Автор: Горбунова Александра Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №547
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Семинар-практикум для родителей
Тема: «Как воспитывать интерес к таинственному миру природы»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
познавательно-речевому развитию воспитанников № 547
Семинар-практикум для родителей
«Как воспитывать интерес к таинственному миру природы»
Исполнитель:
Воспитатель
Горбунова Александра
Сергеевна
г. Екатеринбург, 2025г.
Цель:
Повышение компетентности родителей в вопросах экологического
воспитания
детей
дошкольного
возраста,
формирование
активной
родительской позиции в развитии у детей интереса к природе.
Задачи:
Обучающие:
Расширить знания родителей о методах и приемах экологического
воспитания детей 4-5 лет.
Познакомить с простыми и интересными способами изучения природы
в домашних условиях.
Обучить родителей организации экологических игр и экспериментов с
детьми.
Развивающие:
Развивать у родителей творческое мышление и воображение при
организации совместных занятий с детьми.
Повысить родительскую активность в экологическом образовании
детей.
Воспитательные:
Воспитывать у родителей чувство ответственности за экологическое
будущее своих детей.
Формировать у родителей бережное отношение к природе и желание
передать его своим детям.
Оформление зала:
На стенах развешаны детские рисунки на тему природы.
Оформлен уголок природы с комнатными растениями.
Подготовлены столы для проведения практической части семинара.
На столах – раздаточный материал, канцтовары.
Оборудование:
Проектор и экран.
Ноутбук с презентацией.
Карточки с изображениями растений.
Контейнеры для посадки семян.
Семена быстрорастущих растений (кресс-салат, укроп).
Земля.
Лейка с водой.
Лопатки.
Стаканы с водой.
Различные предметы (камни, перья, монеты, деревянные палочки,
пластмассовые игрушки).
Краски.
Ложки.
Фартуки.
Ход семинара:
1.
Вводная часть (10 минут)
Добрый вечер, уважаемые родители! Очень рада видеть вас сегодня на
моем
семинаре,
посвященном
очень
важной
и
интересной
теме
–
экологическому воспитанию детей. Спасибо, что нашли время и проявили
интерес к этой теме.
Итак, тема нашего семинара сегодня – "Как воспитывать интерес к
таинственному миру природы".
Цель нашего семинара – повысить вашу компетентность в вопросах
экологического воспитания детей и сформировать у вас активную позицию в
развитии у детей интереса к природе. Другими словами, моя цель помочь вам
понять, как заинтересовать ваших детей окружающим миром и привить им
бережное отношение к нему.
Для достижения этой цели мы сегодня решим следующие задачи:
Расширим
ваши
знания
о
методах
и
приемах
экологического
воспитания детей 4-5 лет.
Познакомим вас с простыми и интересными способами изучения
природы в домашних условиях.
Научим вас организовывать экологические игры и эксперименты с
детьми.
Семинар будет состоять из трех частей: теоретической, практической и
заключительной.
Представление презентации
Значимость экологического воспитания:
(На экране - слайды презентации) Наша планета переживает сейчас не
самые лучшие времена. Экологические проблемы, такие как загрязнение
воздуха и воды, вырубка лесов, исчезновение видов, угрожают не только
природе, но и здоровью людей, особенно детей. Поэтому сегодня, как
никогда, важно формировать у детей экологическую культуру с самого
раннего возраста. Именно дошкольный возраст – это период, когда
закладываются основы бережного отношения к природе, понимание ее
ценности и взаимосвязей. Экологическое воспитание – это не просто знание
правил поведения в природе, но и формирование чувства ответственности за
окружающий мир. Оно помогает детям осознать свою роль в сохранении
природы и научиться действовать экологически грамотно.
2.
Теоретическая часть (20 минут)
Возрастные особенности восприятия природы детьми 4-5 лет:
Давайте поговорим о том, как дети 4-5 лет воспринимают природу. Очень
важно учитывать возрастные особенности, чтобы наши занятия были
эффективными и интересными для детей. Дети этого возраста познают мир
через чувства: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Поэтому все наши
занятия должны быть наглядными и практичными. Мышление детей в этом
возрасте конкретное и образное. Ребенок легче запоминает то, что он увидел,
услышал, потрогал. Поэтому абстрактные рассуждения не будут интересны и
понятны детям. И главный способ обучения для детей 4-5 лет – это игра!
Именно в игре ребенок лучше всего усваивает новые знания и навыки.
(Примеры):
Вместо того, чтобы просто рассказывать о строении цветка, лучше
вместе с ребенком рассмотреть настоящий цветок, потрогать лепестки,
понюхать аромат.
Вместо того, чтобы говорить о дожде, понаблюдать за ним из окна,
послушать шум капель, потрогать лужи.
Главный принцип – обучение через игру, эксперимент, наблюдение!
(Слайд на экране с этим принципом).
Методы и приемы экологического воспитания:
Теперь давайте рассмотрим конкретные методы и приемы, которые мы
можем использовать для экологического воспитания детей.
(воспитатель рассказывает о методах, показывает слайды с иллюстрациями)
Наблюдение:
Примеры:
Наблюдение за погодой: каждый день смотрим и отмечаем, что
изменилось.
Наблюдение за растениями: что полили, что выросло.
Наблюдение за животными: где летят птицы, кто приполз.
Рекомендации: нужно делать это систематически и стимулируйте
ребенка задавать вопросы.
Игры:
Дидактические: (показ примеров игр: "Что лишнее?", "Найди пару")
Подвижные: ("Воробушки и кошка") - обыгрываем вместе с родителями.
Сюжетно-ролевые: ("Лесная аптека").
Экспериментирование:
Примеры:
Опыты с водой: "Тонет - не тонет".
Рекомендации: выбирайте безопасные и простые опыты.
Чтение художественной литературы:
Рекомендации по выбору книг: выбирайте соответственные возрасту,
чтоб были познавательные и воспитали любовь к природе. (Показ
примеров книг)
Беседы:
Темы для бесед: "Зачем беречь природу?", "Как мы можем помочь
природе?".
Рекомендации: задавайте вопросы и организовывайте беседы в форме
дискуссии.
Роль родителей в экологическом воспитании:
И самое главное – это ваша роль, уважаемые родители! (Слайд – "Роль
родителей")
Личный пример – это основа! Дети смотрят на вас!
Совместные прогулки на природу, просмотр фильмов, чтение книг.
Создание дома уголка природы.
Совместная уборка мусора в парке.
Обсуждение с детьми экологических проблем.
Помните, что ваш пример – это самый лучший урок для вашего ребенка!
3.
Практическая часть (40 минут)
Игра "Что где растет?":
А сейчас переходим к практике! Давайте немного поиграем. Разделимся
на две команды. Каждой команде я дам набор карточек с изображениями
растений. Ваша задача – как можно быстрее и правильно разложить карточки
по группам: "Деревья", "Кустарники", "Травы". (Команды выполняют
задание).
Молодцы! Теперь обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
(Проверка, обсуждение результатов).
Практическое занятие "Опыты с водой":
Теперь проведем несколько простых опытов с водой, которые вы сможете
повторить дома с детьми.
(Проводит опыты "Тонет - не тонет", "Вода и цвет", "Свойства воды" вместе
с родителями).
Обсуждаем, как эти опыты можно проводить с детьми, развивая их
познавательный интерес, стимулируя к вопросам и открытиям.
Обсуждение экологической ситуации:
Предлагаю обсудить такую ситуацию: Ребенок сорвал цветок на
клумбе. Как бы вы отреагировали? Что бы сказали ребенку? (Родители
высказывают свое мнение, идет обсуждение).
Важно, чтобы мы все придерживались одного подхода в экологическом
воспитании детей.
4.
Заключительная часть (10 минут))
Подведение итогов семинара:
Наш семинар подходит к концу. Сегодня мы с вами много узнали о том,
как воспитывать интерес к природе у детей. Мы поговорили о возрастных
особенностях восприятия природы, о методах и приемах экологического
воспитания, о вашей роли, уважаемые родители, в этом процессе. Помните,
что систематическая работа по экологическому воспитанию детей – это залог
успеха! Если у вас есть вопросы, я с удовольствием на них отвечу. (Ответы
на вопросы родителей).