Напоминание

Нейрогимнастика, или гимнастика для мозга маленьких детей


Автор: Струева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 165
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Нейрогимнастика, или гимнастика для мозга маленьких детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нейрогимнастика, или гимнастика для мозга маленьких детей

Нейропедагогика – это наука, которая изучает взаимосвязь между нервной системой

человека и процессами обучения, воспитания и развития. Основная идея нейропедагогики

заключается в том, что каждый человек уникален.

Используя принципы нейропедагогики, мы можем создавать такие условия, при которых

каждый ребенок сможет максимально раскрыть свой потенциал.

Нейропедагогика учит нас, что обучение должно быть не только эффективным, но и

приятным. Ведь только тогда мозг будет готов к усвоению новой информации. Нейропедагогика –

это не просто набор методик, а целая философия обучения. Она учит нас уважать

индивидуальность каждого ребенка, создавать комфортные условия для обучения и развития,

использовать весь арсенал средств, который дает нам мозг.

К сожалению, традиционные методы обучения не всегда эффективны для детей с СДВГ.

Такие дети могут чувствовать себя неуверенно, испытывать стресс и разочарование. Во избежание

этого, педагог может применять нейроподход.

Нейроподход – подход, который основан на

принципах нейропедагогики и нейропсихологии, и который учитывает особенности работы мозга

детей с СДВГ и направлен на создание условий для их успешного обучения и развития.

Основные принципы нейроподхода в обучении детей:

- индивидуальный подход;

- многообразие форм работы;

- короткие по времени, но частые занятия;

- использование зрительных, слуховых и кинестетических каналов восприятия;

- положительная мотивация;

- работа над развитием саморегуляции;

- включение движений в занятия;

- атмосфера доверия и поддержки;

- терпеливость и понимание.

Помимо этого, важный принцип – это повторение и подкрепление. Но не «простое», а

разнообразное. Дело в том, что мозг быстро привыкает к однообразным действиям и перестает их

замечать. Поэтому важно менять формы работы, использовать игры, практические задания и т.д.

Одной из таких форм работы можно считать гимнастику мозга, или нейрогимнастику.

Нейрогимнастика

это

комплекс

простых

движений,

которые

активизируют

самые

разнообразные умственные процессы. Она полезна не только детям, но и взрослым, однако

наиболее эффективны нейроупражнения в возрасте д восьми лет. В этот период у детей активно

формируются межполушарные связи и закладывается основа интеллекта. Поэтому уже с четырех

лет

рекомендуется

ежедневно

выполнять

несложные

комплексы

упражнений

общей

продолжительностью 5-10 минут, начиная с самых простых и постепенно усложняя движения.

Такая «зарядка» для мозга дает поразительный эффект:

- восстанавливает и развивает речевые функции;

- улучшает кровообращение;

- улучшает память и внимание;

- повышает скорость обработки информации;

- развивает общую и мелкую моторику;

- оптимизирует интеллектуальный процесс;

- повышает умственную работоспособность.

Рекомендации:

1. Выполняйте упражнения ежедневно. Хорошее настроение ребенка – обязательное

условие: если малыш не в духе, перенесите занятие на другое время.

2. Обязательно демонстрируйте все упражнения и помогайте ребенку правильно выполнять

их.

3. Перед сном заниматься не стоит: нейрогимнастика бодрит. В остальном время и место не

имеют значения. Упражнения на растяжку и расслабление можно выполнять в перерывах между

занятиями в детском саду и дома, а некоторые упражнения можно делать даже на прогулке или в

общественном транспорте.

4. Если какое-то упражнение дается ребенку легко – пришло время усложнить его и

ускорить темп или добавить дополнительные движения.

5. Занимайтесь не дольше 7-10 минут в день в зависимости от возраста ребенка. Всего в

комплексе должно быть не более 5-6 упражнений.

6. Время от времени меняйте упражнения, чтобы занятия не наскучили ребенку.

Лучшие нейроупражнения для детей:

1. «Клювики»

Руки ребенка – «клювики»; ладонь одной руки раскрывается, а кончики сложенных пальцев

другой руки «клюют» в середину раскрытой ладони. Затем соединяем «клювики», а потом

повторяем предыдущее движение, сменив руки.

2. «Ухо-нос»

Одной рукой ребенок берется за мочку уха, второй – за кончик носа затем меняет руки.

3. «Змейка»

Соединяем ладони и двигаем ими, изображая ползущую змею.

4. «Нос-пол-потолок»

Взрослый поочередно указывает пальцами на свой нос, пол и потолок комнаты,

проговаривая при этом то, на что он показывает. Ребенок повторяет движения. Затем взрослый

начинает путать ребенка время от времени указывая не на те объекты, которые называет вслух.

Задача ребенка – показывать на верные объекты. Постепенно скорость выполнения увеличивается.

5. «Слон»

Упражнение

выполняется

стоя.

Голова

наклонена

вправо,

ухо

касается

плеча.

Указательным пальцем вытянутой вперед правой руки ребенок рисует в воздухе любой объект –

восьмерку, животное, геометрические фигуры и т.д. Глазами необходимо следить за движениями

пальца. Повторив рисунок несколько раз, меняем сторону.

6. «Пинг-понг»

Это упражнение выполняется в паре. Представьте, что ваш стол – игровое поле, и мысленно

разделите его на две половины (или используйте цветной скотч). Положите на середину шарик для

настольного тенниса или просто смятый листок бумаги. Задача каждого игрока – сдуть шарик на

сторону противника, чтобы он упал на пол.

7. «Барабанные палочки»

Руки сжаты в кулачки; на одной руке вытянут указательный палец, на другой –

указательный и средний. Указательным пальцем одной руки слегка ударьте по пальцам другой

руки, затем хлопком смените руки.

8. «Часики»

Упражнение выполнять стоя или сидя. Правая рука – на груди чуть ниже левой ключицы;

левая – на животе. Круговыми движениями ребенок массирует грудные мышцы слева; затем

меняет руки и повторяет то же самое с правой стороны. Можно при этом приговаривать «часики

тик-так».

9. «Коза и заяц»

Одной рукой ребенок показывает ушки зайца, подняв вверх указательный и средний

пальцы. Другая рука изображает козу – выпрямлены только указательный палец и мизинец. Затем

нужно быстро сменить руки. После нескольких тренировок можно добавить хлопок.

10. «Воздушный шарик»

Ребенок лежит на полу, расслабив мышцы живота. На вдохе он медленно раздувает живот,

как воздушный шарик, затем ненадолго задерживает дыхание и на выдохе медленно сдувает его,

втягивая живот.

Нейрогимнастика – не только легкий и увлекательный способ «прокачать» мозг, который

подходит

как

взрослым,

так

и

детям:

это

еще

и

прекрасный

вариант

совместного

времяпрепровождения, своеобразный ежедневный ритуал, который может стать вашей семейной

традицией.

Струева Ольга Николаевна

МБДОУ № 165, г. Красноярск



В раздел образования