Напоминание

Наставничество в ДОО


Автор: Тельцова Елена Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №56 "Северяночка"
Населённый пункт: г. Нижневартовска
Наименование материала: Консультация для педагогов на тему: «Современные формы наставничества в ДОУ»
Тема: Наставничество в ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов на тему:

«Современные формы наставничества в ДОУ»

Подготовила

старший воспитатель

Е.И. Тельцова

Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию

работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной

ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.

Исходя из этого, встречаются различные классификации форм наставничества.

Наиболее часто встречающиеся формы:

Индивидуальная

предполагает

персонализованное

сопровождение

наставником

молодого специалиста, с учетом индивидуальных образовательных дефицитов и других

индивидуальных особенностей последнего.

Групповая — сопровождение одним наставником (или командой наставников) группы

молодых

специалистов,

обладающих

общим

или

сходным

образовательным

дефицитом.

Коллективная

— организация

наставничества в работе

с

коллективом (большой

группой, обладающих различными типами образовательных дефицитов.

Взаимная — организация взаимной поддержки подопечных, обладающих разными

типами образовательных дефицитов.

Онлайн

поддержка

подопечных,

находящихся

в

удаленном

доступе,

с

использованием интернет-технологий (социальные сети, скайп и т. д.).

Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и

проблем

с

использованием

единой

методологии

наставничества,

частично

видоизмененной

с

учетом

ступени

обучения,

профессиональной

деятельности

и

первоначальных ключевых запросов участников программы.

Проблема нового поколения — другое восприятие мира, ориентация на другие

ценности, увлеченность другими идеалами, что диктует новые подходы, взгляды и

действия.

В

данном материале мы

предлагаем рассмотреть, как традиционные,

так и

современные формы наставничества.

Традиционная форма наставничества «педагог – педагог» (или наставничество

«один

на

один»)

это

взаимодействие

между

более

опытным

специалистом

и

начинающим сотрудником в течение определенного периода времени.

Традиционными формами работы наставника являются совместное планирование

педагогической деятельности (от составления календарно- тематического плана на год

до

плана

конкретного

занятия,

мероприятия,

взаимопосещение

занятий

с

их

последующим анализом (вычленение сильных и слабых сторон деятельности молодого

специалиста, работа по самообразованию, отработка конкретных профессиональных

приёмов на модельных занятиях.

Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте

работы

или

в

должности

педагога

молодого

специалиста,

повышение

его

профессионального потенциала и уровня, а также создание внутри образовательной

организации

комфортной

профессиональной

среды,

позволяющей

реализовывать

актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

К современным формам наставничества можно отнести:

Наставничество – напарничество.

Цель данной формы – создание благоприятного эмоционального микроклимата, легкая

адаптация.

От

классического

наставничества

данная

форма

отличается

тем,

что

в

ней

участники равноправны, нет «старшего» и «младшего», «ученика» и «инструктора»;

совет, информация или обратная связь дается в обе стороны. Наставник-напарник

помогает войти в рабочую ситуацию, сориентироваться в конкретных требованиях,

познакомить с коллегами, предупредить о незаметных тонкостях, нюансах рабочих

ситуаций.

Теневое наставничество – форма наставничества, в котором сотрудник временно

прикрепляется к

наставнику для

включенного наблюдения за

процессом

работы,

профессиональными

особенностями.

Цель:

быстрое

практическое

знакомство

с

рабочим местом и организацией. Особый развивающий эффект для обоих участников

дает специальное обсуждение наблюдений новичка, а также его обратная связь своему

наставнику.

Еще одна форма наставничества- «Секондмент» (развивающая командировка).

Это «прикомандирование» сотрудника на ограниченное время на другое место работы

для приобретения нового профессионального опыта, после которой он возвращается на

свое рабочее место. Отличие секондмента от обычной командировки — заведомо

развивающая направленность.

Это

позволяет

поддерживать

разработку

и

внедрение

нововведений

в

образовательный процесс, улучшать взаимодействие между сотрудниками.

Одной

из

форм,

которую

мы

с

удовольствием

используем

в

работе

с

наставляемыми – ситуационное наставничество. Цель: немедленное реагирование на ту

или иную ситуацию. Например, при посещении того или иного режимного момента,

наблюдая затруднение педагога или неправильные его действия, тут же включаюсь в

совместную деятельность, обеспечивая значимую для своего подопечного помощь.

Нельзя исключать того, что молодой педагог может в свою очередь внести

«свежую струю знаний». Поэтому, очень актуальной формой является– реверсивное

наставничество.

Цель:

наставничество

молодого

специалиста

для

опытного

сотрудника

по

вопросам новых тенденций, технологий и т. д.

Помимо общих преимуществ, реверсивное наставничество помогает установить

взаимопонимание между разными поколениями сотрудников. Обе стороны этой формы

наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и

обучаться

по-новому,

толерантно

воспринимая

социальные,

возрастные

и

коммуникативные особенности друг друга.

Также,

в

своей

практике

мы

широко

используем

Флэш-

наставничество.

Предполагает

наставничество

через

одноразовые

встречи

или

обсуждения.

Цель:

предоставление ценных знаний и опыта работы в очень ограниченном временном

интервале.

Применение

вышеперечисленных

новых

форм

наставничества

способствует

развитию профессиональной компетентности педагогов, повышению их мастерства и

педагогической культуры.



В раздел образования