Автор: Кузнецов Вячеслав Николаевич
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ ДО ФСН "Озёры"
Населённый пункт: г.о. Коломна, Московская область
Наименование материала: Учебно-методическая публикация
Тема: «Организация и методика проведения спортивно-оздоровительной работы с детьми»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
физкультурно-спортивной направленности "Озёры" (МБУ ДО ФСН «Озёры»)
Московская область, г. Коломна
Методическая разработка:
«Организация и методика проведения спортивно-
оздоровительной работы с детьми».
Автор: инструктор-методист Кузнецов В.Н.
1. Введение
Спортивно-оздоровительная деятельность является важной частью физического
воспитания и формирования культуры здорового образа жизни. Методическая разработка
направлена на обоснование подходов к организации спортивной деятельности, подбор
средств, методов и форм работы в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями занимающихся.
2. Цель и задачи методической разработки
Цель
Создать методические рекомендации по эффективной организации спортивно-
оздоровительной работы, способствующей развитию физических качеств, двигательных
навыков, мотивации к регулярным занятиям спортом и укреплению здоровья.
Задачи
1.
Описать педагогические принципы и методические подходы, применяемые в
спортивной деятельности.
2.
Определить оптимальные формы организации занятий.
3.
Представить классификацию упражнений и средств, использующихся в
тренировочном процессе.
4.
Показать особенности планирования нагрузки и контроля за состоянием
занимающихся.
5.
Дать рекомендации по безопасности и профилактике травматизма.
3. Теоретическое обоснование
3.1. Педагогические принципы спортивной подготовки
Принцип сознательности и активности — включение участников в
осмысленную деятельность.
Принцип индивидуализации — учет возраста, уровня подготовки, состояния
здоровья.
Принцип постепенности нагрузок — плавное увеличение объема и
интенсивности.
Принцип вариативности — использование разнообразных средств и методов.
Принцип систематичности — регулярные тренировки, последовательность задач.
3.2. Методы спортивно-оздоровительной работы
Игровой метод — соревновательные и подвижные игры, элементы командной
работы.
Повторный метод — выполнение упражнений сериями с отдыхом.
Круговая тренировка — станционная форма развития разных качеств.
Функциональный метод — комплексные упражнения, влияющие на несколько
качеств.
Проблемно-поисковый подход — самостоятельное решение двигательных задач.
4. Средства спортивно-оздоровительной деятельности
4.1. Упражнения для развития физических качеств
Сила: упражнения с собственным весом, резиновыми амортизаторами, легкими
отягощениями.
Выносливость: беговые задания, интервальная работа, игровые эстафеты.
Быстрота: ускорения, старты, скоростные игры.
Координация: упражнения на равновесие, метание, ловля, элементы акробатики.
Гибкость: динамическая и статическая растяжка.
4.2. Спортивные игры как средство развития двигательной активности
Мини-футбол
Баскетбол
Пионербол / волейбол
Бадминтон
Подвижные командные игры
5. Организация тренировочного процесса
5.1. Структура занятий
1.
Подготовительная часть — активация организма, мобилизация внимания.
2.
Основная часть — решение основных задач по развитию физических качеств.
3.
Заключительная часть — снижение нагрузки, расслабление, дыхательные
упражнения.
5.2. Принципы планирования нагрузки
Нагрузка соответствует возрасту и индивидуальной подготовке.
Чередование интенсивной и восстановительной деятельности.
Наблюдение за реакцией организма на нагрузку — контроль положения, дыхания,
пульса.
6. Организационные формы
Индивидуальная тренировка
Групповая работа
Пары и микрогруппы
Эстафеты и командные формы
Спортивные праздники и соревнования
Кроссовые и туристические мероприятия
Занятия на воздухе, в зале и комбинированные форматы
7. Безопасность и профилактика травматизма
Регулярный инструктаж по технике безопасности.
Использование исправного оборудования и безопасного пространства.
Постепенное усложнение упражнений.
Недопустимость перегрузки.
Контроль самочувствия и корректировка нагрузки.
Наличие аптечки и базовых знаний по оказанию первой помощи.
8. Критерии эффективности спортивно-оздоровительной работы
Рост физической подготовленности (тестирование).
Повышение мотивации к занятиям физкультурой.
Улучшение дисциплины и командного взаимодействия.
Снижение пропусков занятий по состоянию здоровья.
Активность и эмоциональный фон участников.
9. Заключение
Методическая разработка определяет ключевые подходы и практические рекомендации
по организации спортивно-оздоровительной работы. Последовательное применение
принципов, методов и средств позволяет создать эффективную систему развития
физических качеств и формирования устойчивой мотивации к занятиям спортом.