Напоминание

Роль педагога дополнительного образования в формирования гражданской (российской) идентичности личности обучающихся


Автор: Ларикова Лариса Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец детского (юношеского) творчества"
Населённый пункт: Новомосковск (Тульская область)
Наименование материала: Роль педагога дополнительного образования в формирования гражданской (российской) идентичности личности обучающихся
Тема: Роль педагога дополнительного образования в формирования гражданской (российской) идентичности личности обучающихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль педагога дополнительного образования

в формирования

гражданской (российской) идентичности личности обучающихся

Ларикова Лариса Николаевна

педагог дополнительного образования муниципального учреждения

дополнительного образования «Дворец детского (юношеского)

творчества»,

г. Новомосковск

The role of an additional education teacher in shaping the сivic (russian)

identity of students

Аннотация.

В

статье

рассматривается

работа

педагогов

по

формированию гражданской (российской) идентичности обучающихся в

детских объединениях учреждения.

Ключевые

слова.

Гражданская

и

социальная

идентичность,

гражданское образование, патриотическое воспитание.

Abstract. The article examines the work of educators in shaping the civic

(Russian) identity of students in children’s associations within the educational

institution.

Keywords:

civic and social identity, patriotic education, patriotic upbringing

Учреждения дополнительного образования являются одной из наиболее

комфортных

образовательных

сред

для

реализации

потенциальных

возможностей и потребностей ребенка. Одним из приоритетных направлений

воспитательной

работы

педагогического

коллектива

муниципального

бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец детского

(юношеского)

творчества»

города

Новомосковска

видят

как

раз

в

обеспечении

максимально

эффективных

условий

для

формирования

гражданской идентичности своих обучающихся.

Фигура педагога – определяющий фактор формирования гражданской

идентичности

подрастающих

поколений.

В

условиях

усиления

роли

образования в развитии экономики страны, потребности общества в

талантливых

людях,

способных

обеспечивать

его

прогресс

и

конкурентоспособность, появился новый вызов по подготовке достойного

гражданина. Особенно возрастают требования общества к компетентности

педагога в сфере гражданского образования обучающихся в соответствии с

запросами общества и государства.

В педагогическом коллективе учреждения пришло осознание того, что

образование и общество – это одна целостная система, закладывающая

основы грядущих изменений в обществе, предопределяя его развитие в

прогрессивном направлении. Воспитать в ребенке осознание, что для

человека не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», а

есть «моя (наша) страна», «мой (наш) народ», «мой (наш) город» - это и есть

одна из центральных задач педагога.

В

ряде

документов

требования

к

педагогам

дополнительного

образования четко сформулированы. В частности, в Профессиональном

стандарте педагога говорится о необходимости усвоения педагогическими

работниками

понятий,

определяющих

результаты

образовательного

процесса, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в том

числе такие, как гражданская и социальная идентичность.

Состояние государственно-гражданской идентичности – не только

призма, через которую рассматривают общество, но и важный фактор

мобилизации людей, их солидаризации, учитывая острую политическую

обстановку вокруг страны.

Вопросы

формирования

гражданской

идентичности

в

нашем

учреждении рассматриваются в рамках заседаний педагогических советов и

методического

объединения:

«Социальное

партнерство

учреждения

и

семьи», «Современные подходы к обучению и воспитанию», «Духовно-

нравственное и патриотическое воспитание школьников на основе детского

общественного движения».

В рамках заседаний рассматриваются такие вопросы, как понятие

идентичности и ее компоненты, специфика формирования гражданской

идентичности

у

школьников,

нравственно-правовое

и

патриотическое

воспитание школьников.

В период с 2022 по настоящее время на базе учреждения осуществляет

работу муниципальный ресурсный центр «Детское общественное движение

как социальный институт воспитания подрастающего поколения». Целый год

педагоги муниципалитета рассматривают следующие вопросы:

1. Какова роль воспитания в целом, в том числе на занятиях

дополнительным образованием, в формировании гражданской идентичности

личности,

«общей

родословной»

юных

российских

граждан,

чувства

понимания

исторической

«общей

судьбы»

как

основы

социальной

солидарности российского общества?

2. Может ли образование как институт воспитания личности быть

конкурентноспособным по отношению к другим институтам воспитания

подрастающих

поколений:

семья,

религия

и

средства

массовой

коммуникации?

3. Как и с помощью какого инструмента добиться социального доверия

и взаимопонимания в обществе?

Обсуждения

проводятся

в

форматах

круглого

стола,

семинаров,

открытых занятий, педагогической мастерской.

Основными результатами освоения педагогами всех знаний, полученных

в ходе реализации вышеперечисленных мероприятий, становится их умение

использовать усвоенные понятия и знания о закономерностях развития

гражданской идентичности при планировании образовательного процесса.

В

учреждении

разработаны

и

реализуются

дополнительные

общеразвивающие

программы,

в

которых

содержится

региональный

компонент. Например, наши танцоры изучают народные танцы регионов

Российской Федерации, в объединении «Народные узоры» дети осваивают

элементы палехской, гжельской, хохломской росписи. В объединениях по

рисованию и квиллингу дети выполняют работы патриотической тематики,

приуроченные к Дню защитника Отечества и Дню Победы. В объединении

«Детский театр «Волшебники» ставятся спектакли только российский

авторов. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный

смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического

воспитания детей. Фольклор просто кладезь по формированию гражданской

идентичности и патриотического воспитания. В объединении по фольклору

«Ансамбль народной песни «Тальяночка», начиная с 5–летнего возраста

ребята изучают обычаи и традиции русского народа: праздники, заклички,

песни и мастерят народные куклы.

В

ходе

работы

по

формированию

российской

государственной

идентичности наши педагоги с успехом используют такие образовательные

технологии,

как

технология

развития

критического

мышления,

кейс-

технология, проектная и проблемная технологии, информационные, игровые

и современные интерактивные технологии, включая такие формы и методы

обучения, как эвристические беседы, презентации, дискуссии, «мозговые

атаки», анализ практических работ с их обсуждением, коллективные решения

творческих задач.

Особое

значение

в

формировании

гражданской

идентичности

подрастающего поколения имеет проведение воспитательных и массовых

мероприятия. Каждый педагог учреждения имеет план воспитательной

работы своего объединения, куда входят мероприятия патриотической

направленности: это разнообразные экскурсии по родному городу, краю.

Многие ребята побывали в усадьбе Поленово, посетили Тульский кремль,

Международную выставку "Россия-страна возможностей". При организации

как учебной, так и воспитательной деятельности педагогический коллектив

учреждения широко использует в образовательном процессе традиции и

накопленный опыт гражданского воспитания. Учреждением проводятся

такие муниципальные конкурсы как:

конкурс

вокального

творчества

«Восходящая

звезда»,

где

есть

номинация «Народное пение»;

конкурс театральных коллективов «Там русский дух, там Русью

пахнет…»;

конкурс патриотической песни «Я помню, я горжусь»;

конкурс танцевального творчества «В мире танца» имеет номинацию

«Русский народный танец».

Хотелось бы подчеркнуть, что проблема формирования российской

государственной идентичности в дополнительном образовании является

комплексной и трудоемкой. Это хорошо осознают наши педагоги.

На данный момент в нашем учреждении подготовлены педагоги,

сознающие, что формирование российской гражданской идентичности детей

– сложная педагогическая задача, которая заставляет повернуться лицом к

ребенку, вспомнить психологию и педагогику, а главное, пересмотреть

профессионально-личностные требования к самому себе. И поскольку

формирование

идентичности

сопряжено

с

поиском

предпочитаемых

образцов и идентификацией с их носителями, педагог сам должен являться

положительным примером, воплощением гражданственности.

Мы

считаем,

что

формирование

гражданской

идентичности

на

социокультурном уровне можно при определенных условиях рассматривать в

качестве

результата

профессиональной

деятельности

педагога

и

образовательного учреждения в целом.

Достижение личностного уровня

гражданской идентичности невозможно без успешного формирования

данного вида идентичности на социокультурном уровне, где от прямых и

косвенных

педагогических

влияний

образовательных

учреждений

независимо от форм, зависит очень многое.



В раздел образования