Авторы: Филюшова Мария Алексеевна, Струс Людмила Константиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Кубики"
Населённый пункт: Новосибирская область, с.Толмачево
Наименование материала: Проект
Тема: Чистые ладошки
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Чистые ладошки»
(Долгосрочный, период 05.11.2025-28.11.2025г)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кубики» с. Толмачево
Подготовили : воспитатели группы «Кнопочки»
Филюшова М.А.
Струс Л.К
с. Толмачево 2025 г.
Актуальность проекта:
Формирование элементарных гигиенических навыков — одно из важнейших направлений
воспитания детей раннего возраста. Научить малышей заботиться о чистоте тела и рук,
понимать значение воды, мыла и полотенца — значит заложить основы здоровья и
самостоятельности. В раннем возрасте дети активно подражают взрослым, и именно через
игру и наблюдение формируются устойчивые привычки.
Цель проекта:
Формировать у детей раннего возраста первоначальные представления о чистоте и личной
гигиене, развивать привычку мыть руки и ухаживать за собой в повседневной жизни.
Задачи проекта:
•
Образовательные:
Познакомить детей с предметами личной гигиены (мыло, полотенце, расческа, зубная щетка и др.).
Формировать элементарные представления о микробах, чистоте и здоровье.
Обогащать словарь детей словами по теме («мыло», «чистый», «грязный», «капелька», «вода»).
•
Развивающие:
Развивать речь, память, внимание и мелкую моторику.
Развивать познавательный интерес к окружающему миру и действиям с водой.
Формировать элементарные трудовые навыки самообслуживания.
•
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, желание быть чистым.
Формировать положительное отношение к соблюдению гигиенических правил.
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым в совместной деятельности.
Интегрированные области развития:
•
Социально-коммуникативное развитие: Формирование навыков
самообслуживания, участие в коллективных делах («моем ручки вместе»),
приучение к вежливым формам общения, соблюдению режима.
•
Познавательное развитие: Знакомство с предметами личной гигиены, наблюдение
за водой, экспериментирование («Что бывает, если не мыть руки?»), рассматривание
иллюстраций.
•
Речевое развитие: Чтение стихотворений («Мойдодыр», «Федорино горе»
К.Чуковский , «Умывальники» С. Маршак ),беседы «Зачем мы моем руки»,
активизация словаря, развитие понимания речи.
•
Художественно-эстетическое развитие: Рисование и аппликация «Мыльные
пузыри», лепка «Мыло для куклы», коллективная работа аппликация «Средства
личной гигиены», слушание песенок о чистоте, рассматривание картинок .
•
Физическое развитие Упражнения в умывании, подвижные игры с элементами
гигиены («Кто быстрее помоет ручки»), пальчиковая гимнастика.
Ожидаемые результаты:
•
Дети знают предметы личной гигиены и умеют их использовать.
•
Появляется устойчивая привычка мыть руки перед едой и после прогулки.
•
Повышается самостоятельность и аккуратность.
•
Развивается речь, память, внимание, крупная моторика.
•
Родители осознают важность формирования гигиенических навыков в семье.
Этапы реализации проекта:
•
I.
Подготовительный этап:
Беседа с родителями о значении личной гигиены.
Подбор литературы, потешеки, картинок.
Создание тематического уголка «Чистые ладошки» в группе.
•
II. Основной этап :
Наблюдения и опыты: «Что бывает, если не мыть руки», «Как вода смывает грязь».
Упражнения: пальчиковая гимнастика «Моем ручки», «Пять капелек», «Пузырики»,
«Кому что нужно?», «Грязнули и чистюли»,
Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино Горе», С. Маршак «Умывальники».
Беседы: «Что такое чистота», «Когда мы моем руки», «Микробы».
Творчество: Рисование и аппликация «Мыльные пузыри», лепка «Мыло для куклы»,
коллективная работа аппликация «Средства личной гигиены» (Приложение 1-2).
Этапы реализации проекта:
•
III
. Заключительный этап:
Итоговое занятие «Чистые ладошки- здоровые щечки» (Приложение 3).
Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, коллективная работа-
аппликация.
Работа с родителями: Изготовление тематических книжек-малышек.
Итоговая таблица достижений детей по проекту
Направления развития
Что умели до проекта
Чему научились в ходе
проекта
Результат
Социально-коммуникативное
развитие
Не всегда соблюдали
элементарные правила
поведения во время умывания,
нуждались в помощи взрослого
Стали более самостоятельными
при мытье рук, аккуратнее
обращаются с водой,
пользуются своим полотенцем
Формируется навык
самообслуживания, стремление
быть опрятным
Познавательное развитие
С трудом различали предметы
личной гигиены, не понимали
их назначение
Узнали мыло, полотенце,
щётку, расчёску, научились
использовать их по назначению
Расширился кругозор,
сформировались первичные
представления о чистоте и
здоровье
Речевое развитие
Активный словарь по теме был
ограничен, редко использовали
слова «чистый», «грязный»
Обогатили словарный запас по
теме, стали активнее отвечать
на вопросы, повторяют
потешки и стихи
Повысилась речевая
активность, развивается
связная речь
Художественно-эстетическое
развитие
Проявляли интерес к
изобразительной деятельности,
но быстро утомлялись
С удовольствием участвовали в
творческих занятиях: рисовали
выполняли аппликации и лепку
Развились творческие
способности, интерес к
эстетической стороне чистоты
Физическое развитие
Не всегда согласованно
выполняли движения, быстро
уставали
Освоили простые движения в
пальчиковых играх, стали
ловчее, координированнее
Развилась крупная моторика,
укрепились навыки
самообслуживания
Вывод по результатам наблюдений:
•
У всех детей отмечается положительная динамика в формировании
культурно-гигиенических навыков.
•
Повысился интерес к самостоятельным действиям с водой и предметами
личной гигиены.
•
Сформировано эмоционально положительное отношение к процессу
умывания и чистоте.
•
Дети стали аккуратнее, внимательнее и более уверены в себе при
выполнении привычных гигиенических процедур
Заключение по проекту:
Реализация долгосрочного проекта «Чистые ладошки» показала, что систематическая и игровая работа с детьми
раннего возраста по формированию навыков личной гигиены даёт положительные результаты.
Дети проявили живой интерес к теме чистоты и ухода за собой, научились узнавать предметы личной гигиены
(мыло, полотенце, расческа, зубная щётка), понимать их назначение. У воспитанников сформировались
первичные представления о пользе чистоты для здоровья, появилась устойчивая привычка мыть руки перед едой,
после прогулки и посещения туалета.
Игровая, художественная и познавательная деятельность способствовала развитию речи, внимания, крупной
моторики и самостоятельности детей. В процессе пальчиковых игр, творческих заданий дети учились
действовать по подражанию, осознавать причинно-следственные связи («руки грязные — надо мыть»),
радоваться результату своих действий.
Большое значение имело взаимодействие с родителями, активно участвовали в создании тематических
материалов для работы с детьми, помогали закреплять гигиенические навыки дома, поддерживали интерес детей
к теме.
Таким образом, цели и задачи проекта были успешно реализованы.
Проект «Чистые ладошки» способствовал не только формированию культурно-гигиенических навыков, но и
развитию всех сфер личности ребёнка — познавательной, речевой, физической, социальной и художественно-
эстетической.
У детей закрепилось положительное отношение к чистоте и здоровому образу жизни, что является важной
основой дальнейшего воспитания и развития.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3