящего дома)
Задание для озвучки №1: Голос за
кадром в трейлере к триллеру:
(Шёпотом, с придыханием)
Текст:
Они
думали,
что
это
был
несчастный случай... Они ошибались.
В её улыбке таилась тайна. Тайна,
которая сожжёт их мир дотла.»
Задание для озвучки №2: Радостный
обзорщик игрушек/гаджетов:
(Очень
энергично,
на
высокой
скорости)
Текст:
«Всем
привет!
Сегодня
тестируем
НОВЫЙ
ОГНЕМЁТ!
Смотрите,
какой
у
него
дизайн!
Какой функционал! Вам понравится?
О да! Посмотрите на моё лицо! Вам
всё станет сразу понятно! Это просто
БОМБА!»
Суперсила №2: Тело. "Пантомима Тик-Тока" (7 минут)
Ведущий: Ваше тело может стать кем и чем угодно. Сейчас мы это проверим
без единого слова.
Упражнение "Великие превращения" (3 минуты)
Ведущий: У меня в руках обычная палка. Кто хочет показать, во что она может
превратиться за 10 секунд?"
Участники выходят и показывают: меч, зубную щетку, удочку, гитару,
скрипку, швабру.
Акцент на том, чтобы действие было понятно без слов.
Упражнение "Живые скульптуры" (3 минуты)
Ведущий: Разбейтесь на группы по 3-4 человека. Ваша задача — изобразить
живую скульптуру на тему:
6
«Первый день летних каникул»
«Мем «Это провал»»
«Групповое селфи».
У вас ровно 1 минута на подготовку!
Суперсила №3: Воображение. "Импровизационный баттл" (6 минут)
Ведущий: Самое главное — это наша фантазия. Она помогает оживить любой
сюжет. Сейчас мы устроим мини-сериал!
Упражнение "Да, и..." (5 минут)
Вызываются 3-4 добровольца.
Правило одно: Начинаешь свою реплику с «Да, и...», принимая идею
партнера и развивая ее.
Завязка сюжета:
Ведущий дает первую фразу.
«Итак, вы застряли в лифте»
«Вы обнаружили портал в другую галактику на школьной столовой...»
«Вы — супергерои, но ваша суперсила — это способность говорить на языке
котов».
Что происходит: Быстрая, смешная и непредсказуемая сцена, где главное —
не бояться и поддерживать партнера.
---
Блок 3: Финал-рефлексия "Что было по-настоящему?" (5 минут)
(3 минуты) Обсуждение в кругу
Ведущий задает вопросы, участники отвечают с мест или по желанию:
«В каком упражнении вам было проще всего выразить себя? В каком
сложнее?»
«Когда вы чувствовали себя наиболее свободно?»
«Как вы думаете, где в жизни вам могут пригодиться эти «суперсилы» — не
на сцене, а в обычной жизни? (например, чтобы убедительно попросить
родителей о чем-то, чтобы поддержать друга, чтобы лучше объяснить тему у
доски)».
Ключевой
вывод
ведущего:
«Сегодня
мы
на
практике
убедились,
что
сценическое искусство — это не про зазубренные тексты и парики. Это про
вас. Про ваши эмоции, вашу фантазию и вашу способность быть разным, но
7
всегда настоящим. Это инструмент, который помогает понять себя и быть
услышанным. Сцена ждет не идеальных, а смелых!»
(2 минуты) На прощание: "Эмоциональный поклон"
«Давайте закончим нашим общим спектаклем. По моей команде мы все вместе
сделаем поклон. Но не простой, а... торжественный /смешной /драматичный/
космический! Спасибо вам, вы были прекрасными партнерами!».
Ожидаемые результаты:
Участники снимут первоначальное напряжение, познакомятся с базовыми
актерскими
техниками,
получат
позитивный
опыт
самопрезентации
и
публичного
выступления,
укрепят
навыки
командного
взаимодействия
и
невербальной коммуникации.