Автор: Ларина Екатерина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 184
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Презентация
Тема: "Утренний сбор - форма совместной деятельности детей и воспитателя"
Раздел: дошкольное образование
Утренний сбор
Форма совместной деятельности
детей и воспитателя
Утренний сбор занимает важное место.
Прежде всего эта возможность всем детям
собраться
вместе,
рассказать,
о
чем
ты
думаешь,
что
чувствуешь,
высказать
свое
мнение, задать вопросы.
В
кругу
сидят
понимающие
тебя
люди,
маленькие и большие, желающие тебе добра
и
радости.
Круг
–
это
гарантия
твоей
защищенности.
Утренний
сбор
определяет
атмосферу
первой
половины
дня
всей группы
Утренний сбор для взрослых –
это индикатор понимания детей,
их состояния и настроения.
Ход утреннего сбора
Утренний сбор может начинаться с небольшой медитации
под мягкую спокойную музыку или с веселой песенки,
небольшого стихотворения про всех или про каждого.
Затем следуем обмен впечатлениями, новостями.
После можно начинать информационную часть – беседу,
рассуждение, общий разговор, в ходе которого выявляются
актуальные интересы и потребности детей.
В
ходе
этой
части
педагог
может
увидеть,
что
из
предложенного материала заинтересовало детей, а что нет;
появились ли у детей вопросы и желание искать на них
ответы.
Организация и стиль проведения утреннего сбора не
должны походить на традиционное занятие.
Это, скорее, разговор на «вольную» тему, где каждый имеет
право
на
суждение
,
на
свой
выбор,
но
где
взрослый
удерживает
главную
ценность
–
развитие
у
детей
способности
к
самостоятельности
мышления,
самоорганизации.
В
организации
утреннего
сбора
используем
разные
методы
и
приемы,
которые
дают
возможность
активизировать творческий потенциал детей и развивать их
познавательный интерес.
Форма организации утреннего сбора позволяет педагогу
проявлять и реализовывать свои творческие идеи, не
ограничиваться
традиционными
формами
проведения
занятия
Утренний сбор состоит из следующих
этапов:
•
Приветствие
•
Работа с календарем
•
Новости
•
Тема
•
Выбор деятельности
В
утренний
сбор
также
включаются
физминутки и пальчиковые игры для снятия
усталости
у
детей
и
повышения
двигательной активности.
Приветствие
Цель
этого
этапа
–
создание
комфортной
эмоциональной
атмосферы
для
всех
детей,
создание
единой
общности
детей,
в
которой
каждый
ребенок
чувствует
себя
принятым
и
понятым.
Этот
блок
призван
решать
задачи
преимущественно эмоционального и социального
развития.
Задача
педагога
–
задать
детям
«правильный»
эмоциональный настрой на весь день.
Необходимо использовать разные формы
приветствия:
•
«Ладошки» - дети касаются друг друга ладошками и
говорят ласковые слова – комплименты;
•
«Солнечный
лучик»
-
дети
передают
в
ладошках,
сложенных ковшечком, хорошее настроение;
•
«Паучок» - воображаемый паучок, живущий в группе
здоровается с детьми, переходя из одних ладошек в
другие;
•
Речевки – с именами детей в группе – сопровождаемые
прохлопыванием ритма и движениями.
Работа с календарем
В зависимости от поставленных педагогом задач и темы,
которая проходит в группе, этот блок может быть :
•
Небольшим
-
дежурный
по
утреннему
сбору
«докладывает» всем, сколько детей присутствуют, какой
сегодня день недели, число и месяц;
•
Развернутым
–
решение
задач
когнитивного
(экологического,
математического
и
т.д),
речевого,
социального развития
Как и что можно считать:
•
Считаем детей на утреннем сборе, сколько мальчиков и
девочек. Сравниваем, кого больше, меньше; записываем
неравенство. Как сделать, чтобы детей стало поровну?
•
Курочке
нужно
узнать,
сколько
червячков
ей
нужно
найти, чтобы накормить своих цыпляток. Кто поможет
курочке?
•
Считаем
детей
парами;
скольким
детям
не
хватило
пары; делаем выводы.
•
Считаем сколько рук, ног у всех детей.
•
Считаем
детей
по
одежде.
Составляем
таблицу.
Сравниваем полученные данные.
•
Думаем как поделить два яблока на всех детей.
•
Считаем
детей
по
возрасту:
сколько
пяти-
и
шестилетних детей и т.д.
Для работы с календарем мы используем
следующие приемы:
•
Наблюдения за явлениями погоды и составление
графика погоды (работа с условными
обозначениями).
•
Считаем сколько дней осталось до Нового года, до
8 марта, до дня рождения Вани.
•
Работа с использованием моделей года, недели,
суток, дня и др.
Новости
Этот блок является важной частью утреннего сбора, в котором можно
решать задачи любого аспекта развития.
Здесь ребенку предоставляется возможность рассказать о том, что
его заинтересовало, что интересного он узнал, увидел. Ребенок в
свободной обстановке, на интересном для него материале учиться
строиться
высказывания.
Рассказывание
новостей
таит
в
себе
большие
возможности
для
развития
монологической
и
диалогической речи, умения составлять рассказ по схеме (заранее
нарисованные
условные
знаки;
ориентируясь
по
ним,
ребенок
составляет рассказ).
А, с другой стороны, в блоке новостей дети учатся внимательно
слушать собеседника, учатся правильно и вежливо задавать вопросы,
выстраивать диалог.
Нужно обязательно в эту деятельность вовлечь всех детей,
сделав так, чтобы выступающий ребенок говорил,
обращаясь не лично к воспитателю, но ко всей группе.
Приглашайте других ребят задавать вопросы рассказчику.
Регламент говорящих:
•
Рассказывают только 2-3 человека;
•
Можно определить принцип, по которому выбираются
говорящие (жребий, считалка, «предварительная запись» -
дети, если они хотят рассказать новость, зарисовывают ее
на доске перед утренним сбором);
•
Дети рассказывают новости по желанию, однако не стоит
предоставлять это право одним и тем же детям.
Форма предоставления новостей:
•
Говорит ребенок, взрослый зарисовывает;
•
Говорит
ребенок,
опираясь
на
заранее
«нарисованную» новость;
•
Один ребенок говорит, а другой зарисовывает.
Потом меняются ролями.
Новости на заданную тему
Этот прием мы используем, если желающих рассказать
очень много:
•
Вкусная тема
•
Тема здоровья
•
Театральные новости
•
Что мне снилось (сонные новости)
•
Семейные новости
•
Праздничные новости
•
Новость, которая всех развеселит
•
Что я видел интересного утром
•
Новости о животных
•
Анекдот
•
Мои игрушки
•
Открытие, изобретение
•
Фантастическая новость
Тема
Содержание
блока
планируется
педагогом
заранее.
Очень
важно продумать такие виды деятельности, которые не были
бы для ребят не слишком простыми, не слишком сложными;
такими, которые бы интересовали всех детей.
В этом блоке педагогом решаются задачи интеллектуального
и речевого развития детей. Очень важно помнить, что задача
педагога не в том, чтобы дать детям сумму знаний, но помочь
детям
научиться
думать
–
сравнивать
и
анализировать,
определять
последовательности
и
противоположности,
решать проблемные ситуации и делать выводы – оперировать
имеющимися у ребенка знаниями.
Использование
разнообразных
приемов
и
методов
активного
обучения
позволяет
детям
быть
активными
участниками и делает процесс обучения увлекательным и
эффективным.
1.
Метод «мозгового штурма»
2.
Организация проблемной ситуации
3.
«Хорошо-плохо»
4.
Кроссворды в работе с детьми (с 5 лет)
Выбор деятельности
Завершающим аккордом утреннего сбора является
презентация
педагогом
деятельности
в
центрах
активности и выбор детьми центра, в котором они
будут заниматься.
Очень важно грамотно спланировать деятельность
в
центрах
активности,
создать
условия
для
самостоятельных и совместных занятий детей.
Немаловажную
роль
в
этом
вопросе
играет
создание
развивающей
среды
в
группе.
Развивающая среда должна отвечать интересам и
возрасту
детей,
соответствовать
теме,
быть
доступной и разнообразной.
Спасибо за внимание!
Желаем
творческих успехов.