Напоминание

Чистые ладошки


Авторы: Филюшова Мария Алексеевна, Струс Людмила Константиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Кубики"
Населённый пункт: Новосибирская область, с.Толмачево
Наименование материала: Проект
Тема: Чистые ладошки
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

«Чистые ладошки»

(Долгосрочный, период 05.11.2025-28.11.2025г)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кубики» с. Толмачево

Подготовили : воспитатели группы «Кнопочки»

Филюшова М.А.

Струс Л.К

с. Толмачево 2025 г.

Актуальность проекта:

Формирование элементарных гигиенических навыков — одно из важнейших направлений

воспитания детей раннего возраста. Научить малышей заботиться о чистоте тела и рук,

понимать значение воды, мыла и полотенца — значит заложить основы здоровья и

самостоятельности. В раннем возрасте дети активно подражают взрослым, и именно через

игру и наблюдение формируются устойчивые привычки.

Цель проекта:

Формировать у детей раннего возраста первоначальные представления о чистоте и личной

гигиене, развивать привычку мыть руки и ухаживать за собой в повседневной жизни.

Задачи проекта:

Образовательные:

Познакомить детей с предметами личной гигиены (мыло, полотенце, расческа, зубная щетка и др.).

Формировать элементарные представления о микробах, чистоте и здоровье.

Обогащать словарь детей словами по теме («мыло», «чистый», «грязный», «капелька», «вода»).

Развивающие:

Развивать речь, память, внимание и мелкую моторику.

Развивать познавательный интерес к окружающему миру и действиям с водой.

Формировать элементарные трудовые навыки самообслуживания.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, желание быть чистым.

Формировать положительное отношение к соблюдению гигиенических правил.

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым в совместной деятельности.

Интегрированные области развития:

Социально-коммуникативное развитие: Формирование навыков

самообслуживания, участие в коллективных делах («моем ручки вместе»),

приучение к вежливым формам общения, соблюдению режима.

Познавательное развитие: Знакомство с предметами личной гигиены, наблюдение

за водой, экспериментирование («Что бывает, если не мыть руки?»), рассматривание

иллюстраций.

Речевое развитие: Чтение стихотворений («Мойдодыр», «Федорино горе»

К.Чуковский , «Умывальники» С. Маршак ),беседы «Зачем мы моем руки»,

активизация словаря, развитие понимания речи.

Художественно-эстетическое развитие: Рисование и аппликация «Мыльные

пузыри», лепка «Мыло для куклы», коллективная работа аппликация «Средства

личной гигиены», слушание песенок о чистоте, рассматривание картинок .

Физическое развитие Упражнения в умывании, подвижные игры с элементами

гигиены («Кто быстрее помоет ручки»), пальчиковая гимнастика.

Ожидаемые результаты:

Дети знают предметы личной гигиены и умеют их использовать.

Появляется устойчивая привычка мыть руки перед едой и после прогулки.

Повышается самостоятельность и аккуратность.

Развивается речь, память, внимание, крупная моторика.

Родители осознают важность формирования гигиенических навыков в семье.

Этапы реализации проекта:

I.

Подготовительный этап:

Беседа с родителями о значении личной гигиены.

Подбор литературы, потешеки, картинок.

Создание тематического уголка «Чистые ладошки» в группе.

II. Основной этап :

Наблюдения и опыты: «Что бывает, если не мыть руки», «Как вода смывает грязь».

Упражнения: пальчиковая гимнастика «Моем ручки», «Пять капелек», «Пузырики»,

«Кому что нужно?», «Грязнули и чистюли»,

Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино Горе», С. Маршак «Умывальники».

Беседы: «Что такое чистота», «Когда мы моем руки», «Микробы».

Творчество: Рисование и аппликация «Мыльные пузыри», лепка «Мыло для куклы»,

коллективная работа аппликация «Средства личной гигиены» (Приложение 1-2).

Этапы реализации проекта:

III

. Заключительный этап:

Итоговое занятие «Чистые ладошки- здоровые щечки» (Приложение 3).

Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, коллективная работа-

аппликация.

Работа с родителями: Изготовление тематических книжек-малышек.

Итоговая таблица достижений детей по проекту

Направления развития

Что умели до проекта

Чему научились в ходе

проекта

Результат

Социально-коммуникативное

развитие

Не всегда соблюдали

элементарные правила

поведения во время умывания,

нуждались в помощи взрослого

Стали более самостоятельными

при мытье рук, аккуратнее

обращаются с водой,

пользуются своим полотенцем

Формируется навык

самообслуживания, стремление

быть опрятным

Познавательное развитие

С трудом различали предметы

личной гигиены, не понимали

их назначение

Узнали мыло, полотенце,

щётку, расчёску, научились

использовать их по назначению

Расширился кругозор,

сформировались первичные

представления о чистоте и

здоровье

Речевое развитие

Активный словарь по теме был

ограничен, редко использовали

слова «чистый», «грязный»

Обогатили словарный запас по

теме, стали активнее отвечать

на вопросы, повторяют

потешки и стихи

Повысилась речевая

активность, развивается

связная речь

Художественно-эстетическое

развитие

Проявляли интерес к

изобразительной деятельности,

но быстро утомлялись

С удовольствием участвовали в

творческих занятиях: рисовали

выполняли аппликации и лепку

Развились творческие

способности, интерес к

эстетической стороне чистоты

Физическое развитие

Не всегда согласованно

выполняли движения, быстро

уставали

Освоили простые движения в

пальчиковых играх, стали

ловчее, координированнее

Развилась крупная моторика,

укрепились навыки

самообслуживания

Вывод по результатам наблюдений:

У всех детей отмечается положительная динамика в формировании

культурно-гигиенических навыков.

Повысился интерес к самостоятельным действиям с водой и предметами

личной гигиены.

Сформировано эмоционально положительное отношение к процессу

умывания и чистоте.

Дети стали аккуратнее, внимательнее и более уверены в себе при

выполнении привычных гигиенических процедур

Заключение по проекту:

Реализация долгосрочного проекта «Чистые ладошки» показала, что систематическая и игровая работа с детьми

раннего возраста по формированию навыков личной гигиены даёт положительные результаты.

Дети проявили живой интерес к теме чистоты и ухода за собой, научились узнавать предметы личной гигиены

(мыло, полотенце, расческа, зубная щётка), понимать их назначение. У воспитанников сформировались

первичные представления о пользе чистоты для здоровья, появилась устойчивая привычка мыть руки перед едой,

после прогулки и посещения туалета.

Игровая, художественная и познавательная деятельность способствовала развитию речи, внимания, крупной

моторики и самостоятельности детей. В процессе пальчиковых игр, творческих заданий дети учились

действовать по подражанию, осознавать причинно-следственные связи («руки грязные — надо мыть»),

радоваться результату своих действий.

Большое значение имело взаимодействие с родителями, активно участвовали в создании тематических

материалов для работы с детьми, помогали закреплять гигиенические навыки дома, поддерживали интерес детей

к теме.

Таким образом, цели и задачи проекта были успешно реализованы.

Проект «Чистые ладошки» способствовал не только формированию культурно-гигиенических навыков, но и

развитию всех сфер личности ребёнка — познавательной, речевой, физической, социальной и художественно-

эстетической.

У детей закрепилось положительное отношение к чистоте и здоровому образу жизни, что является важной

основой дальнейшего воспитания и развития.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3



В раздел образования