Автор: Мухамедзянова Яна Эдуардовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №234
Населённый пункт: г.Уфа, Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Интеллект-карты» в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
;
«МОЙ ПРОЕКТ»
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ В РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Разработала: Воспитатель
МБДОУ Детский сад №234
Мухамедзянова Яна Эдуардовна
Цель:
развитие познавательных процессов и познавательных психических функций дошкольников
путем создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода
интеллект-карт.
Задачи:
-
создать условия для освоения детьми технологии заполнения интеллект-карт;
- развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей;
- развивать умение визуализировать причинно-следственные связи между предметами и
явлениями окружающего мира;
- формировать познавательные действия, развивать воображение и творческую активность;
- развивать у детей способность договариваться и налаживать общение ребенка со
сверстниками и взрослыми;
Актуальность метода.
Новизна метода заключается в том, что интеллект-карты способны освоить дети
с разными возможностями. Интеллект-карта универсальна в применении и
доступна для детского восприятия, с ней легко работать, не требуется долгой
предварительной подготовки. При ее заполнении дети проявляют инициативу,
выбирают сами способ работы (рисунок, коллаж, условные обозначения и т. п.).
Современный мир – это большой поток информации. С таким потоком
информации сталкиваются не только взрослые, но и дети. Справится с ней мне и
детям группы, в которой я работаю, помогает интеллект – карта. Метод интеллект-
карты основывается на наглядно - образном мышлении ребенка, которое является
основным в дошкольном возрасте. Интеллект -карта – это уникальный и простой
метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого
развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется
память и мышление. Данный метод обеспечивает высокую познавательную
активность детей, способствует взаимодействию детей с взрослыми и
сверстниками.
Научно-методическая база
Тони Бьюзен (1942-2019) известен как изобретатель
интеллектуальных карт (карт разума, ментальных карт, mind
maps) – популярной техники визуального мышления,
которую часто называют «швейцарским армейским ножом
мозга» за ее универсальность и многофункциональность.
В 1960-х годах у Бьюзена родилась идея использовать
технику «карта разума» при конспектировании, чтобы
помочь студентам легко запоминать информацию. Со
временем эта техника визуального мышления легла в основу
многомиллионного глобального бизнеса, который включил в
себя книги, DVD, программное обеспечение, семинары и
школы в Мумбае, Дубае, Сингапуре, Токио,
Великобритании.
Сам Бьюзен описывал термин «интеллектуальная карта» как
способ фиксации идей и изучения нового путем разбивки
информации в легкий для понимания и запоминания
формат.
Формы работы:
С воспитанниками – ООД по познавательному, речевому развитию,
поисково-исследовательская деятельность с поэтапным составлением
интеллект-карт; в режимных моментах (в качестве правил поведения в
группе, на прогулке, напоминание последовательности дежурства и т. п.);
индивидуальная работа с детьми; дидактические игры на развитие памяти,
воображения и внимания.
С педагогами – проведение консультаций, мастер-классов по
изготовлению интеллект-карт.
С родителями – проведение индивидуальных и групповых консультаций;
подготовка памяток по изготовлению интеллект-карт.
Работа с воспитанниками
(младшая группа)
Работа с воспитанниками
(младшая группа)
Алгоритм составления
интеллектуальной карты в познавательно-
исследовательской деятельности с детьми старшего
дошкольного возраста
1. Главная тема располагается в центре листа (наклеивается
картинка,
рисуется символ). Лист располагается горизонтально или
вертикально.
2. От центральной темы проводятся расходящиеся ответвления (в
любом направлении), используя ручки, карандаши или
фломастеры разного
цвета.
3. Маленькими веточками и или столбиком размещается
содержание
подтемы. В процессе моделирования добавляются картинки,
символы и иллюстрации.
Пример
Результативность применения
интеллектуальных карт:
Объем информации по представленной теме размещен на 1
странице,
поэтому легко определить объем знаний.
Интеллектуальная карта уникальна, так как по одной теме в группах
разные дети составляют разные карты (подбирают картинки, символы,
знаки, те, которые они считают нужными).
Благодаря тому, что карта разбита на блоки, она хорошо
запоминается.
Интеллектуальная карта интересна, как воспоминание о проделанной
работе. Интересно дополнить карту через год. Пересмотр
интеллектуальной
карты через некоторое время помогает детям вспомнить все, что они
знают
по данной теме, а также увидеть новые направления; возникают идеи,
появляется возможность дописать, дорисовать.
Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и
систематизации информации, с помощью которого активизируется память и
мышление, развиваются творческие и речевые способности детей.
Свойства интеллект-карты :
-наглядность (в интеллект-карте она представлена в виде предметов,
объектов,рисунков и порядка действий с ними)
-привлекательность (имеет свою эстетику, рассматривать не
только интересно, но и приятно)
-запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга,
использованию образа и цвета карта легко запоминается)
-своевременность (карта помогает выявить недостаток информации)
-творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти
нестандартные пути решения задачи)
-возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время
помогает усвоить картину в целом, запомнить лучше информацию, дополнит
её новыми идеями).
Ценность для нашего района
Данное пособие позволяет сформировать чувство патриотизма и любовь к
малой Родине с помощью картинок, позволяет узнать больше информации.
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!