Автор: Гадаева Людмила Константиновна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГАПОУ СКАТК г.Ардон
Населённый пункт: СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ РЕСПУБЛИКА, АРДОНСКИЙ РАЙОН
Наименование материала: "Профессиональная направленность преподавания на уроках математики"
Тема: Формулы сложения
Раздел: среднее профессиональное
Урок № 64
Тема: «Формулы сложения»
Не бойтесь формул!
Учитесь владеть этим инструментом
Человеческого гения!
В формулах заключено величие и могущество
Человеческого разума!
А.А. Марков, академик
Цель урока: познакомить обучающихся с формулами сложения суммы и разности двух
углов для тригонометрических функций и применять их при выполнении преобразований
тригонометрических выражений.
Задачи:
Образовательные:
научить
применению
формул
сложения
при
вычислении
и
преобразовании тригонометрических выражений.
Развивающие: развивать у обучающихся познавательный интерес, умение излагать
мысли, делать выводы; развивать память и внимание.
Воспитательные:
прививать
обучающимся
интерес
к
предмету;
воспитание
добросовестного отношения к своей работе, ответственности, честности.
Оборудование: рабочие тетради, «Таблица достижений», учебник, таблицы: «Формулы
приведения», «Формулы сложения», дидактические материалы.
План урока:
1.Оргмомент-2 мин.
2.Актуализация опорных знаний-6 мин.
3.Объяснение нового материала-6 мин
4.Закрепление пройденного материала-10-13 мин.
5.Повторение ранее изученного материала-12 мин
6.Рефлексия-2 мин.
7.Домашнее задание-2 мин.
8.Подведение итогов урока, выставление оценок-2 мин.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Добрый день. Рада всех Вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем удачи в
работе, настроимся на поиск новых знаний и начнем урок.
(Проверить готовность к уроку, домашнее задание, отметить отсутствующих.)
Как вы считаете, почему эпиграфом урока выбраны эти слова?
-Речь на уроке пойдет о формулах. Сегодня мы будем работать с тригонометрическими
формулами, будем учиться их использовать в преобразованиях и применять в упрощении
тригонометрических выражений.
Если мы будем знать все формулы, тогда будет у нас результат.
2.Актуализация опорных знаний. («Таблица достижений».)
Сегодня сами примете участие в оценивании своей работы на уроке. Для этого вам
понадобиться «Таблица достижений». Слева записаны задания, с права надо будет
записать правильный ответ. В конце урока каждый посчитает количество правильных
ответов и сделает себе вывод о работе на уроке. Замечу, что работа требует честности и не
сомневаюсь в том, что вы студенты исключительно порядочные и ответственные.
Давайте, проверим свои знания, для этого проведем устный опрос.
1. Углом какой четверти является угол:
а) 56°; б) 330°; в) -170°
2. Какой знак имеет:
1.а) cos 290°; б) sin 179°; в) tq 400°; г) ctq 349°
2.а) sin (-α); б) cos (-α); в) tq (-α); г) ctq (-α)
3.Вычислить устно.
Фронтальный опрос по таблице значений тригонометрических
функций.
1. а) Чему равен sin (−
π
6
); б) Чему равен cos (−
π
4
)
2.Какие знаки имеет синус, косинус, тангенс и котангенс в каждой из координатных
четвертей?
3. а) Выразить в радианах 270°; б) Выразить в градусах 2
.
радиан
𝜋
4. Назовите формулу, выражающую связь между синусом и косинусом одного и того же
угла.
5.Чтобы пользоваться формулами приведения, что для этого надо знать.
Чему равен cos (
𝜋
+ α); sin (
3
2
π
– α )?
6. cos105°.
7. sin 15°
3.Объяснение нового материала.
Итак, при выполнении устной работы мы повторили табличные значения синуса, косинуса
некоторых углов. И столкнулись с проблемой нахождения косинуса и синуса углов,
которых нет в таблице.
Когда-то известный мудрец со своими обучающимися поднимался к Храму. Навстречу им
спускалась греческая богиня. Вот ты в восторге от своих учеников, но стоит мне их чуть-
чуть поманить, как они быстро оставят тебя и пойдут вместе со мной. Мудрец ей ответил:
Правильно, ты их зовешь вниз, в красивую яркую долину, а я их веду вверх, к покорению
нераскрытых вершин.
Вот и мы с вами сегодня, должны подняться на одну ступеньку вверх, изучив формулы
сложения.
Слово обучающейся. (сообщение о истории развития тригонометрии, связанной с
формулами сложения и связи с профессией информационных технологий.)
Итак, тема нашего урока-Формулы сложения.
Цель нашего урока- познакомить вас с формулами сложения суммы и разности
тригонометрических функций и применять их на практике.
Сейчас запишем формулы, которые помогут нам в разрешении создавшейся ситуации.
Формулы сложения:
𝟏
.
𝐜𝐨𝐬
(
𝜶
+
𝜷
) =
𝐜𝐨𝐬𝜶
∗
𝐜𝐨𝐬𝜷
−
𝐬𝐢𝐧
𝜶
∗
𝐬𝐢𝐧𝜷
𝟐
.
𝒄𝒐𝒔
(
𝜶
−
𝜷
) =
𝐜𝐨𝐬𝜶
∗
𝐜𝐨𝐬𝜷
+
𝐬𝐢𝐧
𝜶
∗
𝐬𝐢𝐧
𝜷
𝟑
.
𝐬𝐢𝐧
(
𝜶
+
𝜷
) =
𝐬𝐢𝐧
𝜶
∗
𝐜𝐨𝐬
𝜷
+
𝐜𝐨𝐬𝜶
∗
𝐬𝐢𝐧𝜷
𝟒
.
𝐬𝐢𝐧
(
𝜶
−
𝜷
) =
𝐬𝐢𝐧
𝜶
∗
𝐜𝐨𝐬𝜷
−
𝐜𝐨𝐬𝜶
∗
𝐬𝐢𝐧𝜷
𝟓
.
𝐭𝐠
(
𝜶
+
𝜷
) =
tg α
+
tgβ
1
−
tgα
∗
tg β
𝟔
.
𝐭𝐠
(
𝜶
−
𝜷
) =
tg α
−
tgβ
1
+
tgα
∗
tg β
7. сtg (α+β) =
ctgα
∗
ctgβ
−
1
ctgα
+
ctgβ
8. сtg (α-β) =
ctgα
∗
ctgβ
+
1
ctgα
−
ctgβ
Определение1: Косинус суммы двух углов равен произведению косинусов этих углов
минус произведение синусов этих углов.
Определение2: Косинус разности двух углов равен сумме произведения косинусов этих
углов и произведения синусов этих углов.
Определение3: Синус суммы двух углов равен произведению синуса первого угла на
косинус второго плюс произведение косинуса первого угла на синус второго.
Определение4: Синус разности двух углов равен произведению синуса первого угла на
косинус второго минус произведение косинуса первого угла на синус второго.
Определение5: Тангенс суммы двух углов равен дроби, в числителе которой сумма
тангенсов искомых углов, а в знаменателе-единица минус произведение тангенсов этих
углов.
Определение6: Тангенс разности двух углов равен дроби, в числителе которой разность
тангенсов искомых углов, а в знаменателе-единица плюс произведение тангенсов этих
углов.
Определение7: Котангенс суммы двух углов равен дроби, в числителе которой
произведение котангенсов искомых углов минус единица, а в знаменателе сумма
котангенсов этих углов.
Определение8: Котангенс разности двух углов равен дроби, в числителе которой
произведение котангенсов искомых углов плюс единица, а в знаменателе разность
котангенсов этих углов.
А теперь вернемся к нашим примерам cos105° и sin15°
1
. cos 105 °
=
cos
(
60 °
+
45 °
)=
cos 60 °
∗
cos 45 °
−
sin 60°
∗
sin 45 °
=
1
2
∗
√ 2
2
−
√ 3
2
∗
√ 2
2
=
√ 2
−
√ 6
4
2
. sin 15°
=
sin
(
45°
−
30 °
)=
sin 45 °
∗
cos 30°
−
cos 45°
∗
sin 30 °
=
√ 2
2
∗
√ 3
2
−
√ 2
2
∗
1
2
=
√ 6
−
√ 2
4
4.Закрепление пройденного материала. (Работа у доски.) Обучающиеся по одному
выходят к доске и решают примеры.
№ 9(а; б)
№11(а)
Самостоятельная работа.
№11(в)
5.Повторение ранее изученного материала.
Дидактические материалы.
Найдите значение выражения:
а) sin 2
𝜋
/3;
б) cos (-240°)
б) упростите выражение: сtq (-α) sin α +сos α
Дополнительное задание:
Дано: sin α=-0,6;
𝜋
¿
α
¿
3
2
𝜋
.Найти: сos α-?; cos (
π
3
−¿
α) -?
Подсчет правильных ответов в таблице достижений. Самооценка работы обучающихся.
6.Рефлексия.
1.На уроке я работал активно/ пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше/ стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7.
Домашнее задание
: §15 стр.134-136-. Башмаков М.И.
§1 стр.11 №13 (б) - Колмогоров А.Н.
8.
Подведение итогов урока, выставление оценок
«Таблица достижений» обучающегося группы 15.25
__________________________
1.Теоретический материал.
Ответы.
Углом какой четверти является угол:
56°
330°
-170°
Какой знак имеет:
cos 290°
sin 179°
tq 400°
ctq 349°
sin(-α)
cos(-α)
tq(-α)
сtq(-α)
2. Закрепление нового материала. (Работа у доски.)
№9(а)
№9(б)
№11(а)
3.Самостоятельная работа.
№11(в)
4.Повторение ранее изученного материала.
Найдите
значение
выражения:
Дидактические
материалы.
а) sin 2
𝜋
/3
б) cos (-240°)
5.Упростить выражение.
Сtq (-α) sin α +сos α
6.Дополнительное задание:
Дано: sin
α=-0,6;
𝜋
¿
α
¿
3/2
𝜋
.Найти: сos α-?;
cos (
𝜋
/3- α) -?
Количество успешно выполненных заданий.
Критерии оценивания.
20-правильных ответа-«5»
17-19-правильных ответа-«4»
12-16-правильных ответа-«3»
Список литературы:
1.Башмаков М.И. СПО ТОП-50-Москва: КНОРУС,2021г.
2.Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа: Учеб.для10-11 кл. ср. шк.
Москва «Просвещение» 2021г.
3. Павлюченко Ю.В. Математика для колледжей.
4. Ивлев Б.М. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа.
Москва: Просвещение 2022г