Напоминание

" Куклы би-ба-бо - доступный и эффективный инструмент речевого развития".


Автор: Изюмова Наталия Анатольевна
Должность: Воспитатель подготовительной группы
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад № 18"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: " Куклы би-ба-бо - доступный и эффективный инструмент речевого развития".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Куклы би-ба–бо — доступный и эффективный инструмент речево-

го развития.

В последние годы педагоги и логопеды всё чаще фиксируют снижение рече-

вой активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если

раньше богатый словарный запас и умение вести диалог считались естествен-

ными этапами развития, то сегодня многие ребята испытывают трудности да-

же с построением простых фраз. Эта тенденция вызывает тревогу: речь — не

просто инструмент коммуникации, но и основа когнитивного развития, соци-

ализации, учебной успешности.

Дошкольный возраст - период активного усвоения разговорного языка, ста-

новления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамма-

тической. Овладение грамотной речью является необходимым условием ре-

шения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания и полно-

ценного развития личности ребёнка.

Речевое развитие ребенка, осуществляется в различных видах детской

деятельности, одним из которых является театрализация. Театрализованная

деятельность — это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая

эмоциональная передача образа героя вербальными и невербальными

средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности:

пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной

игрой.

Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет зону

общения, воспитывает чувства и переживания, вызывает эмоциональный от-

клик на явления окружающего мира через создание художественных образов

речевыми средствами, является неисчерпаемым источником развития чувств,

переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному

богатству, является важнейшим средством развития условия, необходимого

для организации совместной деятельности детей, в процессе которой проис-

ходит речевое развитие дошкольников. Театрализованная игра помогает со-

здать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные де-

ти вступают в речевое общение и раскрываются.

В своей работе для активизации речевого общения дошкольников я

использую куклы би-ба-бо. В процессе театрализованной деятельности с

куклами би-ба-бо дошкольникам необходимо общаться друг с другом и

комментировать свои действия. Это способствует закреплению навыков

пользования речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению

словаря, формированию грамматического строя речи. В такой работе речь

становится предметом активности детей, а их рассказывание становится

самостоятельным и целенаправленным.

Куклы би-ба-бо представляют собой уникальные инструменты, способствую-

щие развитию речи у дошкольников. Эти куклы надеваются на руку взросло-

го и позволяют создать живой персонаж, привлекающий внимание малышей

своей выразительностью и эмоциональностью.

Куклы би-ба-бо стимулируют имитацию звуков и интонаций благодаря то-

му, что позволяют инсценировать сказки, небольшие сценки, песенки, потеш-

ки.

Перед показом инсценировки детей знакомят с каждым персонажем: как он

выглядит, какие звуки произносит, какие эмоции может испытывать. Особое

внимание уделяют силе и тембру голоса, показывая, например, что мышка

пищит тоненьким голосом, а медведь, наоборот, рычит басом.

Использование кукол би-ба-бо оказывает положительное влияние на фор-

мирование речи следующим образом:

- Стимулируют воображение и творческое мышление.

Ребенок, наблюдая игру кукольного персонажа, развивает свое воображение,

учится взаимодействовать в воображаемых ситуациях, что расширяет его

лексический запас и улучшает умение рассказывать истории.

- Способствует правильной постановке звука.

Взрослый, управляя куклой, четко и выразительно проговаривает слова, со-

здавая образцы чистой речи. Дети слушают правильную речь, запоминают

правильное произношение звуков и подражают ей.

- Развивают слуховую память и восприятие.

Звуковая среда вокруг персонажей вызывает интерес и мотивирует повторять

отдельные слова и фразы вслед за взрослым, что укрепляет связь между

звуком и значением слова.

- Обучают общению и социальным нормам поведения.

При помощи кукол взрослые моделируют ситуации, показывая правильные

формы обращения друг к другу: уважение, вежливость и внимательность. Та-

кие уроки важны для формирования социального интеллекта ребенка.

Практическое применение

Вот несколько примеров с использованием кукол би-ба-бо:

Игра «Что скажет кукла?» Цель: развивать понимание смысла предложений и

совершенствование устной речи. 2.

Педагог показывает ребенку куклу и просит повторить за ней фразу («При-

вет!», «Как тебя зовут?» и др.)

Затем ребенок сам управляет куклой и продолжает разговор самостоятельно.

Имитация голосов животных

Используя разные персонажи кукол, педагог имитирует голоса животных и

озвучивает их характерные звуки, вызывая реакцию детей, заинтересованных

игрой.

Игровые задания на тему сказок

Педагог рассказывает известную сказку с использованием кукол, задавая во-

просы малышу по ходу повествования.

Таким образом стимулируются активные процессы восприятия и анализа тек-

ста.

Работу по театрализованной деятельности,

в которой задействованы куклы би-ба-бо, я выстраиваю следующим образом:

- На первом этапе применяются игровые речевые упражнения с куклами, ко-

торые направлены на манипуляцию предметами. Постепенно стоит перехо-

дить к выполнению обыгрывания в парах: играть в мяч, передавать чашку с

водой и т. п.

- На втором этапе дети обыгрывают этюды, для которых используются знако-

мые и понятные ситуации: «Поздравляем», «Ссоримся», «Встречаемся»,

«Угощаем», «Покупаем» и т. д.

- На третьем этапе осуществляется драматизация детьми с помощью кукол

би-ба-бо небольших произведений или отрывков, которые постепенно услож-

няются и приобретают целостную структуру.

- На четвёртом этапе работы детям можно предложить самостоятельное сочи-

нительство и исполнение драматизаций по художественным произведениям и

собственному замыслу.

Куклы би-ба-бо (перчаточные куклы) — отличный инструмент для созда-

ния сюрпризных моментов в работе с детьми (в детском саду, на праздниках,

дома). Их «оживление» в руках взрослого вызывает у малышей искренний

восторг, любопытство и доверие. Эти куклы можно использовать:

- В начале занятия/мероприятия. (Кукла «приходит в гости» и задаёт тон со-

бытию.) 3.

- Как мотивацию к деятельности. (Персонаж просит помочь, загадывает за-

гадку, предлагает игру).

- При смене вида деятельности. (Неожиданное появление куклы переключает

внимание без стресса). (Через персонажа мягко корректируем поведение,

объясняем правила, обсуждаем эмоции).

- При завершении события. (Кукла благодарит, прощается, дарит маленькое

«волшебство»).

На занятиях по развитию речи я использую следующие виды упражнений:

- Инсценировка сказки «Теремок». Дети по очереди озвучивают персонажей,

развивая диалогическую речь и интонацию.

- Мини-этюды на социальные темы. Например, «Зайка ищет друзей» или

«Невоспитанный волчонок» помогают детям научиться выражать эмоции и

взаимодействовать.

- Игры с куклами. Например, «Кукловод» (дети повторяют движения за

взрослым) или «Озвучь героя» (приветствие от имени куклы).

- Сценки из повседневной жизни. Имитация бытовых ситуаций (например,

«Поздравляем», «Угощаем») способствует формированию навыков речевого

общения.

Я считаю, что работу с куклами би-ба-бо необходимо начинать с:

с простых упражнений. Сначала учите детей манипулировать предме-

тами с помощью куклы, затем переходите к диалогам и сюжетам.

Обязательно использовать наглядность. Сочетайте чтение с показом

картинок, демонстрацией движений и действий.

Поощряйте импровизацию. Позволяйте детям придумывать собствен-

ные истории и диалоги.

Работать над интонацией и выразительностью. Учите детей менять вы-

соту голоса в зависимости от характера героя.

Применение кукол би-ба-бо, по моему мнению, имеет особое значение пото-

му, что куклы помогают:

1.

Сформировать правильную модель поведения в современном мире;

2.

Повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценно-

стям;

3.

Познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным

искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить

устойчивый интерес;

4.

Совершенствовать навык воплощать в игре определенные пережива-

ния, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению;

5.

Развивать творческие способности.

Заключение

Куклы би-ба-бо являются незаменимым средством для занятий по развитию

речи дошкольников. Благодаря таким играм дети получают необходимые

знания и умения, становясь уверенными и компетентными собеседниками.

Куклы би-ба-бо — это мост между игрой и речью! Поэтому, я предлагаю

использовать кукол би-ба -бо в своей практике. Начните с самого простого –

возьмите куклу, пусть она загадывает загадки и ваше занятие станет непри-

нужденнее, сказочнее и веселее!

Литература

Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ

Сфера, 2006.

Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нрав-

ственной сферы у дошкольников. — М.: «Скрипторий 2003», 2006.

Караманенко Т. Н. Кукольный театр — дошкольникам. — М.: Просвещение,

1969.

Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфе-

ра, 2001.

Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда.

— СПб.: Речь, 2007.

Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с

детьми 4–5 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Кулик А. А. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР по-

средством кукольного театра би-ба-бо // Актуальные исследования. 2025.

№16 (251). Ч.III. С. 76–79.



В раздел образования