Автор: Сотниченко Любовь Владиславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Доможаковская СОШ им.Н.Г.Доможакова" СПДО детский сад "Тополёк"
Населённый пункт: а.Доможаков, Усть-Абаканский район
Наименование материала: статья
Тема: Развитие детской инициативности через формирование интереса к культурному наследию народов Хакасии
Раздел: дошкольное образование
Развитие детской инициативности через формирование интереса
к культурному наследию народов Хакасии
В современной социокультурной ситуации большое значение отводится
формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к
народной культуре своего родного края.
Развитие
детской
инициативности
через
формирование
интереса
к
культурному наследию народов Хакасии — это важный аспект воспитания,
который способствует не только личностному росту детей, но и укреплению их
связи с культурой и традициями своего региона.
Развитие инициативности у детей — это комплексный процесс, требующий
взаимодействия различных специалистов и вовлечения родителей, что создает
благоприятную среду для роста и развития ребенка.
Вот несколько подходов и мероприятий, которые помогают нам в этом
процессе:
Введение в культуру Хакасии. В нашем детском саду ведется обучение
хакасскому языку. Во всех группах оформлены уголки, в которых представлен
материал о родном селе, районе и республике, включающий сведения об
историческом прошлом, так и его современном облике. Читаем детям сказки,
легенды и народные песни на хакасском языке (на занятиях) или в переводе.
Исследовательская деятельность.
Проводим экскурсии в музей. Музей
обладает большим образовательным потенциалом, выступая в качестве источника
информации о людях и событиях, воздействует эмоционально, вызывает чувство
сопричастности, а дети становятся исследователями под руководством взрослых.
Творческие мастерские. Включаем в занятия хакасские народные песни.
Музыка способствует развитию слуха и ритма, а также помогает запомнить новые
слова.
Проводим
занятия по рисованию, лепке или изготовлению поделок,
вдохновленных хакасским искусством.
Это даёт возможность детям не только
проявить творчество, но и обсудить культурные значения этих предметов.
Театральные постановки. Ставим спектакли на основе хакасских сказок и
легенд. Дети проявляют инициативу в выборе ролей, это помогает развивать
речь, учить новые слова и выражения, помогают создавать
декораций к
представлениям.
В детском саду проходят фольклорные праздники, где дети становятся
участниками традиционных обрядов, знакомятся с народными инструментами и
мастерами.
Интерактивные
мероприятия.
Разрабатываем
квесты,
связанные
с
культурным наследием Хакасии. Задачи
включают поиск информации о
традициях, решение загадок и выполнение заданий на основе местного фольклора.
Использование технологий.. Мы знаем, что в Хакасии много сказаний, и
мы понимаем, что именно через сказания народ доносит свою историю, свою
культуру.
А как же вызвать желание и интерес у детей узнать как можно больше.
Используем интернет-ресурсы для виртуальных экскурсий по Хакасии, чтобы
дети могли увидеть культурные памятники и природные красоты региона.
В сети в открытом доступе появился мультсериал «Моя Хакасия», созданный
при поддержке Фонда Президентских грантов компанией «Ветер перемен».
Цель просмотра мультфильмов - повысить интерес к сохранениям объектов
культурно - исторического наследия.
В доступной и интересной форме воспитанники узнают о различных исторически
значимых местах Республики Хакасия.
Это 5 увлекательных серий, вместе с главным героем – шаманом по имени Хорэй
Хам:
1. Салбыкская долина (курганом) – грандиозное погребальное сооружение некого
древнего царя.
2.
Деревня
(ААЛ)
Отты
–
населенный
пункт,
в
котором
сохранился
традиционный быт хакасов. В деревне есть около 30 юрт 100-летней давности.
3. Горный массив «Оглахты» – протяженный скальный хребет, где находится
самое большое скопление петроглифов (наскальных рисунков).
4. Горная гряда «Сундуки» – природно-исторический памятник природы,
крепость, предполагается, что здесь была одна из самых древнейших обсерваторий и
самая первая в нашем регионе.
5. Музей-заповедник «Хуртуях тас» – музей одного камня – стелы (каменного
изваяния) возрастом 4,5 тыс. лет. Она вкопана в землю в месте расположения
геологического разлома. Здесь отмечается мощное излучение энергии особого рода.
Поощрение самостоятельности у детей даёт возможность принимать решения
и выражать свое мнение, развивает детскую инициативность, формирует интерес к
культурному наследию народов Хакасии.
А
задача
педагогов,
создать
атмосферу
поддержки
и
свободы
для
самовыражения, что позволяет детям активно участвовать в процессе изучения и
сохранения своей культуры.