Напоминание

ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) 5-6 ЛЕТ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ


Автор: Васильева Виктория Вячеславовна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ Подсинский д/с «Радуга»
Населённый пункт: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Подсинее
Наименование материала: Физкультурное занятие
Тема: ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) 5-6 ЛЕТ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) 5-6 ЛЕТ: КОМПЛЕКСНЫЙ

ПОДХОД К РАЗВИТИЮ

Введение

Физическое развитие детей с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ) является краеугольным камнем их успешной

интеграции в социум и достижения максимально возможного уровня

самостоятельности. Возрастной период 5-6 лет характеризуется

завершением этапа дошкольного детства, когда закладываются

основы двигательной активности, формируются основные

двигательные навыки и происходит активное развитие когнитивных и

эмоционально-волевых сфер. Для детей с ОВЗ этот период имеет

особую значимость, поскольку целенаправленная и правильно

организованная физкультурная деятельность может существенно

компенсировать имеющиеся нарушения и способствовать

гармоничному развитию личности.

Особенности детей с ОВЗ 5-6 лет и их влияние на физкультурную

деятельность

Категория детей с ОВЗ представляет собой гетерогенную группу,

включающую в себя индивидов с различными нарушениями:

нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, речи,

интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического

спектра (РАС) и другими. Эти нарушения накладывают отпечаток на

двигательные возможности ребенка, его способность к восприятию

информации, установлению социальных контактов и эмоциональному

реагированию.

Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА) могут

проявляться в виде ограниченной подвижности суставов,

мышечной слабости, нарушения координации движений,

проблем с равновесием и статодинамической устойчивостью.

Это требует применения специализированных упражнений,

направленных на укрепление мышечного корсета, развитие

координации, формирование правильной осанки и профилактику

вторичных деформаций.

Нарушения зрения ограничивают возможности ребенка в

восприятии визуальных сигналов, ориентировании в

пространстве, точности выполнения движений. Физкультурные

занятия для таких детей должны опираться на слуховые,

тактильные и проприоцептивные ощущения, включать элементы

игры с опорой на звуковые сигналы и речевые инструкции.

Нарушения слуха затрудняют восприятие словесных

инструкций, звуковых сигналов, что требует применения

наглядных пособий, жестов, мимики и визуальных подсказок.

Важна четкая артикуляция и использование вспомогательных

средств коммуникации.

Нарушения речи могут влиять на понимание инструкций,

умение выражать свои потребности и участвовать в диалоге.

Коммуникация на физкультурном занятии должна быть

максимально упрощенной, с использованием коротких фраз,

демонстрации и поощрения любых форм взаимодействия.

Интеллектуальные нарушения проявляются в замедленном

темпе усвоения материала, трудностях с обобщением и

переносом навыков, ограниченном объеме внимания и памяти.

Требуется многократное повторение упражнений, поэтапное

обучение, использование простых и понятных инструкций, а

также подкрепление положительными эмоциями.

Расстройства аутистического спектра (РАС) часто

сопровождаются сенсорными особенностями, трудностями в

социальном взаимодействии, ограниченным репертуаром

интересов и стереотипными движениями. Физкультурные

занятия должны учитывать сенсорные потребности ребенка,

создавать предсказуемую и структурированную среду,

использовать элементы структурированного обучения (СОП), а

также предлагать разнообразные, но понятные виды активности.

С учетом этих индивидуальных особенностей, физкультурное занятие

для детей 5-6 лет с ОВЗ должно быть гибким, адаптируемым и

максимально ориентированным на конкретные потребности каждого

ребенка.

Цели и задачи физкультурного занятия

Основная цель физкультурного занятия для детей 5-6 лет с ОВЗ

заключается в содействии их комплексной реабилитации и

коррекционно-развивающей работе посредством целенаправленной

двигательной активности.

Исходя из этой цели, можно сформулировать следующие задачи:

1. Формирование и совершенствование базовых

двигательных навыков:

o

Развитие крупной моторики: ходьба, бег, прыжки (с учетом

индивидуальных возможностей), лазание, метание, ловля.

o

Совершенствование координации движений, равновесия,

пространственной ориентировки.

o

Развитие ловкости, быстроты, силы, выносливости.

2. Коррекция имеющихся нарушений:

o

При НОДА: укрепление мышц, формирование правильной

осанки, увеличение амплитуды движений в суставах,

развитие статодинамической устойчивости.

o

При сенсорных нарушениях: стимулирование

проприоцепции, вестибулярного аппарата, тактильной

чувствительности.

o

При речевых нарушениях: использование движений для

артикуляционной гимнастики, стимуляция речевой

активности через двигательные игры.

3. Содействие когнитивному развитию:

o

Развитие внимания, памяти, мышления через выполнение

заданий, требующих запоминания последовательности

действий, анализа информации, принятия решений.

o

Формирование представлений о частях тела,

направлениях, пространстве.

4. Социально-эмоциональное развитие:

o

Формирование навыков взаимодействия с другими детьми

и взрослыми.

o

Развитие умения следовать правилам игры, выполнять

инструкции.

o

Стимулирование положительных эмоций, уверенности в

себе, преодоление страхов.

o

Развитие волевых качеств: настойчивости,

целеустремленности.

5. Формирование основ здорового образа жизни:

o

Воспитание привычки к регулярным занятиям физической

культурой.

o

Приобретение знаний об основных правилах гигиены и

безопасности.

Принципы построения физкультурного занятия

Эффективность физкультурного занятия для детей с ОВЗ 5-6 лет

определяется соблюдением ряда основополагающих принципов:

Принцип индивидуализации и дифференциации: Учет

особенностей каждого ребенка, его уровня развития,

возможностей и ограничений. Задания должны быть

адаптированы, а нагрузка – дозирована.

Принцип системности и последовательности: Движения и

навыки осваиваются от простого к сложному, от элементарного к

комплексному. Каждое занятие является частью общей

программы развития.

Принцип доступности и наглядности: Материал должен быть

понятен ребенку, инструкции – четкими и лаконичными, с

обязательным использованием демонстрации, образцов,

наглядных пособий.

Принцип вариативности: Включение разнообразных форм и

методов двигательной активности для поддержания интереса и

предотвращения утомления.

Принцип систематического контроля и оценки: Регулярное

наблюдение за состоянием ребенка, оценка его прогресса и

своевременная коррекция программы.

Принцип положительного подкрепления: Создание ситуации

успеха, похвала, одобрение, поощрение каждого достижения,

даже самого незначительного.

Принцип интеграции: Включение в занятия элементов игровой

деятельности, музыкального сопровождения, творческих

заданий для повышения мотивации и комплексного воздействия.

Принцип безопасности: Обеспечение максимальной

безопасности при проведении всех упражнений, выбор

соответствующего оборудования и спортивного инвентаря.

Структура физкультурного занятия

Физкультурное занятие для детей 5-6 лет с ОВЗ, как и любое другое,

имеет четкую структуру, состоящую из трех основных частей:

подготовительной (вводной), основной и заключительной (заминка).

1. Подготовительная часть (10-15% от общего времени занятия)

Цель этой части – подготовить организм ребенка к предстоящей

физической нагрузке, активизировать работу сердечно-сосудистой,

дыхательной и нервной систем, а также настроить на продуктивную

деятельность.

Построение: Организованное построение детей в круг или в

шеренгу. Для детей с ОВЗ важно использовать ориентиры

(цветовые метки, звуковые сигналы) для облегчения построения.

Ходьба: Различные виды ходьбы:

o

Обычная ходьба с изменением темпа (медленная,

быстрая).

o

Ходьба на носках (развивает свод стопы, укрепляет мышцы

голени).

o

Ходьба на пятках (укрепляет мышцы спины, развивает

равновесие).

o

Ходьба с высоким подниманием колен (развивает мышцы

брюшного пресса и бедра).

o

Ходьба с захлестыванием голени (укрепляет мышцы

передней поверхности бедра).

o

Ходьба по гимнастической скамейке или по линии

(развивает равновесие, координацию).

o

Ходьба по “следам” (предварительно выложенным на

полу), что помогает ориентироваться в пространстве.

o

Для детей с НОДА важно уделять внимание коррекции

походки.

Бег:

o

Легкий бег на месте.

o

Бег с изменением направления по сигналу.

o

Бег с преодолением небольших препятствий (например,

перешагивание через модули).

o

Для детей с НОДА или РАС, испытывающих трудности с

бегом, можно использовать более спокойные варианты,

например, имитацию бега в медленном темпе или ходьбу с

элементами бега.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) в движении:

o

Повороты корпуса, наклоны вперед, назад, в стороны в

процессе ходьбы.

o

Круговые движения руками (вперед, назад), имитирующие

вращение лопастей вентилятора, махание крыльями.

o

Приседания и подъемы на носки во время ходьбы.

o

Важно, чтобы дети выполняли эти упражнения синхронно,

ориентируясь на ведущего или звуковой сигнал.

2. Основная часть (60-70% от общего времени занятия)

Эта часть занятия является наиболее содержательной и направлена

на решение основных коррекционно-развивающих задач. Она

включает в себя разучивание и совершенствование двигательных

действий, подвижные игры, упражнения на развитие специфических

навыков.

Упражнения на развитие основных движений:

o

Прыжки:

Прыжки на двух ногах на месте (с продвижением

вперед).

Прыжки через препятствия (гимнастические палки,

низкие модули).

Прыжки в длину с места (с учетом индивидуальных

возможностей).

Для детей с НОДА или страхом высоты, прыжки могут

быть модифицированы (например, прыжки с

небольшой возвышенности на мягкую поверхность).

o

Метание и ловля:

Броски мяча вверх и ловля его двумя руками.

Метание мяча в цель (корзину, обруч).

Броски мяча вдаль (с учетом расстояния, доступного

ребенку).

Перебрасывание мяча друг другу.

Использование мячей разной величины и текстуры

для стимуляции тактильных ощущений.

o

Лазание:

Лазание по гимнастической стенке (с опорой на руки и

ноги).

Лазание по наклонной доске.

Пролезание через обруч или под дугой.

Для детей с НОДА или страхом высоты, предлагаются

более простые варианты, такие как пролезание через

туннели или под низкими опорами.

o

Равновесие и координация:

Упражнения на равновесие на одной ноге (с опорой и

без).

Прохождение по “канату” (широкой полосе ткани или

отмеченной линии).

Упражнения с мелкой моторикой, сочетающиеся с

крупной: например, бросание мяча и одновременное

выполнение пальчиковой гимнастики.

Упражнения, требующие одновременного выполнения

нескольких движений (например, ходьба и

одновременное выполнение хлопков).

Упражнения на коррекцию двигательных нарушений:

o

При НОДА:

Упражнения на укрепление мышц спины (например,

“лодочка”, “пловец”).

Упражнения на формирование правильной осанки

(например, “стена”, “книжка на голове”).

Упражнения на развитие подвижности суставов

(вращения в плечевых, локтевых, лучезапястных,

тазобедренных, коленных, голеностопных суставах).

Использование эспандеров, фитболов, массажных

мячей.

o

При сенсорных нарушениях:

Упражнения с погружением рук и ног в разные

наполнители (песок, крупы, шарики) для стимуляции

тактильной чувствительности.

Упражнения с использованием сенсорных дорожек (с

разными текстурами).

Упражнения на развитие проприоцепции (например,

“давление” на стены, пол).

Упражнения, направленные на стимуляцию

вестибулярного аппарата (вращение на месте,

качание на качелях – с осторожностью и учетом

индивидуальных реакций).

o

При нарушениях речи:

Упражнения, имитирующие звуки природы или

животных, сопровождающиеся соответствующими

движениями (например, “ку-ку” - махи руками, “мяу” -

поглаживание).

Использование движений для стимуляции

артикуляционного аппарата: игры с трубочками,

выдувание мыльных пузырей.

Подвижные игры:

o

Игры, направленные на развитие крупной моторики,

координации, умения действовать в коллективе.

o

Примеры игр: “Зайцы и волк” (бег, прыжки), “Гуси-лебеди”

(ходьба, бег, реакция на сигнал), “Море волнуется раз”

(замирание в позах).

o

Игры должны быть адаптированы:

Упрощенные правила.

Использование наглядных пособий (картинки с

изображением животных, персонажей).

Четкие и короткие инструкции.

Для детей с РАС важно использовать элементы

структурированного обучения: предсказуемая

последовательность действий, визуальное

расписание игры.

Игры с правилами, где каждый ребенок имеет свою

роль (например, “рыбки”, “ловишки”).

Элементы спортивных игр (в упрощенной форме):

o

Элементы футбола (ведение мяча, удар по мячу).

o

Элементы баскетбола (бросок мяча в кольцо).

o

Элементы волейбола (отбивание мяча над сеткой – для

детей, способных к этому).

Использование нестандартного оборудования:

o

Сенсорные мячи, дорожки, туннели.

o

Физические модули, мягкие кубики.

o

Обручи, скакалки (для детей, освоивших базовые

движения).

o

Гимнастические палки.

o

Музыкальные инструменты для сопровождения движений.

3. Заключительная часть (15-20% от общего времени занятия)

Цель этой части – постепенно снизить физическую нагрузку, привести

организм в спокойное состояние, подвести итоги занятия, закрепить

положительные эмоции.

Спокойная ходьба: Ходьба в медленном темпе, упражнения на

глубокое дыхание.

Упражнения на восстановление дыхания:

o

Поднятие рук вверх на вдохе, опускание на выдохе.

o

“Потягивание” как кошка.

o

Имитация дыхания: “вдох – как цветок”, “выдох – как ветер”.

Упражнения на релаксацию:

o

Легкий самомассаж (поглаживание рук, ног, лица).

o

Упражнения на расслабление отдельных групп мышц.

o

Лежа на спине, с закрытыми глазами, представить себя в

приятном месте (например, на берегу моря).

Рефлексия:

o

Краткое обсуждение занятия: что понравилось, что было

интересно, что получилось хорошо.

o

Похвала каждого ребенка за его старания и достижения.

o

Создание позитивного образа занятия, чтобы у ребенка

возникало желание заниматься снова.

o

Для детей с речевыми трудностями можно использовать

визуальные средства: карточки с изображением эмоций

(радость, грусть) для выбора своего настроения после

занятия.

Методы и приемы организации физкультурного занятия

При проведении физкультурных занятий с детьми с ОВЗ 5-6 лет

используются разнообразные методы и приемы, направленные на

максимальную эффективность и учет индивидуальных особенностей:

Метод показа и объяснения: Демонстрация упражнения

ведущим, сопровождающаяся четким и кратким объяснением.

Важно, чтобы объяснение соответствовало уровню понимания

ребенка.

Метод имитации: Дети повторяют движения за ведущим, что

особенно важно для детей с сенсорными или

интеллектуальными нарушениями.

Метод словесной инструкции: Использование простых, четких

и лаконичных фраз. Для детей с нарушениями слуха и речи –

использование жестов, мимики.

Метод подводящих упражнений: Разделение сложного

движения на более простые элементы, которые осваиваются

последовательно.

Метод использования наглядных пособий: Картинки, схемы,

ориентиры, цветовые метки, модели упражнений.

Метод игровой деятельности: Включение упражнений в

игровую форму для повышения мотивации и интереса.

Метод упражнений с предметами: Использование мячей,

обручей, палок, мелких игрушек для выполнения различных

заданий.

Метод вариативности: Предложение нескольких вариантов

выполнения упражнения, чтобы ребенок мог выбрать наиболее

доступный ему.

Метод положительного подкрепления: Похвала, одобрение,

поощрение за любые успехи.

Метод индивидуального подхода: Постановка задач и выбор

упражнений с учетом особенностей каждого ребенка.

Метод сенсорной стимуляции: Использование разнообразных

материалов, текстур, звуков, цветов для активации сенсорных

систем.

Метод структурированного обучения (СОП): Применение

визуальных расписаний, четких алгоритмов действий, что

особенно важно для детей с РАС.

Организация пространства и инвентарь

Пространство, в котором проходит физкультурное занятие, должно

быть максимально безопасным, функциональным и стимулирующим.

Безопасность: Отсутствие острых углов, легкодоступных

розеток, предметов, которые могут представлять опасность. Пол

должен быть нескользким.

Зонирование: При наличии возможности, пространство может

быть зонировано: зона для подвижных игр, зона для ОРУ, зона

для отдыха.

Доступность: Весь инвентарь должен быть легко доступен

детям, но в то же время храниться в отведенных для этого

местах.

Разнообразие инвентаря:

o

Мягкие модули различных форм и размеров.

o

Гимнастические маты.

o

Гимнастические скамейки.

o

Обручи, мячи (различного размера, веса, текстуры).

o

Гимнастические палки.

o

Коврики для упражнений.

o

Сенсорные дорожки, туннели.

o

Музыкальные инструменты (бубны, маракасы).

o

Возможно использование наклонных досок, канатов (под

присмотром).

Контроль и оценка эффективности

Оценка эффективности физкультурного занятия проводится на основе

наблюдения за детьми, анализа их двигательной активности,

выполнения заданий, а также динамики развития.

Наблюдение: Фиксация внимания на индивидуальных успехах и

трудностях каждого ребенка.

Тестирование (адаптированное): Проведение простых тестов

для оценки уровня развития определенных двигательных

навыков (например, возможность сделать несколько прыжков,

бросить мяч в цель).

Анализ выполнения заданий: Оценка качества выполнения

упражнений, способности следовать инструкциям.

Обратная связь: Получение информации от родителей или

других специалистов, работающих с ребенком.

Ведение дневника наблюдений: Фиксация изменений в

двигательных навыках, поведении, эмоциональном состоянии

ребенка.

Взаимодействие с родителями и специалистами

Успешная реализация физкультурной программы для детей с ОВЗ 5-6

лет требует тесного взаимодействия с родителями и другими

специалистами (педагогами, психологами, дефектологами,

логопедами).

Информирование родителей: Регулярное предоставление

информации о целях, задачах и содержании занятий.

Консультации: Обсуждение индивидуальных особенностей

ребенка, совместное определение путей коррекции.

Рекомендации: Предоставление родителям рекомендаций по

выполнению упражнений в домашних условиях.

Сотрудничество со специалистами: Обмен информацией и

совместное планирование коррекционно-развивающей работы.

Заключение

Физкультурное занятие для детей с ОВЗ 5-6 лет – это сложный, но

чрезвычайно важный процесс, направленный на достижение

комплексной реабилитации и максимальное развитие потенциала

каждого ребенка. Грамотно спланированная, индивидуализированная

и систематически проводимая физкультурная деятельность,

основанная на принципах гуманности, доступности и научного

подхода, способствует не только физическому, но и когнитивному,

социально-эмоциональному развитию, а также формированию

позитивного отношения к здоровому образу жизни. Создание условий

для успешного включения детей с ОВЗ в активную двигательную

жизнь является залогом их успешной адаптации и интеграции в

общество.



В раздел образования