Автор: Борисова Анна Олеговна
Должность: Воспитатель в ДОУ
Учебное заведение: АНДОО "АЛМАЗИК" Д/с №46 "Сказка"
Населённый пункт: РС(Я) Мирнинский улус,город Удачный
Наименование материала: Проект
Тема: "Мир вокруг нас..."
Раздел: дошкольное образование
Проект
Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей
старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
«Мир вокруг нас ...»
на 2024 – 2025 учебный год
Недаром дети любят сказку
ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
уже предчувствует душа.
Пояснительная записка
Каждый человек, находясь в раннем детстве, слушал сказки. Долгие века народные сказки играли
в жизни человека такую же роль, как в наше время играют книги, журналы, газеты, телевидение, радио,
интернет
и
другие
распространенные
источники
информации.
Проект дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и
умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной
познавательно-исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков, что
является составляющими успешной личности. Способствует развитию самостоятельности мышления,
помогающий
ребенку
сформировать
уверенность
в
себе
и
в
собственных
возможностях.
Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные
отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности
приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое
отношение к различным сторонам реальности. Новый виток интереса к проекту как способу
организации
жизнедеятельности
детей
объясняется
его
потенциальной
интегративностью
,
соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном
процессе.
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с
природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть
использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего
формирования и развития личности. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с
воспитания чувств через мир положительных эмоций. Именно проектная деятельность позволяет не
только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение
к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей – это
огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в
детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности,
правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению
своего места в ней в будущем.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА: Проект долгосрочный – с сентябрь по май 2024-2025 г.
Цель и задачи проекта
Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного и
бережного отношения к природе.
Задачи проекта:
Создать
поэтапную
систему
работы
по
экологическому
образованию
с
составлением
перспективного плана работы с детьми и их родителями;
Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и
неживой природе, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными
явлениями;
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей
среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;
Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах
деятельности;
Учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Обеспечить непрерывность экологического образования в системе «ДОУ - семья»;
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие
природы.
Методы организации педагогической деятельности:
В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ
организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).
Словесные методы (используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и
обобщения их): беседа; рассказ; обсуждение (впечатлений от экскурсий, ролевых и познавательных
игр); сравнивание (участие в выставках, конкурсах); чтение литературы.
Наглядные
методы (с
наибольшей
полнотой
соответствуют
возможностям
познавательной
деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные
представления о природе): демонстрация наглядных пособий; демонстрация голосов птиц, звуков
природы, наблюдение.
Практические методы (использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления
детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и
явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в
применении знаний): познавательно-исследовательские работы; игра; изготовление рисунков.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в
комплексе, правильно сочетать их между собой.
Экология – это наука о законах природы и взаимодействиях живых организмов между собой.
Также под экологией подразумевают состояние окружающей среды. В последнее время люди всё
меньше думают о планете Земля, загрязняют её и забывают о последствиях своих действий. Поэтому
очень важно рассказать детям об экологии.
Экологические проблемы
Каждый житель Земли так или иначе оказывает влияние на окружающую среду. Любые изменения
окружающей среды, связанные с деятельностью человека, вызывающие загрязнения и заболевания,
вызывают экологические проблемы.
Выделяют такие экологические проблемы, как:
загрязнение и обмеление морей, озер и рек;
опустынивание и деградация почв;
загрязнение воздуха;
лесные пожары и уничтожение лесов;
угроза исчезновения отдельных видов животных и растений, особенно тех, которые занесены
в Красную книгу.
Формы и содержание работы с родителями
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных
частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы
можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически
грамотного.
Одной из основных форм работы с родителями остаётся родительское собрание.
В группе проводятся анкетирования, консультации на экологическую тематику.
Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о
природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное,
в привычном необычное. Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы
как серия наблюдений в природе.
Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского
сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным
моментом проведения конкурсов является соревновательный дух. Наиболее важным в информационно-
просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных
материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.
Основное содержание проекта
Этапы реализация проекта:
Первый этап – подготовительный
– Создание проблемы, постановка цели и задач;
– Подбор методической литературы для реализации проекта;
– Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин;
организация предметно-развивающей среды в группе.
Второй этап – основной
– Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
– Проведение тематического занятия;
– Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей.
Третий этап – заключительный
– Оформление выставки рисунков детей;
– Проведение итоговой диагностики знаний детей, подведение итогов работы над данным
проектом, составление рекомендаций.
Ожидаемые результаты по проекту:
Дети:
1. Сформировались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
2. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.
3. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.
4. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
5. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать
выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
6. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года.
7. Узнали много интересного о жизни растений, учатся правильно ухаживать за растениями.
8. Дети не только расширили свои знания, но охотно делятся ими со сверстниками.
Педагоги:
1. Обновление содержания работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
2. Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом
об экологии.
3. Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста системы представлений об
экологии.
4. Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьёй.
Родители:
1. Повысился уровень осведомлённости родителей об экологическом воспитании дошкольников.
2. Экологическое просвещение родителей даёт больший плюс в экологическом воспитании детей
группы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Сроки
реализации
Виды деятельности
Работа с
родителями
Форма
регистраци
и
результата
Сентябрь
– Отгадывание загадок об осени, об осенних
месяцах, об овощах и фруктах, которые нам
дарит сентябрь;
– игра «Угадайка»;
– игра «Узнай на вкус»;
– выставка «Что нам осень принесла».
– Чтение художественной литературы;
– беседа с детьми;
Постановка целей,
определение
актуальности и
значимости проекта.
Анкетирование
родителей.
Составление
плана
работы по
проекту
– рассматривание фотографий на тему «Осень
краски разводила»;
– слушание музыки и песен об осени;
– наблюдение за трудом взрослых: сбор
опавшей листвы, обрезка деревьев, сбор урожая;
– дидактические игры «Найди дерево по
описанию», «Чего не стало?», «С какой ветки
детки?»;
– экспериментирование «Летающие семена»;
– аппликация «Осень в лесу».
Октябрь
– Беседа «Кто живёт в лесу?»;
– дидактические и настольные игры «Чей
домик?», «Кто как кричит?», «Кого не стало?»,
«Угадай животное»;
– составление описательных рассказов по
картине «Три медведя»;
– пальчиковая игра «Зайка и ушки»;
– чтение художественной литературы;
– драматизация сказки «Теремок»;
– беседа «Как вести себя в лесу»;
– рисование «Раскрась животное».
– Беседы «Кому полезны грибы», «Правила
поведения в лесу», «Какие бывают грибы»;
– отгадывание загадок;
– сюжетно-ролевая игра «В лесу»;
– словесная игра «Съедобные – несъедобные»;
– аппликация из цветной бумаги «Братцы –
грибочки».
Консультация
«Правильное
отношение детей к
природе начинается
в семье».
Рекомендации
«Наблюдения в
природе осенью».
Выставка
рисунков
«Осенний
листопад»
Ноябрь
– Составление рассказов-описаний о комнатных
цветах;
– беседа «Что растет на окошке?»;
– чтение и обсуждение произведений:
В. Катаев «Цветик–семицветик», Л.
Скребцова «Лекарство в цветочных горшках», Е
Благинина «Бальзамин»;
– дидактические игры «Найди части растений»,
«Выложи растение правильно»
– Беседа о домашних животных и птицах;
– рассматривание иллюстраций домашних
животных и птиц;
– чтение рассказов, сказок, стихов;
– отгадывание загадок;
– рисование «Домашние животные».
Акция «Трудно
птицам зимовать,
надо птицам
помогать».
Изготовление
кормушек
Природоохранная
акция «Сохраним
елочку –
красавицу!».
Оформление
книжной
выставки
Декабрь
– Рассматривание картины «Кошка с котятами»;
– беседы;
– чтение рассказов, сказок, стихов;
– подвижная игра «Воробушки и кот»;
– игра-инсценировка «Кошкин дом».
– отгадывание загадок;
– нетрадиционное рисование ладошками;
– дидактические игры «Найди маму», «Угадай и
Консультация
«Зимние травмы»
Памятка
Природоохранная
акция «Сохраним-
елочку красавицу»
Конкурс
поделок из
природного
материала
назови», «Угадай кто голос подаёт»; –
подвижные игры «Курица и цыплята», «Гуси и
волк».
Январь
– Беседы с детьми для выявления знаний детей о
зимних явлениях природы;
– рассматривание картин, иллюстраций о зиме, о
снеговике;
– наблюдение за погодой, снегом;
– чтение и разучивание стихотворений, потешек,
поговорок, загадок о зиме;
– игра «Снег кружится»;
– опыты «Вода и лёд», «Снег и его свойства».
– Чтение художественной литературы;
– составление описательных рассказов о жизни
диких животных зимой;
– рассматривание иллюстраций о животных,
следов птиц и животных на снегу;
– беседа об охране животных;
– пальчиковая гимнастика «Колобок»;
– дидактические игры «Помоги животным найти
друг друга», «Чьи следы на снегу».
Консультация
«Наблюдения в
зимний период
Консультации
«Почему
лекарственные
растения лучше
обычных
таблеток?»,
«Комнатные
растения и уход за
ними».
Создание
альбома
«Зима»
Февраль
– Беседа о зимующих птицах;
– пальчиковая гимнастика «Птички»;
– подвижная игра «Птички-невелички»;
– дидактическая игра «Что за птица?»;
– прослушивание записи с голосами птиц. –
Беседа «Откуда родом камешки»;
– беседа «Кому нужны камни»;
– рассматривание картин «Такие красивые
горы», рассматривание камней через лупу;
– экспериментирование «Какими бывают
камни?», «Тонет – не тонет», «Могут ли камни
издавать звуки?»;
– чтение художественной литературы;
– дидактическая игра «Выложи картинку из
камней»;
– подвижная игра «По каменной дорожке
шагают наши ножки».
Консультации
«Почему
лекарственные
растения лучше
обычных таблеток?»
Беседа «Комнатные
растения и уход за
ними»
Выставка
творческих
работ детей
совместно с
родителями
Март
– Рассматривание иллюстраций;
– беседа;
– игра «Когда это бывает?».
– Рассматривание луковицы;
– дидактические игры по ознакомлению с
овощами;
– рассказ воспитателя о луке и его
свойствах «Лук от семи недуг».
Фотовыставка
«Природа и мы».
Пополнение
содержания
книжного
уголка
сказками
разных
жанров
Апрель
– Беседа «Вечная слава воде»;
– проведение опытов с водой «Вода не имеет
формы», «Лёд легче воды», «Превращение в
воду»;
Консультация «Игра
и развлечения как
средство воспитания
у детей любви к при-
Размещение
кормушек на
участке
группы
– сюжетно-ролевая игра «Путешествие в
подводное царство»;
– словесные игры «Какой бывает вода?»,
«Льдинки, снежинки, сосульки»;
– подвижная игра «Море волнуется».
– Выставка картин о лесе;
– физкультминутка «Дует ветер нам в лицо»;
– игра «Отгадай»;
– игра «Собери цветок быстрее, чем я».
роде
Май
– Отгадывание загадок;
– рассматривание иллюстраций;
– наблюдение за пчёлами на территории
детского сада;
– беседы «Что лечит мёд?», «Откуда берётся
мёд?», «Пчеловод – друг пчёл»;
– дидактическая игра «Что сначала, что
потом?»;
– Сюжетно-ролевая игра «Пасека»
– Чтение стихов;
– познавательное видео «Как появляется
бабочка»;
– дидактическая игра «Весенние слова»;
– коллективная работа «Весна красна».
Анкета для
родителей
«Экологическое
воспитание детей»
Совместное участие
родителей и детей в
экологической игре
«Знатоки природы!».
Большая
выставка
детского
творчества
Теоретическая и методическая литература:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2005.
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа. – СПб. : ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2020.
3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию:
средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011.
4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические
рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2011.
5. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с
детьми 4-5 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика –
Синтез, 2010.
7. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в
средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.