Автор: Толокнеева Оксана Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 11 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Грязи Липецкая область
Наименование материала: Статья
Тема: "Базовые национальные ценности в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Работа по формированию базовых национальных ценностей в детском саду — это
фундамент воспитания личности и гражданина. Она ведется не на уроках, а через всю
жизнь ребенка в группе.
Что понимается под базовыми национальными ценностями в ДОУ?
Это основные моральные ориентиры, которые закладываются у ребенка с ранних лет и
которые отражают специфику российской культуры и общества. Они тесно переплетены
между собой и интегрированы во все виды деятельности.
Ключевые ценности, определенные в Федеральном государственном образовательном
стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), включают:
1. Патриотизм — любовь к своей семье, малой родине, России.
2. Социальная солидарность — справедливость, милосердие, уважение к другим, доверие
к людям.
3. Гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское
общество, закон и правопорядок.
4. Семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о
старших и младших.
5. Труд и творчество — уважение к труду, целеустремленность, настойчивость.
6. Наука — ценность знания, стремление к истине.
7. Традиционные российские религии — представление о вере, духовности, религиозной
жизни человека (преподносится как культурологическая основа, через знакомство с
традициями и праздниками).
8. Искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека.
9. Природа — эволюция, родная земля, экология.
10. Человечество — мир во всем мире, многообразие культур и народов.
Как эти ценности реализуются на практике в детском саду?
В детском саду нет учебных предметов. Все воспитание происходит через:
1. Игровую деятельность (главный метод!)
· Сюжетно-ролевые игры: «Семья» (формирует ценность семьи, заботы), «Больница»
(милосердие, помощь), «Строители» (труд, созидание).
· Народные игры: Хороводы, «Ручеек», «Гори, гори ясно!» (приобщение к традициям,
солидарность).
· Дидактические игры: «Профессии» (уважение к труду), «Найди флаг России»
(патриотизм).
2. Непосредственно образовательную деятельность (НОД)
· Ознакомление с окружающим миром: Беседы о семье («Моя родословная», «Профессии
моих родителей»), о родном городе/селе, о природе России.
· Развитие речи: Чтение и обсуждение русских народных сказок, произведений
отечественных писателей (К. Чуковский, С. Маршак, В. Осеева и др.), где поднимаются
темы добра, зла, справедливости, помощи слабым.
· Рисование и лепка: Тематические занятия «Моя семья», «Флаг России», «Космос»
(ценность науки), «Зимние забавы» (традиции).
3. Проектную деятельность
· Краткосрочные проекты: «Моя малая Родина», «День Победы», «Народные промыслы»,
«Красная книга нашего края». Дети вместе с воспитателем и родителями собирают
информацию, создают поделки, рисуют, учат стихи.
4. Взаимодействие с семьей
· Совместные праздники и досуги: «День Матери», «23 февраля + 8 Марта», «Масленица»,
«Новый год».
· Творческие конкурсы: «Герб нашей семьи», «Родословное древо».
· Консультации для родителей о важности семейных ценностей и традиций.
5. Создание развивающей предметно-пространственной среды
· Уголок патриотического воспитания: Символика России (флаг, герб), портрет президента,
куклы в национальных костюмах, альбомы о родном городе.
· Уголок книги: Произведения русских и советских классиков, книги о природе, народные
сказки.
· Уголок природы: Растения, календарь природы, материалы для опытов (ценность науки и
природы).
· Уголок сюжетно-ролевых игр: Атрибуты для игр, отражающих разные профессии и
социальные роли.
6. Традиции и праздники
· Государственные: День России, День Народного Единства, День Победы.
· Народные и фольклорные: Масленица, Пасха (как весенний праздник возрождения
природы), Рождество, Колядки.
· Семейные: День рождения, праздники мам и пап.
Примеры по возрастам:
· Младшая группа (3-4 года): Акцент на семье и труде. Дети учатся самообслуживанию,
помогают накрывать на стол, играют в «дочки-матери». Знакомятся с понятием «мой дом»,
«моя мама».
· Средняя группа (4-5 лет): Добавляется малая родина и природа. Прогулки по городу,
беседы о том, где работают родители, уход за растениями в группе.
· Старшая и подготовительная группа (5-7 лет): Вводятся более сложные понятия:
патриотизм (символика страны, День Победы), гражданственность (правила поведения,
уважение к закону), многообразие культур России.
Цель и результат:
Главная цель сформировать у ребенка эмоционально-ценностное отношение к миру:
любовь к своей семье и дому, уважение к старшим, желание помогать, чувство гордости за
свою страну, бережное отношение к природе и результатам труда.
Таким образом, базовые национальные ценности в детском саду — это «воздух», которым
дышит группа, это та нравственная атмосфера, в которой растет ребенок, и которая
становится основой его личности в будущем