Напоминание

Изучение топографических знаков для обучающихся в спортивных школах


Автор: Решетникова Надежда Александровна
Должность: методист, тренер-преподаватель по спортивному туризму
Учебное заведение: структурное подразделение ДО "ДЮСШ" МАУ "ТФОСЦ "Новый Импульс"
Населённый пункт: Саратовская область, р.п.Татищево
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Изучение топографических знаков для обучающихся в спортивных школах
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка.

Тема: «Изучение топографических карт»

Разработчик: тренер-преподаватель по спортивному туризму

Решетникова Надежда Александровна

р.п. Татищево. 2025 год

Изучение топографических карт включает анализ видов карт, масштаба, условных

обозначений и методов их использования. Топографические карты — это подробные

карты местности, на которых можно определять плановое и высотное положение точек.

Они содержат информацию о рельефе, гидрографии, растительности, населённых пунктах

и других элементах местности

Топографические карты используются для решения различных задач, например:

Изучение местности — анализ рельефа, гидрографии, особенностей расселения (типы и

размещение населённых пунктов, плотность населения).

Ориентирование на местности — карты помогают определить своё местоположение

относительно окружающих предметов и форм рельефа, найти нужное направление

движения.

Решение инженерных задач — по картам определяют расстояния, углы и площади,

высоты, превышения и взаимную видимость точек местности.

План-конспект открытого занятия по теме

«Изучение топографических карт, Чтение карты»

Цель занятия; Изучение основных приемов чтения карты.

Задачи занятия:

-дать понятие «чтение карты»;

-формировать знания, умения и навыки, необходимые для чтения карт;

-научить воспринимать карту, как реальную образ местности;

- способствовать развитию логического мышления, внимания.

Оборудование: плакат «Спортивная карта», спортивные карты, карточки к теме

«Условные знаки», набор цветных карточек, компас, линейка.

Тип занятии: комбинированное.

План занятия.

1.

Вводная часть

2.

Проверка знаний по предшествующей теме

3.

Объяснение новой темы: изложение новой информации, практическая работа с

дидактическим материалом

4.

Закрепление пройденного материала. Игра «компас»

5.

Подведение итогов занятия.

Организационный момент.

1.

Вводная часть. Обучающиеся занимают места за партами, готовят письменные

принадлежности. Тренер объявляет тему и цель занятия, объясняет требования и

план занятия. ( обратить внимание детей на готовность к занятию)

2.

Проверка занятий по предшествующей теме. Фронтальный опрос.

Прежде чем мы с вами начнем изучать новый материал, давайте вспомним, какую

тему мы рассматривали на прошлом занятии.

Ответ: Условные знаки спортивных карт, их классификация. Для проверки знаний

я обращаю ваше внимание на цветовую шкалу. Такой подбор цветов не случаен. Где

используются данные цвета.

Ответ: на цветных спортивных картах. Что означают данные цвета.

Ответ: Синий – гидрография (реки, озера, болото): Зеленый – растительность;

Черный – искусственные объекты, Коричневый - рельеф, Желтый - открытые

пространства, Красный – судейский цвет (старт и финиш). Какого цвета не хватает

на цветовой шкале и что он обозначает?

Ответ: Желтого. Он означает - открытое пространство.

Итак, мы повторили классификацию условных знаков по цвету. Как еще

классифицируются условные знаки? На какие группы они делятся?

Ответ: Условные знаки классифицируются по изображению и делятся на :

-площадные (болота, поляны, озера),

- линейные (дороги, тропинки),

- точечные (камни, ямы, бугры..).

А сейчас я хочу проверить, насколько вы усвоили данную тему. (работа с

карточками).

Проверяем правильность выполнения задания у доски. Подводим итоги проверки.

3. Объяснение новой темы.

Полученные знания на предыдущих занятиях, помогут нам, ознакомиться с новой

темой нашего занятия « Чтение карты». Что это такое?

Для туристов карта- самый верный проводник. Научившись ее «читать» легко

определить характер местности, выбрать правильный и наиболее экономичный путь

движения. Хорошая карта раскроет секрет о дорогах, реках, мостах. Как пройти к

населенным пунктам, где можно сделать привал, где придется идти в гору и какой

лес встретится на пути. Но для того, чтобы грамотно «читать» карту необходимо

хорошо знать условные знаки- т.е. азбуку карты. Чтобы хорошо прочесть книгу

нужно знать только 33 буквы, а для чтения карты существует свыше 150 условных

знаков. Поэтому «читать» карту не так просто, как может показаться с первого

взгляда.

Также надо знать правила рисовки условных топографических знаков:

- все условные знаки рисуются на картах вершинами на север;

-надписи наносятся на картах с запада на восток, за исключением название рек,

которые делаются вдоль их течения;

- цифры также наносятся на карту вершинами на север.

Зная это, спортсмены всегда имеют возможность определить направление на карте

на север, а это означает, что и на юг, восток и запад.

Чтение карты – это, прежде всего понимание объектов, изображенных на карте

условными знаками и умение опознавать их на местности.

Результат спортсмена- ориентировщика на дистанции зависит от быстроты и

правильности «чтения карты» и его физических качеств.

Но, запомните, что в спортивном ориентировании побеждает не всегда самый

сильный бегун, нужна еще и техника ориентирования, то есть правильно «читать

карту».

Итак, чтение карты включает в себя основные понятия:

- Знание условных знаков;

- Правильность сориентировать карту;

-определение расстояние на карте и на местности;

- Выбор пути движения.

Правильность сориентировать карту – это значит расположить ее так, чтобы

верхняя рамка бала направлена на север, а нижняя на юг. Для этого, с помощью

компаса найдите направления на север и в этом направлении, заметьте какой либо

предмет. Поверните карту так, чтобы ее вверх был направлен на этот предмет и

карта будет ориентирована.

Можно другим способом. Встаньте на какую - нибудь линию местности,

обозначенную на карте. Например, это будет –дорога. Поверните карту так, чтобы

направление условного знака дороги совпало с направлением дороги на местности.

При этом надо убедиться, что предметы справа и слева от дороги имеют такое же

расположение, что и на карте. Если это условие выполнено, то карта ориентирована

правильно.

Умение измерить расстояние: чтобы измерить расстояние между двумя точками на

карте, необходимо, при помощи линейки измерить это расстояние и пользуясь

масштабом карты умножить на величину масштаба.

Например: расстояние между двумя точками 4 см, а масштаб карты 100 метров

(М1:100 00), следовательно, расстояние будет составлять 4х100 = 400 метров.

Правильно сориентировать карту п сторонам горизонта. Для определения сторон

горизонта воспользуемся надежным другом ориентировщика – компасом. Стрелка

компаса всегда показывает на север. Если стоять лицом к северу, то за вашей

спиной будет юг, справа восток, слева запад.

После того, как карта сориентирована, определена точка стояния, можно выбирать

путь движения. Выбор пути во многом зависит от характерной местности на карте.

Для начинающего ориентировщика, самое разумное, выбор пути по линейным

ориентирам. Используйте дороги, тропинки, искусственные сооружения. Умение

быстро выбрать наиболее выгодные для себя путь – большое искусство и овладеть

им можно только в многочисленных тренировках и стартах. (Работа с картами)

4.

Закрепление пройденного материала.

На полу (земле) рисую круг диаметром 2-3 метра. На расстоянии примерно 3 м от

окружности отмечаю стороны света, сверяя с компасом: север, восток, юг, запад.

Участники становятся в круг спиной к центру и слушают команду тренера:

«ЮГ,СЕВЕР,ЗАПАД,ВОСТОК. Услышав к примеру команду на СЕВЕР, все

должны повернуться лицом в сторону севера. Подаются различные команды и

играющие выполняют данное задание. Тот, кто ошибся получает штрафное очко.

Победителем считается тот, кто получил наименьшее штрафных очков.

5.

Подведение итогов занятия.

Мы получили первое представление о том, с помощью чего можно читать карту. В

заключении хочется напомнить, что работая над освоением топографической

грамотности необходимо помнить главное: изучая теорию, закрепляй знания

практикой. Только долговременная работа с картой, с компасом, определение

расстояний поможет вам стать настоящим мастером по ориентированию на

местности, умение «читать карту» грамотно, без ошибок.

Процесс бучения работе с картой довольно длительный и трудный. Поэтому мы

будем продолжать совершенствовать умения и навыки чтения карты различные

методы, формы и приемы обучения.

Спасибо за внимание, занятие окончено.До свидания.

Литература.

1.

Б.А.Фесенко «Книга молодого ориентировщика»

2.

С.Ф.Зубович «О первых шагах в ориентировании.

3.

Е.И.Иванов «Начальная подготовка ориентировщика»

4.

Тыкул В.И. «Спортивное ориентирование» методические разработки занятии и

программы 1 и2 года обучения в секциях. М., Просвещение, 1990



В раздел образования