"Нравственно – патриотическое и духовное воспитание детей на основе русских народных сказок через мини - музей".
Автор: Мамаева Гульнара Пирмагомедовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС№8 "Снеговичок" Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область. Наименование материала: Проект Тема: "Нравственно – патриотическое и духовное воспитание детей на основе русских народных сказок через мини - музей". Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Снеговичок» г. Нижневартовска
ПРОЕКТ
«Нравственно – патриотическое и духовное воспитание детей на основе
русских народных сказок через мини - музей».
Составила: воспитатель
Мамаева Гульнара Пирмагомедовна
Г Нижневартовск
«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря
которым человек не может не делать добра, то есть учит
сопереживать, а также формировать языковую культуру
ребенка». В.А. Сухомлинский
Актуальность
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.
Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей
неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать
богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у
подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо
всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с
детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек
вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте,
богатстве своего родного края?
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни
общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего
народа, к его вековым корням.
Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В
развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с
русскими народными сказками, которые Л. Толстой называл «кладезем
мудрости народа».
Наблюдая за детьми я выявила, что дети не умеют общаться друг с другом,
проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться
игрушками. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А
именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных
качеств человека.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к
Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные
народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму
ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь,
идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому,
что она – творение народа. Сказка является одним из ведущих компонентов
устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко
выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические
идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.
Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и
дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без
труда вытащить рыбку из пруда», жадность и другие человеческие
недостатки.
В младшей группе основное внимание уделяется речевому развитию :
наполнение и обогащение словаря на основе расширения знаний и
представлений окружающей ребенком жизни. В младшей группе необходимо
научить различать предметы по существенным признакам, правильно
называть их отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?» видеть особенности
предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также
действия, связанные с игрушками - животными, с их состоянием с
возможными действиями человека (что делает? и что с ним можно делать?)
Дети младшей группы должны постоянно слышать правильную речь
взрослых, различать на слух громкость и скорость, темп речи, находить
ошибки в речи окружающих. При чтении сказок необходимо обращать
внимание детей на выразительную сторону речи, дать образец интонации. В
настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой
деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в
детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции.
Поэтому возросла необходимость заниматься и проблемами речи ребенка.
Одной из современных технологий, направленных на развитие речи также
является сказка.
А. Михайлова пишет: « На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы
успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду
окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка».
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или
развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков:
воспитывать в ребенке все самое доброе и вечное.
План работы по подготовке проекта.
1.На основе проблемы поставить цели и задачи проекта.
2.Создавать условия для нравственно – патриотического, духовного развития
ребенка.
2.Сбор необходимого материала для реализации проекта.
3. Пополнение музея в группе персонажами из сказок и разными видами
театра.
4.Вовлечение детей и родителей для достижения поставленной цели.
Цель проекта:
Показать возможность и эффективность формирования у детей младшего
дошкольного возраста основ нравственно-патриотического знания через
сказку.
Задачи:
1.Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными
сказками. 2.Формировать умения детей внимательно слушать или
смотреть сказку, учить эмоционально воспринимать
3. Помогать усвоению детьми нравственно – патриотических, духовных
категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда,
бескорыстие – жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой
жизни.
Объект исследования: Воспитание нравственных качеств у детей младшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования : Сказка как средство воспитания нравственных
качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Тип проекта: Краткосрочный.
Продолжительность проекта : (03.10.2016 – 31.10.2016)
Участники проекта: воспитанники 1 младшей группы, педагоги и родители.
Ожидаемый результат. Дети:
- знают русские народные сказки, выделяют и называют характерные
признаки персонажей;
- эмоционально и активно воспринимают сказку, участвуют в рассказывании,
находят средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;
- чувствуют и понимают эмоциональное состояние героев, вступают в
ролевое взаимодействие с другими персонажами, интонационно
выразительно воспроизводят слова и фразы из текста в процессе игр –
драматизаций;
- отображают свои впечатления в творческой деятельности: совместно со
взрослым создают сказочный сюжет в рисунке, наклеивают готовые формы,
лепят элементарные сказочные персонажи.
План реализации:
03.10 - 07.10 «Читаем, смотрим и слушаем сказку»
Восприятие художественной литературы, просмотр, рассматривание
иллюстраций:
- «Колобок»;
- «Теремок»;
- «Три медведя»;
- «Кот, петух и лиса»
- «Маша и медведь
Итог недели: викторина «В мире много сказок».
10.10 - 14.10 «Играем в сказку»
Игры – драматизации, инсценировки, театрализованная деятельность:
- «Волк и семеро козлят»;
- «Репка»;
- «Курочка Ряба»;
- «Маша и медведь»
- «Колобок»
Итог недели: спортивное развлечение «Путешествие в мир сказок»
17.10 - 21.10 «Мастерим сказку»
Художественная мастерская:
- Рисование / раскрашивание: «Колобок»;
- Конструирование: «Сказочные домики»;
- Лепка: « Репка»;
- Аппликация: «Мой любимый сказочный герой»; «В гостях у сказки»;
- Ручной труд / конструирование из бумаги: «Сказочный вернисаж».
Итог недели: Конкурс детских работ «Сказочный герой», выставка
творческих работ «Что за прелесть эти сказки»
24.10-28.10 «В гостях у сказки»
Творческая мастерская, разучивание песенок, танцевальных движений:
- «В гости к нам пришли матрешки»;
- «Тили-тили, трали-вали»;
Итог проекта: мультконцерт «Поляна сказок»
03.10 – 31.10 (в течение месяца)
Беседы:
- «Сказка, я тебя знаю»;
- «Кто в сказке живет?»;
- «Самый хитрый сказочный герой»;
- «Герои добрые и не очень».
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
- «Мои любимые сказки»;
- Лото «Сказки»;
- «Кто-кто в теремочке живет?»;
- «Угадай героя сказки»;
- «Моделируем сказку»;
- «Найди знакомого героя»;
- «Угадай по описанию»;
- «Волшебный мешочек».
Сюжетно-ролевые игры:
- «Поможем сказке»;
- «В гости к сказкам»;
- «Теремок» - строительная игра.
Подвижные игры:
- «У медведя во бору»;
- «Теремок»;
- «Уточка с утятами»;
- «Зайцы и лиса»;
- «Лиска-лиса»;
- «Зайка серенький сидит»;
- «Догони чебурашку».
Театрализованная деятельность:
- Пальчиковый театр;
- Настольный театр;
- Кукольный театр.
- Теневой театр
Деятельность в книжном уголке, мини – музее «В гостях у сказки»:
- Рассматривание иллюстраций в книгах;
- Рассказывание знакомых сказок вместе с воспитателем
- игры с персонажами сказок в музее.
Взаимодействие с родителями (законными представителями):
- информирование родителей о содержании и задачах проекта
- консультации «Сказка – ложь, да в ней намек», «Воспитание сказкой»;
- папка – передвижка «Что и как читать ребенку дома»;
- информационный уголок «Что мы читали»;
- совместные творческие работы по теме «Мой любимый сказочный герой»,
участие в выставках и конкурсах.