Напоминание

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности изобразительная студия "Карусель красок""


Автор: Гаптрахманова Рузиля Габдракиповна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АН ДОО "Алмазик" д/с №46 "Сказка"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Мирниский район г. Удачный
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности изобразительная студия "Карусель красок""
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи Программы

4

1.3

Принципы реализации Программы

5

1.4

Значимые характеристики возрастных особенностей детей 3-4 лет

5

1.5

Планируемые результаты освоения Программы

6

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1

Перспективно - календарное планирование

6

2.2

Основные формы, методы и приемы организации Программы

18

2.3

Мониторинг возможных достижений

21

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

Материально- техническое оснащение

23

3.2

Расписание

23

3.3.

Программно-методическое обеспечение

23

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

2

Дополнительная

общеразвивающая

программа

художественной

направленности

изобразительная студия «Карусель красок» детского сада № 46 «Сказка» - филиала АН ДОО

«Алмазик» для детей 3-4 лет (далее Программа) разработана на основе программ:

Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности «Цветные чудеса»

Шакирова Е.В. – Издательство «ТЦ Сфера», 2020г.; Программа художественного воспитания,

обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыкова – М. Издательский дом

«Цветной мир», 2011 г.

Программа

реализуется как дополнительная образовательная услуга, составлена за

рамками содержания ООП детского сада в области художественно – эстетического развития.

Реализуемая

Программа

строится

на

принципе

личностно-развивающего

и

гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми и направлена на создание условий

развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного

развития, развития инициативы и творческих способностей в изобразительной деятельности на

основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Художественно

эстетическое

развитие

предполагает

развитие

предпосылок

ценностносмыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, мира

природы,

становление

эстетического

отношения

к

окружающему

миру;

формирование

элементарных представлений о видах искусства; реализация художественной творческой

деятельности детей.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний

эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой

деятельностью ребенка. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать.

Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь

он. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую

ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои

фантазии.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и

инструментов.

Несомненно,

достоинством

таких

техник

является

универсальность

их

использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они

открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в

целом. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности

обеспечивает

детям

радость

творчества

и

их

всестороннее

развитие

(эстетическое,

интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

Программа рассчитана на один год обучения детей 3-4 лет и предусматривает расширение

и усложнение программных задач в соответствии с возрастными особенностями и возможностями

ребенка-дошкольника.

3

Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и

развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере

свойственны всем детям.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему

необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих

способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение

удивляться всему новому и неожиданному. Рисование самое любимое и доступное занятие у

детей. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес.

Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по

обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для

дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как

анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов

деятельности (игровой, художественной, познавательной).

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского

интеллекта,

подталкивает

творческую

активность

ребенка,

учит

нестандартно

мыслить.

Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает

экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность.

Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое

главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к

развитию

воображения,

проявлению

самостоятельности,

инициативы,

выражения

индивидуальности.

Условия реализации Программы

Программа рассчитана на детей 3-4 лет на 1 год.

Занятия организуются во второй половине дня два раза в неделю, продолжительностью по 15

минут. Основной формой работы по программе являются групповые занятия (вторник, четверг).

Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием и в соответствии с требованиями

действующих санитарных правил, требований и норм.

Возраст

Продолжительность

одного занятия

Количество

занятий в неделю

Количество

занятий в месяц

Количество

занятий в год

Младшая

группа

3 – 4

года

15 мин

2

8 - 10

74

1.2. Цель и задачи программы

Цель:

развитие у детей творческих способностей средствами нетрадиционного рисования.

4

Основные задачи программы

Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с

использованием различных изобразительных материалов.

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств,

отношений, приобщения к миру прекрасного.

Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное

мышление и любознательность.

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

1.3.

Принципы реализации Программы:

Принцип творчества

(Программа заключает в себе неиссякаемые возможности для

воспитания и развития творческих способностей детей);

Принцип индивидуального подхода (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей

обучения:

познавательных,

развивающей,

воспитательной.

Этот

принцип

предполагает

разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.

Принцип наглядности (у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно –

логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление).

Принцип индивидуализации - обеспечивает индивидуальный подход к развитию каждого

ребенка.

Принцип доступности материала.

Принцип успешности. Создание «ситуации успеха» для каждого ребенка на каждом

занятии, с целью поддержания интереса к работе.

Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания

и методов воспитания и развития.

Принцип рефлексии. Совместное обсуждение готовых работ.

1.4. Значимые характеристики возрастных особенностей детей 3 – 4 лет

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и

психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность;

более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение

этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В

разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении

– дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу

неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними

предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным

содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-

заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются

5

игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом

возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом

возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в

изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже

могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо

копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными. Обводит по

контурам.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования

ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого

результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между

предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно

наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

Ожидаемый результат.

Развитие мелкой моторики рук;

обострение тактильного восприятия;

улучшение цветовосприятия;

концентрация внимания;

повышение уровня воображения и самооценки;

расширение и обогащение художественного опыта;

формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные

способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;

развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств

выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к

видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные

средства.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Перспективно - календарное планирование для детей 4-5 лет

Месяц

Тема

Дата

Нетрадиционная

техника

Цель

Оборудование и

материалы.

Сентябрь

1.

«Диагностика.

Знакомство с

материалами»

05.09.

Свободное

экспериментирование

с материалами

Познакомить с материалами,

необходимыми для работы в

нетрадиционных

изобразительных техниках.

6

2.

«Мой любимый дождик»

07.09.

Рисование пальчиками Познакомить с нетрадиционной

изобразительной техникой -

рисование пальчиками. Учить

рисовать дождик из тучек,

используя точку как средство

выразительности.

Развивать наблюдательность,

внимание, мышление, память,

мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к

рисованию нетрадиционными

способами.

Гуашь в мисочках,

салфетки,

альбомный лист.

3.

«Осеннее

дерево»

12.09.

Тычок жесткой

кистью

Совершенствовать умение в

данной технике. Развивать

чувство ритма, композиции,

воображение. Воспитывать

аккуратность.

Жесткие кисти,

гуашь в мисочках,

салфетки,

альбомный лист.

4.

«Мухомор»

14.09.

Рисование пальчиками Учить наносить ритмично точки

на всю поверхность шляпки

мухомора.

Развивать чувство ритма и

композиции, мелкую моторику,

внимание, мышление, память,

речь.

Кисти, гуашь в

мисочках,

салфетки,

альбомный лист.

5.

«Цветочна

я поляна»

19.09.

Прием примакивания

Совершенствовать умение в

данной технике. Развивать

чувство композиции.

Лист бумаги,

тонированным

зеленым цветом,

кисти, гуашь

разных цветов.

6.

«Набежала

тучка

озорная

21.09.

Тампонирование

Познакомить с новой техникой

рисования – тампонированием.

Учить аккуратно набирать

краску. Продолжать знакомить с

цветом. Развивать эстетический

вкус.

Лист бумаги

белого цвета,

краска серого

цвета в чашечке,

тампон, салфетки.

7.

«Осенние

листья»

26.09.

Отпечаток листьев

Познакомить с техникой

печатания листьев. Развивать

наблюдательность, внимание,

мышление, память, мелкую

моторику, речь.

Гуашь,

поролоновые

тампоны,

принадлежности

для рисования.

8.

Яблоко –

красное,

сладкое

28.09.

Рисование кистью

Учить рисовать яблоко гуашью.

Совершенствовать технику

рисования.

Лист

тонированной

бумаги, гуашь,

кисти.

Октябрь

9.

«Ветка

рябины»

03.10.

Рисование

пальчиками,

примакивание

Учить рисовать на ветке ягодки

(пальчиками) и листики

(примакиванием). Закрепить

данные навыки рисования.

Развивать чувство композиции.

Лист

тонированной

бумаги, гуашь,

кисти.

7

10.

«Воздушн

ые

шарики»

05.10.

Оттиск пробкой,

рисование пальчиками

Учить рисовать предметы

овальной формы.

Упражнять в украшении

рисунков.

Лист

тонированной

бумаги, гуашь,

кисти, пробка.

11.

«Листопад

»

10.10.

Рисование пальчиками Учить рисовать листопад,

передавая его образ.

Воспитывать аккуратность.

Лист

тонированной

бумаги, гуашь.

12.

«Ежик»

12.10.

Оттиск смятой

бумагой

Совершенствовать умение в

данной технике.

Развивать чувство ритма,

композиции.

Мисочка с

гуашью,

кисточка, смятая

бумага.

13.

«Ласковый

котенок»

17.10.

Рисование пальчиками Развивать мелкую моторику,

внимание, мышление, память,

речь.

Воспитывать интерес к

рисованию нетрадиционными

способами. Вызвать у детей

желание помочь котенку.

Лист бумаги,

гуашь.

14.

«Компоты и

варенье в

баночках»

19.10.

Рисование пальчиками Продолжать знакомить с

нетрадиционной

изобразительной техникой

рисования пальчиками.

Продолжать учить наносить

ритмично точки на всю

поверхность банки. Развивать

чувство композиции.

Вырезанные из

бумаги банки.

Печати, гуашь.

15.

«Солнышко лучистое,

почему ты стало чаще

прятаться?»

24.10.

Оттиск печатками из

картофеля (круги

разной величины)

Упражнять в технике печатания.

Закреплять понятие «лучик».

Учить рисовать лучики,

применяя технику печатания.

Развивать цветовосприятие

Мисочка с гуашью,

кисточка,

картофель (круги

разной величины).

16.

«Осеннее

деревце»

26.10.

Рисование ладошкой

Упражнять в рисовании

ладошкой (крона дерева),

развивать умение рисовать

прямые вертикальные линии

(ствол) кистью.

Гуашь в мисочках,

салфетки,

альбомный лист.

17.

«Птички клюют

ягоды»

31.10.

Рисование

пальчиками, оттиск

пробкой

Учить рисовать веточки,

украшать в техниках

рисования пальчиками и

печатанияпробкой

(выполнение ягод разной

величины и цвета). Закрепить

навыки рисования. Развивать

чувство композиции.

Воспитывать аккуратность.

Гуашь в мисочках,

салфетки,

альбомный лист,

различные пробки.

8

Ноябрь

18.

«Наряды для наших

кукол»

02.11.

Рисование

пальчиками

Учить детей создавать

ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и

композиции, мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Вызвать у детей желание

нарисовать красивые платья

для кукол, живущих в нашей

группе.

Вырезанные из

бумаги силуэты

платьев, куклы,

гуашь

разноцветная в

чашечках,

салфетки.

19.

«Колобок

катится по

дорожке»

07.11.

Рисование кистью

Создание образа колобка на

основе круга. Самостоятельное

использование таких

выразительных средств, как

линия, форма, цвет.

Лист бумаги,

гуашь, кисти.

20.

«Кукла –

неваляшка»

09.11.

Рисование кистью

Учить изображать предмет,

состоящий из двух частей

одинаковой формы, но разной

величины. Учить закрашивать

изображение. Дополняя

предмет дополнительными

деталями.

Лист

тонированной

бумаги, акварель,

кисти.

21.

«Дождик и грибок»

14.11.

Рисование пальчиками Учить детей создавать

ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и

композиции, мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Побуждать детей доступными

каждому ребёнку средствами

выразительности изображать

которые они видели,

пробовали и хотели бы

нарисовать.

Лист бумаги,

гуашь.

22.

«Весёлая

птичка»

16.11.

Рисование

пальчиками.

Учить рисовать оперение

птицы пальчиками. Развивать

цветовосприятие. Воспитывать

аккуратность.

Лист с контурным

изображением

птицы,

пальчиковая

краска, салфетки.

23.

«Грибок»

21.11.

Рисование крупой

Познакомить с техникой

рисования крупой.

Развивать творчество детей.

Воспитывать аккуратность и

способность довести начатое

дело до конца. Развитие

мелкой моторики рук.

Листы бумаги

белого цвета с

силуэтом

грибочка, кисти,

клей ПВА, крупа

манная, салфетки.

24.

«Мои

игрушки

»

23.11.

Оттиск пробкой,

рисование пальчиками

Упражнять в рисовании

предметов

круглой формы. Закреплять

умение украшать предметы.

Гуашь, кисти,

пробка, бумага.

9

25.

«Аленький цветочек»

28.11.

Рисование пальчиками Учить детей создавать

ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и

композиции, мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

рисованию нетрадиционными

способами.

Альбомный лист,

гуашь.

26.

«Украсит

ь свитер»

30.11.

Тычок жесткой

кистью

Совершенствовать умение в

данной технике.

Развивать чувство ритма.

Вырезанные из

бумаги свитера.

Жесткая кисть,

гуашь.

Декабрь

27.

«Моя

любимая

чашка»

05.12.

Рисование в технике

печатанья

Закрепить умение украшать

простые по форме предметы,

нанося рисунок по возможности

равномерно на всю поверхность

бумаги. Упражнять в технике

печатанья.

Альбомный лист,

гуашь, печати.

28.

«Зимнее дерево»

07.12.

Рисование кистью

Учить детей отражать

впечатления зимы; рисовать

предмет, состоящий из

вертикальных и наклонных

линий. Дорисовывать хлопья

снега путем примакивания

белой краски, ворсом кисти.

Альбомный лист,

гуашь, кисти.

29.

«Звездочки на небе»

12.12.

Рисование

пальчиками

Учить детей создавать

ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и

композиции, мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

природе и отображению ярких

представлений в рисунке.

Лист

тонированной

бумаги, гуашь.

30.

«В лесу родилась

елочка»

14.12.

Рисование методом

тычка

Продолжать учить детей

рисовать методом тычка.

Закреплять умение правильно

держать кисть. Закреплять

представления о цвете.

Прививать аккуратность при

работе с краской. Воспитывать

интерес к рисованию.

Листы белого

цвета с силуэтом

елочки, кисть с

жестким ворсом,

краска зеленого

цвета. стаканы с

водой. салфетки.

31.

«Украсим елочку»

19.12.

Рисование пальчиками Продолжать учить детей

создавать ритмические

композиции.

Развивать чувство ритма и

композиции, мелкую моторику,

внимание, мышление, память,

речь.

Вызывать у детей желание

украсить елочку к новому году.

Заготовки елочки,

сделанные на

предыдущем

занятии, краски

разных цветов в

мисочках,

салфетки.

10

32.

«Елочка-

красавица»

21.12.

Коллективная работа,

рисование ладошками

Развивать внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

отображению ярких

впечатлений в рисунке;

вызвать желание сделать

коллективную работу,

рисовать всем вместе.

Альбомный лист,

гуашь.

33.

«Дед

Мороз»

26.12.

Рисование ладошкой

Познакомить с техникой

печатанья ладошками – учить

рисовать бороду Деда Мороза.

Развивать внимание,

мышление, память, речь.

Альбомный лист,

гуашь.

34.

«Дед Мороз»

28.12.

Рисование ладошкой

Учить рисовать глаза, украшать

шапочку Деда Мороза

помпончиками.

Развивать мелкую моторику,

внимание, мышление, память,

речь.

Воспитывать интерес к

рисованию нетрадиционными

способами.

Альбомный лист,

гуашь, поролон.

Январь

35.

«Снеговик»

09.01.

Тампонирование

Продолжать знакомить детей с

новой техникой рисования -

тампонированием.

Учить аккуратно набирать

краску.

Продолжать знакомить с

цветом.

Развивать эстетический вкус.

Лист бумаги

синего цвета с

силуэтом

снеговика, краска

синего цвета в

чашечке, тампон,

салфетки.

36.

«Новогодние

игрушки»

11.01.

Рисование кистью

Учить детей изображать

округлые формы и знакомые

ёлочные игрушки доступными

им средствами

выразительности. Вызвать у

детей радостное настроение в

связи с приходом новогодних

праздников.

Альбомный лист,

акварель, кисти.

37.

«Кто здесь прошел?»

16.01.

Рисование

пальчиками

Продолжать учить детей

создавать ритмические

композиции, рисовать

пальчиками сложенными

щепоткой.

Развивать чувство ритма и

композиции, мелкую моторику,

внимание, мышление, память,

речь.

Лист бумаги

белого цвета,

краска синего

цвета в чашечке,

салфетки.

38.

«Зимний

лес»

18.01.

Рисование кистью на

влажной бумаге

Закрепить умение рисовать

деревья. Развивать чувство

композиции.

Альбомный лист,

гуашь, кисти.

11

39.

«Зайка»

23.01.

Рисование пальчиками Развивать чувство ритма,

мелкую моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

рисованию нетрадиционными

способами; вызвать у детей

желание помочь зайчику

спрятаться в зимнем лесу –

нарисовать для него белую

шубку.

Альбомный лист,

гуашь.

40.

«Снегопад за окном»

25.01.

Рисование

пальчиками

Продолжать знакомить с

нетрадиционной

изобразительной техникой

рисования пальчиками. Учить

наносить ритмично точки на

всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и

композиции, мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

природе и отображению ярких

впечатлений в рисунке.

Лист

тонированной

бумаги, гуашь.

41.

«Вьюга»

30.01.

Рисование

хаотичных узоров в

технике по –

мокрому.

Раскрепощение рисующей

руки: свободное проведение

кривых линий. Развитие

чувства цвета (восприятие и

создание разных оттенков

синего). Выделение и

обозначение голубого оттенка.

Альбомный лист,

акварель.

Февраль

42.

«Плюшевый

медвежонок»

01.02.

Рисование

поролоном

Побуждать детей передавать в

рисунке образ знакомой

игрушки, закреплять умение

изображать форму частей, их

относительную величину,

расположение, цвет.

Учить рисовать крупно.

Развивать творческое

воображение.

Альбомный лист,

гуашь, кисти,

поролон.

43.

«Веселая птичка»

06.02.

Рисование

пальчиками

Продолжать знакомить с

нетрадиционной

изобразительной техникой

рисования пальчиками. Учить

различать оттенки оранжевый,

фиолетовый.

Развивать чувство ритма,

мелкую моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Альбомный лист,

гуашь.

12

44.

«Маленький

тигренок»

08.02.

Рисование

пальчиками

Продолжать знакомить с

нетрадиционной

изобразительной техникой

рисования пальчиками.

Развивать мелкую моторику,

внимание, мышление, память,

речь.

Альбомный лист,

гуашь.

45.

«Мои любимые

рыбки»

13.02.

Рисование

пальчиками

Продолжать знакомить с

нетрадиционной

изобразительной техникой

рисования пальчиками.

Развивать мелкую моторику,

внимание, мышление, память,

речь.

Альбомный лист,

гуашь.

46.

«Морское

путешествие»

15.02.

Рисование

пальчиками

Развивать чувство ритма,

мелкую моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

рисованию нетрадиционными

способами.

Альбомный лист,

гуашь.

47.

«Зимние

узоры»

20.02.

Рисование свечой

Знакомство с техникой

рисования свечой (морозные

узоры на окне). Учить

аккуратно закрашивать жидкой

краской лист с уже

нанесенным свечой рисунком.

Бумага, гуашь,

свечи, салфетки

48.

«Украс

им

чашку

для

22.02.

Оттиск пробкой

Закреплять умение украшать

предметы печаткой из пробки

(чашка в горошек). Развивать

чувство ритма.

Шаблоны чашек,

пробки, гуашь,

кисти.

49.

«Волшебн

ые

снежинки»

27.02.

Рисование свечой

Продолжить знакомство с

техникой рисования свечой.

Закрашивание жидкой краской

листа бумаги с уже

нанесённым свечой рисунком.

Бумага, гуашь,

свечи, салфетки

50.

«Зимний денёк»

29.02.

Бумагопластика

(коллективная

работа)

Знакомство детей с техникой

бумагопластики: сминать

бумажную салфетку и

пытаться скатывать её в

плотный комочек. Создание

несложной сюжетной

коллективной композиции

(«укутаем деревья в лесу

снежком»).

Рисунок леса,

цветные салфетки,

клей ПВА

Март

51.

«Петушок-золотой

гребешок»

05.03.

Бумагопластика

(коллективная

работа)

Упражнять в комкании и

скатывании в шарики полосок

от бумажных салфеток

(техника бумагопластики).

Продолжать формировать

навыки аппликации

(наклеивание бумажных

шариков на силуэт хвоста).

Силуэт петушка,

цветные салфетки,

клей ПВА

13

52.

«Веточка мимозы»

07.03.

Рисование

пальчиками

Упражнять в технике

рисования пальчиками,

создавая изображение путём

использования точки как

средства выразительности;

закрепить знания и

представления о цвете

(жёлтый), форме (круглый),

величине (маленький),

количестве (много). Развивать

чувство ритма и композиции,

мелкую моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

рисованию нетрадиционными

способами. Вызвать желание

сделать в подарок маме

красивый букет.

Лист

тонированной

бумаги, гуашь.

53.

«Нарисуй и

укрась вазу

для цветов»

12.03.

Оттиск печатками

Совершенствовать умения детей

в данных изобразительных

техниках. Развивать

воображение, чувство

композиции.

Альбомный лист,

акварель, кисти.

54.

«Бусы для куклы Кати»

14.03.

Рисование

пальчиками

Упражнять в технике рисования

пальчиками. Закрепить умение

равномерно наносить точки -

рисовать узор бусины на нитке.

Развивать мелкую моторику,

внимание, мышление, память,

речь. Воспитывать интерес к

рисованию нетрадиционными

способами. Вызвать желание

сделать в подарок кукле Кате

красивые разноцветные бусы.

Альбомный лист,

гуашь

55.

«Весёлые

осьминожки»

19.03.

Рисование ладошками

и пальчиками

(коллективная

работа)»

Упражнять в технике рисования

пальчиками и печатанья

ладошками. Развивать чувство

ритма и композиции, мелкую

моторику. Воспитывать интерес

и отображению ярких

впечатлений в рисунке

различными средствами.

Развивать чувство композиции.

Альбомный лист,

гуашь.

56.

«Веселые матрешки»

21.03.

Рисование

пальчиками

Продолжать знакомить с

нетрадиционной

изобразительной техникой

рисования пальчиками.

Развивать мелкую моторику,

внимание, мышление, память,

речь. Вызвать у детей желание

нарисовать красивые сарафаны

для матрешек.

Альбомный лист,

гуашь.

14

57.

«Лошадка»

26.03.

Рисование

ладошками

Продолжать знакомить с

техникой печатанья

ладошками. Учить наносить

быстро краску и делать

отпечатки – лошадки.

Развивать мелкую моторику,

внимание, мышление, память,

речь. Воспитывать интерес к

рисованию нетрадиционными

способам.

Альбомный лист,

гуашь.

58.

«Звонкая

капель»

28.03.

Рисование пальчиками

и ватными палочками

Продолжать учить сочетать

различные нетрадиционные

техники рисования: пальчиком

изображать сосульки, ватными

палочками — падающие с них

капли.

Альбомный лист,

гуашь

Апрель

59.

«Ваза с фруктами»

02.04.

Рисование кистью

Продолжать учить составлять

натюрморт из фруктов,

определять форму, величину,

цвет и расположение

различных частей, отображать

эти признаки в рисунке.

Продолжать знакомить с

техникой сочетания восковых

мелков и акварели.

Альбомный лист,

акварель, восковые

мелки, кисти.

60.

«Солнышко»

04.04.

Рисование ладошками

(коллективная работа)

Продолжать знакомить с

техникой печатанья ладошками.

Учить наносить быстро краску и

делать отпечатки – лучики для

солнышка. Развивать

цветовосприятие, мелкую

моторику, внимание, мышление,

память, речь. Вызвать желание

сделать коллективную работу,

рисовать всем вместе.

Альбомный лист,

гуашь

61.

«Ночь и звезды»

09.04.

Рисование

пальчиками

Учить различать оттенки

оранжевого, розового и

голубого. Воспитывать интерес

к природе и отображению

ярких впечатлений в рисунке

Лист

тонированной

бумаги, гуашь.

62.

«Космос»

11.04.

Оттиск печатками из

картофеля.

Рисование ватными

палочками

Упражнять в технике

печатания картофельными

печатками (звезды в космосе),

в рисовании ватными

палочками прямых линий

(заправим двигатель ракеты

топливом).

Альбомный лист,

гуашь, ватные

палочки,

картофель,

салфетки.

15

63.

«Солнышко»

16.04.

Рисование

ладошками

(коллективная

работа)

Продолжать знакомить с

техникой печатанья

ладошками. Учить наносить

быстро краску и делать

отпечатки – лучики для

солнышка. Развивать

цветовосприятие, мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

рисованию нетрадиционными

способами; вызвать желание

сделать коллективную работу,

рисовать всем вместе.

Альбомный лист,

гуашь.

64.

«Огонек невеличка»

18.04.

Тампонирование

Продолжать знакомить детей с

новой техникой рисования –

тампонированием.

Познакомить детей с

положительными и

отрицательными свойствами

огня, правилами ОБЖ. Учить

аккуратно набирать краску.

Продолжать знакомить с

цветом.

Листы бумаги с

изображением

огня, гуашь

жёлтого и

красного цвета,

чашки для

краски, салфетки.

65.

«Клоуны в цирке»

23.04.

Рисование ватными

палочками

Упражнять в технике

рисования ватными палочками,

располагая мазки по всей

поверхности («украсим костюм

клоуну», «наряд в горошек»).

Развивать чувство ритма.

Шаблон клоуна,

гуашь, ватные

палочки,

салфетки.

66.

25.04.

Бумагопластика

Изготовление в технике

бумагопластики мячей для

клоуна-жонглёра; наклеивание

их, опираясь на зрительный

ориентир.

Рисунок, цветные

салфетки, клей

ПВА

Май

67.

«Носит одуванчик желтый

сарафанчик»

02.05.

Рисование

пальчиками

Упражнять в технике

рисования пальчиками.

Закрепить умение ритмично

наносить точки на всю

поверхность листа.

Развивать чувство ритма и

композиции, мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

природе и отображению ярких

впечатлений в рисунке.

Листы бумаги

светло-зеленого

цвета, гуашь

желтого цвета в

чашечках,

салфетки.

16

68.

«Салют»

07.05.

Рисование методом

тычка

Познакомить детей с

праздником «День победа» и

неотъемлемой частью

празднования – салютом.

Упражнять детей в рисовании

методом тычка. Закрепить

умение ритмично наносить

точки на всю поверхность

листа.

Развивать чувство ритма и

композиции, мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Иллюстрации с

изображением

салюта, листы

бумаги синего

цвета,

гуашь разных

цветов в чашечках,

салфетки.

69.

«Солнечные цветы»

14.05.

Рисование методом

тычка

Развивать умение детей

рисовать методом тычка.

Закреплять умение правильно

держать кисть. Закреплять

представления о цвете.

Прививать аккуратность при

работе с краской. Воспитывать

интерес к рисованию.

Листы бумаги

светло-зеленого

цвета, гуашь

разных цветов в

чашечках,

салфетки.

70.

«Золотая рыбка»

16.05.

Рисование пальчиками Упражнять в технике

рисования пальчиками.

Закрепить умение равномерно

наносить точки на всю

поверхность предмета.

Развивать мелкую моторику,

внимание, мышление, память,

речь. Воспитывать интерес к

рисованию нетрадиционными

способами. Вызвать желание

помочь маме-рыбке.

Вырезанные из

белой бумаги

силуэты рыб,

мама-рыбка

(образец), гуашь

желтого цвета,

чашечки для

краски, салфетки.

71.

«Мой веселый

звонкий мяч»

21.05.

Рисование кистью

Рисование круглых двуцветных

предметов: создание контурных

рисунков, замыкание линии в

кольцо и раскрашивание,

повторяющее очертания

нарисованной фигуры.

Альбомный лист,

гуашь, кисть.

72.

«Гусеничка в

травке»

23.05.

Рисование

пальчиками

Совершенствовать технику

пальчикового рисования

(туловище гусеницы), не

оставляя просветов между

мазками. Дорисовывание

недостающих деталей

фломастерами (лапки, травка,

солнышко).

Альбомный лист,

гуашь,

фломастеры,

салфетки.

73.

«Цветочек радуется

солнышку»

28.05.

Оттиск пробкой

Упражнять в технике

печатания пробками (лепестки

и серединка цветка). Учить

рисовать цветок в центре

листа. Закреплять умение

пользоваться фломастерами,

дорисовывать простые детали

(стебелёк, листочки, травка)

Альбомный лист,

пробки, гуашь,

фломастеры,

салфетки.

17

74.

«Божьи коровки на лужайке»

30.05.

Рисование

пальчиками

Упражнять в технике

рисования пальчиками.

Закрепить умение равномерно

наносить точки на всю

поверхность предмета.

Развивать чувство ритма и

композиции, мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

природе и отображению ярких

впечатлений в рисунке.

Вырезанные и

раскрашенные

божьи коровки

без точек на

спинках, чёрная

гуашь в мисочках,

ватман салфетки.

2.2. Основные формы, методы и приемы организации Программы

Формы проведения занятий: Занятия проводятся в группах от 10 до 15 человек, 2 раза в неделю,

по 15 минут.

Виды занятий:

объяснительно – иллюстративные (демонстрация готовых работ, иллюстраций, схем);

репродуктивные (работа по образцам);

творческие (творческие задания)

исследовательские (исследование свойств используемых материалов, а также их

возможностей).

Вся работа строится в три этапа:

Организационный

-

изучение спроса родителей;

-

формирование группы детей;

-

рекомендации по художественному ручному труду в семье; основной

-

организация работы с детьми через занятия студии;

-

оформление выставок детских работ;

-

встреча с родителями и посещение родителями занятий студии; заключительный

-

проведение открытых занятий с присутствием родителей;

-

оформление выставок.

Методы и приемы обучения

Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

Показ воспитателем приемов работы.

Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Анализ детских работ.

Словесные методы:

Беседы в начале занятия.

Использование образцов, объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование

скороговорок, пословиц и поговорок).

Напоминание о последовательности работы.

Указания и пояснения воспитателя в процессе занятия.

Игровые приемы:

Игры, игровые упражнения, физкультминутки.

Игровые, сюрпризные моменты.

18

Практические методы (самостоятельное и совместное рисование).

Структура занятий:

1.Вводная часть

* Мотивационный этап, объявление темы, постановка цели (организационный момент)

2.Основная часть

* Этап актуализации и открытий новых знаний. Организация различных видов детской

деятельности, способствующих достижению цели.

3.Заключительная часть

* Обобщение воспитателя. Подведение итогов.

4.Рефлексия

Все занятия проходят в группах с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Педагог

подходит к каждому ребенку, разъясняет не понятное. В конце занятия для закрепления

полученных знаний и умений проводится анализ выполненной работы и разбор типичных ошибо

Занятия с детьми

Другие виды

деятельности,

технологии

Взаимодействие с

воспитателями и

другими

специалистами

Взаимодействие с

семьей

Создание условий

Занятия с детьми

проводятся два раза в

неделю; Игровые

занятия,

посвящены

определенной теме;

Познавательные;

Речевые; Типовые;

На обобщение;

Систематизацию;

Диагностическое

обследование мелкой

моторики;

Диагностическое

обследование

технических навыков;

Диагностическое

обследование

эстетического

восприятия картин;

Индивидуальная

работа с детьми; Игры

с детьми по желанию;

Выставки детского

творчества; Чтение

худ.литературы;

Консультации;

Оформление "изо"

уголков

Диагностика;

Индивидуальные

консультации;

Выступления на род.

собраниях;

Беседы и занятия по

изобразительному

искусству,

проводятся в

специально

оборудованном

кабинете.

Формы подведения итогов

Рекомендации, консультации для родителей через индивидуальные беседы, советы.

Организация различных выставок работ детей.

Создание фотоальбома детских работ.

Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.

Проведение мастер – классов среди педагогов и родителей.

Программа нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с

различными материалами. Большую часть занятия составляют практические задания.

19

В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными

техниками рисования:

«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);

монотипия;

рисование по мокрой бумаге;

рисование путем разбрызгивания краски;

оттиски штампов различных видов;

рисование жесткой кистью (тычок).

Нетрадиционные художественные техники

Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки,

пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы

пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её

с помощью кисточки затем делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками,

окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска

смывается.

Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге,

держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист,

контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Оттиск печатками из овощей и фруктов: ребенок прижимает печатку к штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка

и печатка.

Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем

скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого

(облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на

основу.

Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею

засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).

Монотипия: эта техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство цвета,

формы. Для работы понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисуем

половину круга на правой от сгиба стороне листа, затем левую половинку листа прижмём к правой

и разгладим сложенный таким образом лист. Раскроем и посмотрим, что получилось. Мяч? А

может быть солнце? Тогда дорисуем лучи. Нанесём яркие пятна на одну половинку листа бумаги,

прижмём другую. Что получилось?

Печатка – техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя

из его отпечатков разные композиции. Для начала нужно изготовить «печатку». Печатки

изготовить несложно самим: надо взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё

ненужное. «Печатка» готова! Прижимаем её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги.

Получается ровный и чёткий отпечаток.

Рисование по сырой бумаге:

своеобразная техника рисования. Для рисования в этой

технологии нам понадобиться влажная салфетка и ёмкость с водой. Намочим бумагу и разместим

её на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмём акварельный мелок или кисточку с

акварельной краской и начнём рисовать

20

Набрызг

непростая

техника.

Её

суть

в

разбрызгивании

капель

с

помощью

приспособленной для этого зубной щётки и деревянной лопатки (стеки). Держа в левой руке

зубную щётку наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки –

быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и всё.

2.3.

Мониторинг возможных достижений

Мониторинг уровня развития художественных способностей у детей (диагностика)

проводится два раза в год – в начале и конце учебного года.

Задача

Критерий

Показатель

Метод

Обучить детей основам

техники работы с

кистью, мелками,

пластилином,

нетрадиционным

художественным

материалом (мятая

бумага, пробка, тычок,

трубочка для коктейля,

ластик, нитки);

Уровень освоения техник

работы с кистью,

мелками, пластилином,

нетрадиционным

художественным

материалом (мятая

бумага, пробка, тычок,

трубочка для коктейля,

ластик, нитки);

Степень освоения техник

работы с кистью, мелками,

пластилином, нетрадиционным

художественным материалом

(мятая бумага, пробка, тычок,

трубочка для коктейля, ластик,

нитки);

– хорошо владеет техниками

- слабо владеет техниками

- не владеет техниками

Наблюдение,

конкурс

Обучить детей различать

цвета спектра и их оттенки,

основные геометрические

фигуры.

Уровень освоения знаний

о цветах спектра и их

оттенках, основных

геометрических фигурах.

Степень освоения знаний о

цветах спектра и их оттенках,

основных геометрических

фигурах.

– хорошо знает

- слабо знает

– не знает

Беседа

Развивать мелкую моторику

рук.

Уровень развития

мелкой моторики рук.

Степень развитости мелкой

моторики рук.

– хорошо развита

- слабо развита

- не развита

Наблюдение

Развивать творчество и

фантазию,

наблюдательность,

воображение,

ассоциативное мышление и

любознательность.

Уровень развития

творчества и фантазии,

наблюдательности,

воображения,

ассоциативного

мышления и

любознательности.

Степень развития творчества

и фантазии,

наблюдательности,

воображения,

ассоциативного мышления и

любознательности.

- хорошо развито

- слабо развито

- не развито

Выставки,

конкурс

Сформировать

Художественный вкус и

чувство гармонии.

Уровень

сформированности

художественного вкуса и

чувства гармонии.

Степень сформированности

художественного вкуса и

чувства гармонии.

- хорошо сформирован

– слабо сформирован

- не сформирован

Наблюдение,

выставки,

конкурс

21

Сформировать навыки

самостоятельности

Уровень сформированности

навыков

самостоятельности

Степень сформированности

навыков самостоятельности

- хорошо сформированы

- слабо сформированы

- не сформированы

Наблюдение

Высокий уровень (15-18б) - ребенок хорошо освоил технику работы с кистью, мелками,

пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок,

трубочка для коктейля, ластик, нитки); знает о цветах спектра и их оттенках, основных

геометрических фигурах. У ребенка хорошо развита мелкая моторика рук. У ребенка хорошо

развита фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

Сформировались

художественный

вкус

и

чувство

гармонии.

Владеет

навыками

самостоятельности.

Средний уровень (11-14б) - ребенок слабо освоил технику работы с кистью, мелками,

пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок,

трубочка для коктейля, ластик, нитки); имеет слабые знания о цветах спектра и их оттенках,

основных геометрических фигурах. У ребенка слабо развита мелкая моторика рук. У ребенка

слабо

развита

фантазия,

наблюдательность,

воображение,

ассоциативное

мышление

и

любознательность. Слабо сформировались художественный вкус и чувство гармонии, навыки

самостоятельности.

Низкий уровень (7-10б) -

ребенок не освоил технику работы с кистью, мелками,

пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок,

трубочка для коктейля, ластик, нитки); не знает о цветах спектра и их оттенках, основных

геометрических фигурах. У ребенка не развита мелкая моторика рук. У ребенка не развита

фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

Не сформировались художественный вкус и чувство гармонии. Не владеет навыками

самостоятельности.

БЛАНК РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА

обследования степени развития детей в художественно – творческой деятельности

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Степень освоения техник работы с

кистью, мелками, пластилином,

нетрадиционным художественным

материалом (мятая бумага, пробка,

тычок, трубочка для коктейля, ластик,

нитки)

Степень освоения знаний о цветах

спектра и их оттенках, основных

геометрических фигурах

Степень развитости мелкой моторики

рук

Степень развития творчества и

фантазии,

наблюдательности, воображения,

ассоциативного мышления и

любознательности

Степень

сформированости художественного

вкуса и чувства гармонии

Степень сформированости

Навыков самостоятельности

22

III Организационный раздел

3.1. Материально – техническое оснащение.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного

овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные

особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание,

усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Работа кружка «Нетрадиционные техники рисования» позволяет систематически и

последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях

используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного

художественного образа.

Технические средства обучения: интерактивная система «Колибри», телевизор с возможностью

показа слайд-презентаций, ноутбуки, планшеты, акустическая система, принтер;

акварельные краски, гуашь;

простые карандаши, ластик;

печатки из различных материалов;

наборы разнофактурной бумаги;

восковые и масляные мелки, свеча;

ватные палочки;

поролоновые печатки, губки;

коктельные трубочки;

палочки или старые стержни для процарапывания;

матерчатые салфетки;

стаканы для воды;

подставки под кисти, кисти;

место для выставки детских работ;

демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий;

различные игрушки;

наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия.

3.2. Расписание занятий

Дни недели

Группы

Время

Длительность

Вторник

Младшая группа

«Теремок»

19.00 – 19.15

15 минут

Четверг

Младшая группа

«Теремок»

19.00 – 19.15

15 минут

3.3. Программно - методическое обеспечение программы

1. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического

развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения

к миру). – Москва, 2019г.

2.Шакирова

Е.В.

«Цветные

чудеса».

Дополнительная

образовательная

программа

по изобразительной деятельности. 2020г.

23

3.

Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами. Москва,

1998г.

4.

Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; Москва

2008г.

6.

Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и 2 части), 1996г.

7.

Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва, 2003г.

24



В раздел образования