Напоминание

Интегрированное обучение как эффективная форма развития творческих способностей у дошкольников.


Автор: Пасевич Виктория Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА № 508 г.Москва
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Интегрированное обучение как эффективная форма развития творческих способностей у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Интегрированное обучение как эффективная форма развития

творческих способностей у дошкольников
Интегрированные занятия – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Интегрированное занятие отличается от традиционного, использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материалов других предметов. Интегрированное обучение дошкольников имеет определенные преимущества: повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, что способствует повышению уровня обучения и воспитанности учащихся способствует формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной; способствует развитию изобразительных и (двигательных) музыкальных способностей, навыков и умений; способствует развитию речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность; позволяет систематизировать знания; способствует развитию в большей степени, чем обычные занятия, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логическое, художественно-образного, творческого); снимает перенапряжения, перегрузки утомляемости обучаемых, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу на каждой минуте занятия; способствует повышению, росту профессионального мастерства педагога, так как требует от него владение методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению. Необходимо отметить, что интегрированные занятия имеют отличительные особенности. Во-первых, это чёткость, компактность, большая информативность материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объёму, но ёмким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон разных его аспектах. Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как "настроение", с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ. Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать в творческой деятельности. Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование
разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием. Учитывая, что интегрированное занятие включает в себя разные виды деятельности, педагогу необходимо продумать содержание материла для своей образовательной области, методы и средства обучения. Выделить главную цель занятия из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии. Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. О готовящемся интегрированном занятии, его теме и содержании им сообщается за месяц до проведения. Педагоги дают родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в целях подготовки к занятию. По желанию родители принимают участие в подготовке к проведению интегрированного занятия (организуют экскурсии с детьми в музеи и выставочные залы, посещение театров, подбор книг, иллюстраций, фотоальбомов, вместе с детьми изготавливают различные поделки для выставок, атрибуты для игр и пр.). Кроме того, они могут непосредственно участвовать в занятиях с детьми. Например, на занятии "Поликлиника" мамы исполняли роли врачей; разгадывали кроссворды о семье, представляли семейные фотографии на занятии "Моя семья". Таким образом, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса позволяет получить хорошие результаты. Интегрированные занятия способствуют эмоциональному развитию дошкольников, поскольку основаны на элементах музыки, живописи, литературы, повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса, целостной картины мира и расширению кругозора. У старших дошкольников формируется эмоциональное и осознанное отношение к искусству, повышается творческая активность, самостоятельность, инициативность, снижается напряженность, скованность, поведение становится более открытым. Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детско- взрослое сообщество. Интеграция имеет две основы: физиологическую и психологическую. Физиологическая основа интеграции. Исследования известных учёных – физиологов Л.А.Венгера, О.М.Демьянченко, Л.Н.Прохорова, А.В.Запорожца подтверждают, что только взаимодействие анализаторов позволяет субъекту получать целостную информацию об окружающем мире. Психологическая основа интеграции. Исследования отечественных и зарубежных психологов в области психического развития ребёнка (Л.С.Выготский, Н.А.Бернштейн, А.А.Бодалёв, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев и др.), показали, что интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой музыкальной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания). Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их деятельности. в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
в изобразительной деятельности – рисунок (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция) и др.; в театрализованной деятельности – выразительные средства драматизации: движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы; в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры). Интеграция разных видов искусства и музыкальной деятельности основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного вида искусства средствами. Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания предметов: — музыка + математика; — обучение грамоте + математика; — художественная литература + развитие речи + обучение грамоте; — развитие речи + музыка + рисование; — математика + труд; — ознакомление с окружающим + музыка + рисование + труд; — ознакомление с окружающим + чтение художественной литературы и др. Все это позволяет интегрировать различные образовательные области. Интеграция складывается из содержания: — изобразительного и речевого, изобразительного и музыкального развития, где связующим элементом выступает образ (художественный и речевой); — технического и художественно-эстетического конструирования, что придает данному виду деятельности творческий характер, где происходит духовно-творческое развитие и развитие моно-полимодальных способностей. Связующим ядром данного интег- рированного содержания также является образ, состоящий из движения, звука, композиции и т.п.; — математического и информационного, конструктивного, что обеспечивает развитие математического мышления детей — сравнения, анализа, рассуждений, обобщений, умозаключений, понимания отношений между различными объектами, свойствами, мно- жествами; — экологического образования с социокультурным, что позволяет решать задачи развития у детей основ экологической безопасности, ненасилия к живому миру, формировать экологически культурное мышление и поведение, выделять нравственные императивы в окружающей среде, познавать себя в природе и социальной среде; — валеологического и физического, что позволяет решать задачи формирования знаний «о себе» и укрепления здоровья детей; — познавательного и изобразительного, где связующим звеном выступают образ, явление, категория, понятие; обеспечивает развитие познавательных процессов у детей, формирует творческий подход; Интеграция предполагает не просто суммарное объединение отдельных элементов, а их синтез и в результате получение системы, обладающей свойствами целостности. Учеными (А.В.Запорожца, А.П.Усова, Л.Д.Столяренко, С.Н.Томчикова, Л.И.Шарагина, Д.Б.Эльконин и др.) установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Следовательно, умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса. Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности.
Объединяя в нужной пропорции элементы развития речи, изодеятельности и игровой деятельности в одно интегрированное занятие, педагог может удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет для себя в занятии близкие для себя темы. Известно, что игровая деятельность – главная составляющая двигательной активности ребенка. Именно поэтому интеграция областей художественного творчества строится на игровой деятельности. Игровая методика помогает вовлекать детей в процесс творчества, создавать общую творческую атмосферу непосредственно в процессе обучения, благоприятствует появлению общего интереса к предмету. В игровое действие дети включаются легко, но требуют повышенного внимания к себе; преобладают эмоции, желание действовать, выделиться. Поэтому очень важно подкрепить детскую потребность показать себя, дать попробовать свои силы в разных видах деятельности. Целенаправленно подобранные подвижные игры, подвижные игры дидактической направленности, игры – эстафеты, игры малой подвижности, развивающие мелкую моторику, координацию движений, равновесие и т.д. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей, развивает творческий потенциал. Сочетание музыкальной и изобразительной деятельности – одно из наиболее продуктивных с точки зрения формирования у детей полноценного художественного восприятия. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в тоже время, уверенными. Ребенок не боится сделать неправильно, т.к. его сознание подчиненно более высокому закону. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают ребенка в волшебный мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно- слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе «очарованного» музыкой мозга. От выбора художественной техники зависит успех детского творчества, т.к. любой материал может не только способствовать воплощению замысла, но также мешать этому воплощению. Ученые провели исследование: влияние музыки на изодеятельность детей дошкольного возраста. Специальному изучению подверглось влияние воспринятых детьми музыкальных образов на изобразительную деятельность. Выяснили, что настроение музыкального произведения оказывает влияние на колорит. Также на композиционное построение рисунка. Динамика музыкальной пьесы влияет на величину изображаемых объектов, темп музыки отражается в динамике передаваемых в рисунке фигур. В результате проведенного анализа литературы по проблеме исследования можно сделать выводы о том, что интеграция заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития творческих способностей у дошкольников. Таким образом, интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у дошкольников способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них стремление активно выражать себя в каком-либо творчестве.


В раздел образования