Напоминание

«Как воспитывать интерес к таинственному миру природы»


Автор: Горбунова Александра Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №547
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Семинар-практикум для родителей
Тема: «Как воспитывать интерес к таинственному миру природы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

познавательно-речевому развитию воспитанников № 547

Семинар-практикум для родителей

«Как воспитывать интерес к таинственному миру природы»

Исполнитель:

Воспитатель

Горбунова Александра

Сергеевна

г. Екатеринбург, 2025г.

Цель:

Повышение компетентности родителей в вопросах экологического

воспитания

детей

дошкольного

возраста,

формирование

активной

родительской позиции в развитии у детей интереса к природе.

Задачи:

Обучающие:

Расширить знания родителей о методах и приемах экологического

воспитания детей 4-5 лет.

Познакомить с простыми и интересными способами изучения природы

в домашних условиях.

Обучить родителей организации экологических игр и экспериментов с

детьми.

Развивающие:

Развивать у родителей творческое мышление и воображение при

организации совместных занятий с детьми.

Повысить родительскую активность в экологическом образовании

детей.

Воспитательные:

Воспитывать у родителей чувство ответственности за экологическое

будущее своих детей.

Формировать у родителей бережное отношение к природе и желание

передать его своим детям.

Оформление зала:

На стенах развешаны детские рисунки на тему природы.

Оформлен уголок природы с комнатными растениями.

Подготовлены столы для проведения практической части семинара.

На столах – раздаточный материал, канцтовары.

Оборудование:

Проектор и экран.

Ноутбук с презентацией.

Карточки с изображениями растений.

Контейнеры для посадки семян.

Семена быстрорастущих растений (кресс-салат, укроп).

Земля.

Лейка с водой.

Лопатки.

Стаканы с водой.

Различные предметы (камни, перья, монеты, деревянные палочки,

пластмассовые игрушки).

Краски.

Ложки.

Фартуки.

Ход семинара:

1.

Вводная часть (10 минут)

Добрый вечер, уважаемые родители! Очень рада видеть вас сегодня на

моем

семинаре,

посвященном

очень

важной

и

интересной

теме

экологическому воспитанию детей. Спасибо, что нашли время и проявили

интерес к этой теме.

Итак, тема нашего семинара сегодня – "Как воспитывать интерес к

таинственному миру природы".

Цель нашего семинара – повысить вашу компетентность в вопросах

экологического воспитания детей и сформировать у вас активную позицию в

развитии у детей интереса к природе. Другими словами, моя цель помочь вам

понять, как заинтересовать ваших детей окружающим миром и привить им

бережное отношение к нему.

Для достижения этой цели мы сегодня решим следующие задачи:

Расширим

ваши

знания

о

методах

и

приемах

экологического

воспитания детей 4-5 лет.

Познакомим вас с простыми и интересными способами изучения

природы в домашних условиях.

Научим вас организовывать экологические игры и эксперименты с

детьми.

Семинар будет состоять из трех частей: теоретической, практической и

заключительной.

Представление презентации

Значимость экологического воспитания:

(На экране - слайды презентации) Наша планета переживает сейчас не

самые лучшие времена. Экологические проблемы, такие как загрязнение

воздуха и воды, вырубка лесов, исчезновение видов, угрожают не только

природе, но и здоровью людей, особенно детей. Поэтому сегодня, как

никогда, важно формировать у детей экологическую культуру с самого

раннего возраста. Именно дошкольный возраст – это период, когда

закладываются основы бережного отношения к природе, понимание ее

ценности и взаимосвязей. Экологическое воспитание – это не просто знание

правил поведения в природе, но и формирование чувства ответственности за

окружающий мир. Оно помогает детям осознать свою роль в сохранении

природы и научиться действовать экологически грамотно.

2.

Теоретическая часть (20 минут)

Возрастные особенности восприятия природы детьми 4-5 лет:

Давайте поговорим о том, как дети 4-5 лет воспринимают природу. Очень

важно учитывать возрастные особенности, чтобы наши занятия были

эффективными и интересными для детей. Дети этого возраста познают мир

через чувства: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Поэтому все наши

занятия должны быть наглядными и практичными. Мышление детей в этом

возрасте конкретное и образное. Ребенок легче запоминает то, что он увидел,

услышал, потрогал. Поэтому абстрактные рассуждения не будут интересны и

понятны детям. И главный способ обучения для детей 4-5 лет – это игра!

Именно в игре ребенок лучше всего усваивает новые знания и навыки.

(Примеры):

Вместо того, чтобы просто рассказывать о строении цветка, лучше

вместе с ребенком рассмотреть настоящий цветок, потрогать лепестки,

понюхать аромат.

Вместо того, чтобы говорить о дожде, понаблюдать за ним из окна,

послушать шум капель, потрогать лужи.

Главный принцип – обучение через игру, эксперимент, наблюдение!

(Слайд на экране с этим принципом).

Методы и приемы экологического воспитания:

Теперь давайте рассмотрим конкретные методы и приемы, которые мы

можем использовать для экологического воспитания детей.

(воспитатель рассказывает о методах, показывает слайды с иллюстрациями)

Наблюдение:

Примеры:

Наблюдение за погодой: каждый день смотрим и отмечаем, что

изменилось.

Наблюдение за растениями: что полили, что выросло.

Наблюдение за животными: где летят птицы, кто приполз.

Рекомендации: нужно делать это систематически и стимулируйте

ребенка задавать вопросы.

Игры:

Дидактические: (показ примеров игр: "Что лишнее?", "Найди пару")

Подвижные: ("Воробушки и кошка") - обыгрываем вместе с родителями.

Сюжетно-ролевые: ("Лесная аптека").

Экспериментирование:

Примеры:

Опыты с водой: "Тонет - не тонет".

Рекомендации: выбирайте безопасные и простые опыты.

Чтение художественной литературы:

Рекомендации по выбору книг: выбирайте соответственные возрасту,

чтоб были познавательные и воспитали любовь к природе. (Показ

примеров книг)

Беседы:

Темы для бесед: "Зачем беречь природу?", "Как мы можем помочь

природе?".

Рекомендации: задавайте вопросы и организовывайте беседы в форме

дискуссии.

Роль родителей в экологическом воспитании:

И самое главное – это ваша роль, уважаемые родители! (Слайд – "Роль

родителей")

Личный пример – это основа! Дети смотрят на вас!

Совместные прогулки на природу, просмотр фильмов, чтение книг.

Создание дома уголка природы.

Совместная уборка мусора в парке.

Обсуждение с детьми экологических проблем.

Помните, что ваш пример – это самый лучший урок для вашего ребенка!

3.

Практическая часть (40 минут)

Игра "Что где растет?":

А сейчас переходим к практике! Давайте немного поиграем. Разделимся

на две команды. Каждой команде я дам набор карточек с изображениями

растений. Ваша задача – как можно быстрее и правильно разложить карточки

по группам: "Деревья", "Кустарники", "Травы". (Команды выполняют

задание).

Молодцы! Теперь обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

(Проверка, обсуждение результатов).

Практическое занятие "Опыты с водой":

Теперь проведем несколько простых опытов с водой, которые вы сможете

повторить дома с детьми.

(Проводит опыты "Тонет - не тонет", "Вода и цвет", "Свойства воды" вместе

с родителями).

Обсуждаем, как эти опыты можно проводить с детьми, развивая их

познавательный интерес, стимулируя к вопросам и открытиям.

Обсуждение экологической ситуации:

Предлагаю обсудить такую ситуацию: Ребенок сорвал цветок на

клумбе. Как бы вы отреагировали? Что бы сказали ребенку? (Родители

высказывают свое мнение, идет обсуждение).

Важно, чтобы мы все придерживались одного подхода в экологическом

воспитании детей.

4.

Заключительная часть (10 минут))

Подведение итогов семинара:

Наш семинар подходит к концу. Сегодня мы с вами много узнали о том,

как воспитывать интерес к природе у детей. Мы поговорили о возрастных

особенностях восприятия природы, о методах и приемах экологического

воспитания, о вашей роли, уважаемые родители, в этом процессе. Помните,

что систематическая работа по экологическому воспитанию детей – это залог

успеха! Если у вас есть вопросы, я с удовольствием на них отвечу. (Ответы

на вопросы родителей).



В раздел образования