Напоминание

«Не только убирать, но и научить: как превратить уборку игрушек в увлекательную игру»


Автор: Омельченко Анастасия Сергеевна
Должность: Воспитатель младшей группы
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 73 комбинированного вида Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Не только убирать, но и научить: как превратить уборку игрушек в увлекательную игру»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Не только убирать, но и научить: как превратить уборку

игрушек в увлекательную игру»

Автор: Омельченко Анастасия Сергеевна, воспитатель младшей

группы.

Практические приемы для воспитателей младших групп:

«Анастасия Сергеевна, а я убирать не буду!» - знакомые слова?

Для детей 3-4 лет уборка игрушек часто кажется скучным и

бессмысленным прерыванием игры. Но что, если мы, педагоги,

можем изменить это восприятие? Превратить рутинный долг в

захватывающее

приключение

-

не

только

возможно,

но

и

необходимо. Ведь на кону - не просто порядок в группе, а

формирование ответственности, навыков классификации и работы в

команде. Давайте рассмотрим несколько простых, но эффективных

игровых приемов.

Почему это работает в младшей группе?

В этом возрасте ведущая деятельность - игровая. Ребенок не

действует по абстрактной инструкции «надо», он действует по

логике игры. Через игру мы становимся не «надзирателем», а

партнером, волшебником, который наполняет обычные процессы

смыслом. Это снимает сопротивление и делает процесс уборки

желанным.

Игровые приемы для вашего арсенала:

1. Спасательная операция «Игрушки - спать!»

Это классика, которая никогда не подводит.

Как играем: Объявляем, что наступил вечер, и все игрушки очень

устали. Им нужно скорее отправиться в свои «домики» (полки,

коробки, контейнеры) на ночь. Шкаф с кубиками становится «кубик-

отелем», корзина для мячей - «мяче-стадионом», а полка с книгами -

«книжкиной спальней».

Что развиваем: Чувство ответственности и заботу о «друзьях»-

игрушках. Дети с радостью бегут «укладывать спать» мишку или

машинку.

2. Волшебный «Поезд в гараж»

Идеально для уборки мелкого конструктора, машинок или

фигурок животных.

Как играем: Берем большую грузовую машину или сооружаем

поезд из нескольких соединенных коробок. Объявляем, что это

«спецтранспорт»

для

перевозки

грузов.

Дети

становятся

водителями и загружают в кузов разбросанные детали, чтобы

отвезти их в «гараж» (место хранения).

Что развиваем: Навыки сортировки (в синюю машину - синие

детали, в красную - красные), координацию движений.

3. Соревнование-эстафета «Кто быстрее?»

Дети обожают соревноваться, и этот азарт можно направить в

мирное русло.

Как

играем:

Делим

группу

на

две

команды

(например,

«Солнышки» и «Зайчики»). Ставим две корзины и даем задание:

«Солнышки» собирают все кубики, а «Зайчики» - всех кукол. Или:

«Чья команда соберет больше мусора с ковра за одну минуту?».

Обязательно подведите итог: «Молодцы! Вы вместе справились

так быстро!».

Что развиваем: Командный дух, умение действовать быстро и

целенаправленно.

4. «Найди свой домик»: уборка с сортировкой

Этот

прием

плавно

подводит

детей

к

необходимости

систематизации.

Как играем: На корзины или полки наклеиваем понятные

картинки-подсказки: фото кукол, изображение конструктора,

рисунок машинки. Объявляем: «Каждая игрушка хочет попасть в

свой домик. Давайте поможем куклам найти их домик с

картинкой!». Со временем дети начинают сортировать игрушки

автоматически.

Что развиваем: Навыки классификации, зрительное восприятие,

самостоятельность.

5. Секретная миссия «По следам потеряшек»

Игра, которая будит воображение.

Как играем: Надеваем на себя роль «Главного Сыщика» и говорим

таинственным

голосом:

«Внимание!

По

группе

разбросаны

секретные объекты - пропавшие детали от пазла! Нам нужно

найти ВСЕ синие детали (или всех маленьких животных, или все

кольца от пирамидки) и доставить их в штаб!».

Что развиваем: Внимательность, умение работать по заданному

признаку.

Важные правила для воспитателя:

Подавайте

сигнал.

Уборка

не

должна

становиться

неожиданностью.

Используйте

один

и

тот

же

«сигнал»:

специальный

звонок,

песня

«Убирать

пора»,

пятиминутное

предупреждение «Через 5 минут наши игрушки лягут спать».

Будьте в игре. Не командуйте из-за стола, а участвуйте!

Помогайте, подбадривайте, удивляйтесь: «Ого, сколько машинок

заблудилось! Давайте скорее все вместе отправим их

гараж!».

Хвалите процесс, а не только результат. «Как ты аккуратно

поставил книжку!», «Я вижу, ты помог Кате найти все колесики,

какая вы дружная команда!».

Сделайте накопительную систему. Нарисуйте большой плакат

«Мы - большие помощники» и после каждой уборки вместе с

детьми приклеивайте наклейку. Это визуализирует их общий

успех.

Заключение:

Уборка - это не наказание, а естественное и важное завершение

игры. Когда мы подходим к ней творчески, мы не просто

поддерживаем порядок. Мы учим детей договариваться, помогать

друг

другу,

заботиться

о

своем

пространстве

и

получать

удовлетворение от хорошо сделанного дела. И в следующий раз,

вместо «я не буду», вы, возможно, услышите долгожданное: «А

давайте быстро все уберем и поиграем во что-то новое!».



В раздел образования