Напоминание

тренинг по психоэмоциональному выгоранию в коллективе


Автор: Шаровар Анжела Игоревна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад № 2
Населённый пункт: Астраханская область город Ахтубинск
Наименование материала: конспект
Тема: тренинг по психоэмоциональному выгоранию в коллективе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Вступительное слово:

Известно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее

реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и

психические затраты. В последние годы проблема сохранения психического

здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует

свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности

педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе

образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к

работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-

психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода

перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть

покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх

перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению

педагогов, известному как "синдром эмоционального выгорания".

"Эмоционально выгоревшие" педагоги отличаются повышенной

тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой.

Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу,

профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как

негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера

говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы,

авторитарность. Педагог становится своеобразной "ходячей энциклопедией":

он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это

закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и

невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Эмоциональное выгорание — это своего рода выработанный личностью

механизм психологической защиты в виде полного или частичного

исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами,

провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная

загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и

ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за

жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило,

однополы, а это - дополнительный источник конфликтов. В результате

педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания,

пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

Круг сообщества, как восстановительная программа, имеет свои

правила:

- уважать символа слова;

- говорить от всего сердца;

- говорить с уважением;

- слушать с уважением;

- оставаться в Круге до его завершения;

- соблюдать конфиденциальность;

- ход можно пропустить, но лучше высказаться.

Добрый день. Спасибо, что приняли участие в нашем круге. Позвольте

познакомить вас с правилами круга.

-уважать символа слова;

- говорить от всего сердца, говорить с уважением;

- слушать с уважением;

- оставаться в Круге до его завершения;

- все сказанное на Круге остается между участниками Круга (соблюдать

конфиденциальность).

Сегодня мы собрались здесь, что бы укрепления психологического здоровья

педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных

состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической

деятельности

Тема Круга: « Все мы разные, но все -таки мы вместе, и в этом наша сила»

Символ круга сегодня: свеча

Правила пользования символом круга - говорит только тот, у кого в руках

Символ Круга; символ Круга передается по часовой стрелке только в одну

сторону; если Вы не хотите говорить, можете пропустить ход, передав

символ слова следующему; если Вы решились высказаться, можно

попросить символ слова.

Заключительная часть. Притча об осле и колодце

Инструкция:

- Закончить тренинг я бы хотела вот такой притчей:

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на

помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь

вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось,

а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем

высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы

сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика

заодно закопаю".

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за

лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и

начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли, и молча

продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец,

он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на

спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к

всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так

вот:

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в

будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда

на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и

именно благодаря этому, кому, подняться немного выше. Таким образом, вы

постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.



В раздел образования