Автор: Гильманшина Ольга Константиновна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МК ДОУ Починковский детский сад № 8 Населённый пункт: Починки, Нижегородская область Наименование материала: Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей Тема: Значение логоритмики на музыкальных занятиях Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей
«Значение логоритмики на музыкальных занятиях»
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят
изменения,
связанные
с
ориентацией
на
ценностные
основания
педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах
к
решению
проблем
конкретного
ребёнка,
побуждает
педагогов
и
специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий в
развитии, обучении, общении и поведении.
Научные исследования свидетельствуют о том, что развитие
музыкальных
способностей,
формирование
основ
музыкальной
культуры
нужно
начинать
в
дошкольном
возрасте.
Отсутствие
полноценных
музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Важно, что уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый,
который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее
почувствовать.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на
общее
развитие:
формируется
эмоциональная
сфера,
совершенствуется
мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве жизни.
В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей
непосредственно
занимается
музыкальный
руководитель.
От
уровня
его
музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большей
степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но, в
конечном счете, успех
дела зависит от всего педагогического коллектива
дошкольного учреждения и от родителей.
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно
процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы
полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных
произведений
разных
эпох
и
стилей,
привыкнуть
к
ее
интонациям,
сопереживать настроениям.
Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда
движениями: в одних случаях – непроизвольными, в других – осознанными.
Интересны
для
детей
музыкально-дидактические
игры,
которые
способствуют развитию фонематического слуха и внимания, упражнения на
различение
музыкальных
звуков
по
высоте,
на
подстройку
голосов
к
определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков,
которые дети изучают на занятиях.
Достижение
эффективности
в
коррекционно-развивающей
работе
возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса,
в частности учителя – логопеда и музыкального руководителя. Деятельность
педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных,
воспитательных и коррекционных задач. В дошкольном возрасте, выработка
спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет
решающее значение. Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку, и
непосредственность
этих
восприятий,
а
также
способность
его
быстро
инстинктивно
познавать
содержание
ее,
и
простейшие
средства
выразительности облегчают задачу исправления речи. На занятиях музыка не
просто сопровождает движение и речь, а является его руководящим началом.
Содержание музыки, оттенки, темп ее и другие средства музыкальной речи
могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения,
особенно нужного детям, страдающим темповыми расстройствами речи.
Значение
ритмического
и
логоритмического
воздействия
на
детей
дошкольного
возраста
подчеркивали
многие
исследователи.
В.М.Бехтерев
выделял такие цели ритмического воспитания, как выявление ритмических
рефлексов и зрительные установления равновесия в деятельности нервной
системы
ребенка,
умение
приспособить
организм
ребенка
отвечать
на
определенные
раздражители,
как
слуховые,
так
урегулирование
неправильных и лишних движений.
Профессор
В.А.Гиляровский
считал,
что
логопедическая
ритмика
оказывает
влияние
на
общий
тонус,
на
моторику,
на
настроение,
она
способствует
тренировке
подвижности
нервных
процессов
центральной
нервной системы. По мнению Е.В.Чаяновой, Е.В. Коноровой логопедическая
ритмика
развивает
внимание,
память.
А
В.А.Гринер
и
немецкие
исследователи К.Колер и К.Швабе указывали, что логопедическая ритмика
может быть использована как музыкотерапия. О значении логоритмики для
коррекции речи детей писали В.А.Гринер, Н.С.Самойленко, Н.А.Власова,
Д.С.Озерецковский,
Ю.А.Флоренская.
Они
подчеркивали,
ч то
логопедическая ритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и
эстетическое воспитание ребенка. Первое понимание логоритмики основано
на использовании связи слова, музыки и движения.
Анализ
литературы
и
собственные
наблюдения
свидетельствуют
о
необходимости
заниматься
с
детьми
логоритмической
деятельностью,
поскольку она имеет большое значение для музыкального развития ребенка
дошкольного возраста.
Организация
специальных
логоритмических
и
музыкально-
двигательных
занятий
способствует
развитию
и
коррекции
двигательной
сферы, музыкально-сенсорных способностей детей, содействует устранению
речевого нарушения и, в конечном счете, адаптации к условиям внешней и
внутренней среды.
Логоритмические
занятия
развивают
психические
процессы
-
восприятие,
внимание,
память
и
мышление,
развивают
эмоциональную
сферу.
Большое значение эти занятия имеют и для нравственного воспитания
дошкольника, что очень важно в наше время - воспитание умения вести себя
во
время
занятий,
формируют
чувство
такта
и
культурных
привычек
в
процессе общения с детьми и взрослыми, сопереживать и сочувствовать друг
другу.
Подбирая возможные средства и методы проведения коррекционной
работы
и
диагностики
по
логоритмической
и
музыкально-ритмической
деятельности,
следует
помнить,
что
ведущей
деятельностью
ребенка
дошкольного
возраста
является
игра,
следовательно,
все
мероприятия
должны проводиться в игровой форме, только тогда они будут интересны
детям, а, следовательно, заинтересуют их и будут давать ощутимый результат
и отдачу.
Включение элементов логоритмики в музыкальные занятия и занятия
по развитию речи, в повседневные игры детей способствует как собственно
музыкальной
деятельности,
так
и
преодолению
речевых
и
двигательных
нарушений.