Автор: Шаровар Анжела Игоревна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад № 2
Населённый пункт: Астраханская область город Ахтубинск
Наименование материала: конспект
Тема: тренинг по психоэмоциональному выгоранию в коллективе
Раздел: дошкольное образование
Вступительное слово:
Известно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее
реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и
психические затраты. В последние годы проблема сохранения психического
здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует
свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности
педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе
образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к
работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-
психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода
перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть
покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх
перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению
педагогов, известному как "синдром эмоционального выгорания".
"Эмоционально выгоревшие" педагоги отличаются повышенной
тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой.
Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу,
профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.
В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как
негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера
говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы,
авторитарность. Педагог становится своеобразной "ходячей энциклопедией":
он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это
закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и
невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Эмоциональное выгорание — это своего рода выработанный личностью
механизм психологической защиты в виде полного или частичного
исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами,
провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная
загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и
ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за
жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило,
однополы, а это - дополнительный источник конфликтов. В результате
педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания,
пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Круг сообщества, как восстановительная программа, имеет свои
правила:
- уважать символа слова;
- говорить от всего сердца;
- говорить с уважением;
- слушать с уважением;
- оставаться в Круге до его завершения;
- соблюдать конфиденциальность;
- ход можно пропустить, но лучше высказаться.
Добрый день. Спасибо, что приняли участие в нашем круге. Позвольте
познакомить вас с правилами круга.
-уважать символа слова;
- говорить от всего сердца, говорить с уважением;
- слушать с уважением;
- оставаться в Круге до его завершения;
- все сказанное на Круге остается между участниками Круга (соблюдать
конфиденциальность).
Сегодня мы собрались здесь, что бы укрепления психологического здоровья
педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных
состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической
деятельности
Тема Круга: « Все мы разные, но все -таки мы вместе, и в этом наша сила»
Символ круга сегодня: свеча
Правила пользования символом круга - говорит только тот, у кого в руках
Символ Круга; символ Круга передается по часовой стрелке только в одну
сторону; если Вы не хотите говорить, можете пропустить ход, передав
символ слова следующему; если Вы решились высказаться, можно
попросить символ слова.
Заключительная часть. Притча об осле и колодце
Инструкция:
- Закончить тренинг я бы хотела вот такой притчей:
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на
помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь
вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось,
а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем
высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы
сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика
заодно закопаю".
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за
лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и
начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли, и молча
продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец,
он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на
спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к
всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так
вот:
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в
будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда
на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и
именно благодаря этому, кому, подняться немного выше. Таким образом, вы
постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.