Авторы: Косиненко Наталья Александровна, Кружаева Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д\с №508
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: "Животные Матроскина"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
по речевому развитию
Возрастная категория: 2 – 3 года.
Тема: «Животные Матроскина».
Цель: создание благоприятных условий для развития речевых навыков детей
раннего возраста.
Задачи:
Образовательные:
- расширить словарный запас детей по теме «Домашние животные»;
- тренировать речевое дыхание воспитанников;
- учить дошкольников пользоваться бельевыми прищепками;
- закрепить умение правильно проговаривать звуки русского языка.
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, воображение;
- развивать познавательный интерес;
- развивать функциональную грамотность;
- развивать творческие навыки;
- развивать самостоятельность и инициативу;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция
образовательных
областей:
«Познавательное
развитие»,
«Физическое
развитие»,
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».
Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология
модерация, ИКТ, сенсорная коробка.
Оборудование и материалы: игрушка Матроскин, музыкальная колонка,
следы кошки, сенсорная коробка с крупными макаронами и прищепками,
заламинированные картинки (свинья, корова, овца, лошадь, коза, кошка,
собака, с нарисованными пятнами чёрными маркером для белой доски), ватные
палочки, иллюстрации (свинья, корова, овца, лошадь, коза, кошка, собака,
сверху закрыты листом бумаги с небольшим разрезом, чтобы отрывать кусочки
и видеть изображение).
Ход.
(Воспитатель привлекает внимание детей при помощи хлопков).
Воспитатель:
Звонкие хлопочки слышатся вокруг,
Становитесь, дошколята, вы скорее в круг.
Ребята, я пригласила вас в круг, чтобы вместе узнать что-то интересное. Но для
начала предлагаю вам поприветствовать друг друга.
«Дружная семья»
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Руку дай соседу справа.
Руку дай соседу слева.
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева.
Воспитатель: Ребята, на полу в нашей группе появились загадочные следы.
Интересно, кто их оставил?
(Дети отвечают, что они не знают).
Воспитатель: Так давайте пройдём по ним и найдём нежданного гостя.
(Дети вместе с воспитателем идут по следам, находя в спальне Матроскина).
Матроскин (аудиозапись 1): Привет, ребята! У меня в деревне большое
хозяйство, много животных. Я один не успеваю за ними следить. Может, кто-
нибудь из вас сможет мне помочь?
(Дети реагируют положительно).
Воспитатель: Хорошо, что вы такие добрые, ребята! Давайте примемся за
работу и поможем нашему гостю.
Этап 1.
Воспитатель: Друзья, для начала животных нужно отыскать. Они постоянно
прячутся от Матроскина! Давайте раскроем секретики и найдём их.
(Дети разрывают бумагу, называют животных. Если ребёнок неговорящий,
педагог озвучивает название животного сам).
Воспитатель: Вот какие животные есть у Матроскина. Он за ними ухаживает,
заботится о них. Такие животные называются домашними.
Этап 2.
Воспитатель: А сейчас поиграем с животными. Вот в этой коробочке с
сюрпризом спрятаны прищепки. Найдём их и прикрепим снизу картинки по две
штуки.
(Дети находят и крепят прищепки. Ставят картинки на них, как на
подставки).
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: А теперь подуем на животных, им очень-очень жарко.
(Педагог просит детей дуть на конкретных животных: «Подуй на лошадку и
т.д.». Картинки падают от дуновений).
Воспитатель: Хорошо получилось, теперь животным попрохладнее.
Физкультминутка.
Воспитатель:
Какие
вы
трудолюбивые,
ребята.
Предлагаю
немного
передохнуть и размяться, ведь мы уже давно помогаем Матроскину.
Повторяйте движения за мной.
(Дети повторяют движения за педагогом под мелодию Е. Железновой «Мы
ногами топ, топ, топ»).
Этап 3.
Воспитатель: Ой, кажется, домашние животные испачкались. Нужно стереть с
них грязь. Но сначала, подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая игра «Солнышко, камешки, заборчик».
Солнышко – пальчики растопырить.
Камешки – пальчики собрать в кулачки.
Заборчик – пальчики соединить.
(После пальчиковой игры педагог раздаёт детям ватные палочки, они
стирают маркер с заламинированных картинок. Педагог просит нескольких
ребят назвать животных).
Этап 4.
Воспитатель: Мы справились со всеми делами. Давайте попробуем сказать
фразу:
Ли-ли-ли,
Ли-ли-ли,
Мы животным помогли!
(Дети пробуют произнести хотя бы первую часть фразы).
Матроскин (аудиозапись 2): Ребята, большое спасибо вам за помощь!
Воспитатель: И я вас, ребята, благодарю за активность и отличную работу.
Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, помашите ручками над
головой. Если не понравилось, потопайте ножками. (Дети реагируют). Очень
рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего
занятия. А сейчас наведём порядок на столах и немного поиграем.
Список использованных ресурсов:
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду (2–3 года) / В.В. Гербова. - М.:
Мозаика-Синтез, 2020.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ
Сфера, 2023.