Напоминание

"Мир вокруг нас..."


Автор: Борисова Анна Олеговна
Должность: Воспитатель в ДОУ
Учебное заведение: АНДОО "АЛМАЗИК" Д/с №46 "Сказка"
Населённый пункт: РС(Я) Мирнинский улус,город Удачный
Наименование материала: Проект
Тема: "Мир вокруг нас..."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей

старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

«Мир вокруг нас ...»

на 2024 – 2025 учебный год

Недаром дети любят сказку

ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

уже предчувствует душа.

Пояснительная записка

Каждый человек, находясь в раннем детстве, слушал сказки. Долгие века народные сказки играли

в жизни человека такую же роль, как в наше время играют книги, журналы, газеты, телевидение, радио,

интернет

и

другие

распространенные

источники

информации.

Проект дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и

умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной

познавательно-исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков, что

является составляющими успешной личности. Способствует развитию самостоятельности мышления,

помогающий

ребенку

сформировать

уверенность

в

себе

и

в

собственных

возможностях.

Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные

отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности

приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое

отношение к различным сторонам реальности. Новый виток интереса к проекту как способу

организации

жизнедеятельности

детей

объясняется

его

потенциальной

интегративностью

,

соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном

процессе.

Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с

природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть

использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего

формирования и развития личности. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с

воспитания чувств через мир положительных эмоций. Именно проектная деятельность позволяет не

только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта.

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение

к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей – это

огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в

детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности,

правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению

своего места в ней в будущем.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА: Проект долгосрочный – с сентябрь по май 2024-2025 г.

Цель и задачи проекта

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного и

бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

Создать

поэтапную

систему

работы

по

экологическому

образованию

с

составлением

перспективного плана работы с детьми и их родителями;

Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и

неживой природе, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными

явлениями;

Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей

среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;

Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах

деятельности;

Учить обобщать и систематизировать представления о временах года;

Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

Обеспечить непрерывность экологического образования в системе «ДОУ - семья»;

Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие

природы.

Методы организации педагогической деятельности:

В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ

организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).

Словесные методы (используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и

обобщения их): беседа; рассказ; обсуждение (впечатлений от экскурсий, ролевых и познавательных

игр); сравнивание (участие в выставках, конкурсах); чтение литературы.

Наглядные

методы (с

наибольшей

полнотой

соответствуют

возможностям

познавательной

деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные

представления о природе): демонстрация наглядных пособий; демонстрация голосов птиц, звуков

природы, наблюдение.

Практические методы (использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления

детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и

явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в

применении знаний): познавательно-исследовательские работы; игра; изготовление рисунков.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в

комплексе, правильно сочетать их между собой.

Экология – это наука о законах природы и взаимодействиях живых организмов между собой.

Также под экологией подразумевают состояние окружающей среды. В последнее время люди всё

меньше думают о планете Земля, загрязняют её и забывают о последствиях своих действий. Поэтому

очень важно рассказать детям об экологии.

Экологические проблемы

Каждый житель Земли так или иначе оказывает влияние на окружающую среду. Любые изменения

окружающей среды, связанные с деятельностью человека, вызывающие загрязнения и заболевания,

вызывают экологические проблемы.

Выделяют такие экологические проблемы, как:

загрязнение и обмеление морей, озер и рек;

опустынивание и деградация почв;

загрязнение воздуха;

лесные пожары и уничтожение лесов;

угроза исчезновения отдельных видов животных и растений, особенно тех, которые занесены

в Красную книгу.

Формы и содержание работы с родителями

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных

частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы

можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически

грамотного.

Одной из основных форм работы с родителями остаётся родительское собрание.

В группе проводятся анкетирования, консультации на экологическую тематику.

Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о

природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное,

в привычном необычное. Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы

как серия наблюдений в природе.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского

сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным

моментом проведения конкурсов является соревновательный дух. Наиболее важным в информационно-

просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных

материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.

Основное содержание проекта

Этапы реализация проекта:

Первый этап – подготовительный

– Создание проблемы, постановка цели и задач;

– Подбор методической литературы для реализации проекта;

– Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин;

организация предметно-развивающей среды в группе.

Второй этап – основной

– Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;

– Проведение тематического занятия;

– Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей.

Третий этап – заключительный

– Оформление выставки рисунков детей;

– Проведение итоговой диагностики знаний детей, подведение итогов работы над данным

проектом, составление рекомендаций.

Ожидаемые результаты по проекту:

Дети:

1. Сформировались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

2. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.

3. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.

4. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

5. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать

выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

6. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года.

7. Узнали много интересного о жизни растений, учатся правильно ухаживать за растениями.

8. Дети не только расширили свои знания, но охотно делятся ими со сверстниками.

Педагоги:

1. Обновление содержания работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

2. Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом

об экологии.

3. Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста системы представлений об

экологии.

4. Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьёй.

Родители:

1. Повысился уровень осведомлённости родителей об экологическом воспитании дошкольников.

2. Экологическое просвещение родителей даёт больший плюс в экологическом воспитании детей

группы.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Сроки

реализации

Виды деятельности

Работа с

родителями

Форма

регистраци

и

результата

Сентябрь

– Отгадывание загадок об осени, об осенних

месяцах, об овощах и фруктах, которые нам

дарит сентябрь;

– игра «Угадайка»;

– игра «Узнай на вкус»;

– выставка «Что нам осень принесла».

– Чтение художественной литературы;

– беседа с детьми;

Постановка целей,

определение

актуальности и

значимости проекта.

Анкетирование

родителей.

Составление

плана

работы по

проекту

– рассматривание фотографий на тему «Осень

краски разводила»;

– слушание музыки и песен об осени;

– наблюдение за трудом взрослых: сбор

опавшей листвы, обрезка деревьев, сбор урожая;

– дидактические игры «Найди дерево по

описанию», «Чего не стало?», «С какой ветки

детки?»;

– экспериментирование «Летающие семена»;

– аппликация «Осень в лесу».

Октябрь

– Беседа «Кто живёт в лесу?»;

– дидактические и настольные игры «Чей

домик?», «Кто как кричит?», «Кого не стало?»,

«Угадай животное»;

– составление описательных рассказов по

картине «Три медведя»;

– пальчиковая игра «Зайка и ушки»;

– чтение художественной литературы;

– драматизация сказки «Теремок»;

– беседа «Как вести себя в лесу»;

– рисование «Раскрась животное».

– Беседы «Кому полезны грибы», «Правила

поведения в лесу», «Какие бывают грибы»;

– отгадывание загадок;

– сюжетно-ролевая игра «В лесу»;

– словесная игра «Съедобные – несъедобные»;

– аппликация из цветной бумаги «Братцы –

грибочки».

Консультация

«Правильное

отношение детей к

природе начинается

в семье».

Рекомендации

«Наблюдения в

природе осенью».

Выставка

рисунков

«Осенний

листопад»

Ноябрь

– Составление рассказов-описаний о комнатных

цветах;

– беседа «Что растет на окошке?»;

– чтение и обсуждение произведений:

В. Катаев «Цветик–семицветик», Л.

Скребцова «Лекарство в цветочных горшках», Е

Благинина «Бальзамин»;

– дидактические игры «Найди части растений»,

«Выложи растение правильно»

– Беседа о домашних животных и птицах;

– рассматривание иллюстраций домашних

животных и птиц;

– чтение рассказов, сказок, стихов;

– отгадывание загадок;

– рисование «Домашние животные».

Акция «Трудно

птицам зимовать,

надо птицам

помогать».

Изготовление

кормушек

Природоохранная

акция «Сохраним

елочку –

красавицу!».

Оформление

книжной

выставки

Декабрь

– Рассматривание картины «Кошка с котятами»;

– беседы;

– чтение рассказов, сказок, стихов;

– подвижная игра «Воробушки и кот»;

– игра-инсценировка «Кошкин дом».

– отгадывание загадок;

– нетрадиционное рисование ладошками;

– дидактические игры «Найди маму», «Угадай и

Консультация

«Зимние травмы»

Памятка

Природоохранная

акция «Сохраним-

елочку красавицу»

Конкурс

поделок из

природного

материала

назови», «Угадай кто голос подаёт»; –

подвижные игры «Курица и цыплята», «Гуси и

волк».

Январь

– Беседы с детьми для выявления знаний детей о

зимних явлениях природы;

– рассматривание картин, иллюстраций о зиме, о

снеговике;

– наблюдение за погодой, снегом;

– чтение и разучивание стихотворений, потешек,

поговорок, загадок о зиме;

– игра «Снег кружится»;

– опыты «Вода и лёд», «Снег и его свойства».

– Чтение художественной литературы;

– составление описательных рассказов о жизни

диких животных зимой;

– рассматривание иллюстраций о животных,

следов птиц и животных на снегу;

– беседа об охране животных;

– пальчиковая гимнастика «Колобок»;

– дидактические игры «Помоги животным найти

друг друга», «Чьи следы на снегу».

Консультация

«Наблюдения в

зимний период

Консультации

«Почему

лекарственные

растения лучше

обычных

таблеток?»,

«Комнатные

растения и уход за

ними».

Создание

альбома

«Зима»

Февраль

– Беседа о зимующих птицах;

– пальчиковая гимнастика «Птички»;

– подвижная игра «Птички-невелички»;

– дидактическая игра «Что за птица?»;

– прослушивание записи с голосами птиц. –

Беседа «Откуда родом камешки»;

– беседа «Кому нужны камни»;

– рассматривание картин «Такие красивые

горы», рассматривание камней через лупу;

– экспериментирование «Какими бывают

камни?», «Тонет – не тонет», «Могут ли камни

издавать звуки?»;

– чтение художественной литературы;

– дидактическая игра «Выложи картинку из

камней»;

– подвижная игра «По каменной дорожке

шагают наши ножки».

Консультации

«Почему

лекарственные

растения лучше

обычных таблеток?»

Беседа «Комнатные

растения и уход за

ними»

Выставка

творческих

работ детей

совместно с

родителями

Март

– Рассматривание иллюстраций;

– беседа;

– игра «Когда это бывает?».

– Рассматривание луковицы;

– дидактические игры по ознакомлению с

овощами;

– рассказ воспитателя о луке и его

свойствах «Лук от семи недуг».

Фотовыставка

«Природа и мы».

Пополнение

содержания

книжного

уголка

сказками

разных

жанров

Апрель

– Беседа «Вечная слава воде»;

– проведение опытов с водой «Вода не имеет

формы», «Лёд легче воды», «Превращение в

воду»;

Консультация «Игра

и развлечения как

средство воспитания

у детей любви к при-

Размещение

кормушек на

участке

группы

– сюжетно-ролевая игра «Путешествие в

подводное царство»;

– словесные игры «Какой бывает вода?»,

«Льдинки, снежинки, сосульки»;

– подвижная игра «Море волнуется».

– Выставка картин о лесе;

– физкультминутка «Дует ветер нам в лицо»;

– игра «Отгадай»;

– игра «Собери цветок быстрее, чем я».

роде

Май

– Отгадывание загадок;

– рассматривание иллюстраций;

– наблюдение за пчёлами на территории

детского сада;

– беседы «Что лечит мёд?», «Откуда берётся

мёд?», «Пчеловод – друг пчёл»;

– дидактическая игра «Что сначала, что

потом?»;

– Сюжетно-ролевая игра «Пасека»

– Чтение стихов;

– познавательное видео «Как появляется

бабочка»;

– дидактическая игра «Весенние слова»;

– коллективная работа «Весна красна».

Анкета для

родителей

«Экологическое

воспитание детей»

Совместное участие

родителей и детей в

экологической игре

«Знатоки природы!».

Большая

выставка

детского

творчества

Теоретическая и методическая литература:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2005.

2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа. – СПб. : ДЕТСТВО-

ПРЕСС, 2020.

3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию:

средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011.

4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические

рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2011.

5. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с

детьми 4-5 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика –

Синтез, 2010.

7. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в

средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.



В раздел образования