Напоминание

«Речевые нарушения. Роль семьи в преодолении нарушений речи. Организация коррекционной работы в логопедической группе.»


Автор: Кондратьева Екатерина Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Структурное подразделение "Детский сад №22 "Алёнушка" МБОУ "СШ №92"
Населённый пункт: город Вельск, Архангельская область
Наименование материала: Родительское собрание в логопедической группе.
Тема: «Речевые нарушения. Роль семьи в преодолении нарушений речи. Организация коррекционной работы в логопедической группе.»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родительское собрание

«Речевые нарушения. Роль семьи в преодолении нарушений речи.

Организация коррекционной работы в логопедической группе.»

Цель: Повысить осведомленность родителей о распространенных речевых

нарушениях, их причинах, методах коррекции и важности совместной

работы.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Рада приветствовать вас на нашей встрече. Поскольку не все из вас

могли познакомиться, предлагаю начать именно с этого. Пожалуйста, по

очереди назовите свое имя и отчество, а также имя и фамилию вашего

ребенка. Например: "Я, Екатерина Михайловна, мама Ульяны…".

А теперь, дорогие мамы и папы, предлагаю вам выполнить небольшое

творческое задание. Возьмите карандаш и обведите контур своей руки. На

каждом пальце напишите по одной букве имени вашего ребенка. Затем

расшифруйте эти буквы, отметив качества его характера, которые вы хотели

бы подчеркнуть. В центре ладони нарисуйте символ, который выразит, кем

для вас является ваш ребенок в семье (например, солнышко, цветочек,

зайчик, колокольчик).

Придя домой, обязательно поговорите с вашим ребенком. Покажите

ему свое творение и расскажите о своих чувствах. Это очень важно для них!

Дети – это самое дорогое, что у нас есть. Они – наши зайчики,

солнышки, цветочки. У каждого из вас растет такое сокровище –

единственное и неповторимое. Вы доверяете нам самое ценное, и теперь у

нас здесь целых 12 самых дорогих, любимых и уникальных детей!

Наша общая цель – сделать жизнь ваших детей интереснее и

насыщеннее, а также помочь им развить все необходимые качества для

успешной подготовки к школе. Сегодня мы собрались, чтобы подробно

обсудить речевое развитие наших воспитанников. В нашей группе есть дети с

различными речевыми особенностями. Я хочу помочь вам лучше понять эти

особенности, рассказать о том, как мы работаем над их коррекцией, и о том,

какую значимую роль вы, родители, играете в этом процессе.

Самые распространенные речевые нарушения в нашей группе

В нашей группе встречаются следующие речевые нарушения:

1. ФФНР – фонетико-фонематическое нарушение речи

При ФФНР, при сохранном интеллекте и слухе, у ребенка нарушается

произношение звуков (фонетика) и восприятие звуков родной речи на слух

(фонематика).

2. ОНР (Общее недоразвитие речи)

ОНР 1 уровня: Характеризуется практически полным отсутствием

речи у ребенка.

ОНР 2 уровня: В речи ребенка появляются искаженные, но достаточно

постоянные общеупотребительные слова. Присутствуют фразы из двух-трех

слов, но связи между ними грамматически не оформлены. Речь малопонятна

из-за грубых нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слова.

ОНР 3 уровня: Отмечается в основном отставание в грамматическом и

фонематическом развитии речи.

3. Дизартрия

Дизартрия – это нарушение речи, возникающее вследствие

органического поражения нервной системы. Оно формируется из-за

недостаточного снабжения нервными окончаниями органов речевого

аппарата.

Некоторые симптомы дизартрии:

Нарушение или невозможность удержания органов артикуляции в

определенной позе и/или затруднения при их переключении (например,

сложно поднять язык за верхние зубы и удержать его несколько

секунд, затем опустить за нижние зубы и зафиксировать там).

Мышцы лица и языка напряжены, или, наоборот, язык безвольно лежит

внизу, а рот постоянно приоткрыт.

Межзубное произношение звуков (язык проскальзывает между

зубами).

Сложности с откусыванием и жеванием твердой пищи.

Напряжение, замедление воспроизведения звуков.

Выделяют 4 степени дизартрии, где 4-я является самой тяжелой.

Причины дизартрии:

Врожденные:

Повреждение нервной системы плода во время беременности

(например, недостаток кислорода – гипоксия плода, нарушение

кровотока по сосудам матки и плаценты, внутриутробные инфекции).

Патологические роды, сопровождающиеся асфиксией или травмами,

особенно с повреждением головы.

В ранний постнатальный период: желтуха, недоношенность, инфекции,

протекающие с поражением центральной нервной системы.

Генетическая предрасположенность (например, наследственные

заболевания нервно-мышечной системы).

Приобретенные:

Травмы, полученные ребенком в родах.

Серьезные инфекционные заболевания нервной системы,

перенесенные в раннем детском возрасте и имевшие осложнения

(например, менингит).

Черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения,

опухоли головного мозга, инсульты.

Коррекция дизартрии – это сложный и длительный процесс,

требующий комплексного медико-педагогического подхода. Помимо

логопеда, к работе должны подключиться другие специалисты:

Невролог: Основной специалист по нервной системе, поскольку

дизартрия является следствием органического поражения нервной

системы.

Отоларинголог (ЛОР-врач): Для оценки слуха. Малейшее ослабление

слуха ведет к неверному восприятию звуков речи, что негативно

сказывается на произношении.

Офтальмолог: Нарушение зрения может затруднять восприятие

артикуляции, поэтому рекомендуется консультация данного

специалиста.

Психотерапевт: Помощь психотерапевта может потребоваться при

нарушениях поведения или эмоционально-волевой сферы.

Процесс коррекции требует четкой и слаженной работы логопеда,

ребенка и родителей, на которых лежит ответственность за организацию

процесса. Как правило, дефекты при дизартрии отличаются особой

стойкостью, и переучить ребенка с неправильного варианта произношения на

правильный бывает сложно. Ответственное отношение родителей к работе и

тщательное выполнение всех предписаний – залог успеха в деле коррекции

речи. Исправление одного звука в некоторых случаях может длиться шесть

месяцев и более. Как отмечают Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина, начинать

коррекцию желательно как можно раньше, если это возможно, с четырех лет.

Логопедическая коррекция и ваша роль в ней:

Для коррекции речевых нарушений обязательным является

логопедический массаж (языка, губ и щёк), а также регулярное (ежедневное,

несколько раз в день) выполнение специальной артикуляционной гимнастики

для губ и языка. Важны тренировка речевого выдоха и развитие мелкой

моторики.

В случае выявления других патологий нервной системы по результатам

обследования может быть назначена медикаментозная терапия. Следует

помнить, что это компетенция невролога и психиатра; логопед не занимается

данными вопросами и не имеет права назначать лекарственные препараты.

Коррекционная работа в логопедической группе:

В течение учебного года в логопедической группе проводится

комплексная работа по следующим направлениям:

Формирование правильного звукопроизношения.

Развитие артикуляционных движений органов речи (губ, щёк, языка).

Совершенствование фонематических процессов: умения различать на

слух звуки речи, слоги и слова, схожие по звучанию или артикуляции.

Совершенствование грамматического строя речи.

Обогащение и активизация словарного запаса.

Развитие мелкой моторики рук (движений пальцев), что, по данным

учёных, напрямую связано с развитием речевых зон головного мозга, а

также подготовка руки к письму.

Развитие связной речи: формирование навыков составления рассказов,

пересказа текстов, рассказывания стихотворений, загадок, пословиц.

Совершенствование просодической стороны речи: работа над

дикцией, выразительностью, правильным дыханием, ударением и

темпом речи.

Эта работа осуществляется как на общих групповых, так и на

подгрупповых и индивидуальных занятиях. Кроме того, воспитатели

ежедневно уделяют внимание развитию речи детей, используя для этого

режимные моменты, прогулки, свободную деятельность и повседневное

общение.

Вышеизложенное описывает работу, проводимую в детском саду.

Однако, пожалуйста, не полагайте, что этого достаточно для того, чтобы ваш

ребенок начал говорить правильно. Значительное улучшение речи ребёнка

зависит от вас, уважаемые родители, и вашего активного участия.

Основная работа по автоматизации звуков и закреплению новых

знаний ложится на вас дома. Наши занятия в детском саду являются лишь

частью процесса; для достижения желаемых результатов необходимы ваши

ежедневные усилия. Если вы заинтересованы в существенном улучшении

речевых навыков вашего ребенка, занятия дома должны быть регулярными

.



В раздел образования