Автор: Изюмова Наталия Анатольевна
Должность: Воспитатель подготовительной группы
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад № 18"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: " Куклы би-ба-бо - доступный и эффективный инструмент речевого развития".
Раздел: дошкольное образование
Куклы би-ба–бо — доступный и эффективный инструмент речево-
го развития.
В последние годы педагоги и логопеды всё чаще фиксируют снижение рече-
вой активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если
раньше богатый словарный запас и умение вести диалог считались естествен-
ными этапами развития, то сегодня многие ребята испытывают трудности да-
же с построением простых фраз. Эта тенденция вызывает тревогу: речь — не
просто инструмент коммуникации, но и основа когнитивного развития, соци-
ализации, учебной успешности.
Дошкольный возраст - период активного усвоения разговорного языка, ста-
новления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамма-
тической. Овладение грамотной речью является необходимым условием ре-
шения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания и полно-
ценного развития личности ребёнка.
Речевое развитие ребенка, осуществляется в различных видах детской
деятельности, одним из которых является театрализация. Театрализованная
деятельность — это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая
эмоциональная передача образа героя вербальными и невербальными
средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности:
пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной
игрой.
Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет зону
общения, воспитывает чувства и переживания, вызывает эмоциональный от-
клик на явления окружающего мира через создание художественных образов
речевыми средствами, является неисчерпаемым источником развития чувств,
переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному
богатству, является важнейшим средством развития условия, необходимого
для организации совместной деятельности детей, в процессе которой проис-
ходит речевое развитие дошкольников. Театрализованная игра помогает со-
здать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные де-
ти вступают в речевое общение и раскрываются.
В своей работе для активизации речевого общения дошкольников я
использую куклы би-ба-бо. В процессе театрализованной деятельности с
куклами би-ба-бо дошкольникам необходимо общаться друг с другом и
комментировать свои действия. Это способствует закреплению навыков
пользования речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению
словаря, формированию грамматического строя речи. В такой работе речь
становится предметом активности детей, а их рассказывание становится
самостоятельным и целенаправленным.
Куклы би-ба-бо представляют собой уникальные инструменты, способствую-
щие развитию речи у дошкольников. Эти куклы надеваются на руку взросло-
го и позволяют создать живой персонаж, привлекающий внимание малышей
своей выразительностью и эмоциональностью.
Куклы би-ба-бо стимулируют имитацию звуков и интонаций благодаря то-
му, что позволяют инсценировать сказки, небольшие сценки, песенки, потеш-
ки.
Перед показом инсценировки детей знакомят с каждым персонажем: как он
выглядит, какие звуки произносит, какие эмоции может испытывать. Особое
внимание уделяют силе и тембру голоса, показывая, например, что мышка
пищит тоненьким голосом, а медведь, наоборот, рычит басом.
Использование кукол би-ба-бо оказывает положительное влияние на фор-
мирование речи следующим образом:
- Стимулируют воображение и творческое мышление.
Ребенок, наблюдая игру кукольного персонажа, развивает свое воображение,
учится взаимодействовать в воображаемых ситуациях, что расширяет его
лексический запас и улучшает умение рассказывать истории.
- Способствует правильной постановке звука.
Взрослый, управляя куклой, четко и выразительно проговаривает слова, со-
здавая образцы чистой речи. Дети слушают правильную речь, запоминают
правильное произношение звуков и подражают ей.
- Развивают слуховую память и восприятие.
Звуковая среда вокруг персонажей вызывает интерес и мотивирует повторять
отдельные слова и фразы вслед за взрослым, что укрепляет связь между
звуком и значением слова.
- Обучают общению и социальным нормам поведения.
При помощи кукол взрослые моделируют ситуации, показывая правильные
формы обращения друг к другу: уважение, вежливость и внимательность. Та-
кие уроки важны для формирования социального интеллекта ребенка.
Практическое применение
Вот несколько примеров с использованием кукол би-ба-бо:
Игра «Что скажет кукла?» Цель: развивать понимание смысла предложений и
совершенствование устной речи. 2.
Педагог показывает ребенку куклу и просит повторить за ней фразу («При-
вет!», «Как тебя зовут?» и др.)
Затем ребенок сам управляет куклой и продолжает разговор самостоятельно.
Имитация голосов животных
Используя разные персонажи кукол, педагог имитирует голоса животных и
озвучивает их характерные звуки, вызывая реакцию детей, заинтересованных
игрой.
Игровые задания на тему сказок
Педагог рассказывает известную сказку с использованием кукол, задавая во-
просы малышу по ходу повествования.
Таким образом стимулируются активные процессы восприятия и анализа тек-
ста.
Работу по театрализованной деятельности,
в которой задействованы куклы би-ба-бо, я выстраиваю следующим образом:
- На первом этапе применяются игровые речевые упражнения с куклами, ко-
торые направлены на манипуляцию предметами. Постепенно стоит перехо-
дить к выполнению обыгрывания в парах: играть в мяч, передавать чашку с
водой и т. п.
- На втором этапе дети обыгрывают этюды, для которых используются знако-
мые и понятные ситуации: «Поздравляем», «Ссоримся», «Встречаемся»,
«Угощаем», «Покупаем» и т. д.
- На третьем этапе осуществляется драматизация детьми с помощью кукол
би-ба-бо небольших произведений или отрывков, которые постепенно услож-
няются и приобретают целостную структуру.
- На четвёртом этапе работы детям можно предложить самостоятельное сочи-
нительство и исполнение драматизаций по художественным произведениям и
собственному замыслу.
Куклы би-ба-бо (перчаточные куклы) — отличный инструмент для созда-
ния сюрпризных моментов в работе с детьми (в детском саду, на праздниках,
дома). Их «оживление» в руках взрослого вызывает у малышей искренний
восторг, любопытство и доверие. Эти куклы можно использовать:
- В начале занятия/мероприятия. (Кукла «приходит в гости» и задаёт тон со-
бытию.) 3.
- Как мотивацию к деятельности. (Персонаж просит помочь, загадывает за-
гадку, предлагает игру).
- При смене вида деятельности. (Неожиданное появление куклы переключает
внимание без стресса). (Через персонажа мягко корректируем поведение,
объясняем правила, обсуждаем эмоции).
- При завершении события. (Кукла благодарит, прощается, дарит маленькое
«волшебство»).
На занятиях по развитию речи я использую следующие виды упражнений:
- Инсценировка сказки «Теремок». Дети по очереди озвучивают персонажей,
развивая диалогическую речь и интонацию.
- Мини-этюды на социальные темы. Например, «Зайка ищет друзей» или
«Невоспитанный волчонок» помогают детям научиться выражать эмоции и
взаимодействовать.
- Игры с куклами. Например, «Кукловод» (дети повторяют движения за
взрослым) или «Озвучь героя» (приветствие от имени куклы).
- Сценки из повседневной жизни. Имитация бытовых ситуаций (например,
«Поздравляем», «Угощаем») способствует формированию навыков речевого
общения.
Я считаю, что работу с куклами би-ба-бо необходимо начинать с:
с простых упражнений. Сначала учите детей манипулировать предме-
тами с помощью куклы, затем переходите к диалогам и сюжетам.
Обязательно использовать наглядность. Сочетайте чтение с показом
картинок, демонстрацией движений и действий.
Поощряйте импровизацию. Позволяйте детям придумывать собствен-
ные истории и диалоги.
Работать над интонацией и выразительностью. Учите детей менять вы-
соту голоса в зависимости от характера героя.
Применение кукол би-ба-бо, по моему мнению, имеет особое значение пото-
му, что куклы помогают:
1.
Сформировать правильную модель поведения в современном мире;
2.
Повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценно-
стям;
3.
Познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным
искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить
устойчивый интерес;
4.
Совершенствовать навык воплощать в игре определенные пережива-
ния, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению;
5.
Развивать творческие способности.
Заключение
Куклы би-ба-бо являются незаменимым средством для занятий по развитию
речи дошкольников. Благодаря таким играм дети получают необходимые
знания и умения, становясь уверенными и компетентными собеседниками.
Куклы би-ба-бо — это мост между игрой и речью! Поэтому, я предлагаю
использовать кукол би-ба -бо в своей практике. Начните с самого простого –
возьмите куклу, пусть она загадывает загадки и ваше занятие станет непри-
нужденнее, сказочнее и веселее!
Литература
Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ
Сфера, 2006.
Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нрав-
ственной сферы у дошкольников. — М.: «Скрипторий 2003», 2006.
Караманенко Т. Н. Кукольный театр — дошкольникам. — М.: Просвещение,
1969.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфе-
ра, 2001.
Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда.
— СПб.: Речь, 2007.
Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с
детьми 4–5 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Кулик А. А. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР по-
средством кукольного театра би-ба-бо // Актуальные исследования. 2025.
№16 (251). Ч.III. С. 76–79.