Автор: Прудникова Вера Николаевна
Должность: директор
Учебное заведение: МКОУ Травнинская основная общеобразовательная школа
Населённый пункт: Курганская обл Мокроусовский р-он с Травное
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание учащихся через краеведческую работу в школе
Раздел: среднее образование
Прудникова Вера Николаевна, директор
МКОУ Травнинская основная общеобразовательная школа Мокроусовский
муниципальный округ Курганской области
Из опыта работы
«Патриотическое воспитание учащихся через краеведческую работу в
школе»
Корни человека - в истории и традициях его народа, в прошлом родного
края. История учит человека любить свой народ, землю, на которой он живет.
У любого народа, должны быть четыре корня, как четыре матери: родная
земля, родной язык, родная культура, родная история.
А ведь именно благодаря этим четырём корням, нашему народу удавалось
выходить из самых сложных ситуаций в тяжелые периоды своей истории.
Поэтому
задачей
педагогов
МКОУ
Травнинская
основная
общеобразовательная школа является возрождение высоких гражданских
чувств. И начинать эту работу лучше с родного порога. С малой родины. Мы
не сумеем развить у ребёнка любовь к Родине, не пробудив у него любви к
деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать в
школьнике любовь к народу, не научив его любить окружающих: своих
сверстников и взрослых.
Выделяем три уровня краеведческой познавательной работы учащихся:
1. Получение готовых знаний о крае, школе, селе со слов учителей, жителей
села.
2. Самостоятельное приобретение знаний. Их источниками являются
литература о родном крае, публикации в местной периодической печати,
материалы музея, сети Интернет и т.д.
3. Изучение истории родного края в ходе углубленного поиска, когда ребята
выступают в роли исследователей. Обычно такой работой занимаются члены
краеведческого кружка.
В школе накоплен богатый опыт в плане краеведческой работы,
патриотического воспитания детей. Важнейшей задачей для нас стали не
отдельные мероприятия, а продуманная система приобщения учащихся к
культурным ценностям. Краеведение способствует духовному обогащению
ребенка,
проявлению
его
лучших
качеств:
доброты,
отзывчивости,
милосердия.
Эта
работа
стала
неотъемлемой
частью
педагогической
деятельности школы.
В решении задач патриотического воспитания большое значение имеет
музей. Музей - это дверь в прошлое и окно в будущее.
Он является важным элементом социализации, во взаимодействии с которым
создаются условия для духовно-нравственного развития и воспитания. Наши
дети гордятся тем, что живут в селе с удивительной, интересной историей,
что их личная история и история их семьи являются частью истории родного
края.
В школе создан музей, большая часть информации посвящена истории
школы, собран материал об участниках Великой Отечественной войны,
создан
Бессмертный
полк,
о
знаменитых
земляках,
о
совхозе
«Большекаменский», идет сбор информации об участниках СВО. Оформлен
стенд «Курганская область приглашает», создали
видеоролики «Село
Травное», «Травное осенью», «Родина», интерактивную
игру «Народы
Курганской области». Настольная познавательная игра «Народы Курганской
области» была подарена нашей школе ресурсным центром «Содействие» г.
Курган (на средства Президентского фонда культурных инициатив.)
В рамках туристско-краеведческой работы проводятся походы и экскурсии.
(Лес, парк, по улицам села, зерносклад, машино – тракторная мастерская).
Мы организуем и выездные экскурсии: районный краеведческий музей,
областной краеведческий музей, художественный музей, музей МЧС
(история возникновения пожарной охраны в Курганской области), музей
декабристов, на курганский машиностроительный завод .
Каждая
экскурсия - это огромное количество встреч с удивительными
людьми, изучение традиций, прикосновение к прошлому и настоящему
родного края.
Учащиеся нашей школы - активные участники и победители районных
краеведческих чтений, исследовательских и творческих работ. 2023г – 3
место, 2024г – 1 место, 2025 – 2 место. 2024г –участие в областном конкурсе,
получили
сертификат.
«Моя родословная», «Труженики тыла», «Мои знаменитые земляки», «Война
в жизни моей семьи», «Совхоз Большекаменский в период коллективиации»
темы проектной деятельности учащихся. Не отстают от своих старших
товарищей и учащиеся начальной школы. В год Победы в муниципальном
конкурсе «Старт в науку» приняли участие 2 ученицы 3 класса и одна из 4.
Они изучали историю своей семьи и на конкурсе защищали проект о своих
прабабушках и прадедушке. Результат: 2 вторых места и 1 - первое
Стержнем нашей
работы
стали коллективно-творческие дела. В них
участвуют ученики, учителя, родители, работники сельского дома культуры
и библиотеки, ветеранская группа села. Фестиваль «Народы Курганской
области», «Курганская область в годы ВОВ», «Образование Мокроусовского
района», «История моей семьи», «Известный земляк - ХЛЕБОРОБ» Это
большие массовые мероприятия, которые запомнятся надолго всем.
Знакомство с известными земляками – это ещё одно из направлений
краеведческой работы. Андрей Ветров – наш выпускник, поэт, участник
СВО. Своим
творчеством Андрей воспевает родное село, любимых
земляков. Чтение стихов в исполнении учениц 7 класса на муниципальной
акции «Мы вместе», рассказ о Ветрове учителем истории Евдокимовой Н.
В., исполнение песни «Идут герои» педагогами со сцены дома культуры
надолго запомнятся и учащимся, и жителям села.
Известно, что пережитое и усвоенное в детстве отличается большой
психологической устойчивостью. Поэтому чувство любви к родине следует
пробуждать с детства, тогда яркие, незабываемые впечатления останутся в
детской памяти на всю жизнь.