Напоминание

«Организация мини-проектов в ДОУ»


Автор: Абдуллаева Самира Абдуллаховна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №5 «Калинка»
Населённый пункт: п.Энем Республика Адыгея
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Организация мини-проектов в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Познавательное развитие дошкольников

через организацию проектной деятельности»

На современном этапе развития российского общества главной целью

образования становится не столько передача знаний и социального опыта,

сколько развитие личности ребенка. На смену традиционным методам

обучения

и

воспитания

приходят

новые

инновационные

технологии,

направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и разви-

тие его личностной сферы как целостной структуры.

Один из перспективных методов, способствующих решению этой

задачи,

метод

проектной

деятельности.

В

дошкольном

образовательном пространстве метод проектов, бесспорно, - педагогическая

инновация, занимающая особое место в педагогической практике. Работа над

проектом предполагает комплексное применение необходимых знаний и

умений из различных разделов образовательной программы и получение

конкретного результата в процессе совместной работы взрослых и детей над

определенной практической проблемой.

Важно заметить, что проектная деятельность для дошкольника с точки

зрения психологии не что-то искусственно привнесенное, а носящая вполне

естественный характер. Дети в этом возрасте активны и чрезвычайно

любознательны. Значительная часть активности связана с проверками

окружающих предметов на прочность, гибкость, способность к превра-

щениям и т.п.

Метод проектов позволяет ребенку войти в более широкий мир,

сориентироваться

в

нем,

понять

окружающую

его

предметную

действительность. Проектная деятельность выступает условием личностно-

ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познает не только

свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится

согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых,

сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомится с правилами

и способами взаимодействия в группе и коллективе. У него появляется воз-

можность шире реализовать свои возможности в познании.

Использование учебного проекта дает возможность интегрировать

различные

образовательные

области

и

направления

деятельности

в

соответствии

с

возрастными

возможностями

и

особенностями

воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных

областей, каждая из которых имеет собственный воспитательный и раз-

вивающий потенциал.

Чаще всего используются смешанные типы проектов:

исследовательско-творческие,

в которых дети экспериментируют,

оформляя результаты деятельности в виде газеты, книги;

информационно-практико-ориентированные,

где

дети

собирают

информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.

творчески-ориентированные

с элементами творческих игр,

когда дети входят в образы персонажей

сказок и решают поставленные проблемы;

Основной целью проектного

метода

является

развитие

свободной

творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и

задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2. развитие познавательных способностей;

3. развитие творческого воображения;

4. развитие творческого мышления;

5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого

возраста.

С помощью метода проектов становится возможным формировать те

личностные

качества,

которые

могут

развиваться

лишь

в

процессе

деятельности и не усваиваются вербально. Среди таких качеств:

• умение работать в коллективе,

• умение брать ответственность за решение,

• умение разделять ответственность,

• умение анализировать результаты своей деятельности.

При использовании метода проектов необходимо придерживаться

следующих требований:

1.

Наличие значимой проблемы в исследовательском творческом плане.

2.

Практическая,

познавательная

значимость

предполагаемых

результатов.

3.

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность

детей.

4.

Структурирование проекта (поэтапные результаты).

5.

Использование исследовательских методов:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотез их решения;

-обсуждение методов исследования;

-обсуждение

способов

формирования

конечных

результатов

(презентация, защита, творческие отчеты, просмотры);

- сбор, систематизация, анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем.

Можно использовать следующие формы детских проектов.

1.

Исследовательские: «Почему льются слезы», «Почему растут ногти».

2.

Познавательные: «Как хлеб к нам на стол пришел», «Во саду, ли в

огороде», «Домашние животные».

3.

Творческие: создание альбома «Большая книга детских рассказов»,

создание «Красной книги животных и растений Сибири», создание

музея «Русская кукла», создание настольного театра «Колобок».

4.

Игровые:

«Путешествие по городу Бердску», «Полет на Марс»,

«Строим город будущего» и т.д.

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1

занятие) и длительными (от одной недели до нескольких месяцев), могут

быть индивидуальные и групповые.

Работу

над

проектом

необходимо

начинать

с

составления

обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на

протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:

1.

Постановка цели;

2.

Поиск формы реализации проекта;

3.

Разработка содержания воспитательно-образовательной работы на

основе тематики проекта;

4.

Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5.

Определение направлений поисковой и практической деятельности;

6.

Организация совместной деятельности с педагогами, родителями и

детьми;

7.

Работа над проектом, его коррекция;

8.

Коллективная реализация проекта, его презентация, защита.

К деятельности детей необходимо включать родителей, т.к. один

ребенок с поисковой, творческой деятельностью не справится. Родителям и

детям предлагается приготовить альбом, макет, плакат, собрать гербарий,

сделать поделку, сфотографировать, нарисовать и т.д. Задания необходимо

тщательно продумывать, чтобы они были не слишком трудоемкими и

выполнялись с желанием и радостью.

Самым ярким и зрелищным предстает всегда последний этап –

защита проекта. На защиту можно пригласить родителей и гостей. Форма

защиты

проекта

должна

проходить

ярко

и

интересно,

так,

чтобы

продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Можно выделить следующие положительные аспекты работы по

методу проекта:

• работа по проекту проводится при наличии интереса и желания у

детей, а обучение успешно тогда, когда оно приятно для ребенка, имеет

позитивную мотивацию;

• по ходу проект может дополняться новыми индивидуальными «мини-

проектами», учитывающими запросы детей;

• процесс получения знаний, навыков и умений у детей происходит в

различных видах деятельности;

• дети имеют возможность почувствовать себя самостоятельными,

мыслящими личностями и проявить свои знания и умения;

• работая совместно, дети учатся принимать чужую точку зрения,

начинают сами мыслить критически, когда описывают свои идеи;

Работа над проектом имеет большое значение для познавательного

развития ребенка, для развития творческих способностей ребенка. В

дошкольный период происходит интеграция между общими способами

мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика

рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко

устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, формируется

умение

самостоятельно

мыслить

и

делать

выводы.

Метод

проектов

предоставляет хорошую возможность для реализации своих творческих

способностей для неуверенных в себе и застенчивых детей. Работа над

проектом развивает коммуникативные и нравственные качества: умение

договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение

выслушивать мнение другого.

Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые

становятся

не

сторонними

наблюдателями,

а

вовлеченными

в

образовательный процесс участниками.



В раздел образования