Напоминание

Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций в процессе ознакомления детей с живописью


Авторы: Чалова Елена Николаевна, Черезова Наталья Сергеевна
Должность: Воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 47 «Ладушки»
Населённый пункт: Заволжье Нижегородской области
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций в процессе ознакомления детей с живописью
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций в процессе ознакомления

детей с живописью.

Младший дошкольный возраст (2-3года)

Основным видом деятельности детей 2-3 лет является игра с предметами. Учитывая это,

взрослый предлагает ребенку книжку-раскладушку, книжку-ширму. Они вместе читают

текст, рассматривают картинки, а потом включают ее в свою игру: строят из нее домик,

заборчик, прячась за него и выглядывая.

При рассматривании иллюстраций в книге большую роль играют вопросы взрослого:

«Кто это?», «Какой он?». Если ответ на первый вопрос не вызывает у ребенка

затруднений, то ответ на второй вопрос требует определенного описания как внешнего

вида (большой или маленький, белый или красный, пушистый или мохнатый) так и

эмоционального состояния героя (веселый, забавный, грустный, хитрый, мокрый,

голосистый и т.д.).

Вопросы взрослого заставляют ребенка внимательно вглядываться в образ, устанавливать

некоторые связи (в том числе и собственными чувствами), делать несложные выводы,

усиливая его эмоциональное отношение к изображаемому.

При рассматривании картинки можно попросить малыша выполнить ряд игровых

действий: «Погладить зайчика», «покормить цыплят», «прокричать как петушок»,

«промяукать как котенок». Спросить его: «Как мычит коровка?», «Как лает собачка?» и

отвечая на поставленный вопрос, ребенок принимает позу, передавая состояние героя

книжки.

Младший дошкольный возраст (3-4года)

Дети этого возраста очень любознательны: они хорошо знают основные цвета, формы,

геометрические фигуры, активный словарь их резко возрастает, мышление из наглядно-

действенного переходит в наглядно-образное, дети быстро развиваются, задают вопросы.

Задача педагога на этом этапе - привлечь внимание малышей к книжке, заинтересовать

рисунками-иллюстрациями, вызвать желание внимательно их рассматривать – «читать»

рисунки, узнавать знакомые образы, эмоционально откликаться на них, испытывая

радость и удовольствие от встречи с ними.

При рассматривании рисунков в книге взрослый читает ребенку текст и помогает

соотносить его с определенной картинкой, обращает внимание на некоторые средства

художественной выразительности – форму (круглый), позу, жест (лежит, бежит, идет,

несет, машет), фактуру поверхности (пушистый, лохматый), цвет, положение в

пространстве, подражает голосам животных, движениям зверей и птиц.

Средний дошкольный возраст 4-5 лет

В средней группе педагог продолжает развивать у детей интерес к книге и книжной

иллюстрации, формировать радость от общения с книгой, ожидание встречи с ней,

эмоциональный отклик на ее содержание, настроение героев, сопереживание им,

бережное отношение к книге.

Педагог подводит детей к пониманию того, что рисунок связан с текстом, поясняет его,

наглядно показывает происходящие события, героев и дает оценку их поступкам.

Продолжается работа по внимательному рассматриванию иллюстраций, умению видеть и

узнавать заключенные в ней образы. Также обращается внимание на средства

выразительности, с помощью которых художник создает образ, передает свое отношение

к нему; на рисунок, отражающий характер героя через изображение формы, строения,

позы, движения, жеста, мимики.

В этом возрасте дети знакомятся с цветом как средством передачи эмоционального

состояния героя, сезонных и суточных изменений в природе. Ребенку необходимо

показать: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст,

поясняет его, рассказать о роли иллюстрации в книге и что рисует иллюстрацию

художник иллюстратор.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Если в младшем и среднем дошкольном возрасте педагоги проводили целенаправленную

и систематическую работу по ознакомлению детей с книжной графикой, то к шести

годам у детей будет сформирован устойчивый интерес к данной теме и будет

выработано желание постоянно общаться с книгой, изучать ее, пытаться самостоятельно

читать. Педагоги должны поддерживать этот интерес, сопереживать героям, соотносить

их чувства с чувствами ребенка, переносить их на свой маленький жизненный опыт, учить

сравнивать похожие ситуации и думать: а как бы я поступил, а чтобы я сделал? Всем этим

дети делятся со взрослыми и сверстниками.

Шестилетним

детям знакомы такие

средства

выразительности

книжной

графики

как рисунок и цвет. Педагог знакомит их с выразительностью формы – контура,

силуэта, созданных с помощью линий, штрихов, пятен, точек и передающих характер

образа (его позы, движения, жесты) и колорита (цвета, цветосочетания), которые

помогают понять ребенку настроение героя, его эмоциональное состояние, о времени

суток, сезоне, погоде, географическом положении местности.

Дети продолжают знакомиться с разными типами макетов книг: книга-образ, книга-

альбом, книга-театр, книга-тетрадь и можно обратить их внимание на индивидуальную

творческую манеру того или иного художника в иллюстрировании определенных жанров

литературных произведений (например, Е.Рачев, Н.Кочергин, Т.Юфа – «сказочники»,

Ю.Васнецов – иллюстратор народного фольклора, Е.Чарушин, М.Митурич – книги о

животных и природе).

Педагог должен способствовать тому, чтобы накопленные детьми знания выливались в

детские суждения, размышления, отношения ко всему увиденному и услышанному и

использовались в их собственном творчестве.

Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных

группах)

В первой младшей группе воспитатель показывает двум-трем сидящим перед нею детям

картинки к уже известной им потешке "Петушок, петушок, золотой гребешок!"

(вспомним, что при первом чтении этой потешки дети рассматривали игрушку петушка, а

в сельском детском саду видели и живого петуха) и обращается то к одному, то к другому

ребенку с вопросами:

Ниночка, покажи, где петушок. Дотронься до него пальчиком. (Девочка показывает)

Вот петушок - золотой гребешок. А теперь ты, Витя, покажи, где у него гребешок.

(Мальчик указывает)

Вот у петушка гребень на голове, золотой гребешок! Теперь посмотрим и сравним

картинки: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет. Саша, покажи картинку,

где петушок поет. (Мальчик находит)

Более сложная для детей работа - называние персонажа, предмета, его части, указанных

воспитателем на картинке (эта работа связывается с "сочинением" по картинке).

Этот прием называния указанных воспитателем на картинках персонажей и вещей часто

облегчается тем, что педагог сам показывает картинки-иллюстрации непосредственно в

процессе чтения.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывается любовь к книге и иллюстрации,

умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание

и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного

слушания, умения отвечать на вопросы, бережное отношения к книгам.

В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен

поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их

характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины. Рассматривая

картинки дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления,

знакомятся с теми, которых ранее не знали.

Во второй младшей группе следует расчленять зрительное и слуховое восприятие. Если

"герой" не знаком детям, то педагог с детьми внимательно рассматривает картинку, а уж

затем слушают рассказ об увиденном. Воспитатель сначала читает весь рассказ целиком, а

при повторном чтении, показывает детям картинки, изображающие "героев" рассказа в

соответствующих ситуациях. Затем он раздает детям книжки, чтобы они сами могли еще

раз рассмотреть рисунки. После того как картинки рассмотрены, рассказ читается еще раз

без обращения к иллюстрациям.

Занимаясь с детьми 3-4 лет, важно привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при

помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить

ему поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине. Ребенок

становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать

про самого себя.

В среднем возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста,

что связано с расширением опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи

в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. У ребенка пяти лет

возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его

внутреннего смысла.

С детьми рассматривают картинки-иллюстрации приемом соотнесения фраз текста с

рисунками. Например, перед повторным чтением сказки "Гуси-лебеди" дети пятого года

жизни рассматривают картинки в книжке-игрушке (панораме). Работа воспитателя на

занятиях по рассматриванию данной книжки-панорамы может состоять в том, что он

читает крошечный отрывок (естественно, такой, к которому есть иллюстрация) и просит

ребенка показать картинку, соответствующую прочитанному. Но возможен и обратный

вариант: педагог показывает картинку и просит ребенка вспомнить, какой момент из

сказки здесь изображен.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в

их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков,

переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное

отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей картины

произведения и учета всех характеристик героя.

Работа в старшей группе направлена на развитие эстетического вкуса: детей учат

понимать содержание художественного произведения, замысел художника, некоторые

средства выразительности, присущие разным видам искусства.

В подготовительной группе дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации:

отвечать на вопросы ("Понравилась или не понравилась картинка?", "Почему?"). Оценка

различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить

рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же

литературному произведению.

Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного

содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-

то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе,

чем в более младшем возрасте, - о многом они могут догадаться, многое вообразить;

помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни.

Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания

текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь

между содержанием картины и прослушанным текстом. Так, например, при анализе

образа героя ("Дядя Степа", С. Михалкова) воспитатель, показывая иллюстрации,

обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает

вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог

помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.

Используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными:

-знакомство

с

писателем:

демонстрация

портрета,

рассказ

о

его

творчестве,

рассматривание книг, иллюстраций к ним;

-просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям

(возможен только после знакомства с текстом).

В

возрасте

6-7

лет

механизм

понимания

содержательной

стороны

связного

текста,отличающейся

наглядностью,

уже

вполне

сформирован.

Детей дошкольного возраста надо знакомить с произведениями живописи. «Восприятие

искусства - активный процесс, в который входят и двигательные моменты (ритм), и

эмоциональное переживание, и «мыслительное действование», которое имеет особенно

большое значение в дошкольном возрасте».



В раздел образования