Напоминание

Нарушение психического развития в детском возрасте


Автор: Толстых Виктория Александровна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: Структурное подразделение МАОУ СОШ 132 им Н.М Малахова «Детский сад 259»
Населённый пункт: Алтайский край, г. Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: Нарушение психического развития в детском возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




НАРУШЕНИЯ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

В 1927 г. Швальбе впервые употребил термин «дизонтогенез», обозначив

им отклонения внутриутробного формирования структур организма от их

нормального развития. Впоследствии термин «дизонтогения» приобрел более

широкое значение. Им стали обозначать различные формы нарушений

онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период,

ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы

организма

еще

не

достигли

зрелости.

В

отечественной

дефектологии

применительно к дизонтогениям принят термин аномалия развития. Как

известно,

нарушения

нервной

системы

могут

быть

вызваны

как

биологическими,

так

и

социальными

факторами.

Среди

биологических

факторов значительное место занимают так называемые пороки развития мозга,

связанные с поражением генетического материала. Большая роль отводится

внутриутробным нарушениям. При этом, нарушения развития могут быть

связаны с относительно стабильными патологическими состояниями нервной

системы, как это имеет место при мозговой недостаточности вследствие

хромосомных аберраций, многих рези дуальных органических состояниях, а

также возникать на почве текущих заболеваний. Большое значение имеет время

повреждения. Объем, поражения тканей и органов при прочих равных условиях

тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор. Основная

функция

гематоэнцефалического

барьера

заключается

в

охране

от

проникновения в мозг различных вредных веществ из крови. Различные

патологические

процессы

(инфекции,

интоксикации

и

другие

вредные

воздействия) могут нарушать проницаемость барьера, вследствие чего токсины,

циркулирующие в крови, проходят через гематоэнцефалический барьер и

воздействуют на нервную систему. Большое значение имеет и интенсивность

повреждения мозга. При органических поражениях мозга в детском возрасте

наряду с повреждением одних систем наблюдается недоразвитие других,

функционально связанных с поврежденной. Сочетание явлений повреждения с

недоразвитием

создает

более

обширный

характер

нарушений,

не

укладывающихся в четкие рамки топической диагностики.

В формировании структуры дизонтогенеза большую роль играют не

только различные по этиологии и патогенезу поражения мозга, но и сам

клинические проявления болезни, ее симптоматика.

Как

известно,

симптомы

болезни

делятся

на

негативные

и

продуктивные. В психиатрии к негативным симптомам относятся явления

«выпадения» в психической деятельности: снижение интеллектуальной и

эмоциональной активности, ухудшение процессов мышления, памяти и т.д.

Продуктивные

симптомы

связаны

с

явлениями

патологической

ирритации психических процессов. Примерами продуктивных расстройств

являются

различные

невротические

и

неврозоподобные

расстройства,

судорожные состояния, страхи, галлюцинации, бредовые идеи и т.д.

Преимущественная

симптоматика

каждого

возрастного

уровня

реагирования не исключает возникновения симптомов предыдущих уровней, но

они, как правило, занимают периферическое место в картине дизонтогении.

При всей важности выделения отдельных уровней нервно-психического

реагирования и последовательности их смены в онтогенезе необходимо

учитывать известную условность такой периодизации, так как отдельные

проявления

нервно-психического

реагирования

не

только

сменяют

и

отодвигают друг друга, но на разных этапах сосуществуют в новых качествах,

формируя новые типы клинико-психологической структуры нарушения

Проблема детского развития — одна из самых сложных в психологии, в

то же время в этой области очень много сделано, накоплено большое

количество фактов, выдвинуты многочисленные, иногда противоречащие одна

другой, теории. Известно, что в норме психическое развитие имеет очень

сложную организацию. Развивающийся ребенок все время находится в

процессе не только количественных, но и качественных изменений. При этом в

самом развитии наблюдаются периоды убыстрения и периоды замедления, а в

случае затруднений — возвращение к прежним формам активности. Эти

отступления, как правило, нормальное явление в развитии детей. Ребенок не

всегда способен справиться с новой, более сложной, чем ранее, задачей, а если

способен решить ее, то с большими психическими перегрузками. Поэтому

временные отступления носят защитный характер. Рассмотрение механизмов

системогенеза психических функций в раннем возрасте начнем с выделения

трех базовых понятий: критический, или сензитивный, период, гетерохрония и

асинхрония развития. Критический, или сензитивный (чувствительный), период

подготовленный

структурно-функциональным

созреванием

отдельных

мозговых

систем,

характеризуется

избирательной

чувствительностью

к

определенным

средовым

воздействия.

Это

период

наибольшей

восприимчивости к обучению.

Исходя из этих общих соображений, рассмотрим конкретные факты

психического развития ребенка в первые годы жизни. Но прежде чем перейти к

их рассмотрению, необходимо уточнить роль интеллекта в этом процессе. В

норме становление каждой психической функции в большей или меньшей

степени проходит через этап интеллектуализации. Возможны обобщения на

вербальном, но также и на сенсомоторном уровне. Способность к анализу и

синтезу — общее свойство мозга, достигшего определенного уровня развития.

Поэтому интеллектуальное развитие нельзя рассматривать как результат

созревания отдельной психофизической функции. С рождения ведущую роль в

психофизиологическом

развитии

ребенка

играют

сенсорные

системы.

Сенсомоторное развитие ребенка происходит не изолированно, на всех этапах

оно находится под контролем аффективной сферы. Любые изменения

интенсивности или качества среды.

Важным моментом в изучении как нормального, так и аномального

онтогенеза явилось выделение двух взаимосвязанных линий развития —

биологической и социально-психической. Болезнь, вызывая прежде всего

нарушение биологической линии развития, тем самым создает препятствия для

социально-психического развития — усвоения знаний и умений, формирования

личности

ребенка.

Психологическое

изучение

аномального

ребенка

предполагает решение задач, в определенной мере аналогичных задачам и

принципам клинической диагностики: от изучения симптомов дизонтогенеза к

изучению механизмов их возникновения и далее к типу дизонтогенеза. Только

в таком структурно-динамическом изучении аномального развития, вскрытии

его

патопсихологических

механизмов

Л.С.Выготский

видел

путь

к

дифференцированной

коррекции

нарушений

развития.

Эти

положения

Л.С.Выготского легли в основу выделяемого нами ряда патопсихологических

параметров, определяющих характер психического дизонтогенеза. Рассмотрим

эти параметры. Нейропсихология детства еще только формируется в отдельную

область знаний'. В своем развитии она проходит те же этапы, что и детская

неврология, и психиатрия. Вначале — нахождение. клинических симптомов,

которые бы подтверждали сходный характер отдельных болезней у взрослых и

детей,

а

затем,

уже

наследующих

этапах,

выделение

специфической

симптоматики, наблюдаемой только в детском возрасте. При описании морфо-

фунщиональной организации мозга, как правило, применяют два подхода.

Согласно первому — горизонтальному — мозг делится на правое и левое

полушария. По этой классификации левое полушарие доминирует в заданиях,

требующих вербализации и категоризации информации; правое обеспечивает

опознание образных стимулов, обладающих качествами гештальта (т. е.

целостной структурой, несводимой к сумме элементов).основу второго подхода

классификации положен принцип иерархической организации головного мозга:

деление его на первичные, вторичные и третичные поля, построенные по

экранному принципу, имеют непосредственный выход на сенсомоторную

периферию (входные и выходные ворота коры головного мозга); вторичные

анализируют и обобщают информацию, полученную от первичных центров;

третичные

синтезируют

различные

потоки

информации

и

тем

самым

обеспечивают целостный характер психической деятельности . Как показывают

клинические и нейропсихологические исследования, при отражении задних

отделов головного мозга возникают разнообразные патологические явления:

одно из них напрямую связано с нарушением работы отдельных гностических

систем (зрительной, духовой, тактильной); в других, более сложных, вариантах

страдает способность к синтезу различных потоков информации. В результате

возникают трудности в осмыслении пространственных отношений, предметов и

схем действия с ними, символических представлений, которые находят свое

высшее выражение в речи, письме, счетных операциях. Рассмотренные выше

данные позволяют сделать вывод в отношении особенности структуры

дизонтогенетических

синдромов

у

детей.

Вся

патопсихологическая

симптоматика в них расположена в порядке убывания её специфичности по

отношению

к

первичному

дефекту.

Как

известно,

патологическая

симптоматика состоит из негативных и продуктивных симптомов. Первые

отражают явления выпадения, повреждения психических функций; вторые в

большей мере указывают на остроту патологического процесса, чем на

характер заболевания. Для детского возраста также характерны так называемые

возрастные симптомы, которые уже более специфичны для возраста, в котором

началось заболевание. Одни и те же возрастные симптомы могут наблюдаться

при самой различной патологии. Они являются утрированными, искаженными

проявлениями нормальных возрастных фаз развития. Каждый из возрастов

имеет свой стереотип реагирования на вредность. Чем меньше ребенок, тем

большее место занимают возрастные симптомы в картине заболевания.

Таким образом, чем сложнее строение психической функции, тем больше

она опосредована рядом межцентральных взаимодействий, тем больше

различных факторов может привести к возникновению патологической

симптоматики более общего порядка. Поэтому часто возникают трудности в

установлении причинно-следственных связей между первичным нарушением и

всей

остальной

массой

патологических

симптомов,

в

том

числе

и

дизонтогенетических. В связи с этим возникает необходимость анализа всех

патологических симптомов по механизму их возникновения. Это важно, как

для понимания архитектуры синдромов аномалий развития, так и для их

диагностики и дифференциации методов коррекции.

В заключение можно прийти к определенному выводу том, что на

сегодняшний день существует большое количество от общего числа детей

отклонений и аномалий в психическом развитии. Детей с задержкой

психического

развития

охарактеризовывает

низкая

трудоспособность

и

плодотворность,

непостоянство

памяти,

низкое

развитие

запоминания.

Вследствие этого, нужно познакомиться не только с особенностями развития

речи у детей, но и с нарушениями, а также отклонениями в психическом

развитии. Для того чтобы отыскать верный путь решения такой проблемы как

развитие речи у детей с задержкой психического развития.



В раздел образования