Авторы: Чалова Елена Николаевна, Черезова Наталья Сергеевна
Должность: Воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 47 «Ладушки»
Населённый пункт: Заволжье Нижегородской области
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций в процессе ознакомления детей с живописью
Раздел: дошкольное образование
Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций в процессе ознакомления
детей с живописью.
Младший дошкольный возраст (2-3года)
Основным видом деятельности детей 2-3 лет является игра с предметами. Учитывая это,
взрослый предлагает ребенку книжку-раскладушку, книжку-ширму. Они вместе читают
текст, рассматривают картинки, а потом включают ее в свою игру: строят из нее домик,
заборчик, прячась за него и выглядывая.
При рассматривании иллюстраций в книге большую роль играют вопросы взрослого:
«Кто это?», «Какой он?». Если ответ на первый вопрос не вызывает у ребенка
затруднений, то ответ на второй вопрос требует определенного описания как внешнего
вида (большой или маленький, белый или красный, пушистый или мохнатый) так и
эмоционального состояния героя (веселый, забавный, грустный, хитрый, мокрый,
голосистый и т.д.).
Вопросы взрослого заставляют ребенка внимательно вглядываться в образ, устанавливать
некоторые связи (в том числе и собственными чувствами), делать несложные выводы,
усиливая его эмоциональное отношение к изображаемому.
При рассматривании картинки можно попросить малыша выполнить ряд игровых
действий: «Погладить зайчика», «покормить цыплят», «прокричать как петушок»,
«промяукать как котенок». Спросить его: «Как мычит коровка?», «Как лает собачка?» и
отвечая на поставленный вопрос, ребенок принимает позу, передавая состояние героя
книжки.
Младший дошкольный возраст (3-4года)
Дети этого возраста очень любознательны: они хорошо знают основные цвета, формы,
геометрические фигуры, активный словарь их резко возрастает, мышление из наглядно-
действенного переходит в наглядно-образное, дети быстро развиваются, задают вопросы.
Задача педагога на этом этапе - привлечь внимание малышей к книжке, заинтересовать
рисунками-иллюстрациями, вызвать желание внимательно их рассматривать – «читать»
рисунки, узнавать знакомые образы, эмоционально откликаться на них, испытывая
радость и удовольствие от встречи с ними.
При рассматривании рисунков в книге взрослый читает ребенку текст и помогает
соотносить его с определенной картинкой, обращает внимание на некоторые средства
художественной выразительности – форму (круглый), позу, жест (лежит, бежит, идет,
несет, машет), фактуру поверхности (пушистый, лохматый), цвет, положение в
пространстве, подражает голосам животных, движениям зверей и птиц.
Средний дошкольный возраст 4-5 лет
В средней группе педагог продолжает развивать у детей интерес к книге и книжной
иллюстрации, формировать радость от общения с книгой, ожидание встречи с ней,
эмоциональный отклик на ее содержание, настроение героев, сопереживание им,
бережное отношение к книге.
Педагог подводит детей к пониманию того, что рисунок связан с текстом, поясняет его,
наглядно показывает происходящие события, героев и дает оценку их поступкам.
Продолжается работа по внимательному рассматриванию иллюстраций, умению видеть и
узнавать заключенные в ней образы. Также обращается внимание на средства
выразительности, с помощью которых художник создает образ, передает свое отношение
к нему; на рисунок, отражающий характер героя через изображение формы, строения,
позы, движения, жеста, мимики.
В этом возрасте дети знакомятся с цветом как средством передачи эмоционального
состояния героя, сезонных и суточных изменений в природе. Ребенку необходимо
показать: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст,
поясняет его, рассказать о роли иллюстрации в книге и что рисует иллюстрацию
художник иллюстратор.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Если в младшем и среднем дошкольном возрасте педагоги проводили целенаправленную
и систематическую работу по ознакомлению детей с книжной графикой, то к шести
годам у детей будет сформирован устойчивый интерес к данной теме и будет
выработано желание постоянно общаться с книгой, изучать ее, пытаться самостоятельно
читать. Педагоги должны поддерживать этот интерес, сопереживать героям, соотносить
их чувства с чувствами ребенка, переносить их на свой маленький жизненный опыт, учить
сравнивать похожие ситуации и думать: а как бы я поступил, а чтобы я сделал? Всем этим
дети делятся со взрослыми и сверстниками.
Шестилетним
детям знакомы такие
средства
выразительности
книжной
графики
как рисунок и цвет. Педагог знакомит их с выразительностью формы – контура,
силуэта, созданных с помощью линий, штрихов, пятен, точек и передающих характер
образа (его позы, движения, жесты) и колорита (цвета, цветосочетания), которые
помогают понять ребенку настроение героя, его эмоциональное состояние, о времени
суток, сезоне, погоде, географическом положении местности.
Дети продолжают знакомиться с разными типами макетов книг: книга-образ, книга-
альбом, книга-театр, книга-тетрадь и можно обратить их внимание на индивидуальную
творческую манеру того или иного художника в иллюстрировании определенных жанров
литературных произведений (например, Е.Рачев, Н.Кочергин, Т.Юфа – «сказочники»,
Ю.Васнецов – иллюстратор народного фольклора, Е.Чарушин, М.Митурич – книги о
животных и природе).
Педагог должен способствовать тому, чтобы накопленные детьми знания выливались в
детские суждения, размышления, отношения ко всему увиденному и услышанному и
использовались в их собственном творчестве.
Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных
группах)
В первой младшей группе воспитатель показывает двум-трем сидящим перед нею детям
картинки к уже известной им потешке "Петушок, петушок, золотой гребешок!"
(вспомним, что при первом чтении этой потешки дети рассматривали игрушку петушка, а
в сельском детском саду видели и живого петуха) и обращается то к одному, то к другому
ребенку с вопросами:
Ниночка, покажи, где петушок. Дотронься до него пальчиком. (Девочка показывает)
Вот петушок - золотой гребешок. А теперь ты, Витя, покажи, где у него гребешок.
(Мальчик указывает)
Вот у петушка гребень на голове, золотой гребешок! Теперь посмотрим и сравним
картинки: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет. Саша, покажи картинку,
где петушок поет. (Мальчик находит)
Более сложная для детей работа - называние персонажа, предмета, его части, указанных
воспитателем на картинке (эта работа связывается с "сочинением" по картинке).
Этот прием называния указанных воспитателем на картинках персонажей и вещей часто
облегчается тем, что педагог сам показывает картинки-иллюстрации непосредственно в
процессе чтения.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывается любовь к книге и иллюстрации,
умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание
и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного
слушания, умения отвечать на вопросы, бережное отношения к книгам.
В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен
поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их
характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины. Рассматривая
картинки дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления,
знакомятся с теми, которых ранее не знали.
Во второй младшей группе следует расчленять зрительное и слуховое восприятие. Если
"герой" не знаком детям, то педагог с детьми внимательно рассматривает картинку, а уж
затем слушают рассказ об увиденном. Воспитатель сначала читает весь рассказ целиком, а
при повторном чтении, показывает детям картинки, изображающие "героев" рассказа в
соответствующих ситуациях. Затем он раздает детям книжки, чтобы они сами могли еще
раз рассмотреть рисунки. После того как картинки рассмотрены, рассказ читается еще раз
без обращения к иллюстрациям.
Занимаясь с детьми 3-4 лет, важно привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при
помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить
ему поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине. Ребенок
становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать
про самого себя.
В среднем возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста,
что связано с расширением опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи
в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. У ребенка пяти лет
возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его
внутреннего смысла.
С детьми рассматривают картинки-иллюстрации приемом соотнесения фраз текста с
рисунками. Например, перед повторным чтением сказки "Гуси-лебеди" дети пятого года
жизни рассматривают картинки в книжке-игрушке (панораме). Работа воспитателя на
занятиях по рассматриванию данной книжки-панорамы может состоять в том, что он
читает крошечный отрывок (естественно, такой, к которому есть иллюстрация) и просит
ребенка показать картинку, соответствующую прочитанному. Но возможен и обратный
вариант: педагог показывает картинку и просит ребенка вспомнить, какой момент из
сказки здесь изображен.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в
их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков,
переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное
отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей картины
произведения и учета всех характеристик героя.
Работа в старшей группе направлена на развитие эстетического вкуса: детей учат
понимать содержание художественного произведения, замысел художника, некоторые
средства выразительности, присущие разным видам искусства.
В подготовительной группе дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации:
отвечать на вопросы ("Понравилась или не понравилась картинка?", "Почему?"). Оценка
различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить
рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же
литературному произведению.
Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного
содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-
то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе,
чем в более младшем возрасте, - о многом они могут догадаться, многое вообразить;
помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни.
Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания
текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь
между содержанием картины и прослушанным текстом. Так, например, при анализе
образа героя ("Дядя Степа", С. Михалкова) воспитатель, показывая иллюстрации,
обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает
вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог
помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.
Используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными:
-знакомство
с
писателем:
демонстрация
портрета,
рассказ
о
его
творчестве,
рассматривание книг, иллюстраций к ним;
-просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям
(возможен только после знакомства с текстом).
В
возрасте
6-7
лет
механизм
понимания
содержательной
стороны
связного
текста,отличающейся
наглядностью,
уже
вполне
сформирован.
Детей дошкольного возраста надо знакомить с произведениями живописи. «Восприятие
искусства - активный процесс, в который входят и двигательные моменты (ритм), и
эмоциональное переживание, и «мыслительное действование», которое имеет особенно
большое значение в дошкольном возрасте».