Автор: Тельцова Елена Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №56 "Северяночка"
Населённый пункт: г. Нижневартовска
Наименование материала: Консультация для педагогов на тему: «Современные формы наставничества в ДОУ»
Тема: Наставничество в ДОО
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов на тему:
«Современные формы наставничества в ДОУ»
Подготовила
старший воспитатель
Е.И. Тельцова
Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной
ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.
Исходя из этого, встречаются различные классификации форм наставничества.
Наиболее часто встречающиеся формы:
Индивидуальная
–
предполагает
персонализованное
сопровождение
наставником
молодого специалиста, с учетом индивидуальных образовательных дефицитов и других
индивидуальных особенностей последнего.
Групповая — сопровождение одним наставником (или командой наставников) группы
молодых
специалистов,
обладающих
общим
или
сходным
образовательным
дефицитом.
Коллективная
— организация
наставничества в работе
с
коллективом (большой
группой, обладающих различными типами образовательных дефицитов.
Взаимная — организация взаимной поддержки подопечных, обладающих разными
типами образовательных дефицитов.
Онлайн
—
поддержка
подопечных,
находящихся
в
удаленном
доступе,
с
использованием интернет-технологий (социальные сети, скайп и т. д.).
Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и
проблем
с
использованием
единой
методологии
наставничества,
частично
видоизмененной
с
учетом
ступени
обучения,
профессиональной
деятельности
и
первоначальных ключевых запросов участников программы.
Проблема нового поколения — другое восприятие мира, ориентация на другие
ценности, увлеченность другими идеалами, что диктует новые подходы, взгляды и
действия.
В
данном материале мы
предлагаем рассмотреть, как традиционные,
так и
современные формы наставничества.
Традиционная форма наставничества «педагог – педагог» (или наставничество
«один
на
один»)
—
это
взаимодействие
между
более
опытным
специалистом
и
начинающим сотрудником в течение определенного периода времени.
Традиционными формами работы наставника являются совместное планирование
педагогической деятельности (от составления календарно- тематического плана на год
до
плана
конкретного
занятия,
мероприятия,
взаимопосещение
занятий
с
их
последующим анализом (вычленение сильных и слабых сторон деятельности молодого
специалиста, работа по самообразованию, отработка конкретных профессиональных
приёмов на модельных занятиях.
Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте
работы
или
в
должности
педагога
молодого
специалиста,
повышение
его
профессионального потенциала и уровня, а также создание внутри образовательной
организации
комфортной
профессиональной
среды,
позволяющей
реализовывать
актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
К современным формам наставничества можно отнести:
Наставничество – напарничество.
Цель данной формы – создание благоприятного эмоционального микроклимата, легкая
адаптация.
От
классического
наставничества
данная
форма
отличается
тем,
что
в
ней
участники равноправны, нет «старшего» и «младшего», «ученика» и «инструктора»;
совет, информация или обратная связь дается в обе стороны. Наставник-напарник
помогает войти в рабочую ситуацию, сориентироваться в конкретных требованиях,
познакомить с коллегами, предупредить о незаметных тонкостях, нюансах рабочих
ситуаций.
Теневое наставничество – форма наставничества, в котором сотрудник временно
прикрепляется к
наставнику для
включенного наблюдения за
процессом
работы,
профессиональными
особенностями.
Цель:
быстрое
практическое
знакомство
с
рабочим местом и организацией. Особый развивающий эффект для обоих участников
дает специальное обсуждение наблюдений новичка, а также его обратная связь своему
наставнику.
Еще одна форма наставничества- «Секондмент» (развивающая командировка).
Это «прикомандирование» сотрудника на ограниченное время на другое место работы
для приобретения нового профессионального опыта, после которой он возвращается на
свое рабочее место. Отличие секондмента от обычной командировки — заведомо
развивающая направленность.
Это
позволяет
поддерживать
разработку
и
внедрение
нововведений
в
образовательный процесс, улучшать взаимодействие между сотрудниками.
Одной
из
форм,
которую
мы
с
удовольствием
используем
в
работе
с
наставляемыми – ситуационное наставничество. Цель: немедленное реагирование на ту
или иную ситуацию. Например, при посещении того или иного режимного момента,
наблюдая затруднение педагога или неправильные его действия, тут же включаюсь в
совместную деятельность, обеспечивая значимую для своего подопечного помощь.
Нельзя исключать того, что молодой педагог может в свою очередь внести
«свежую струю знаний». Поэтому, очень актуальной формой является– реверсивное
наставничество.
Цель:
наставничество
молодого
специалиста
для
опытного
сотрудника
по
вопросам новых тенденций, технологий и т. д.
Помимо общих преимуществ, реверсивное наставничество помогает установить
взаимопонимание между разными поколениями сотрудников. Обе стороны этой формы
наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и
обучаться
по-новому,
толерантно
воспринимая
социальные,
возрастные
и
коммуникативные особенности друг друга.
Также,
в
своей
практике
мы
широко
используем
Флэш-
наставничество.
Предполагает
наставничество
через
одноразовые
встречи
или
обсуждения.
Цель:
предоставление ценных знаний и опыта работы в очень ограниченном временном
интервале.
Применение
вышеперечисленных
новых
форм
наставничества
способствует
развитию профессиональной компетентности педагогов, повышению их мастерства и
педагогической культуры.