Автор: Головатенко Надежда Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Южно-Уральский агропромышленный колледж" филиал с.Долгодеревенское
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка учебного занятия
Тема: Нравственные уроки В. Осеевой
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Южно-Уральский агропромышленный колледж»
филиал Долгодеревенское
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине: МДК 01.03«Детская литература с практикумом по выразительному чтению »
на тему: «Нравственные уроки В.Осеевой»
Выполнил: Головатенко Н.Л.,
преподаватель ГБПОУ «ЮУрАПК»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА БИНАРНОГО УРОКА
Преподаватель (укажите дисциплину): Головатенко Н.Л., Литература
Преподаватель (укажите дисциплину): Головатенко Н.Л., МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Дисциплина общеобразовательного цикла (ООД)
Литература
Дисциплина общепрофессионального (ОПД) или профессионального (ПД)
цикла
МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Профессия / специальность обучающихся
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Раздел/тема Программы
Произведения писателей XX в. в детском чтении
Тема бинарного урока
«Нравственные уроки Валентины Осеевой»
Цели бинарного урока
Обучающая:
- добиться освоения темы урока;
- совершенствовать навыки анализа литературного произведения и выразительного чтения.
Развивающая:
- развитие речи студентов;
- умение формировать выводы с опорой на привлечение источника информации;
- поощрение умения поддержать дискуссию, сделать обобщение и выводы.
Воспитательная:
- содействовать в ходе урока формированию нравственных принципов (добро, верность, милосердие);
- понимание авторской позиции в изучаемых произведениях;
- обращение к нравственным ценностям человеческого общества;
- содействовать формированию представления о личности человека и законах человеческого общества.
Тип бинарного урока
Урок комплексного применения знаний
Технологии, методы, приёмы обучения
Использованы современные педагогические формы и методы обучения, стимулирующие развитие рефлексивного мышления, самостоятельной творческой
активности, коммуникативных навыков, навыков работы в команде. Основная форма работы
- групповая, основной метод
- частично-поисковый, творческо-
воспроизводящий. Оптимизация учебного процесса достигается путем использования приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ): «Корзина идей»,
«Письмо по кругу», «Тонкие и толстые вопросы», стратегия « Шести шляп».
Формы организации деятельности обучающихся
Групповая, индивидуальная, фронтальная
Основные понятия, термины
Добро, верность, милосердие. Фрагмент урока, речевая деятельность. ТРКМ (технология развития критического мышления).
Оснащение занятия, средства обучения
Экран, ИКТ, компьютерная презентация, выставка книг В.Осеевой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ в соответствии с ФГОС СОО
Личностные результаты (по направлениям)
ЛР 5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей многонационального народа России.
ЛР 8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп.
Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.
ЛР 9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно
сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
ЛР 11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.
ЛР13. Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и
психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой.
ЛР14. Стремящийся находить и демонстрировать ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и
переживание обучающимися.,
ЛР15. Признающий ценности непрерывного образования, необходимость постоянного совершенствования и саморазвития; управляющий
собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный и профессиональный опыт.
ЛР16. Демонстрирующий готовность к профессиональной коммуникации, толерантному общению; способность вести диалог с обучающимися,
родителями (законными представителями) обучающихся, другими педагогическими работниками и специалистами, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
ЛР 17. Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические ценности своим воспитанникам.
ЛР 21. Осознающий значимость здорового образа жизни и законопослушного поведения, собственных и общественно-значимых целей.
ЛР23. Заботящийся о качестве образовательных результатах воспитанников, собственной профессиональной деятельности, осознающий важность общественного контроля за качеством проведения оценочных процедур.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
МПР 03
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов
познания.
МПР 04
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
МПР 09
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
МПР 02
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Овладение универсальными регулятивными действиями
МПР 05
Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ в соответствии с ФГОС СПО
Общие компетенции
ОК 1 понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
Профессиональные компетенции
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
Уметь:
находить и использовать методическую литературу и другие источники информации,
необходимой для подготовки к урокам;
обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального
общего образования.
определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного
предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-
гигиеническими нормами;
использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности
обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей
учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
использовать технические средства обучения (далее - ТСО) в образовательном процессе;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;
выразительно читать литературные тексты;
анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств,
поставленным целям и задачам;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков
Знать:
особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности обучающихся;
требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерные основные образовательные
программы начального общего образования;
программы и учебно-методические комплекты, необходимые для осуществления образовательного процесса по основным образовательным программам
начального общего образования;
вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
воспитательные возможности урока в начальной школе;
методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам;
особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;
основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;
логику анализа уроков;
виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
Личностные результаты в соответствии с Программой воспитания
ЛР 4 Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире.
ЛР 5 Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
ЛР 6 Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять
идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
ЛР 9 Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
ЛР 13 Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Элементы внешней
структуры урока
Элементы
внутренней
структуры урока
Время на
элемент урока
Деятельность преподавателя ООД
Деятельность преподавателя ОПД (или ПД)
Деятельность обучающихся
1. Подготовительный
этап
1.1. Организационный
момент
1
Психологический настрой на урок, активизация деятельности.
Проверка присутствующих на занятии.
Настрой на восприятие материала.
1.2.Целевая установка
1
Сообщение темы занятия: «Нравственные уроки Валентины
Осеевой»
Запись даты и темы в тетрадь.
1.3. Актуализация
опорных знаний и
опыта
4
Прием «Корзина идей»
- Что вы можете рассказать оВ.Асеевой? Всю информацию мы
будем собирать в корзину идей. Все сведения кратко записываются
в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Эпиграф к уроку: «Доброта для души то же, что здоровье для
тела: она всегда незаметна, когда владеешь ею, и она даёт
успех во всяком деле».
Л.Н.Толстой
Деление на группы.
Запишите несколько фактов у себя в
тетради. Обменяйтесь информацией в
группах. Далее каждая группа
называет какое-то одно сведение или
факт, не повторяя ранее сказанного.
2. Основной этап
2.1. Формирование
10
1.Жизнь и творчество В.А.Осеевой(презентация-представление
ТРКМ (технология развития критического мышления).
1.
Выступление студента.
новых знаний (умений)
писателя).
2. Задание: Разработать фрагмент урока: знакомство с
произведением Осеевой и беседа по содержанию произведения.
3.
К особенностям критического мышления относят наличие трех
стадий: вызов, осмысление, рефлексия .
На фазе осмысления организуется работа с информацией:
чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На
стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в
результате творческой деятельности и делаются выводы.
2.
Получение задания.
3.
Работа в группах.
4.
Разработка фрагмента урока.
2.2. Закрепление
знаний (применение
освоенных умений)
15
- Чтение и анализ рассказов («На катке», «Плохо», «Сыновья»,
«Просто старушка», «Три товарища»)
Выразительное чтение по ролям,
вопросы по тексту, обсуждение.
2.3. Выдача домашнего
задания
2
Постройте кластер у себя в тетради.
- Что я знаю об авторе и его рассказах? Что хотел бы узнать? Как
использовать на уроках чтения?
Кластер – один из приемов ТРКМ(технология развития
критического мышления). Составление кластера - особая
графическая организация материала, позволяющая
систематизировать и структурировать имеющиеся знания.
3. Заключительный
этап
3.1. Подведение итогов
занятия
12
Белая шляпа– беспристрастные факты, информация.
Надевая шляпу белого цвета, учащиеся констатируют факты,
цифры без каких-либо эмоций и субъективных оценок.
Желтая шляпа-это положительное, позитивное мышление.
Учащиеся данной группы выделяют только позитивные стороны
для аргументирования.
Черная шляпа – минусы.
Надевая шляпу данного цвета, учащиеся выявляют противоречия,
недостатки, их причины, называют только отрицательные черты.
Красная шляпа- эмоции.
Надевая красную шляпу, учащиеся группы называют эмоции,
возникшие в связи с исследуемым предметом, указывают, с чем
они связаны, как изменяются эмоции, определяют связь изменения
эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями.
Зеленая шляпа-это творческое начало и расцвет новых идей, поиск
новых граней в изучаемом материале.
Надевая зелёную шляпу, учащиеся презентуют свой проект, свою
идею остальным членам групп. Предлагают свой вариант того, что
можно усовершенствовать.
Стратегия « шести шляп» предполагает шесть разных видов
мышления. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на
определенный тип мышления и деятельности.
Цвет шляпы выбирает группа и дает
соответствующий ответ о занятии.
Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Это
осмысление, поиск обобщающих параллелей, общие выводы.
Надевая шляпу синего цвета, учащиеся группы обобщают и
анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой
творческой группы с точки зрения поставленной перед данной
группой цели.