Автор: Абельгузина Лиана Рустемовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад "Совушка" с. Миловка
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Уфимский район, село Миловка
Наименование материала: Статья
Тема: Театр на резинках как средство речевого развития детей.
Раздел: дошкольное образование
«Театр на резинках как средство развития речевой активности у
дошкольников ».
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному
языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с
другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и
убеждения, а также оказывает большую помощь в познании мира, в котором
мы живем.
Актуальность: На сегодняшний день, к большому сожалению, современные
дети не умеют общаться, все это им заменяет компьютер и телевидение, и эта
тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается
количество детей с несформированной связной речью.
Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в
нашем обществе.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою
роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем
помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить
театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов
воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип
обучения: учить играя.
Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и
совершенствования речи, она помогает развивать связную и грамматически
правильную речь в ненавязчивой форме, является необходимым условием
увлекательной деятельности.
Это
неисчерпаемый
источник
развития
чувств,
переживаний
и
эмоциональных
открытий,
создает
положительный
настрой,
снимает
напряжение и раскрывает творческий потенциал ребенка. Театрализация –
это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуком.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных
навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение
или сказка всегда имеют нравственную направленность
Основная цель: создание атмосферы творчества и доверия для развития речи
детей.
Для ее реализации были определены следующие задачи:
- воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности и
желание выступать вместе с коллективом сверстников;
-формировать и углублять базовые навыки устной речи, как ведущего
средства общения и познания;
-закреплять умение согласовывать свои действия с действиями партнера
(слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру);
-создать развивающую среду, побуждающую ребенка к активной театрально-
игровой деятельности;
Существует много разновидностей театров, я выбрала поиграть с детьми в
театр на резиночках (колечках). Театр на резиночках - это набор фигурок-
персонажей
прикрепленные
к
резинке,
которые
надеваются
на
отдельный пальчик, для инсценировки сказки или всем известные персонажи
наших
любимых
русских
народных
сказок.
В
таком
виде
театра
задействованы пальцы рук, кисти. Известно, что существует прямая связь
между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка.
Благодаря действиям с изображением героев сказок на пальчиках
формируются тонкие движения пальцев, их точная и скоординированная
работа.
Кроме
того,
подобная
пальчиковая
гимнастика
стимулирует
активизацию мышления и речевой активности, постепенно подготавливает
руку к письму. В результате планомерной и систематической работы с
детьми по развитию мелкой моторики с помощью пальчикового театра
увеличивается объём и темп движений пальцев рук, исчезает двигательная
неловкость,
улучшается
переключаемость
движений
и
изолированные
движения
пальцев
рук.
Дети
учатся
свободно
выполнять
сложные
манипуляции с предметами, правильно держать карандаш. Обогащается и
активизируется словарный запас детей. Ребенок не только запоминает новые
слова, но и использует их в речи, развивается связная речь. Дети
пересказывают большие отрывки текста, участвуют в диалоге. Развивается
звуковая культура речи. Театр на резиночках дает уникальную возможность
отрабатывать звуки с помощью ролей: можно порычать как тигр или
помычать как корова. Так же происходит усвоение грамматического строя
языка. Построение словосочетаний — сложный процесс. Дети должны уметь
согласовывать слова в роде, числе, падеже, склонении. Такой театр позволяет
закреплять
грамматические
навыки
путем
многократных
повторений.
Закрепляется знание художественной литературы.
Таким образом, театрализованная деятельность — это не просто игра, а
еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей. Ну, и
конечно,
занимаясь
с
детьми
театром,
мы
делаем
жизнь
наших
воспитанников
интересной
и
содержательной,
наполняем
ее
яркими
впечатлениями и радостью творчества. Самое главное создать обширное,
положительное эмоциональное поле в работе с детьми оно должно быть
светлым, добрым, искренним.