Автор: Абдуллаева Самира Абдуллаховна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №5 «Калинка»
Населённый пункт: п.Энем Республика Адыгея
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Организация мини-проектов в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Познавательное развитие дошкольников
через организацию проектной деятельности»
На современном этапе развития российского общества главной целью
образования становится не столько передача знаний и социального опыта,
сколько развитие личности ребенка. На смену традиционным методам
обучения
и
воспитания
приходят
новые
инновационные
технологии,
направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и разви-
тие его личностной сферы как целостной структуры.
Один из перспективных методов, способствующих решению этой
задачи,
— метод
проектной
деятельности.
В
дошкольном
образовательном пространстве метод проектов, бесспорно, - педагогическая
инновация, занимающая особое место в педагогической практике. Работа над
проектом предполагает комплексное применение необходимых знаний и
умений из различных разделов образовательной программы и получение
конкретного результата в процессе совместной работы взрослых и детей над
определенной практической проблемой.
Важно заметить, что проектная деятельность для дошкольника с точки
зрения психологии не что-то искусственно привнесенное, а носящая вполне
естественный характер. Дети в этом возрасте активны и чрезвычайно
любознательны. Значительная часть активности связана с проверками
окружающих предметов на прочность, гибкость, способность к превра-
щениям и т.п.
Метод проектов позволяет ребенку войти в более широкий мир,
сориентироваться
в
нем,
понять
окружающую
его
предметную
действительность. Проектная деятельность выступает условием личностно-
ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познает не только
свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится
согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых,
сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомится с правилами
и способами взаимодействия в группе и коллективе. У него появляется воз-
можность шире реализовать свои возможности в познании.
Использование учебного проекта дает возможность интегрировать
различные
образовательные
области
и
направления
деятельности
в
соответствии
с
возрастными
возможностями
и
особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных
областей, каждая из которых имеет собственный воспитательный и раз-
вивающий потенциал.
Чаще всего используются смешанные типы проектов:
исследовательско-творческие,
в которых дети экспериментируют,
оформляя результаты деятельности в виде газеты, книги;
информационно-практико-ориентированные,
где
дети
собирают
информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.
творчески-ориентированные
с элементами творческих игр,
когда дети входят в образы персонажей
сказок и решают поставленные проблемы;
Основной целью проектного
метода
является
развитие
свободной
творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и
задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого
возраста.
С помощью метода проектов становится возможным формировать те
личностные
качества,
которые
могут
развиваться
лишь
в
процессе
деятельности и не усваиваются вербально. Среди таких качеств:
• умение работать в коллективе,
• умение брать ответственность за решение,
• умение разделять ответственность,
• умение анализировать результаты своей деятельности.
При использовании метода проектов необходимо придерживаться
следующих требований:
1.
Наличие значимой проблемы в исследовательском творческом плане.
2.
Практическая,
познавательная
значимость
предполагаемых
результатов.
3.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
детей.
4.
Структурирование проекта (поэтапные результаты).
5.
Использование исследовательских методов:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
-обсуждение методов исследования;
-обсуждение
способов
формирования
конечных
результатов
(презентация, защита, творческие отчеты, просмотры);
- сбор, систематизация, анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем.
Можно использовать следующие формы детских проектов.
1.
Исследовательские: «Почему льются слезы», «Почему растут ногти».
2.
Познавательные: «Как хлеб к нам на стол пришел», «Во саду, ли в
огороде», «Домашние животные».
3.
Творческие: создание альбома «Большая книга детских рассказов»,
создание «Красной книги животных и растений Сибири», создание
музея «Русская кукла», создание настольного театра «Колобок».
4.
Игровые:
«Путешествие по городу Бердску», «Полет на Марс»,
«Строим город будущего» и т.д.
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1
занятие) и длительными (от одной недели до нескольких месяцев), могут
быть индивидуальные и групповые.
Работу
над
проектом
необходимо
начинать
с
составления
обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на
протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:
1.
Постановка цели;
2.
Поиск формы реализации проекта;
3.
Разработка содержания воспитательно-образовательной работы на
основе тематики проекта;
4.
Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5.
Определение направлений поисковой и практической деятельности;
6.
Организация совместной деятельности с педагогами, родителями и
детьми;
7.
Работа над проектом, его коррекция;
8.
Коллективная реализация проекта, его презентация, защита.
К деятельности детей необходимо включать родителей, т.к. один
ребенок с поисковой, творческой деятельностью не справится. Родителям и
детям предлагается приготовить альбом, макет, плакат, собрать гербарий,
сделать поделку, сфотографировать, нарисовать и т.д. Задания необходимо
тщательно продумывать, чтобы они были не слишком трудоемкими и
выполнялись с желанием и радостью.
Самым ярким и зрелищным предстает всегда последний этап –
защита проекта. На защиту можно пригласить родителей и гостей. Форма
защиты
проекта
должна
проходить
ярко
и
интересно,
так,
чтобы
продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Можно выделить следующие положительные аспекты работы по
методу проекта:
• работа по проекту проводится при наличии интереса и желания у
детей, а обучение успешно тогда, когда оно приятно для ребенка, имеет
позитивную мотивацию;
• по ходу проект может дополняться новыми индивидуальными «мини-
проектами», учитывающими запросы детей;
• процесс получения знаний, навыков и умений у детей происходит в
различных видах деятельности;
• дети имеют возможность почувствовать себя самостоятельными,
мыслящими личностями и проявить свои знания и умения;
• работая совместно, дети учатся принимать чужую точку зрения,
начинают сами мыслить критически, когда описывают свои идеи;
Работа над проектом имеет большое значение для познавательного
развития ребенка, для развития творческих способностей ребенка. В
дошкольный период происходит интеграция между общими способами
мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика
рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко
устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, формируется
умение
самостоятельно
мыслить
и
делать
выводы.
Метод
проектов
предоставляет хорошую возможность для реализации своих творческих
способностей для неуверенных в себе и застенчивых детей. Работа над
проектом развивает коммуникативные и нравственные качества: умение
договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение
выслушивать мнение другого.
Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые
становятся
не
сторонними
наблюдателями,
а
вовлеченными
в
образовательный процесс участниками.