Автор: Романова Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Жилинская СОШ" Орловского муниципального округа Орловской области
Населённый пункт: д. Жилина
Наименование материала: статья
Тема: "Функциональная грамотность – дань моде или благо?"
Раздел: среднее образование
«Функциональная грамотность – дань моде или благо?»
Функциональная грамотность – это способность человека использовать
навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить
счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.),
то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность
вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и
функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно
использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в
целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи
текстов и других сообщений.
Для широкой публики функциональную грамотность объясняют очень
просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100.
Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую
начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А, владеющий лишь сотней
слов, ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у
одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этими
компетенциями у школьников большие проблемы.
Основные направления функциональной грамотности.
Математическая грамотность
Читательская грамотность
Естественнонаучная грамотность
Финансовая грамотность
Глобальная компетентность
Креативное мышление
Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их
показатели:
· Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора;
отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов;
написать заявление, заполнить анкеты, бланки.
· Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной
почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами;
использовать графические редакторы.
· Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую
медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к
специализированным службам; заботиться о своем здоровье; правильно вести себя в
ситуациях угрозы личной безопасности.
· Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг,
справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы,
графики; использовать информацию из СМИ.
· Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других
людей; организовать работу группы.
· Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст;
рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на
упаковках различных товаров.
· Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и
услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы,
исходя
из
бюджета
семьи;
использовать
различные
технические
бытовые
устройства, пользуясь инструкциями.
-
Данные
качества
функционально
грамотной
личности
могут
и
должны
рассматриваться как портрет современного выпускника школы.
Поэтому для школы возникает очень важная цель: обучить мобильную
личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать
новые
социальные
роли
и функции,
быть
конкурентоспособным.
Особую
актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности
учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе.
И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить
учащегося к адаптации в современном мире.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается
параллельно с
компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного
развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и
предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:
• обучение должно носить деятельностный характер;
•
учебный
процесс
ориентирован
на
развитие
самостоятельности
и
ответственности ученика за результаты своей деятельности ;
самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить
детей
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе
самого
действия
и
тогда
мы
получим «функционально
грамотную личность» (человека,
думающего
и
действующего
с
высокой
степенью самостоятельности и ответственности, умеющего добывать нужные
ему знания,
способного свободно использовать их для
решения жизненно
необходимых задач)
Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний,
длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно
сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.
А сейчас я приведу некоторые примеры заданий, приемов, методов,
направленных на формирование функциональной грамотности:
1.
Приём «Тонкий и Толстый вопрос»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для
организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и
три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они
опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
2.
Прием - ПЛЮС, МИНУС, ИНТРЕСНО -
Этот прием можно использовать по-разному.
+
В графу «П» - «плюс»
записывается все, что вы
знаете из текста;
все, что понравилось на
уроке; информация и
формы работы, которые
вызвали положительные
эмоции, либо, по мнению
ученика, могут быть ему
полезны для достижения
каких-то целей.
-
В графу «М» - «минус»
записывается всё, что вы не
знали раньше и выяснили
лишь из иформации текста;
Все, что не понравилось на
уроке, показалось скучным,
вызвало неприязнь,
осталось непонятным.
Может на уроке была
информация, которая, по
мнению ученика, оказалась
для него не нужной,
бесполезной с точки зрения
решения жизненных
ситуаций.
?
В графу «И» -
«интересно» учащиеся
вписывают все
любопытные факты, о
которых узнали на
уроке, из текста, что
бы еще хотелось
узнать по данной
проблеме, вопросы к
учителю.
Этот прием актуален не только в стадии рефлексии, но и в работе над тестом
публицистического или научного характера!
Рекомендации:
Прием рекомендуется использовать при работе с текстами.
Не стоит задавать жесткие требования по количеству записей в графе.
Если в классе назревает дискуссия по поводу «хорошо» или «плохо», то можно
применить работу в группах.
Самая сложная для ученика 3-я графа.
3.
Для того чтобы вызвать интерес у учащихся в процессе обучения я использую
методический приём "Лови ошибку!" Этот приём можно применять на разных
уроках.Этот приём можно использовать как в начале урока для активизации
имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на
этапе рефлексии с целью подведения итогов.
4.
Один из эффективных приёмов активизации познавательной деятельности
учащихся является приём «Верные и неверные утверждения».
Суть приёма заключается в том, что в начале урока даётся ряд утверждений по
новой теме. В ходе обучения, ученики должны оценить как верные, так и неверные
ответы и обосновать свой выбор.
5.
На уроках литературы прием «ассоциации» дает возможность определить
тему урока, развить воображение, интуицию.
Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают
название, высказывают свое мнение, почему так называется произведение;
предполагают, что может произойти в произведении с таким названием.
6.
«Облако слов» или тегов (англ.- tagloud, wordcloud, wordle) – визуальное
представление набора категорий или тегов ключевыми словами и понятиями,
ярлыками, метками, отличающихся цветом и размером.
Приведу несколько конкретных примеров использования облака слов на уроках
русского языка и литературы:
- задание «Сформулируйте тему урока», здесь включены слова из названия темы
урока;
- задание «Собери имена героев», учащиеся в группе составляют облако с
использованием имён героев нескольких произведений;
- задание «Облако синонимов», «Облако признаков», «Облако эмоций»;
- творческие задания «Собери пословицу», «Собери стихотворение»;
- контрольные задания «Словарные слова», «Найди лишнее слово»
- задания по развитию речи «Составь предложение» и т.п.
Пример: выделите члены предложения, какие из них являются главными,
какие второстепенными?
7.
Метод заучивания обобщенным способом.
8.
Кроссенс — это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая
в
себе
лучшие
качества
сразу
нескольких
интеллектуальных
развлечений:
головоломки, загадки и ребуса.
Кроссенс представляет собой ассоциативную
цепочку из 8-9 картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-
нолики».
Изображения расставлены таким образом, чтобы каждая картинка имела связь с
предыдущей и последующей, а центральная объединяла по смыслу сразу несколько
картинок. Задача разгадывающего кроссенс найти ассоциативную связь между
соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками. Связи в головоломке
могут быть как поверхностными, так и глубинными.
2.Как решать кроссенс?
Как видите, он размещается на поле из девяти квадратов. Но в отличие от
кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками.
Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название
кроссенсу.
Центральным в кроссенсе является квадрат под номеров 5. (слайд 8)
Проблема, с которой часто сталкиваются авторы кроссенсов, - это трактовка
изображений, которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать
текстовую подсказку — кто или что изображено на каждой картинке, и задание —
найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу.
9.
«Скетчноутинг» - это метод записи идей, мыслей, быстрая передача смысла
наглядным способом с минимальным количеством текста. Данный метод нравится
многим учащимся, разделив их на группы, даётся задание нарисовать прочитанное.
Таким образом, бывают включены в работу те, кто не читал. Рассматривая
зарисовки, слушая разъяснения по ним, они непроизвольно заинтригованы сюжетом
и ждут развязки. Не скажу, что это мой приоритетный метод работы, но он мне
понравился, потому что нравится детям.
10. Прием графической переработки текстов.
11. Прием «Ролевая игра»
Выполняя орфографическую минутку встречается слово «сгущенка».
- Какую букву напишем после шипящей? По правилам русского языка у сущ.
после
шипящих
под
ударением
пишем
О.
Но
существительное сгущенка образовано
от
глагольной
формы
сгустить
—
сгущённый. Будем писать «ё».
Причастие, как глагольная форма, правильно пишется с буквой «ё» после
шипящего.
В суффиксах слов, образованных от глаголов, после шипящих «ж», «ч», «ш»,
«щ» пишется буква «ё».
Эта тема привела нас к этикеткам, которые мы видим в магазине и это нужно
в использовании в повседневной жизни.
В итоге мы выясняем, что «сгущёнка» и «сгущённое молоко» — разные
продукты. Причем первый менее качественный, с содержанием растительных
жиров.
А сгущённое молоко, которое сделано по ГОСТу имеет в составе только молоко
и сахар. Так на простом примере обучающиеся понимают, что нужно читать то, что
написано на этикетках.
12. Прием «Правда или фейк?»
13.
Прием - ТЕЛЕГРАММА или СМС - тоже больше подходит к стадии
рефлексии- ученику предлагается кратко написать самое важное, что уяснил из
прочитанного текста, из урока, из услышанного материала. Можно усложнить
задачу: добавить в СМС или телеграмму пожелания соседу по парте, пожелание
герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с
точки зрения изученного на уроке и т.д.
Например, телеграмма Маргариты с бала Сатаны.
Нахожусь на балу у Сатаны. Кругом одни грешники. Ужасно болит колено. Но я -
королева! Надеюсь.
СМС с урока.
Изучаю сложноподчиненные предложения. Есть главное и придаточное. Надо
задать вопрос, иногда сложно. Изъяснительное похоже на дополнение
14.
Создание в соцсети странички с именем литературного героя. Необходимо
создать:
- говорящую” аватарку персонажа
- облако” слов, характеризующее героя книги, его дела и события,
происходящие с ним
- инфографику о событиях из жизни героя книги
- аудиозапись чтения любимого отрывка из книги
15.
Метод шестиугольного обучения можно широко использовать на уроках
русского языка при изучении новой темы, закреплении и обобщении материала, а
также во внеурочной деятельности. Варианты использования метода разнообразны.
Метод шестиугольного обучения направлен на то, чтобы заинтересовать ученика, то
есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать
уже имеющиеся знания, затем создать условия для осмысления нового материала и,
наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Набор №2
шестиугольники двух цветов;
один шестиугольник синего цвета с надписью «нн»
три шестиугольника синего цвета с условиями написания двух буквы н;
девять шестиугольников синего цвета с примерами;
один шестиугольник желтого цвета с надписью «исключения»
два шестиугольника желтого цвета со словами исключениями.
Гексы располагаются хаотично. Ученики должны изучить правило и выложить три
шестиугольника синего цвета с условиями написания двух букв н вокруг гекса
синего цвета с надписью «нн». Затем вокруг соответствующих гексов синего цвета
выложить примеры, записанные в гексах синего цвета. Работа осложняется тем, что
учащиеся должны к условиям написания -нн- подобрать примеры. В результате
учащиеся защищают свою работу. Это задание можно предложить при изучении
нового материала.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
16.
Составить по гексу рассказ или короткое эссе.
Рассмотрим использование гексов в ходе работы по написанию сочинения по
картине А. А. Пластова «Первый снег».
Поставим следующие задачи:
обучить детей умению читать картину, понимать идейный замысел художника;
обогащать словарный запас учащихся;
воздействовать на чувства учащихся, развивать образное мышление;
выработать умение создавать текст-описание.
Набор №1.
шестиугольники четырех цветов в соответствии с пунктами плана (прикреплены);
шестиугольники с вписанными пунктами плана;
шестиугольники с опорными словами;
шестиугольники для записи опорных слов.
В ходе беседы по картине учитель постепенно составляет план, вместе с учениками
распределяет опорные слова и словосочетания к соответствующим пунктам плана.
После того как гекс составлен, дети устно описывают картину по частям,
соответствующим плану. Затем, используя гекс, пишут сочинение.
Ученики получают хаотично расположенные гексы и прикрепленные гексы с
вписанными пунктами плана.
17.
В
7 классе мы писали сочинение «Известный телеведущий».
Предварительная работа заключалась в том, чтобы по портрету описать
телеведущего: его внешность, характер, манеру держаться. После написания
сочинения дети читали сочинения, а одноклассники должны угадать о ком идет
речь. В таком виде деятельности прослеживается креативность мышления каждого
обучающегося.
Я, как и многие люди, считаю, что талантливый человек талантлив во всём.
Особенно часто эта мысль посещает мою голову, когда я вижу на телеэкране
успешного телеведущего Дмитрия Нагиева. Я считаю Дмитрия очень интересным и
разносторонним человеком, ведь этот человек не только является известным
телеведущим,
но
ещё
и
снимается
в
кино,
в
рекламе,
ведёт
различные
радиопередачи, немного поёт и озвучивает мультфильмы. Дмитрий – очень сильный
как морально, так и физически и целеустремленный человек. Наверное, его
решительность и внутренняя сила – это результат его активной юности, тогда он
занимался борьбой и спортивной гимнастикой. Он посещал секции по самбо и
дзюдо, а в дальнейшем и сам стал мастером спорта по дзюдо.
Я считаю Дмитрия Нагиева воплощением мужественности, упорства,
таланта. Первый раз я увидел его в передаче «Окна», когда был ещё совсем
маленьким. Конечно, мне совсем не понравилась передача, которую он вёл, но он
сам поразил меня буквально сразу. Я заметил, в какой отличной спортивной форме
он находится, как он заряжает всех оптимизмом и хорошим настроением. А ещё у
этого
человека
прекрасное
чувство
юмора,
что
делает
его
ещё
более
привлекательным
и
харизматичным
ведущим.
Дмитрий
очень
ответственно
подходит к делу и его очень любят зрители, поэтому он постоянно получает
приглашения от создателей различных проектов. Авторы многих проектов уверены,
что он сможет украсить своим присутствием любой проект, поэтому доверяют ему
вести различные концерты и телешоу.
Для меня этот замечательный человек является воплощением успеха, ему не
страшны никакие трудности и препятствия, он очень сильный, смелый и
трудолюбивый человек, своим примером он показывает каждому из нас, что
упорный труд обязательно поможет добиться желаемого!
18.
Угадай литературное произведение по имодзи.
19.
Буктрейлер это видеоролик, который рассказывает о книге и пропагандирует
книгочтение.
Цель таких роликов — привлечь внимание к книгам при помощи визуальных
средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.
В ролике продолжительностью не более 3 минут информация о книге подаётся так,
что сразу хочется взять её и прочитать.
Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим
литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные
видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.
Таким образом, мы можем ответить на заданный ранее вопрос, функциональная
грамотность учеников – это благо, это цель и результат образования. Формирование
функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу
мы должны решать независимо от планов и мониторингов. Работа должна быть
хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не по
запросу. И в итоге: ребёнок должен обладать готовностью успешно решать
различные учебные и жизненные задачи, стремиться к дальнейшему образованию.