Напоминание

" Включение музыки в повседневную жизнь дошкольника в нерегламентированное время""


Автор: Желудева Инна Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 65
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: " Включение музыки в повседневную жизнь дошкольника в нерегламентированное время""
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Включение музыки в повседневную жизнь дошкольника в

нерегламентированное время»

Выполнила: музыкальный руководитель МБДОУ № 65

Включение музыки в повседневную жизнь группы детского сада

предлагаю рассмотреть на примере работы с детьми в дошкольном

учреждении.

Сегодня я хочу поговорить о том, как можно развивать речь ребенка,

художественные способности, эстетические качества через музыку.

Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что

музыка

включает

в

себя

различные

элементы,

являющиеся

также

компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на

слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами,

движениями и жестами.

Наиболее тесно связанный с развитием речи вид музыкальной

деятельности – это пение. Большинство детских песенок состоит из простых,

часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и

развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение

они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание

куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами

того не замечая, дети изучают основы поэзии! Пение требует четкой работы

артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию

четкой дикции ребенка). Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети

овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать

каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.

Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых

навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с

новыми понятиями. Это может происходить не только на занятиях в детском

саду, но и дома. Кроме пения, речь ребенка можно развивать через другие

виды

музыкальной

деятельности.

Например,

через

музыкальные

пальчиковые игры. Как известно, развитие мелкой моторики положительно

влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Малышам

нравятся потешные игры с пальчиками. Приговаривая при этом веселые

стихи, напевая короткие попевки - «Сорока-ворона», «Ладушки», «Водичка,

водичка, умой мое личико», можно превратить развивающие упражнения в

увлекательное развлечение.

При

планировании

занятий

по

изодеятельности

педагог

также

подбирает музыку к каждой теме, например, осенью слушаем и разучиваем

песни про дождик, про грибочки, про листочки и др. Зимой про снежинки,

Деда Мороза, елочку. Весной про ручейки и солнышко, летом про цветочки,

бабочек и т.д.

Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и

развиваться. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для

самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь

песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на

металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная

деятельность становится любимым занятием. Включение музыки в игру

делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны

различные варианты применения музыки в играх.

В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры.

Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье,

танцуют. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные

на музыкальных занятиях, праздниках. Проведение сюжетно-ролевых игр с

музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он,

наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на музыкальных

инструментах. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда

детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети

начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами

по «телевидению». Музыка может входить как составная часть и в разные

занятия. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к

Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать

образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за

природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и

доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят

внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить

детям внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще

лучше спеть песню или водить хоровод. Таким образом, воспитатель

закрепляет

детские

впечатления,

полученные

от

непосредственного

наблюдения природы при помощи музыкального произведения. Кроме того,

воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это

придает прогулкам содержательность. Заранее разученный на музыкальных

занятиях музыкальный материал, связанный с темой природы, позволяет

детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают

понимать, что каждое явление природы, каждое время года по-своему

прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель,

закрепляет детские впечатления.

Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи,

например при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться,

чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот

дополняла его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых

написаны оперы или детские музыкальные игры - « Колобок» «Теремок»,

«Гуси-лебеди». Исполнение песен по ходу сказок придает им особую

эмоциональность. Между музыкальным воспитанием и изобразительной

деятельностью тоже легко наладить взаимосвязь. С одной стороны, музыка

углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С

другой - дает материал для ее проведения. Темой рисунков, лепки,

аппликации

может

быть

содержание

хорошо

знакомой

песни

или

программного

инструментального

произведения.

Таким

образом,

объединение

музыкальной

и

изобразительной

деятельности

помогает

ребенку в восприятии каждого вида искусств.

Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты повседневной

жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства,

создает приподнятое настроение. Нужно чаще использовать народные песни,

прибаутки. Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей

силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое

указание.

И так, знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной

музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной

композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и

любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего

формирования

основ

музыкальной

культуры

и

успешного

развития

музыкальных способностей.

Музыкальные

занятия

являются

важным

этапом

музыкального

воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в

сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений;

развивается

музыкальное

восприятия

-

мышление.

Для

полноценной

реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение

праздников, досугов, развлечений музыкального направления.

Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь

только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок

способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении,

объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь

пережить определенное состояние может служить для него мотивом

деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций

качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности,

умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять

усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью

обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни

детей в детском саду и дома.

Литература

1.

Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.:

«Просвещение» 2016.

2.

Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. - М.: Музыка, 2016.

3.

Давыдова Н. Базы музыкального воспитания. - Дошкольное

воспитание, 2015 год, №6, стр. 89.

4.

Кузмичева Л. Работа музыкального руководителя (вне занятий), -

Дошкольное воспитание, 2015 год, № 5.

5.

Методика музыкального воспитания в детском саду, / под. Ред. Н.

А. Ветлугиной Издательство «Просвещение» 2015 год.

6.

Михайлова М. А. Развитие музыкальных возможностей деток. -

Ярославль «Академия развития», 2017 год.

7.

Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. - Дошкольное

воспитание, 2015 год, стр. 39.



В раздел образования