Автор: Обожина Наталья Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 489
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Содержание логопедической работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Раздел: дошкольное образование
Содержание логопедической работы по развитию мелкой
моторики у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной
дизартрией.
Работа
над
развитием
мелкой
моторики
является
звеном
коррекционного воздействия на речь детей в целом. Целью обучения детей
старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией является
развитие мелкой моторики рук в соответствии с возрастом, программными
задачами и с учетом выявленных недостатков.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений могут
быть использованы разные методы и приемы работы:
1.
Пальчиковый тренинг:
- массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
- пальчиковый театр;
- театр теней.
2.
Использование различных материалов:
- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного
материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
- нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной
щеткой, свечкой;
-
конструирование:
из
бумаги
в
технике
оригами,
работа
с
конструктором ЛЕГО;
- различные виды аппликаций.
3.
Развитие графической моторики
- рисование по трафаретам;
- штриховка;
- дорисовка (по принципу симметрии);
- лабиринты;
- графические диктанты
4.
Дидактические игры
- шнуровка М. Монтессори
- игры с мелкими предметами
- паззлы, мозаика
Для оснащения логопедического кабинета пособиями по развитию
мелкой моторики применяется много различного подручного материала.
Кроме традиционных шнуровок, конструкторов и мозаик используется:
Мячи (рифленые, колючие);
Пробки от пластиковых бутылок: красные, синие – для звукового
анализа; всех цветов радуги – для игр на запоминание цветов;
парами – как «башмачки» для пальцев; просверленные по
середине – для нанизывания бус;
Верёвки капроновые плетёные – для завязывания узлов и с уже
завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
Кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
Прищепки бельевые – для развития координации движений
пальцев рук;
Щётки
для
волос,
аппликаторы
Кузнецова,
коврики
типа
«травка» - для массажа и самомассажа ладоней;
Клавиатура компьютера, кнопочный телефон – для развития
дифференцированных движений пальцев рук;
Шаблоны по лексическим темам – для обведения, штриховки,
раскрашивания;
Игрушки из «киндер-сюрпризов» - для вытаскивания из сухих
бассейнов;
«Сухие бассейны» - ёмкости, наполненные мелкими крупами –
для самомассажа кистей;
Моталки – верёвки с ручками на концах, привязанные к центру
катушки – для выработки координации вращательных движений.
Для достижения наилучшего результата можно добиваться от детей
выполнения упражнений в соответствии с рекомендациями по правильному
выполнению упражнений для пальцев рук, которые предложены автором
книги «Уроки логопеда» Костиновой Е.М., т.е.:
1.
Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить,
чтобы дети правильно воспроизводили и удерживали положение кисти
или пальцев и правильно переключались с одного движения на другое.
При необходимости старалась помочь ребёнку или учила его помогать
себе второй рукой;
2.
Упражнения
отрабатываются
сначала
одной
рукой
(если
не
предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после этого –
двумя одновременно;
3.
К каждому упражнению подбирается соответствующая картинка для
создания зрительного образа.
В коррекционной работе предлагаются следующие игры и упражнения
по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с
псевдобульбарной дизартрией.
Различного вида тренажеры и их использование
Тренажер (от англ.
train
– воспитывать, обучать, тренировать) –
учебно-тренировочное
устройство
для
отработки
рабочих
навыков,
выработки и совершенствования техники выполнения различных действий.
Тренажеры
бывают
простые,
позволяющие
отрабатывать
отдельные
элементы рабочих навыков и действий, и сложные, на которых отрабатывают
комплекс действий.
Для отработки движений рук и пальцев используются тренажеры как
специально изготовленные, так и тренажеры фабричного изготовления,
работа с которыми направлена на:
1)
отработку силы нажима пальцев;
2)
отработку действий двух пальцев;
3)
отработку действий трех пальцев;
4)
одновременную отработку действий всех пальцев;
5)
отработку действий двумя руками.
Для стимуляции изолированных движений указательного пальца
подобраны следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на
кнопки, на издающие звук предметы, на выключатели, на клавиши
фортепиано, на пластилин; рисование фигур на песке, манке, рассыпанной
муке, нанесение отпечатков на бумагу; вращение диска телефона, попадание
пальцем в мелкие отверстия; игра с маленькими куклами, одевающимися на
пальчик. Для тренировки противопоставления и приведения большого пальца
используются
следующие
упражнения:
сдавливание
мягких
звучащих
игрушек указательным и большим пальцами, раздвигание ножниц и надетой
на два пальца мягкой резинки, раскручивание и закручивание шариковой
ручки, бутылочной крышки, открывание и закрывание дверного шпингалета,
игры тс бельевыми прищепками и пр.
Для тренировки завинчивающих движений пальцами используются
крупные и мелкие завинчивающиеся игрушки и предметы.
Движения
отведения
и
приведения
кисти
тренируются
при
закрашивании рисунков, стирании ластиком и т.п.
Отработка
действий
двумя
руками
осуществляется
в
процессе
застегивания и расстегивания пуговиц, молний, открывания и закрывания
навесных замков и т.п.
Игры с использованием тренажеров проводятся как индивидуально, так
и с группой.
Самомассаж кистей и пальцев рук
Самомассаж является одним из видов активно-пассивной гимнастики.
Самомассаж – это массаж на самом себе – руками или массажными
приборами. Благоприятное влияние массажа на организм человека, как
местного, так и общего, отмечают многие авторы. Массаж оказывает
общеукрепляющее
действие
на
мышечную
систему,
повышая
тонус,
эластичность
и
сократительную
работу
мышц.
Работоспособность
утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем
при полном покое. Положительно действует массаж и на суставы, также на
эластичность и подвижность связочного аппарата. При систематическом
проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей,
усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и
сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают
импульсы,
которые,
достигая
коры
головного
мозга,
оказывают
тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате
чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и
органов.
В процессе коррекционной работы с детьми
можно использовать
следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание,
надавливание, активные и пассивные движения (Приложение № 2).
При выполнении упражнений самомассажа необходимо соблюдать
следующие рекомендации:
- упражнения должны проводиться в комфортных
для ребенка
условиях, желательно в сопровождении приятной музыки, соответствующей
релаксации;
- кожа рук должна быть сухой, чистой, без ссадин и царапин;
- продолжительность самомассажа – 2-3 минуты;
- выбор упражнений зависит от состояния мышечного тонуса
Учет этих рекомендаций позволит педагогу сделать работу более
эффективной.
Упражнения с карандашом, шариковой ручкой, массажной
палочкой
Прекрасным средством для пальчиковой гимнастики может послужить
карандаш, шариковая ручка. Благодаря своей ребристой поверхности данные
предметы воздействуют на биологически
активные точки, которые
находятся на ладонях ребенка, нервная система активизирует работу кожных
рецепторов, проводящих путей, усиливаются связи коры головного мозга с
мышцами
и
сосудами.
Под
влиянием
данных
упражнений
у
детей
улучшается пальцевая моторика, нормализуется мышечный тонус кистей
(Приложение № 4).
В
играх
с
использованием
данных
предметов
используются
следующие упражнения:
- катание ручки между ладонями в различных направлениях;
- захват ручки таким образом, чтобы средний и безымянный палец
оказался с одной стороны, а мизинец и указательный с другой стороны
ручки. В этом положении пытаться сжать ручку, а затем поменять положения
захвата наоборот;
- зажать ручку средними фалангами среднего и указательного пальцев
и «шагать» суставами по столу;
- сжимать и разжимать ручку в кулаке.
Упражнения с массажным мячиком
В качестве массажного мячика могут быть использованы резиновые
игрушки, эспандер, поролоновый мячик, малый резиновый мячик и др.,
которые используются для
развития мышц пальцев рук. Успех любой
предметно-практической
деятельности
напрямую
зависит
от
уровня
развития мышц пальцев, кисти и предплечья, что требует постепенного и
неуклонного способствования повышения их мышечной силы. Поэтому
использование игр с массажным мячиком позволяет повысить уровень
ручной умелости ребенка, следовательно способствуют развитию мышления
и речи. При включении данного вида игр и упражнений в коррекционную
работу следует учитывать следующие рекомендации:
1. На начальном этапе упражнения на увеличение силы мышц
проводятся в диапазоне малых амплитуд, а затем амплитуду увеличивают до
полной, физиологической.
2. После упражнений на повышение силы мышц должны следовать
упражнения на их расслабление.
3. При выполнении сочетанных движений в двух или более суставах не
должны возникать порочные содружественные движения.
4. Для выполнения упражнений постепенно
применяются мячики
четырех степеней сопротивления: очень мягкий, мягкий, средний, твердый.
Пальчиковые игры
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются
«пальчиковые игры» - эти игры предполагают выполнение ребенком по
подражанию различных пальчиковых поз («кольцо», «зайчик», « коза» и др.).
Игры эти очень эмоциональные и увлекательные. Их можно проводить как в
детском саду, так и дома. Они способствуют развитию речи, творческой
деятельности.
«Пальчиковые
игры»
как
бы
отражают
реальность
окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления
природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения за взрослым,
активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение
управлять своими движениями, координировать внимание на одном виде
деятельности (Приложение № 5).
Данные игры приводят к возбуждению в речевых центрах головного
мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в
конечном итоге стимулирует
развитие речи, которая становится более
четкой, ритмичной, яркой.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих
рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях «вправо», «влево»,
«вверх», «вниз» и т.д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок
усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет
стараться придумать инсценировку для других стишков, сказок, песенок.
При проведении пальчиковых игр необходимо учитывать следующие
методические рекомендации:
- следует добиваться техники выполнения движений: без синкинезий,
свободно, легко, плавно, точно, регулируя мышечную силу, удерживая
неизменной позу в течение необходимого времени (от 3 до 15 сек.)
- необходимо соблюдать определенную последовательность в освоении
пальцевых поз: сначала отрабатываются простые, легкие по технике
выполнения, затем – среднего уровня сложности и, наконец, - технично
сложные. Переходить к отработке следующей позы следует в том случае,
если качественно, технично выполняется предыдущая;
- необходимо отбирать такие упражнения, чтобы все пальчики ребенка
постепенно вовлекались в действие;
- учитывая, что каждому упражнению соответствует свой рисунок для
создания
зрительного
образа,
следует
придерживаться
определенной
последовательности
при
их
использовании.
Сначала
используется
схематический рисунок, демонстрирующий положение пальцев. Ребенку
демонстрируется рисунок и дается объяснение, как должно выполняться
упражнение. По мере освоения упражнения ребенку можно предложить
реальное изображение объекта, например, зайчика, козы. В этом случае
ребенок будет действовать по представлению, вспоминая, какое положение
кистей рук или пальцев он должен воспроизвести. Постепенно надобность в
рисунках и объяснениях отпадает и ребенку предлагается действовать по
слову–названию;
-
отработка
пальцевых
поз
осуществляется
в
следующей
последовательности: - очень медленно – медленно – в среднем темпе –
быстро – очень быстро;
- упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем другой,
после этого двумя руками одновременно.
Обязательно нужно включать в работу «свободную» руку.
И.М. Сеченов, великий русский физиолог, обратил внимание, что
работоспособность правой (рабочей) руки восстанавливается быстрее, если
во время паузы (отдыха) в работу включается левая рука. «Феномен
Сеченова» может быть использован в коррекционной практике для развития
мелкой моторики в кисти в двух аспектах:
1. форсирование восстановительных процессов в мускулатуре пальцев,
кисти и предплечьях путем включения в паузах отдыха упражнений для
свободной руки (поочередное выполнение упражнений обеими руками).
2. расширение технического арсенала рабочей руки путем применения
письма, рисования заданных предметов, фигур, по возможности свободной
рукой.
Подключение
левой
(свободной)
руки
непременно
дает
свой
положительный эффект в виде увеличения работоспособности и улучшения
качества действий (движений) ведущей руки.
Использование пальчиковых физминуток на занятиях
В ходе физминуток дети как бы «конструируют» из пальцев различные
предметы и объекты. Изображают зайцев, собак, кошечек, деревьев. Такая
необычная деятельность вызывает у детей яркий эмоциональный настрой,
что позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание быстро и
точно
воспроизвести
пальцевую
фигурку
стимулирует
запоминание.
Разученные
сценки-упражнения
дети
уже
по
собственному
желанию
воспроизводят
в
самостоятельных
играх.
Таким
образом,
включение
упражнений на развитие пальцевой моторики в динамические паузы на
учебных занятиях играет положительную роль в коррекционном обучении
детей с нарушениями речи.
Такой подход позволяет следующее:
1. Регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного
мозга, что положительно сказывается на коррекции речи детей.
2. Совершенствовать внимание и память – психические процессы,
тесно связанные с речью.
3.
При
сопровождении
движений
пальцев
рук
короткими
стихотворными
строчками
способствовать
усилению
контроля
над
выполняемыми действиями.
4. Вызвать у детей оживление, эмоциональный подъем, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи,
повышают речевую активность детей.
В процессе физминуток и динамических пауз необходимо использовать
достаточно отработанные и хорошо знакомые всем детям пальчиковые
упражнения, для того, чтобы в работу активно включались все дети.
При регулярном выполнении данных упражнений у детей исчезает
скованность
движений,
что
в
дальнейшем
облегчает
овладение
графическими, изобразительными навыками.
Графические упражнения
Кроме пальчиковых игр, в ходе коррекционной работы можно
использовать
и
графические
упражнения,
способствующие
развитию
графических
навыков
и
формированию
точных,
координированных
движений руки, совершенствованию навыков рисования. Рисование, по
мнению
Л.С.
Выготского,
«есть
своеобразная
графическая
речь,
графический рассказ о чем-либо». Изображение различных объектов требует
от ребенка свободных, точных, координированных движений руки. Этому
способствуют
систематические
игры
с
использованием
различных
графических упражнений.
Для
организации
такой
работы
применяются
упражнения,
способствующие формированию различных формообразующих движений
это: обводка и раскраска шаблонов, трафаретов, рисование по точкам,
«дорожкам» и пр.
Особое внимание в процессе таких игр следует уделять правильной
позе детей. Она должна быть удобной, не сковывать движения руки,
детидолжны сидеть так, чтобы они могли положить на стол обе руки. Не
должны сильно наклоняться и опираться грудью о стол, так как при этом
нарушается осанка, напрягаются руки и зрение. Не меньшее значение имеет
умение правильно держать карандаш и кисть, поскольку правильное
положение карандаша в руке ребенка обеспечивает необходимую свободу и
легкость действий, от которых зависит успех решения изобразительных
задач.
Для того, чтобы ребенок почувствовал легкость движения и осознал
состояние руки и пальцев, ему можно предложить такое упражнение:
ребенок (а в начале педагог), держа карандаш или кисть тремя пальцами
(большим, указательным и средним) правой руки, левой берет инструмент за
верхний конец и двигает его пальцами вверх и вниз. Если пальцы сильно
сжимают карандаш или кисть, то такое движение невозможно, и ребенок,
чувствуя это, ослабляет пальцы.
Важно добиваться от детей свободных, без лишнего напряжения
действий
карандашом
или
кистью,
этому
способствует
постепенное
усложнение заданий. Сначала детей обучают освоению формообразующими
движениями, направленными на изображение предметов круглой формы,
далее
прямоугольной,
а
потом
закрашивание
изображенных
фигур.
Рисованию предметов прямоугольной и квадратной формы предшествует
отработка навыков рисования линий в различных направлениях (слева
направо, сверху вниз и наоборот).
На начальном этапе используется словесная регуляция деятельности, а
по мере освоения формообразующих движений не используется.
Игры с различными материалами для развития мелкой моторики
Игры с пластилином
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры
с пользой для общего развития, и для развития мелкой моторики.
Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и
координированнее становятся движения их пальцев. К четырем годам
возможность точных, произвольно направленных движений возрастает,
поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и
согласованности движений рук. Во время игры с пластилином можно читать
детям сказку, а они в это время – творить наиболее понравившихся им
персонажей. Не нужно сдерживать фантазию ребенка – среди вылепленных
образцов могут оказаться существа из его собственного мира. По рассказам о
них педагог сможет лучше понять характер ребенка.
Игры с бумагой
Этот комплекс игр помогает регулировать мышечный тонус ребенка.
Берется небольшой лист легкомнущейся бумаги и педагогом показывается
образец, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной
руки. Другая рука не помогает! Потом то же самое выполняет ребенок,
сначала одной рукой, потом другой (на начальных этапах этой игры можно
использовать детские носовые платочки), затем одновременно двумя руками.
В дальнейшем из скомканных листов можно делать забавные фигурки для
настольного театра, мячики для метания и пр.
Развитию точных движений руки помогают плетение ковриков из
бумажных полос, складывание различных фигурок. Очень важно при этом
несколько раз, не спеша, показать ребенку последовательность действий.
Недостаточный уровень сформированности мелкой моторики не
позволяет
ребенку
свободно
выполнять
различные
манипуляции
с
ножницами, поэтому на данном возрастном этапе можно выполнять
обрывную аппликацию, учить отрывать от листа бумаги кусочки различной
формы, размера и создавать с их использованием силуэты и формы
различных предметов, тем самым, стимулируя развитие мелкой моторики, а
значит и речи.
Игры с семенами, зернами, бусами, орехами
Использование игр с данными предметами способствует не только
развитию мелкой моторики, но и оказывает прекрасное тонизирующее и
оздоравливающее воздействие на организм ребенка.
Упражнения с крупой, семечками, орехами развивают у детей логику,
воображение, внимание, усидчивость; зрительно-моторную координацию,
зрительный анализ и синтез, тонкие движения пальцев рук,
тактильные ощущения детей. Кроме того, они учат ориентироваться на
плоскости, помогают создать на ней множество различных изображений
(цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры), работать по схеме, видеть
связь
между
предметами
или
явлениями
окружающего
мира
и
их
абстрактным изображением.
Для занятий используется исходный материал, соответствующий теме
занятия: цветная и белая фасоль, горох, бобы, зерна кукурузы, семечки
подсолнечника, а также семена овощей, фруктов крупные по размеру, При
рисовании или письме на подносе с манной крупой (высота бортика 5-10мм)
можно использовать тонкие палочки, спицы, и рисовать разными пальцами.
После выполнения каждого задания поднос следует аккуратно встряхнуть,
чтобы поверхность опять стала ровной.
В играх, с использованием крупы и семян дети учатся:
удерживать семечки, крупы пальцами;
делать массаж ладоней с помощью горошины (катать горошины
между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать
горошину к столу и вращать ее каждым пальчиком);
раскладывать крупу, бобовые в ячейки конфетных коробок, в
различные баночки, мисочки;
выкладывать геометрические или растительные орнаменты по
опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти;
определять
пропущенный
элемент
в
цепочке,
узоре,
выложенном из крупы, семечек, бобовых и устанавливать его на это
место;
угадывать на ощупь в каком мешочке лежат семечки, зерна,
крупа, бобовые;
выкладывать из зерна, бобовых, крупы, крупы фигурки людей и
животных, различные предметы, цифры, слова;
создавать композиции, панно, мозаику с помощью клея,
пластилина, крупы и зернобобовых и раскрашивать их красками;
считать зерна, семена и бобовые в выложенных детьми буквах,
цифрах, словах;
рисовать пальцем на подносах, заполненных крупой, прямые,
кривые,
ломаные линии, завитки, геометрические фигуры, буквы,
слова, цифры, животных;
заполнять пластиковые бутылки горохом, фасолью, бобами;
вкладывать бобовые в отверстия разной формы и величины.
При организации работы с детьми по развитию мелкой моторики
необходимо
распределять
нагрузку
таким
образом,
чтобы
она
соответствовала возрасту и уровню развития детей, чтобы игры и задания
приносили ребенку радость, не было скуки и переутомления. Вначале детям
должны даваться простые задания и упражнения, но в дальнейшем они
должны постепенно усложняться, поэтому система работы должна быть
четко
продумана
педагогом
и
была
согласована
с
работой
других
специалистов, работающих с детьми. От того, насколько «слаженной» будет
взаимодействие логопеда – воспитателя – дефектолога – психолога –
родителей – будет зависеть успех коррекционного воздействия.