Напоминание

Конструирование как средство разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР


Авторы: Захарова Светлана Александровна, Сорокина Полина Юрьевна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №178" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Конструирование как средство разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Тема: Конструирование как средство разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Захарова Светлана Александровна, воспитатель

Сорокина Полина Юрьевна, воспитатель

Конструирование как средство разностороннего развития детей старшего

дошкольного возраста с ТНР

Конструирование- технология интересна тем, что, строясь на интегративных

принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих

и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.

Конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и

развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах

деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание

социально активной личности с высокой степенью свободы мышления,

развитие

самостоятельности,

способности

детей

решать

любые

задачи

творчески. Конструирование, бесспорно, претендует называться интерактивной

педагогической

технологией,

так

как

стимулирует

познавательную

деятельность дошкольников.

Используя

конструкторы

«LEGO»,

мы

как

педагоги

ставим

перед

дошкольниками понятные для них цели и в то же время интересные им. Таким

образом, в игре, не замечая того, они обучаются, приобретают необходимые

знания, умения и навыки, такие как:

- Конструирование способствует развитию мелкой моторики;

- Конструирование развивает креативность и нестандартное мышление;

- Конструирование развивает внимание, умение планировать и решать

проблемы;

- Конструирование развивает пространственное и логическое мышление;

- Конструирование способствует развитию речи ребёнка

Для эффективного использования Лего-конструирования мы обращаем прежде

всего на условия разностороннего развития детей старшего дошкольного

возраста:

- первым является создание для дошкольников среды, формирующей

знания

о

конструкторской

деятельности,

развивающей

навыки

конструирования и конструкторские способности;

- вторым, не менее важным, условием развития интеллектуальных и

конструктивных

способностей

детей

дошкольного

возраста

при

LEGO

конструировании является его включение в различные виды деятельности:

− В образовательной деятельности. В данном случае LEGO-конструкторы

могут выступать в роли дополнительного материала − наглядного или

практического.

− В самостоятельной деятельности. При самостоятельной деятельности

детей конструкторы могут применяться в виде дидактической игры. При этом

до начала конструирования воспитатель даёт детям задание, ставит перед ними

задачи и цели.

− В сюжетно-ролевой игре.

− В театрализованной игре.

− В совместной деятельности со сверстниками или взрослыми.

Третьим условием развития разностороннего развития детей дошкольного

возраста при конструировании является организация детской деятельности на

условиях равенства и партнерства.

В

своей

работе

используем

основные

формы

организации

обучения

конструированию.

Конструирование по образцу - самый распространенный вид конструирования.

При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении

его характера, этот вид конструирования имеет много положительного: у детей

формируются различные умения, они овладевают общими способами действий,

усваивают

последовательность

операций,

познают

конструктивные

возможности строительного материала.

Детям в качестве образца представляем модель, в которой очертание отдельных

составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может

выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети

должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала.

Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирование по

образцу.

Обобщенные

представления

о

конструированном

объекте,

сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на

развитие аналитического и образного мышления.

Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения,

определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и

которые подчеркивают практическое ее назначение (мост для пешеходов;

чтобы под мостом прошел корабль, определенной ширины).

Задачи конструирования носят проблемный характер, поскольку способов их

решения не дается. Это способствует развитию творческого конструирования.

Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для

проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут

конструировать. Но создание замысла будущей конструкции его осуществление

- достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и

часто меняются в процессе деятельности. Дети должны иметь обобщенные

представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами

конструирования и уметь искать новые способы, то есть использовать знания и

умения, полученные ранее.

Детям предлагаем общую тематику конструкций по теме («Птицы», «Город»,

«По сказке») и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают

материал

и

способы

их

выполнения.

Дети

должны

воспроизвести

из

строительного материала. Способ решения этой задачи не дается. Такое

конструирование является эффективным средством активизации их мышления.

Мы моделируем предметы для сюжетно-ролевых игр, в которых, объединяясь в

небольшие группы, дети создают свой спонтанный игровой сюжет. («Гараж для

машин», «Аэропорт», «Замок Феи») и др.

Созданные постройки, наши ребята также используют в играх-театрализациях,

которые очень нравятся детям. Такие игры создают условия для развития речи,

творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу дошкольников.

Наши наблюдения показали, что на данный момент дети проявляют высокую

работоспособность в течение всего занятия, с удовольствием работают как в

мини-группах, так и индивидуально, берут инициативу в свои руки, проявляют

креативность в принятии решений, не боятся делать ошибки при выполнении

заданий.

Систематические

использование

конструкторов

в

самостоятельной

деятельности даёт детям свободу творчества и позволяет изображать любые

предметы окружающей среды, используя не только LEGO-конструктор. Ребята

свободно ориентируются в схемах, умеют крепко соединять детали и т.д..

Использование

конструктора

позволяет

решать

задачи

в

разных

образовательных областях.

В образовательной области «Познавательное развитие» – это форма, цвет, ритм,

ориентировка в пространстве, вправо, влево, вверх, вниз, правый верхний угол,

нижний левый угол и т.д.

В образовательной области «Речевое развитие» – это прежде всего обогащение

словарного запаса детей.

Манипулируя деталями, ребенок, превращая их, то в одну, то в другую букву,

запоминает ее образец. Конструирование фигур помогает детям научиться

выделять части целого и отработке падежных окончаний, развивает понимание

образования сложных слов.

Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций

из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ

более развернутым и логичным.

В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» – это

развитие мелкой моторики, цветового восприятия, мышления, воображения,

творческого самовыражения.

При помощи деталей можно познакомить детей не только с формой, величиной,

но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять

чередование

цветов

в

собственных

постройках,

создавая

узоры

с

использованием различных цветов.

Роль родителей в развитии конструктивных способностей детей дошкольного

возраста является значимой для всех участников образовательных отношений.

Включение семей воспитанников в образовательную деятельность МДОУ

расширяет пространство, объединяет интересы педагогов, родителей и детей.

В

результате

организации

творческой

продуктивной

деятельности

дошкольников на основе конструирования создаются условия не только для

расширения

границ

социализации

ребёнка

в

обществе,

активизации

познавательной деятельности, демонстрации своих успехов.

Воспитанники групп активно принимают участие в фестивале конструирования

«ИкаРенок»

Результативность в конкурсе стимулирует воспитанников на новые достижения

в направлении конструированию.

Воспитанники групп активно принимают участие в фестивале конструирования

«Технофест» и занимают призовые места.

В результате, созданные

условия

в ДОУ направлены

не только для

расширения

границ

социализации

ребёнка

в

обществе,

активизации

познавательной

деятельности,

демонстрации

своих

успехов,

но

и

закладываются

истоки

профориентационной

работы,

направленной

на

пропаганду профессий инженерно- технической направленности.



В раздел образования