Автор: Васильева Виктория Вячеславовна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ Подсинский д/с «Радуга»
Населённый пункт: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Подсинее
Наименование материала: Физкультурное занятие
Тема: ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) 5-6 ЛЕТ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ
Раздел: дошкольное образование
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) 5-6 ЛЕТ: КОМПЛЕКСНЫЙ
ПОДХОД К РАЗВИТИЮ
Введение
Физическое развитие детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) является краеугольным камнем их успешной
интеграции в социум и достижения максимально возможного уровня
самостоятельности. Возрастной период 5-6 лет характеризуется
завершением этапа дошкольного детства, когда закладываются
основы двигательной активности, формируются основные
двигательные навыки и происходит активное развитие когнитивных и
эмоционально-волевых сфер. Для детей с ОВЗ этот период имеет
особую значимость, поскольку целенаправленная и правильно
организованная физкультурная деятельность может существенно
компенсировать имеющиеся нарушения и способствовать
гармоничному развитию личности.
Особенности детей с ОВЗ 5-6 лет и их влияние на физкультурную
деятельность
Категория детей с ОВЗ представляет собой гетерогенную группу,
включающую в себя индивидов с различными нарушениями:
нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, речи,
интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического
спектра (РАС) и другими. Эти нарушения накладывают отпечаток на
двигательные возможности ребенка, его способность к восприятию
информации, установлению социальных контактов и эмоциональному
реагированию.
•
Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА) могут
проявляться в виде ограниченной подвижности суставов,
мышечной слабости, нарушения координации движений,
проблем с равновесием и статодинамической устойчивостью.
Это требует применения специализированных упражнений,
направленных на укрепление мышечного корсета, развитие
координации, формирование правильной осанки и профилактику
вторичных деформаций.
•
Нарушения зрения ограничивают возможности ребенка в
восприятии визуальных сигналов, ориентировании в
пространстве, точности выполнения движений. Физкультурные
занятия для таких детей должны опираться на слуховые,
тактильные и проприоцептивные ощущения, включать элементы
игры с опорой на звуковые сигналы и речевые инструкции.
•
Нарушения слуха затрудняют восприятие словесных
инструкций, звуковых сигналов, что требует применения
наглядных пособий, жестов, мимики и визуальных подсказок.
Важна четкая артикуляция и использование вспомогательных
средств коммуникации.
•
Нарушения речи могут влиять на понимание инструкций,
умение выражать свои потребности и участвовать в диалоге.
Коммуникация на физкультурном занятии должна быть
максимально упрощенной, с использованием коротких фраз,
демонстрации и поощрения любых форм взаимодействия.
•
Интеллектуальные нарушения проявляются в замедленном
темпе усвоения материала, трудностях с обобщением и
переносом навыков, ограниченном объеме внимания и памяти.
Требуется многократное повторение упражнений, поэтапное
обучение, использование простых и понятных инструкций, а
также подкрепление положительными эмоциями.
•
Расстройства аутистического спектра (РАС) часто
сопровождаются сенсорными особенностями, трудностями в
социальном взаимодействии, ограниченным репертуаром
интересов и стереотипными движениями. Физкультурные
занятия должны учитывать сенсорные потребности ребенка,
создавать предсказуемую и структурированную среду,
использовать элементы структурированного обучения (СОП), а
также предлагать разнообразные, но понятные виды активности.
С учетом этих индивидуальных особенностей, физкультурное занятие
для детей 5-6 лет с ОВЗ должно быть гибким, адаптируемым и
максимально ориентированным на конкретные потребности каждого
ребенка.
Цели и задачи физкультурного занятия
Основная цель физкультурного занятия для детей 5-6 лет с ОВЗ
заключается в содействии их комплексной реабилитации и
коррекционно-развивающей работе посредством целенаправленной
двигательной активности.
Исходя из этой цели, можно сформулировать следующие задачи:
1. Формирование и совершенствование базовых
двигательных навыков:
o
Развитие крупной моторики: ходьба, бег, прыжки (с учетом
индивидуальных возможностей), лазание, метание, ловля.
o
Совершенствование координации движений, равновесия,
пространственной ориентировки.
o
Развитие ловкости, быстроты, силы, выносливости.
2. Коррекция имеющихся нарушений:
o
При НОДА: укрепление мышц, формирование правильной
осанки, увеличение амплитуды движений в суставах,
развитие статодинамической устойчивости.
o
При сенсорных нарушениях: стимулирование
проприоцепции, вестибулярного аппарата, тактильной
чувствительности.
o
При речевых нарушениях: использование движений для
артикуляционной гимнастики, стимуляция речевой
активности через двигательные игры.
3. Содействие когнитивному развитию:
o
Развитие внимания, памяти, мышления через выполнение
заданий, требующих запоминания последовательности
действий, анализа информации, принятия решений.
o
Формирование представлений о частях тела,
направлениях, пространстве.
4. Социально-эмоциональное развитие:
o
Формирование навыков взаимодействия с другими детьми
и взрослыми.
o
Развитие умения следовать правилам игры, выполнять
инструкции.
o
Стимулирование положительных эмоций, уверенности в
себе, преодоление страхов.
o
Развитие волевых качеств: настойчивости,
целеустремленности.
5. Формирование основ здорового образа жизни:
o
Воспитание привычки к регулярным занятиям физической
культурой.
o
Приобретение знаний об основных правилах гигиены и
безопасности.
Принципы построения физкультурного занятия
Эффективность физкультурного занятия для детей с ОВЗ 5-6 лет
определяется соблюдением ряда основополагающих принципов:
•
Принцип индивидуализации и дифференциации: Учет
особенностей каждого ребенка, его уровня развития,
возможностей и ограничений. Задания должны быть
адаптированы, а нагрузка – дозирована.
•
Принцип системности и последовательности: Движения и
навыки осваиваются от простого к сложному, от элементарного к
комплексному. Каждое занятие является частью общей
программы развития.
•
Принцип доступности и наглядности: Материал должен быть
понятен ребенку, инструкции – четкими и лаконичными, с
обязательным использованием демонстрации, образцов,
наглядных пособий.
•
Принцип вариативности: Включение разнообразных форм и
методов двигательной активности для поддержания интереса и
предотвращения утомления.
•
Принцип систематического контроля и оценки: Регулярное
наблюдение за состоянием ребенка, оценка его прогресса и
своевременная коррекция программы.
•
Принцип положительного подкрепления: Создание ситуации
успеха, похвала, одобрение, поощрение каждого достижения,
даже самого незначительного.
•
Принцип интеграции: Включение в занятия элементов игровой
деятельности, музыкального сопровождения, творческих
заданий для повышения мотивации и комплексного воздействия.
•
Принцип безопасности: Обеспечение максимальной
безопасности при проведении всех упражнений, выбор
соответствующего оборудования и спортивного инвентаря.
Структура физкультурного занятия
Физкультурное занятие для детей 5-6 лет с ОВЗ, как и любое другое,
имеет четкую структуру, состоящую из трех основных частей:
подготовительной (вводной), основной и заключительной (заминка).
1. Подготовительная часть (10-15% от общего времени занятия)
Цель этой части – подготовить организм ребенка к предстоящей
физической нагрузке, активизировать работу сердечно-сосудистой,
дыхательной и нервной систем, а также настроить на продуктивную
деятельность.
•
Построение: Организованное построение детей в круг или в
шеренгу. Для детей с ОВЗ важно использовать ориентиры
(цветовые метки, звуковые сигналы) для облегчения построения.
•
Ходьба: Различные виды ходьбы:
o
Обычная ходьба с изменением темпа (медленная,
быстрая).
o
Ходьба на носках (развивает свод стопы, укрепляет мышцы
голени).
o
Ходьба на пятках (укрепляет мышцы спины, развивает
равновесие).
o
Ходьба с высоким подниманием колен (развивает мышцы
брюшного пресса и бедра).
o
Ходьба с захлестыванием голени (укрепляет мышцы
передней поверхности бедра).
o
Ходьба по гимнастической скамейке или по линии
(развивает равновесие, координацию).
o
Ходьба по “следам” (предварительно выложенным на
полу), что помогает ориентироваться в пространстве.
o
Для детей с НОДА важно уделять внимание коррекции
походки.
•
Бег:
o
Легкий бег на месте.
o
Бег с изменением направления по сигналу.
o
Бег с преодолением небольших препятствий (например,
перешагивание через модули).
o
Для детей с НОДА или РАС, испытывающих трудности с
бегом, можно использовать более спокойные варианты,
например, имитацию бега в медленном темпе или ходьбу с
элементами бега.
•
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) в движении:
o
Повороты корпуса, наклоны вперед, назад, в стороны в
процессе ходьбы.
o
Круговые движения руками (вперед, назад), имитирующие
вращение лопастей вентилятора, махание крыльями.
o
Приседания и подъемы на носки во время ходьбы.
o
Важно, чтобы дети выполняли эти упражнения синхронно,
ориентируясь на ведущего или звуковой сигнал.
2. Основная часть (60-70% от общего времени занятия)
Эта часть занятия является наиболее содержательной и направлена
на решение основных коррекционно-развивающих задач. Она
включает в себя разучивание и совершенствование двигательных
действий, подвижные игры, упражнения на развитие специфических
навыков.
•
Упражнения на развитие основных движений:
o
Прыжки:
▪
Прыжки на двух ногах на месте (с продвижением
вперед).
▪
Прыжки через препятствия (гимнастические палки,
низкие модули).
▪
Прыжки в длину с места (с учетом индивидуальных
возможностей).
▪
Для детей с НОДА или страхом высоты, прыжки могут
быть модифицированы (например, прыжки с
небольшой возвышенности на мягкую поверхность).
o
Метание и ловля:
▪
Броски мяча вверх и ловля его двумя руками.
▪
Метание мяча в цель (корзину, обруч).
▪
Броски мяча вдаль (с учетом расстояния, доступного
ребенку).
▪
Перебрасывание мяча друг другу.
▪
Использование мячей разной величины и текстуры
для стимуляции тактильных ощущений.
o
Лазание:
▪
Лазание по гимнастической стенке (с опорой на руки и
ноги).
▪
Лазание по наклонной доске.
▪
Пролезание через обруч или под дугой.
▪
Для детей с НОДА или страхом высоты, предлагаются
более простые варианты, такие как пролезание через
туннели или под низкими опорами.
o
Равновесие и координация:
▪
Упражнения на равновесие на одной ноге (с опорой и
без).
▪
Прохождение по “канату” (широкой полосе ткани или
отмеченной линии).
▪
Упражнения с мелкой моторикой, сочетающиеся с
крупной: например, бросание мяча и одновременное
выполнение пальчиковой гимнастики.
▪
Упражнения, требующие одновременного выполнения
нескольких движений (например, ходьба и
одновременное выполнение хлопков).
•
Упражнения на коррекцию двигательных нарушений:
o
При НОДА:
▪
Упражнения на укрепление мышц спины (например,
“лодочка”, “пловец”).
▪
Упражнения на формирование правильной осанки
(например, “стена”, “книжка на голове”).
▪
Упражнения на развитие подвижности суставов
(вращения в плечевых, локтевых, лучезапястных,
тазобедренных, коленных, голеностопных суставах).
▪
Использование эспандеров, фитболов, массажных
мячей.
o
При сенсорных нарушениях:
▪
Упражнения с погружением рук и ног в разные
наполнители (песок, крупы, шарики) для стимуляции
тактильной чувствительности.
▪
Упражнения с использованием сенсорных дорожек (с
разными текстурами).
▪
Упражнения на развитие проприоцепции (например,
“давление” на стены, пол).
▪
Упражнения, направленные на стимуляцию
вестибулярного аппарата (вращение на месте,
качание на качелях – с осторожностью и учетом
индивидуальных реакций).
o
При нарушениях речи:
▪
Упражнения, имитирующие звуки природы или
животных, сопровождающиеся соответствующими
движениями (например, “ку-ку” - махи руками, “мяу” -
поглаживание).
▪
Использование движений для стимуляции
артикуляционного аппарата: игры с трубочками,
выдувание мыльных пузырей.
•
Подвижные игры:
o
Игры, направленные на развитие крупной моторики,
координации, умения действовать в коллективе.
o
Примеры игр: “Зайцы и волк” (бег, прыжки), “Гуси-лебеди”
(ходьба, бег, реакция на сигнал), “Море волнуется раз”
(замирание в позах).
o
Игры должны быть адаптированы:
▪
Упрощенные правила.
▪
Использование наглядных пособий (картинки с
изображением животных, персонажей).
▪
Четкие и короткие инструкции.
▪
Для детей с РАС важно использовать элементы
структурированного обучения: предсказуемая
последовательность действий, визуальное
расписание игры.
▪
Игры с правилами, где каждый ребенок имеет свою
роль (например, “рыбки”, “ловишки”).
•
Элементы спортивных игр (в упрощенной форме):
o
Элементы футбола (ведение мяча, удар по мячу).
o
Элементы баскетбола (бросок мяча в кольцо).
o
Элементы волейбола (отбивание мяча над сеткой – для
детей, способных к этому).
•
Использование нестандартного оборудования:
o
Сенсорные мячи, дорожки, туннели.
o
Физические модули, мягкие кубики.
o
Обручи, скакалки (для детей, освоивших базовые
движения).
o
Гимнастические палки.
o
Музыкальные инструменты для сопровождения движений.
3. Заключительная часть (15-20% от общего времени занятия)
Цель этой части – постепенно снизить физическую нагрузку, привести
организм в спокойное состояние, подвести итоги занятия, закрепить
положительные эмоции.
•
Спокойная ходьба: Ходьба в медленном темпе, упражнения на
глубокое дыхание.
•
Упражнения на восстановление дыхания:
o
Поднятие рук вверх на вдохе, опускание на выдохе.
o
“Потягивание” как кошка.
o
Имитация дыхания: “вдох – как цветок”, “выдох – как ветер”.
•
Упражнения на релаксацию:
o
Легкий самомассаж (поглаживание рук, ног, лица).
o
Упражнения на расслабление отдельных групп мышц.
o
Лежа на спине, с закрытыми глазами, представить себя в
приятном месте (например, на берегу моря).
•
Рефлексия:
o
Краткое обсуждение занятия: что понравилось, что было
интересно, что получилось хорошо.
o
Похвала каждого ребенка за его старания и достижения.
o
Создание позитивного образа занятия, чтобы у ребенка
возникало желание заниматься снова.
o
Для детей с речевыми трудностями можно использовать
визуальные средства: карточки с изображением эмоций
(радость, грусть) для выбора своего настроения после
занятия.
Методы и приемы организации физкультурного занятия
При проведении физкультурных занятий с детьми с ОВЗ 5-6 лет
используются разнообразные методы и приемы, направленные на
максимальную эффективность и учет индивидуальных особенностей:
•
Метод показа и объяснения: Демонстрация упражнения
ведущим, сопровождающаяся четким и кратким объяснением.
Важно, чтобы объяснение соответствовало уровню понимания
ребенка.
•
Метод имитации: Дети повторяют движения за ведущим, что
особенно важно для детей с сенсорными или
интеллектуальными нарушениями.
•
Метод словесной инструкции: Использование простых, четких
и лаконичных фраз. Для детей с нарушениями слуха и речи –
использование жестов, мимики.
•
Метод подводящих упражнений: Разделение сложного
движения на более простые элементы, которые осваиваются
последовательно.
•
Метод использования наглядных пособий: Картинки, схемы,
ориентиры, цветовые метки, модели упражнений.
•
Метод игровой деятельности: Включение упражнений в
игровую форму для повышения мотивации и интереса.
•
Метод упражнений с предметами: Использование мячей,
обручей, палок, мелких игрушек для выполнения различных
заданий.
•
Метод вариативности: Предложение нескольких вариантов
выполнения упражнения, чтобы ребенок мог выбрать наиболее
доступный ему.
•
Метод положительного подкрепления: Похвала, одобрение,
поощрение за любые успехи.
•
Метод индивидуального подхода: Постановка задач и выбор
упражнений с учетом особенностей каждого ребенка.
•
Метод сенсорной стимуляции: Использование разнообразных
материалов, текстур, звуков, цветов для активации сенсорных
систем.
•
Метод структурированного обучения (СОП): Применение
визуальных расписаний, четких алгоритмов действий, что
особенно важно для детей с РАС.
Организация пространства и инвентарь
Пространство, в котором проходит физкультурное занятие, должно
быть максимально безопасным, функциональным и стимулирующим.
•
Безопасность: Отсутствие острых углов, легкодоступных
розеток, предметов, которые могут представлять опасность. Пол
должен быть нескользким.
•
Зонирование: При наличии возможности, пространство может
быть зонировано: зона для подвижных игр, зона для ОРУ, зона
для отдыха.
•
Доступность: Весь инвентарь должен быть легко доступен
детям, но в то же время храниться в отведенных для этого
местах.
•
Разнообразие инвентаря:
o
Мягкие модули различных форм и размеров.
o
Гимнастические маты.
o
Гимнастические скамейки.
o
Обручи, мячи (различного размера, веса, текстуры).
o
Гимнастические палки.
o
Коврики для упражнений.
o
Сенсорные дорожки, туннели.
o
Музыкальные инструменты (бубны, маракасы).
o
Возможно использование наклонных досок, канатов (под
присмотром).
Контроль и оценка эффективности
Оценка эффективности физкультурного занятия проводится на основе
наблюдения за детьми, анализа их двигательной активности,
выполнения заданий, а также динамики развития.
•
Наблюдение: Фиксация внимания на индивидуальных успехах и
трудностях каждого ребенка.
•
Тестирование (адаптированное): Проведение простых тестов
для оценки уровня развития определенных двигательных
навыков (например, возможность сделать несколько прыжков,
бросить мяч в цель).
•
Анализ выполнения заданий: Оценка качества выполнения
упражнений, способности следовать инструкциям.
•
Обратная связь: Получение информации от родителей или
других специалистов, работающих с ребенком.
•
Ведение дневника наблюдений: Фиксация изменений в
двигательных навыках, поведении, эмоциональном состоянии
ребенка.
Взаимодействие с родителями и специалистами
Успешная реализация физкультурной программы для детей с ОВЗ 5-6
лет требует тесного взаимодействия с родителями и другими
специалистами (педагогами, психологами, дефектологами,
логопедами).
•
Информирование родителей: Регулярное предоставление
информации о целях, задачах и содержании занятий.
•
Консультации: Обсуждение индивидуальных особенностей
ребенка, совместное определение путей коррекции.
•
Рекомендации: Предоставление родителям рекомендаций по
выполнению упражнений в домашних условиях.
•
Сотрудничество со специалистами: Обмен информацией и
совместное планирование коррекционно-развивающей работы.
Заключение
Физкультурное занятие для детей с ОВЗ 5-6 лет – это сложный, но
чрезвычайно важный процесс, направленный на достижение
комплексной реабилитации и максимальное развитие потенциала
каждого ребенка. Грамотно спланированная, индивидуализированная
и систематически проводимая физкультурная деятельность,
основанная на принципах гуманности, доступности и научного
подхода, способствует не только физическому, но и когнитивному,
социально-эмоциональному развитию, а также формированию
позитивного отношения к здоровому образу жизни. Создание условий
для успешного включения детей с ОВЗ в активную двигательную
жизнь является залогом их успешной адаптации и интеграции в
общество.