Автор: Мелкумян Раиса Игоревна
Должность: преподаватель МАУДО ЭДМШ
Учебное заведение: МАУДО Эжвинская детская музыкальная школа
Населённый пункт: город Сыктывкар Республика Коми
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: «Первоначальный этап обучения игре на фортепиано»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Эжвинская детская музыкальная школа»
«Первоначальный этап обучения игре на фортепиано»
Методические рекомендации
для преподавателей ДМШ по учебному предмету «Фортепиано. Специальность
и чтение с листа»
Выполнила:
преподаватель фортепианного объединения
МАУДО «ЭДМШ»
Мелкумян Р.И.
Сыктывкар
2024
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка_______________________________3
2. Введение ___________________________________________4
3.
Проведение начальных занятий: ________________________5
•
Знакомство с инструментом и клавиатурой
•
Постановка игрового аппарата
•
Знакомство
с
нотной
записью
4. Заключение__________________________________________8
4. Литература __________________________________________9
Пояснительная записка
Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей
детских музыкальных школ по классу фортепиано.
В работе освещаются проблемы начального обучения юных пианистов и
методы работы и преодоления трудностей.
Цель работы:
Дать
молодым
преподавателям
рекомендации
по
работе
на
первоначальном
этапе
обучения
игре
на
музыкальном
инструменте,
направленные
на
формирование
базовых
исполнительских
навыков
и
музыкального восприятия учащихся.
Задачи:
Рассмотреть следующие методические задачи:
1) Изучение устройства инструмента и особенностей его конструкции.
2) Освоение расположения клавиш и освоение правильной техники игры.
3) Развитие координации движений рук и пальцев.
4) Формирование правильного положения тела и рук во время игры.
5) Ознакомление с элементами музыкальной грамоты.
Введение
Освоение
искусства
игры
на
фортепиано
предполагает
последовательное формирование необходимых навыков, обеспечивающих
качественное звучание и свободу самовыражения исполнителя.
Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он –
основа всего
дальнейшего
отношения
ученика
к
музыке,
инструменту,
занятиям. Это база для всего последующего музыкального обучения. От
педагога помимо высокой музыкальной квалификации требуется наличие
особых психологических, волевых и нравственных качеств. Уважение и
авторитет педагога особенно важны на таком раннем этапе, где большую
роль играет личность учителя. Во многом именно от этого зависит
отношение ученика к занятиям. Педагог, ведущий занятия с маленькими
учениками, должен уметь создавать на уроках непринужденную, радостную
атмосферу,
поддерживать в них игровое настроение, пробуждать их
воображение, при этом педагог обязан не только учить музыке, но, что не
менее важно, воспитывать музыкой. Одно из условий в ранних занятиях –
суметь привлечь к себе симпатии ученика. Педагог не может надеяться, что
ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность преподавателя.
Важно создать непринужденную обстановку, чтобы ребенок полностью
раскрылся. Это поможет решить одну из главнейших задач – свободу рук и
естественность движений для передачи музыкальных мыслей и чувств.
Методика проведения начальных занятий
Метод и специфику занятий чаще всего может подсказать сам ребенок.
Наши уроки
должны
быть
построены
на
одновременном
развитии
всех
важных для музыканта условий обучения. Каждый урок сочетает в себе:
1)
знакомство с клавиатурой;
2)
гимнастику и постановку рук;
3)
развитие слуха, ритма, памяти;
4)
основы нотной грамоты.
ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУМЕНТОМ, КЛАВИАТУРОЙ
При знакомстве с инструментом нужно объяснить происхождение слова
«фортепиано».
Необходимо подробно рассказать ребенку о строении
фортепиано:
показать
корпус,
крышки,
молоточки,
механику
звуковоспроизведения и назначение каждой части инструмента.
Рассматривая строение инструмента, ученик впервые знакомится с
клавиатурой, изучает регистры: нижний, средний, верхний, сравнивая их с
голосами животных, тембрами различных музыкальных инструментов. Такие
аналогии и подбор какой-либо песенки, которую ученик может разучить с
помощью педагога и сыграть одним пальцем
на
фортепиано,
помогают
ребенку легче запомнить, что вправо звуки повышаются, влево – понижаются.
Учитель последовательно вводит понятие октавы, основного тона, структуры
белой и чёрной клавиши, показывает разницу звучания двух соседних клавиш
и определяет первые ноты и звуки, изучаемые ребенком. Используются
практические задания: - Нахождение первой группы белых клавиш («до-ре-
ми») и соответствующие названия.
- Создание ассоциаций цвета и звука с отдельными группами клавиш.
Не помешает рассказать ребенку о чувствительности фортепиано.
Педагогу полезно сыграть простенькую мелодию тремя способами:
А) напряженной рукой с жесткими пальцами;
Б) преувеличенно расслабленной рукой;
В) свободной, но организованной рукой, и предложить ученику внимательно
послушать, в каком случае мелодия звучит лучше.
Дать задание на повторение упражнений по перемещению рук вверх-вниз по
клавиатуре с сохранением одинаковой позы.
Эти задания формируют базовую зрительно-пространственную ориентацию
на клавиатуре и закрепляют необходимые ассоциации между положением
пальца и звуком.
ПОСТАНОВКА ИГРОВОГО АППАРАТА
Постановка
игрового
аппарата
на
фортепиано
—
важный
этап
в
обучении игре на инструменте. Правильная постановка позволяет избежать
травм, способствует развитию техники игры и улучшает качество звучания.
Сидеть за инструментом следует спокойно, удобно и прямо, допустим лишь
небольшой наклон вперед. Плечи опущены, дыхание ровное и свободное.
Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. Поэтому малышам 6-7
лет важно подобрать необходимой высоты подставку под ноги.
Для постановки кисти рук можно использовать следующие упражнения.
Берем
маленький
мяч (можно взять вместо мяча небольшое яблоко).
Свободно и без напряжения обнимаем кистью мяч и, не изменяя формы,
переносим руку на инструмент (выполнять попеременно правой и левой
руками). Упражнение прививает ощущение формы руки при игре.
Потом
можно проделать упражнение с карандашом. Ученик формирует из пальца
«крючок»,
освобождает
руку,
опирается
подушечкой
пальца
на
не
заточенный конец карандаша и тем самым учится чувствовать кончик пальца
и то место подушечки, которым он будет прикасаться к инструменту.
Развитие гибкости рук и пальцев является ключевым аспектом
успешной игры на фортепиано. Гибкость помогает достичь большей свободы
движения,
точности
и
выразительности
в
исполнении
музыкальных
произведений.
Рассмотрим
подробнее
одно
эффективное
упражнение
на
развитие
гибкости.
Круговые вращение пальцев:
1.
Расположиться удобно перед инструментом, спину держать прямо,
плечи расслабить.
2.
Поставить обе руки на стол или на клавиатуру пианино ладонью вверх.
3.
Убедиться, что пальцы слегка согнуты и расположены естественно.
4.
Большой
палец
каждой
руки
должен
находиться
рядом
с
остальным четырьмя пальцами.
5.
Начинать
вращательные
движения
каждым
пальцем
вокруг
своей оси, сначала мягко и медленно. Представить, что это
движение, похожее на рисование маленьких кругов кончиками
пальцев.
6.
Выполнять эти движение одновременно всеми пальцами обеих рук.
7.
Постепенно
ускорять
темп
вращательных
движений,
сохраняя
контроль и осознанность каждого поворота.
8.
Закончить упражнение лёгким массажем и растяжением пальцев.
ЗНАКОМСТВО С НОТНОЙ ЗАПИСЬЮ
С первых уроков ученик должен начинать осваивать нотную грамоту.
Начинаем с кратчайших пояснений. Необходимо познакомить ученика с
понятием
нотного
стана,
объяснить,
что
линейки
считаются
снизу,
поупражняться
в
определении
номера
линейки.
Показываем
на
определенную, а ученик отвечает, какая она по счету, первая вторая и т п.
Объясняем,
что
все нотки будут «жить» на линейках и между ними.
Показываем, как выглядит нотная запись на примере более крупных
произведений. Теперь важно ознакомить ученика с различными видами нот и
их значениями:
Целая нота: Самый долгий вид ноты, занимает всю долю такта.
Половинная нота: Полдоли целого тона.
Четвертная нота: Одна четверть всего такта. Восьмая нота: Один восьмую
долю такта. Шестнадцатая нота: Одну шестнадцатую долю такта.
Чтобы закрепить полученные знания, полезно провести ряд упражнений:
назвать ноту, указанную преподавателем, её название и позицию на нотном
стане; нарисовать самостоятельно простые мелодии, используя изученные
правила; прослушать короткую пьесу и попытаться записать услышанное в
нотах. Важно
отметить,
что
процесс
освоения
нотной
грамоты
требует
терпения и регулярной практики. Чем чаще ученик работает с нотами, тем
быстрее закрепляются необходимые навыки.
Эта методика даёт фундаментальное понимание основ нотной грамоты,
позволяя
перейти
далее
к
изучению
конкретных
композиций
и
развитию
исполнительских способностей учащегося.
Заключение
В данном методическом сообщении описаны методы и приемы,
используемые на первых уроках, включая изучение устройства инструмента,
правильную технику игры, координацию движений рук и пальцев, а также
основы нотной грамоты.
Особое внимание уделено созданию благоприятной атмосферы на
уроках, формированию
интереса
и
удовольствия
у
учеников
от
процесса
обучения. Подчеркнута важность регулярного возвращения к изучению
элементов нотной грамоты, постепенного усложнения заданий и введения
новых понятий.
Представленная
работа
полезна
как
начинающим
педагогам,
так
и
опытным музыкантам,
стремящимся
усовершенствовать
свою
методику
преподавания. Данные рекомендации доступны каждому ребенку, независимо
от музыкальной одаренности.
Список литературы:
1.
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. - М: Советский
композитор, 1992.- 73 с.
2.
Баренбойм Л. Путь к музицированию. - Л: Советский композитор,
1979. – 352 с.
3.
Жилинская Е. Первые шаги юного музыканта.