Автор: Кондратьева Екатерина Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Структурное подразделение "Детский сад №22 "Алёнушка" МБОУ "СШ №92"
Населённый пункт: город Вельск, Архангельская область
Наименование материала: Родительское собрание в логопедической группе.
Тема: «Речевые нарушения. Роль семьи в преодолении нарушений речи. Организация коррекционной работы в логопедической группе.»
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание
«Речевые нарушения. Роль семьи в преодолении нарушений речи.
Организация коррекционной работы в логопедической группе.»
Цель: Повысить осведомленность родителей о распространенных речевых
нарушениях, их причинах, методах коррекции и важности совместной
работы.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Рада приветствовать вас на нашей встрече. Поскольку не все из вас
могли познакомиться, предлагаю начать именно с этого. Пожалуйста, по
очереди назовите свое имя и отчество, а также имя и фамилию вашего
ребенка. Например: "Я, Екатерина Михайловна, мама Ульяны…".
А теперь, дорогие мамы и папы, предлагаю вам выполнить небольшое
творческое задание. Возьмите карандаш и обведите контур своей руки. На
каждом пальце напишите по одной букве имени вашего ребенка. Затем
расшифруйте эти буквы, отметив качества его характера, которые вы хотели
бы подчеркнуть. В центре ладони нарисуйте символ, который выразит, кем
для вас является ваш ребенок в семье (например, солнышко, цветочек,
зайчик, колокольчик).
Придя домой, обязательно поговорите с вашим ребенком. Покажите
ему свое творение и расскажите о своих чувствах. Это очень важно для них!
Дети – это самое дорогое, что у нас есть. Они – наши зайчики,
солнышки, цветочки. У каждого из вас растет такое сокровище –
единственное и неповторимое. Вы доверяете нам самое ценное, и теперь у
нас здесь целых 12 самых дорогих, любимых и уникальных детей!
Наша общая цель – сделать жизнь ваших детей интереснее и
насыщеннее, а также помочь им развить все необходимые качества для
успешной подготовки к школе. Сегодня мы собрались, чтобы подробно
обсудить речевое развитие наших воспитанников. В нашей группе есть дети с
различными речевыми особенностями. Я хочу помочь вам лучше понять эти
особенности, рассказать о том, как мы работаем над их коррекцией, и о том,
какую значимую роль вы, родители, играете в этом процессе.
Самые распространенные речевые нарушения в нашей группе
В нашей группе встречаются следующие речевые нарушения:
1. ФФНР – фонетико-фонематическое нарушение речи
При ФФНР, при сохранном интеллекте и слухе, у ребенка нарушается
произношение звуков (фонетика) и восприятие звуков родной речи на слух
(фонематика).
2. ОНР (Общее недоразвитие речи)
ОНР 1 уровня: Характеризуется практически полным отсутствием
речи у ребенка.
ОНР 2 уровня: В речи ребенка появляются искаженные, но достаточно
постоянные общеупотребительные слова. Присутствуют фразы из двух-трех
слов, но связи между ними грамматически не оформлены. Речь малопонятна
из-за грубых нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слова.
ОНР 3 уровня: Отмечается в основном отставание в грамматическом и
фонематическом развитии речи.
3. Дизартрия
Дизартрия – это нарушение речи, возникающее вследствие
органического поражения нервной системы. Оно формируется из-за
недостаточного снабжения нервными окончаниями органов речевого
аппарата.
Некоторые симптомы дизартрии:
Нарушение или невозможность удержания органов артикуляции в
определенной позе и/или затруднения при их переключении (например,
сложно поднять язык за верхние зубы и удержать его несколько
секунд, затем опустить за нижние зубы и зафиксировать там).
Мышцы лица и языка напряжены, или, наоборот, язык безвольно лежит
внизу, а рот постоянно приоткрыт.
Межзубное произношение звуков (язык проскальзывает между
зубами).
Сложности с откусыванием и жеванием твердой пищи.
Напряжение, замедление воспроизведения звуков.
Выделяют 4 степени дизартрии, где 4-я является самой тяжелой.
Причины дизартрии:
Врожденные:
Повреждение нервной системы плода во время беременности
(например, недостаток кислорода – гипоксия плода, нарушение
кровотока по сосудам матки и плаценты, внутриутробные инфекции).
Патологические роды, сопровождающиеся асфиксией или травмами,
особенно с повреждением головы.
В ранний постнатальный период: желтуха, недоношенность, инфекции,
протекающие с поражением центральной нервной системы.
Генетическая предрасположенность (например, наследственные
заболевания нервно-мышечной системы).
Приобретенные:
Травмы, полученные ребенком в родах.
Серьезные инфекционные заболевания нервной системы,
перенесенные в раннем детском возрасте и имевшие осложнения
(например, менингит).
Черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения,
опухоли головного мозга, инсульты.
Коррекция дизартрии – это сложный и длительный процесс,
требующий комплексного медико-педагогического подхода. Помимо
логопеда, к работе должны подключиться другие специалисты:
Невролог: Основной специалист по нервной системе, поскольку
дизартрия является следствием органического поражения нервной
системы.
Отоларинголог (ЛОР-врач): Для оценки слуха. Малейшее ослабление
слуха ведет к неверному восприятию звуков речи, что негативно
сказывается на произношении.
Офтальмолог: Нарушение зрения может затруднять восприятие
артикуляции, поэтому рекомендуется консультация данного
специалиста.
Психотерапевт: Помощь психотерапевта может потребоваться при
нарушениях поведения или эмоционально-волевой сферы.
Процесс коррекции требует четкой и слаженной работы логопеда,
ребенка и родителей, на которых лежит ответственность за организацию
процесса. Как правило, дефекты при дизартрии отличаются особой
стойкостью, и переучить ребенка с неправильного варианта произношения на
правильный бывает сложно. Ответственное отношение родителей к работе и
тщательное выполнение всех предписаний – залог успеха в деле коррекции
речи. Исправление одного звука в некоторых случаях может длиться шесть
месяцев и более. Как отмечают Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина, начинать
коррекцию желательно как можно раньше, если это возможно, с четырех лет.
Логопедическая коррекция и ваша роль в ней:
Для коррекции речевых нарушений обязательным является
логопедический массаж (языка, губ и щёк), а также регулярное (ежедневное,
несколько раз в день) выполнение специальной артикуляционной гимнастики
для губ и языка. Важны тренировка речевого выдоха и развитие мелкой
моторики.
В случае выявления других патологий нервной системы по результатам
обследования может быть назначена медикаментозная терапия. Следует
помнить, что это компетенция невролога и психиатра; логопед не занимается
данными вопросами и не имеет права назначать лекарственные препараты.
Коррекционная работа в логопедической группе:
В течение учебного года в логопедической группе проводится
комплексная работа по следующим направлениям:
Формирование правильного звукопроизношения.
Развитие артикуляционных движений органов речи (губ, щёк, языка).
Совершенствование фонематических процессов: умения различать на
слух звуки речи, слоги и слова, схожие по звучанию или артикуляции.
Совершенствование грамматического строя речи.
Обогащение и активизация словарного запаса.
Развитие мелкой моторики рук (движений пальцев), что, по данным
учёных, напрямую связано с развитием речевых зон головного мозга, а
также подготовка руки к письму.
Развитие связной речи: формирование навыков составления рассказов,
пересказа текстов, рассказывания стихотворений, загадок, пословиц.
Совершенствование просодической стороны речи: работа над
дикцией, выразительностью, правильным дыханием, ударением и
темпом речи.
Эта работа осуществляется как на общих групповых, так и на
подгрупповых и индивидуальных занятиях. Кроме того, воспитатели
ежедневно уделяют внимание развитию речи детей, используя для этого
режимные моменты, прогулки, свободную деятельность и повседневное
общение.
Вышеизложенное описывает работу, проводимую в детском саду.
Однако, пожалуйста, не полагайте, что этого достаточно для того, чтобы ваш
ребенок начал говорить правильно. Значительное улучшение речи ребёнка
зависит от вас, уважаемые родители, и вашего активного участия.
Основная работа по автоматизации звуков и закреплению новых
знаний ложится на вас дома. Наши занятия в детском саду являются лишь
частью процесса; для достижения желаемых результатов необходимы ваши
ежедневные усилия. Если вы заинтересованы в существенном улучшении
речевых навыков вашего ребенка, занятия дома должны быть регулярными
.