Автор: Хохлов Дмитрий Александрович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ФСН "Озёры"
Населённый пункт: г.о. Коломна, Московская область
Наименование материала: Учебно-методическая публикация
Тема: «Подвижные игры как средство подготовки юных футболистов»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
физкультурно-спортивной направленности "Озёры"
(МБУ ДО ФСН «Озёры»)
Московская область, г. Коломна
Учебно-методическая работа: «Подвижные игры как средство подготовки юных
футболистов»
Автор: тренер – преподаватель Хохлов Д.А.
Начальное обучение юных футболистов 7—10 лет проводится при помощи упражнение
доступных для детей данного возраста. Не следует требовать выполнения упражнений
детьми в максимально темпе, применять много упражнений, где юным футболистам
приходится быстро и точно реагировать на меняющуюся обстановку, изучать в одном
занятии более 2—3 технических приемов, проводить двухсторонние игры в
общепринятых составах на полях стандартных размеров.
Ознакомление начинающих футболистов с основным группами технических приемов,
позволяющих
успешно
вести
элементарную
игровую
деятельность,
способствуй
формированию интереса детей к футболу.
Овладение тактическими действиями следует начинать с изучения индивидуальных и
групповых тактических действий в игровых групповых упражнениях 2x2, 3x3, 4x4, 5х5
6x6,
на
площадках
с
ограниченными
размерами,
а
также
подвижных
играх.
Для
воспитания игрового мышления не обходимо широко использовать различные средства, в
том числе и подвижные игры, направленные на развитие быстроты сложной реакции,
ориентировки, умения взаимодействовать с партнерами.
По самой своей природе игра ненавязчиво побуждает ее участников глубже и полнее
использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по
команде,
развивает
внимание,
оперативное
мышление,
чувство
коллективизма,
ответственности, взаимовыручки и множество других социально важных и полезных
качеств.
В связи с этим подбираемые к тренировкам подвижные игры должны помогать овладению
или закреплению необходимых знаний, умений и навыков футбола. Играя в грамотно и
планомерно
подобранные
тренером
специализированные
или
вспомогательные
подвижные игры, юные футболисты овладевают умениями быстрее и лучше мыслить,
анализировать складывающуюся обстановку, укрепляют свое здоровье и совершенствуют
функциональные возможности организма.
Для повышения общей результативности проводимых тренировок рекомендуемые игры
составлены
таким
образом,
что
их
практическое
проведение
осуществляется
преимущественно так, когда одновременно играют все занимающиеся. А само содержание
игры,
может
легко
и
оперативно
варьироваться
–
усложняться
или
упрощаться
по
усмотрению тренера, исходя из конкретно складывающейся спортивной ситуации.
Таким
образом,
подвижные
игры
играют
значительную
роль
в
процессе
профессионального
совершенствования
юных
футболистов,
воспитывая
основные
физические и жизненно важные качества необходимые будущим футболистам.
Объект исследования – методика проведения подвижных игр в учебно-тренировочном
процессе футболистов 7-10 лет.
Предмет исследования – содержание подвижных игр для развития юных футболистов.
Цель исследования – разработка и обоснование методика проведения подвижных игр как
средства подготовки юных футболистов в возрасте 7-10 лет.
Методы
исследования.
Для
данной
работы
были
использованы
методы
получения
ретроспективной
информации:
анализ
научно-методических
источников,
анализ
документальных
и
других
материалов,
системный
и
деятельностный
подходы
к
организации тренировочного процесса с юными футболистами.
Особенности анатомо-физиологического развития детей 7-10 лет, занимающихся
футболом
Многолетняя тренировка юных футболистов в настоящее время начинается с 7-8-и лет и
заканчивается в 17-18 лет. За это время в развитии организма детей и юношей происходят
огромные изменения, и поэтому в обучении нельзя не учитывать возрастные особенности
созревания.
Одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки спортсменов
заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических
особенностей.
Это
позволяет
правильно
решать
вопросы
спортивного
отбора
и
ориентации,
выбора
средств
и
методов
тренировки,
нормирования
тренировочных
и
соревновательных нагрузок, прогнозирования возможных достижений.
Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении и функциях отдельных
систем, которые изменяются в процессе спортивной деятельности.
В теории физического воспитания принято выделять возраст 7-10 лет, который совпадает
с периодом начального обучения (младший школьный), возраст 11-15 лет, совпадающий с
этапом углубленной тренировки (средний или подростковый школьный), а также возраст
16-18
лет,
совпадающий
с
этапом
спортивного
совершенствования
(старший
или
юношеский).
Для периода младшего школьного возраста характерно плавное развитие функциональных
систем с некоторым преобладанием темпов роста тела относительно массы. Продолжается
окостенение скелета, хотя кости еще достаточно мягкие и легко поддаются искривлению.
Позвоночник отличается большой гибкостью, формируется шейная и грудная кривизна.
Связочный аппарат обладает высокой эластичностью. Мышцы развиваются неравномерно
- вначале крупные туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, позднее мелкие
мышцы. В этот период прирост силы мышц верхних конечностей интенсивнее, чем
нижних.
Способность
дифференцировать
мышечные
усилия,
как
и
способность
к
расслаблению мышц, развиты слабо.
Работа сердца еще не совершенна, кругооборот крови составляет 16 с. Удовлетворение
потребности организма в кислороде в покое требует более напряженной работы сердца
(86-90 уд/мин). Во время занятий футболом сердечно-сосудистая система работает с очень
большим напряжением, так как на каждый удар пульса приходится меньше кислорода,
чем у взрослых.
Однако артерии детей более эластичны, капилляры широки, вены узки, поэтому процесс
окисления идет активнее и период восстановления более короток.
С 7 до 10-ти лет улучшается работа дыхательной системы. Частота дыхания уряжается с
23 раз у семилетних до 19 раз у одиннадцатилетних. Возрастает дыхательный объем,
жизненная емкость легких увеличивается с 7 до 10-ти лет с 1400 до 2100 мл.
Несовершенство механизмов потребления, транспорта и утилизации кислорода является
лимитирующим
фактором
адаптации
детей
этого
возраста
к
длительной
мышечной
работе.
У
детей
7-10-ти
лет
наблюдается
повышенная
возбудимость,
быстрая
смена
желаний и эмоций, кратковременность активного внимания.
Установлено, что уровень спортивного мастерства юных футболистов в возрасте 8—9 лет
зависит,
в
первую
очередь,
от
таких
показателей,
как
масса
тела,
физическая
работоспособность, максимальная скорость бега, время сложной двигательной реакции,
уровень
скоростно-силовых
качеств
и
степень
комплексного
проявления
быстроты,
ловкости и техники владения мячом в специфических сложно-координационных заданиях.
При этом количественные параметры соревновательной деятельности на 43,7% зависят от
антропометрических
характеристик
и
функционального
состояния
организма
юных
спортсменов
(г=0,683;
р<0,05),
а
качественные
—
на
52,1%
обусловлены
уровнем
координационных способностей и скоростно-силовых качеств (г=0,722; Р < 0,01).
В
возрасте
10—11
лет
рост
спортивного
мастерства
юных
футболистов
обусловлен
преимущественно
уровнем
скоростных
и
скоростно-силовых
качеств,
а
также
показателями разносторонности техники и тактики игры. Комплекс данных показателей
влияет на 58,2% параметров соревновательной деятельности.
Таким
образом,
можно
отметить,
что
формирование
организма
в
детском
возрасте
проходит
неравномерно.
Имеются
периоды
ускоренного
и
замедленного
развития
отдельных
органов
и
систем.
В
связи
с
этим
анатомо-физиологические
особенности
созревания
детского
организма
должны
учитываться
в
процессе
обучения
юных
футболистов.
Специфика подвижных игр
Роль подвижных игр в спортивной подготовке юных футболистов трудно переоценить. По
существу, здесь речь идёт об использовании наиболее эффективного в этих условиях
игрового метода. Высокое его достоинство состоит в том, что он делает доступным
изучение
технически
сложных
упражнений.
Одновременно
использование
игры
обеспечивает комплексное совершенствование двигательной деятельности, где вместе с
двигательными навыками формируется и развивается физическая сила.
Обуче6ние
и
совершенствование
в
игровых
условиях
придает
навыкам
особую
стабильность и гибкость.
Вот
для
этого
и
нужно
использовать
подвижные
игры.
И
чем
младше
возраст
занимающихся, тем больше времени отводится им в занятиях.
Подвижная игра помогает оживить и разнообразить тренировку.
Эмоциональное переключение несет в себе эффект активного отдыха – это помогает
восстанавливать
силы,
непосредственно
в
ходе
занятий
и
облегчает
овладение
материалом.
Игра – признанное средство общей и специальной физической, тактической и технической
подготовки юных футболистов.
Поэтому они занимают место обязательных, вспомогательных упражнений подготовки
юных футболистов.
Желательно
только,
чтобы
отбираемые
подвижные
игры
были
сходны
с
теми
упражнениями, которые лежат в основе футбола.
Неоценимое достоинство игр состоит еще и в том, что их можно использовать в любых
условиях и на любых этапах тренировок.
С помощью подвижных игр можно с успехом решать все виды специальной подготовки:
физической, технической, тактической и психологической.
В игре, как правило, физические качества развиваются комплексно.
Но при необходимости могут совершенствоваться и избирательно.
Игры
ценны
как
средство
овладения
всем
багажом
жизненно
важных
двигательных
навыков футболистов. Освоение техники спортивных движений полноценно проходит
только при системном использовании подвижных игр. Первоначально в упрощенных
вариантах
игр,
занимающиеся
знакомятся
с
близкими
по
структуре
движениями,
отобранными для изучения. На этом этапе такие игры выполняют роль подводящих
упражнений.
Для
закрепления
специальных
упражнений
используют
игровые
соревнования. Это, как правило, задания на правильность выполнения изучаемого.
Таким образом, навык стабилизируется.
Специально
подобранный
комплекс
подвижных
игр
позволяет
достаточно
быстро
ознакомиться с основами футбола и обучить им. Использование подвижны игр в качестве
средств
и
методов
футбольной
тренировки
позволяет
решить
задачи
психической
и
моральной подготовки. Постоянное преодоление разнообразных препятствий, действуя в
усложненных
условиях,
формирует
морально-нравственную
основу
поведения
юных
футболистов. Здесь воспитываются черты спортивного характера, отличающегося особой
целеустремленностью и способностью к полной мобилизации в необходимых ситуациях.
Игры для решения задач спортивной тренировки подбирают, главным образом, из числа
тех,
что
хорошо
знакомо
юным
футболистам.
Но
это,
конечно,
не
исключает
использование других, специально подобранных игр.
Подвижные игры для развития быстроты юных футболистов
«Рывок за мячом»
Применяется с 7-9 лет.
Цель: развитие быстроты юных футболистов.
Содержание:
Дети делятся на 2 команды, каждая рассчитывается по порядку и строится за линией
старта. Руководитель с мячом в руках располагается напротив команд в 10 м от линии
старта.
Бросая
мяч
вперед,
он
называет
какой
-
либо
порядковый
номер.
Игроки
названного номера бегут за мячом. Кто овладел мячом, приносит команде очко.
Время игры:
Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не сделает по 3 рывка.
Побеждает команда, получившая большее количество очков.
«Переправа»
Применяется с 7-10 лет.
Цель: развитие быстроты футболистов.
Содержание:
Игроки двух команд выстраиваются на противоположных сторонах площадки лицом друг
к другу (за линиями своих «домов»). По сигналу игроки, продвигаясь прыжками на одной
(правой, левой) ноге, пересекают площадку и должны как можно быстрее оказаться за
линией «дома» соперника. Побеждает команда, игроки которой раньше соберутся за
противоположной линией. Игрок, закончивший передвижение последним, выбывает из
игры. Затем следуют прыжки в обратную сторону, и снова из игры выбывает последний.
Можно изменить способ передвижения (прыгать на обеих ногах из стойки или из приседа,
бежать и пр.). Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останутся два-три
самых выносливых прыгуна.
По
числу
игроков
на
площадке
нетрудно
определить
команду-победительницу.
Продолжая соревнование, можно выявить и самого быстрого игрока.
Подвижные игры для развития дистанционной скорости юных футболистов
«Круговые салки»
Применяется с 7-9 лет.
Цель: развитие дистанционной скорости футболистов.
Содержание:
Две равные команды располагаются кругами: один наружный, другой внутренний, лицом
к центру.
По сигналу ребята продвигаются легкими прыжками (приставным шагом) по кругу. Один
круг – влево, другой – вправо. При этом играющие внутреннего круга держатся за руки.
По свистку все останавливаются. Игроки наружного круга должны быстро присесть, а
внутреннего – быстро обернуться (расцепив руки) и осалить тех, кто не успел присесть.
Тот, кого осалили, становится в цепь внутреннего круга. Игра продолжается, только круги
движутся в обратную сторону. Время игры: Игра длится до тех пор, пока не будет осалено
большинство игроков внешнего круга. После этого участники игры меняются ролями. По
правилам игроки наружного круга не должны отходить от внутреннего более чем на один
шаг (иначе салить трудно). Побеждает команда, игроки которой сумеют осалить за равное
количество попыток больше игроков.
Подвижные игры для развития выносливости юных футболистов
«Поезда»
Применяется с 7-9 лет.
Цель: развитие выносливости.
Содержание:
Две равные команды выстраиваются в колонну по одному, обхватив руками впереди
стоящего или взяв за пояс. Колонны стоят параллельно одна другой на расстоянии 3–5
шагов.
Перед колоннами проводят стартовую линию, а напротив соревнующихся команд на
расстоянии 15–20 метров ставят стойку или другой предмет.
По сигналу игроки в колоннах бегут вперед до стойки, огибают ее и возвращаются назад.
Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию не разъединившись и
раньше пересекли стартовую черту всей колонной.
Можно условиться, что игроки присоединяются друг к другу по очереди, т.е. сначала
стойку обегает первый номер, затем к нему присоединяется второй и обегают вдвоем,
затем – третий и т.д. Поскольку в этом варианте игра требует выносливости, при ее
повторении игроки в колоннах располагаются в обратном порядке.
Подвижные игры для развития внимания и мышления юных футболистов
«Живые ворота»
Применяется с 9-10 лет
Цель: обучение выполнению передач внутренней стороной стопы, развитие внимания и
мышления.
Сопряженное воздействие: обучение ведению и обводке.
Задача: забить гол в «живые» ворота.
Содержание. Участвуют две команды по 10-12 человек, игра проводится 2-3 мячами.
Каждая команда имеет двое «живых» ворот (ворота составляют 2 игрока, соединенных
гимнастической палкой длиной не менее 1 м), которые не имеют права играть в углах
площадки. Футболисты «живых» ворот, не отпуская гимнастической палки, имеют право
участвовать в игре, происходит их периодическая смена. Живые ворота могут состоять из
футболистов разных команд.
Правила: во всех случаях мяч, ушедший с игровой площадки, вводится с боковой и
лицевой линий ударом по неподвижному мячу.
Время игры: 10 мин.
Выигрывает команда, забившая больше мячей.
о