Автор: Парфененко Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск
Наименование материала: Конспект открытого занятия по образовательной деятельности «Развитие математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие»
Тема: «Планета Математика»
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия по образовательной деятельности «Развитие
математических представлений» образовательной области «Познавательное
развитие» в старшей группе «Планета Математика»
Педагог: Парфененко Ирина Александровна
Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествие.
Задачи: Закрепить счёт от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.
Различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
Развивать у детей логическое мышление, внимательность, сообразительность;
Воспитывать интерес к полученным знаниям.
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитывать желание помогать в трудной ситуации, умение оказывать помощь.
Интеграция областей: Познавательное развитие, физическое развитие.
Здоровьесберегающие технологии: Физкультминутка,
Организационный момент:
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
И общаться мы начнём!
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг
другу улыбку. Отлично!
Дидактическая игра: «Определи свое место»
- (имя ребенка), кто находится справа от тебя?
- (имя ребенка), а кто находится слева от тебя?
- (имя ребенка), встань впереди меня.
- (имя ребенка), встань между (имя ребенка) и (имя ребенка).
- (имя ребенка), встань слева от (имя ребенка).
- (имя ребенка), встань между (имя ребенка) и (имя ребенка).
Воспитатель:
Ребята, кто знает, как называется планета, на которой мы с вами живем? (Земля). Вокруг
нашей планеты Земля вращаются спутник – Луна. Как вы думаете, если бы на луне жили
человечки, как бы они назывались? (Лунатики).
В нашей вселенной есть ещё очень много и других планет, оказывается, есть
«Музыкальная планета»,
там
все
жители планеты
танцуют
и
поют,
есть
ещё
«Математическая планета».
-Как вы думаете, ребята, чем занимаются жители «Математической планеты»? Как их
зовут? А зовут их Математики.
-Жители этой планеты любят всё считать, делать постройки из геометрических фигур.
Сегодня утром, нам поступил сигнал sos, знаете, что это за сигнал?
-Это сигнал о помощи. К жителям этой планеты ворвались «Космические пираты, и всё
перепутали: цифры, геометрические фигуры.
И на их планете наступил беспорядок, чтобы помочь навести порядок, нам нужно
выполнить задания, и отправить в космос. Поможем?
Ход занятия:
Воспитатель:
Задание 1. Перед нами летательный аппарат, на котором летают Математики. Назовите
из каких геометрические фигуры, фигур состоит летательный аппарат.
Воспитатель:
На чём они летают? ( Ответы детей: летательном аппарате).
Воспитатель:
Верно, но, чтобы нам отправиться дальше, необходимо заправить бак топливом.
Задание 2.
Заправить бак топливом, дело это не простое, нужно уметь считать.
Если в бак меньше налить топлива, то его может не хватить долететь до планеты
«Математика», и они останутся в открытом космосе. Если больше налить, то ракета не
взлетит. Нужно всё правильно рассчитать, для этого мы возьмём абаки и будем вести
расчёт. На верхней полоске абака выложите 7 кружочков, это количество топлива нам
понадобится чтобы долететь до планеты «Математики».
На нижней полоске выложите столько треугольников, сколько кругов на верхней полоске
(7). Столько нам понадобится топлива, чтобы вернуться обратно.
Вопросы:
Сколько кружочков на верхней полоске?
Сколько треугольников на нижней?
На какой полоске больше геометрических фигур? (Поровну)
Заправили полный бак. Сели удобно. Давайте попробуем произвести отсчёт к запуску, как
это делают настоящие космонавты. Начинаем обратный отсчёт от 10 до 1, пуск.
Воспитатель:
-Молодцы ребята, сделали всё правильно.
Задание
3.
Жители планеты «Математики» сообщили,
что
космические
пираты
сломали Бортовой компьютер, и теперь они не могут управлять космическим кораблём.
Доступ к сигналу заблокирован. Чтобы разблокировать его, нужен специальный код,
который состоит из геометрических фигур. Посмотрите на распечатку с бортового
компьютера, сосчитайте фигуры. Так мы узнаем код! Будем считать геометрические
фигуры, и обозначать цифрами.
Задание 4: «Наш бортовой компьютер получил пробел в данных! Нужно восстановить
пропущенное число в этой числовой последовательности.
Экипаж, приготовьтесь к работе! Возьмите простой карандаш и запишите найденное
число на своих бланках.
А (имя ребенка) будет нашим главным оператором и запишет ответ на главный экран (на
доске).
Отлично, задание выполнено! Переходим к проверке. Сверим наши данные с главным
экраном. (Имя ребенка), объяви, пожалуйста, свой результат. У кого данные совпали? Мы
отлично сработали!»
Воспитатель:
-Молодцы ребята, и с этим заданием справились.
Задание 5: «Найди лишнюю фигуру»
Воспитатель: — Ребята, а пираты пытались нас запутать! Посмотрите внимательно на
экран. Здесь спряталась одна фигура, которая здесь лишняя. Давайте её найдём!
правильно молодцы, вы легко справились с заданием
-Чтобы дальше делать правильно задания, сделаем разминку.
Физминутка «Неуловимая муха»
воспитатель:
Ребята, давайте немного поиграем! К нам в корабль залетела муха-
непоседа. Давайте попробуем её поймать! Встаем ровно, готовим наши ловкие ручки!
Вот так ловкачка! Не поймать, а только повеселиться! Молодцы, отлично размялись!
Теперь за новые задания с новыми силами!
Задание 6. Логические задачи
Воспитатель: Ребята, а теперь приготовьте свои самые быстрые мозги! Космические
пираты пытались нас запутать с помощью своих хитрых, но очень смешных задачек.
Давайте послушаем их очень-очень внимательно и найдём все их ошибки!
Кто громче кукарекает – корова или кот?
(После ответов детей): Верно! Никто из них не кукарекает! Корова мычит, а кот мяукает.
Кукарекает только петух! Пираты всё перепутали!
На клумбе в январе расцвели 5 роз и 2 тюльпана. Сколько цветов расцвело на
клумбе?
(После ответов детей): А вы уверены, что они вообще расцвели? Правильно! Зимой, в
январе, на улице цветы не растут! Это пираты нас обманывают!
На березе выросло 5 яблок, а на елке 2 груши. Сколько всего овощей выросло на
деревьях?
(Дайте детям время на обсуждение): Давайте подумаем... Яблоки и груши — это что?
Фрукты! А не овощи! И к тому же, яблоки на яблоне растут, а не на березе, а груши — на
груше. Пираты опять всё перепутали!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы такие внимательные и сообразительные! Ни одна
пиратская хитрость от вас не укрылась. С каждой разгаданной задачкой пираты
становятся всё слабее и слабее! Продолжим спасение планеты
Задание 7. «Круги Эйлера»
Воспитатель: «А сейчас — самое интересное! Космическая сортировка!»
«Наши друзья-математики прислали нам спецзадание — расселить фигуры по умным
домикам!»
«Чтобы окончательно победить пиратов, нужно разгадать их любимую головоломку!»
«Приглашаю в наш математический штаб — здесь нас ждут секретные обручи-
лабиринты!»
Приглашаю вас в космический центр сортировки фигур!
Встаём удобно вокруг нашего космического стола. Посмотрите — здесь два специальных
энергетических поля-домика (показывает обручи). Именно здесь мы будем сортировать
фигуры по секретной системе кругов Эйлера!»
«Чтобы
справиться
быстрее,
давайте
разделимся
на
два
космических
экипажа!
Первая команда — "Спутники", вторая — "Кометы". Занимайте свои места у
космического стола.
Каждый экипаж получит своё задание по сортировке космических объектов. Смотрите —
у нас есть два энергетических поля (обручи), которые могут пересекаться. Сейчас мы
узнаем, какие фигуры должны оказаться в каждой зоне!»
«Представьте, что эти обручи — это два космических портала. В первый портал могут
проходить только определённые фигуры, во второй — другие. А там, где порталы
пересекаются, окажутся фигуры, которые подходят для обоих условий! Давайте
попробуем расселить наших космических жителей!»
1.
В первом обруче живут только треугольники. А во втором все синие фигуры.
Вопрос: Какие фигуры будут жить на пересечении двух обручей? (Синие
треугольники).
2.
В первом обруче живут все красные фигуры, во втором живут красные и жёлтые
квадраты. Вопрос: Какие фигуры живут на пересечении двух обручей? (Красные
квадраты).
Молодцы, ребята! Не дали математикам скучать. Справились с заданием.
Дидактическая игра «Верно — Неверно»
Воспитатель:
Ребята,
чтобы
окончательно
запутать
наших
математиков,
пираты
подменили все знания на своей планете! Давайте проверим, сможем ли мы отличить
правду от пиратской лжи. Встаньте ровно. Если вы согласны с моим утверждением —
хлопайте в ладоши. Если не согласны — топайте ногами! Приготовились? Начинаем!
(Воспитатель четко и выразительно зачитывает утверждения, делая паузы после каждого):
Утром солнышко встает. (Верно — хлопаем)
По утрам нужно делать зарядку. (Верно — хлопаем)
Нельзя умываться по утрам. (Неверно — топаем)
Днем ярко светит луна. (Неверно — топаем)
Утром дети идут в детский сад. (Верно — хлопаем)
Ночью люди обедают. (Неверно — топаем)
Вечером вся семья собирается дома. (Верно — хлопаем)
В неделе 7 дней. (Верно — хлопаем)
За понедельником следует среда. (Неверно — топаем)
После субботы идет воскресенье. (Верно — хлопаем)
Перед пятницей стоит четверг. (Верно — хлопаем)
Всего 5 времен года. (Неверно — топаем)
Воспитатель (после игры):
Молодцы! Вы оказались очень внимательными и ни разу не попались в ловушку к
пиратам! Вы прекрасно знаете, что происходит вокруг, и можете отличить правду от
вымысла. Наша победа близка
5. Подведение итогов. Награждение.
Воспитатель: Спасибо вам, что пришли нам на помощь. Вы уверенно и правильно
выполняли все задания, помогли освободить нашу страну от космических пиратов.
Поэтому, как самым смелым, умным, сообразительным и быстрым, мы отправляем вам
медали «Лучшему знатоку математики»!
Но чтобы они до вас долетели, нужен мощный энергетический сигнал. Смотрите на цифру
и хлопните ровно столько раз, чтобы передать ей энергию! (Показываете цифру).
Прекрасно! Сигнал отправлен!
Ваши медали уже ждут вас в красной квадратной коробочке.
Будем очень рады видеть вас снова у себя в гостях. До свидания!
6. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, наше космическое путешествие подошло к концу!
Давайте вспомним:
Где мы сегодня побывали?
Что случилось на Планете Математики?
Как мы помогли математикам? Какие задания выполняли?
Какое задание было самым сложным? Почему?
Какое задание показалось самым легким и веселым?
Что вам понравилось больше всего?