Напоминание

"Базовые национальные ценности в ДОУ"


Автор: Толокнеева Оксана Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 11 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Грязи Липецкая область
Наименование материала: Статья
Тема: "Базовые национальные ценности в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа по формированию базовых национальных ценностей в детском саду — это

фундамент воспитания личности и гражданина. Она ведется не на уроках, а через всю

жизнь ребенка в группе.

Что понимается под базовыми национальными ценностями в ДОУ?

Это основные моральные ориентиры, которые закладываются у ребенка с ранних лет и

которые отражают специфику российской культуры и общества. Они тесно переплетены

между собой и интегрированы во все виды деятельности.

Ключевые ценности, определенные в Федеральном государственном образовательном

стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), включают:

1. Патриотизм — любовь к своей семье, малой родине, России.

2. Социальная солидарность — справедливость, милосердие, уважение к другим, доверие

к людям.

3. Гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское

общество, закон и правопорядок.

4. Семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о

старших и младших.

5. Труд и творчество — уважение к труду, целеустремленность, настойчивость.

6. Наука — ценность знания, стремление к истине.

7. Традиционные российские религии — представление о вере, духовности, религиозной

жизни человека (преподносится как культурологическая основа, через знакомство с

традициями и праздниками).

8. Искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека.

9. Природа — эволюция, родная земля, экология.

10. Человечество — мир во всем мире, многообразие культур и народов.

Как эти ценности реализуются на практике в детском саду?

В детском саду нет учебных предметов. Все воспитание происходит через:

1. Игровую деятельность (главный метод!)

· Сюжетно-ролевые игры: «Семья» (формирует ценность семьи, заботы), «Больница»

(милосердие, помощь), «Строители» (труд, созидание).

· Народные игры: Хороводы, «Ручеек», «Гори, гори ясно!» (приобщение к традициям,

солидарность).

· Дидактические игры: «Профессии» (уважение к труду), «Найди флаг России»

(патриотизм).

2. Непосредственно образовательную деятельность (НОД)

· Ознакомление с окружающим миром: Беседы о семье («Моя родословная», «Профессии

моих родителей»), о родном городе/селе, о природе России.

· Развитие речи: Чтение и обсуждение русских народных сказок, произведений

отечественных писателей (К. Чуковский, С. Маршак, В. Осеева и др.), где поднимаются

темы добра, зла, справедливости, помощи слабым.

· Рисование и лепка: Тематические занятия «Моя семья», «Флаг России», «Космос»

(ценность науки), «Зимние забавы» (традиции).

3. Проектную деятельность

· Краткосрочные проекты: «Моя малая Родина», «День Победы», «Народные промыслы»,

«Красная книга нашего края». Дети вместе с воспитателем и родителями собирают

информацию, создают поделки, рисуют, учат стихи.

4. Взаимодействие с семьей

· Совместные праздники и досуги: «День Матери», «23 февраля + 8 Марта», «Масленица»,

«Новый год».

· Творческие конкурсы: «Герб нашей семьи», «Родословное древо».

· Консультации для родителей о важности семейных ценностей и традиций.

5. Создание развивающей предметно-пространственной среды

· Уголок патриотического воспитания: Символика России (флаг, герб), портрет президента,

куклы в национальных костюмах, альбомы о родном городе.

· Уголок книги: Произведения русских и советских классиков, книги о природе, народные

сказки.

· Уголок природы: Растения, календарь природы, материалы для опытов (ценность науки и

природы).

· Уголок сюжетно-ролевых игр: Атрибуты для игр, отражающих разные профессии и

социальные роли.

6. Традиции и праздники

· Государственные: День России, День Народного Единства, День Победы.

· Народные и фольклорные: Масленица, Пасха (как весенний праздник возрождения

природы), Рождество, Колядки.

· Семейные: День рождения, праздники мам и пап.

Примеры по возрастам:

· Младшая группа (3-4 года): Акцент на семье и труде. Дети учатся самообслуживанию,

помогают накрывать на стол, играют в «дочки-матери». Знакомятся с понятием «мой дом»,

«моя мама».

· Средняя группа (4-5 лет): Добавляется малая родина и природа. Прогулки по городу,

беседы о том, где работают родители, уход за растениями в группе.

· Старшая и подготовительная группа (5-7 лет): Вводятся более сложные понятия:

патриотизм (символика страны, День Победы), гражданственность (правила поведения,

уважение к закону), многообразие культур России.

Цель и результат:

Главная цель сформировать у ребенка эмоционально-ценностное отношение к миру:

любовь к своей семье и дому, уважение к старшим, желание помогать, чувство гордости за

свою страну, бережное отношение к природе и результатам труда.

Таким образом, базовые национальные ценности в детском саду — это «воздух», которым

дышит группа, это та нравственная атмосфера, в которой растет ребенок, и которая

становится основой его личности в будущем



В раздел образования