Напоминание

«Уклад ДОО как многонационального и поликультурного пространства ДОО»


Автор: Иванова Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №234
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: «Уклад ДОО как многонационального и поликультурного пространства ДОО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический дизайн

по теме

«Уклад ДОО как многонационального и поликультурного

пространства ДОО»

1.Ценности.

Задачи коллектива – создавать атмосферу общей доброжелательности,

позитивный эмоциональный настрой, получать удовольствие от общения с

детьми, уважать себя и свою профессию, понимать ее социальную

значимость, обеспечивать профессиональную взаимопомощь и поддержку.

Корпоративный стиль. Одежда и внешний вид сотрудников играют большую

роль. Они могут как привлекать к сотрудничеству, так и отталкивать.

Стандарт

корпоративного

стиля

команда

детского

сада

определила

самостоятельно.

При

этом

есть

ключевые

позиции,

которые

нужно

учитывать.

История детского сада и его традиции. Уважение к своей истории – важная

составляющая позитивного образа МБДОУ .

Чтобы сохранить значимые события, в ДОУ ведется летопись. Исторические

фотографии строительства и первых лет работы детского сада, первых

руководителей и педагогов, почетных сотрудников, которые уже вышли на

пенсию, истории выпускников.

2.Правила и нормы

Уклад МБДОУ определяется корпоративной культурой и включает:

‒ культуру коллегиальности:

‒ совместное принятие большинства решений в организации на основе

общего

обсуждения;

‒ постоянный обмен опытом и творческими идеями;

‒ идеал поддержки и помощи коллегам;

‒ идеал сотрудничества;

‒ культура совместного содержательного досуга;

‒ разделяемые ценности организации:

‒ творчество как одна из основных ценностей жизни и детей, и взрослых;

‒ уважение к человеку — ребёнку, коллеге, родителям;

‒ свобода в принятии ответственных решений;

‒ высокий стандарт профессионального качества работы;

‒ саморазвитие;

‒ разделяемые принципы коммуникации внутри МБДОУ и с внешними

структурами:

достоверность

информации,

предоставляемой

родителям,

коллегам,

руководителям МБДОУ, отказ от манипулирования;

‒ психологическая корректность общения с детьми, родителями, коллегами;

‒ безусловное уважение к организации и коллегам;

‒ взаимное доверие и открытость сотрудников и руководителей друг другу;

‒ конструктивность и позитивный настрой;

‒ кодекс профессиональной корректности:

‒ педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и

детей ‒ первым;

‒ улыбка — всегда обязательная часть приветствия;

‒ педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;

‒ педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за

поведение детей в детском саду;

‒ тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса.

3.Традиции и ритуалы

Сетевое взаимодействие с коллегами. Работа по обмену опытом, в

коллективе не будет опасной конкуренции, когда каждый сам за себя. Во

взаимодействие

с

пед.коллективом

могут

успешно

включаться

педагогические

колледжи

и

вузы,

учреждения

дополнительного

профессионального образования. Совместные семинары, круглые столы,

обмен наработанным эффективным опытом, демонстрационным материалом

будут хорошим подспорьем в работе.

От того, как педагоги выстраивают работу с семьями воспитанников,

напрямую зависит репутация всего детского сада.

Обращение к родителям допустимо только на «вы», возможно по имени и

отчеству или по имени, если родитель не против. В речи педагогов и других

сотрудников не должно быть сленга и ненормативной лексики. Тон общения

всегда ровный и дружелюбный, без повышения голоса.

Важно, чтобы все педагоги знали о границах своих компетенций – в каких

случаях и о чем они могут говорить с родителями сами, а в каких предлагают

обратиться к заведующему или старшему воспитателю. К такой категории

относятся все случаи конфликтов, чрезвычайных происшествий, травм и т. п.

Педагог должен всегда приветствовать родителей и детей первым, выходить

к ним навстречу. Улыбка – обязательная часть приветствия. Когда педагог

описывает ситуации, которые произошли с ребенком в группе, никогда не

оценивает их.

Командой МБДОУ спроектированы нормы общения педагогов с детьми,

родителями; родителей с детьми, правила недопущения конфликтных

ситуаций с родителями

Информационная политика детского сада. Работа педагога с семьей может

быть ежедневной, еженедельной, ежемесячной и разовой. Ежедневная работа

предполагает коммуникации по поводу разных режимных моментов в начале

и в конце дня и с целью проинформировать родителей о жизни ребенка в

ДОУ. Этой цели служат стенды: стенд в коридоре с общей информацией,

стенд «славы» детского сада, тематические стенды, групповой стенд. Также

отразить события в детском саду помогут выставки детских работ в группах,

тематические вернисажи, витрины в коридорах и холлах.

Еще один инструмент, чтобы реализовать информационную политику в

детском саду, – информация на руки для родителей. Сюда входит визитка

руководителя

с

эмблемой,

названием

детского

сада,

контактной

информацией,

адресом

сайта;

памятка

для

родителей

с

описанием

корпоративной культуры, перечень необходимых документов для приема

ребенка в детский сад, перечень необходимых вещей, рекламный буклет и

иная сувенирная продукция, если есть.

Воспитатели составляют ежедневный отчет, чтобы родители были в курсе

того, что происходит в детском саду. Также педагоги проводят с ними

ежемесячные мероприятия: совместные праздники, педагогические гостиные,

дискуссионные клубы.

Корпоративная пресса – один из современных инструментов чтобы

реализовать информационную политику детского сада. Основные средства

для этого – сайт, группы в мессенджерах, группы в соцсетях, публикации в

профессиональных и популярных изданиях.

В группах в мессенджерах информацию обновляют обычно воспитатели.

Часто каждая группа создает свой чат, в котором педагоги оперативно

размещают фотографии, короткие видео ярких событий дня жизни группы.

Общий чат для всех родителей детского сада ведет кто-то из администрации,

и он служит, прежде всего, для оперативного размещения информации,

объявлений

4.Система отношений в разных общностях.

- формировать чувство симпатии к сверстникам не только своего, но и

других народов,

- необходимо развивать желание дружить,

- уважительно относится к людям разных национальностей,

прививать культуру межнационального общения.

Строгой границы в решении названных задач нет, поскольку они

взаимосвязаны.

Важно также дать детям правильные ориентиры в социальном окружении:

о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам

и поступкам.

Добрые дела - значит и человек добрый, хороший.

Решение названных задач оказывается возможным благодаря усвоению

детьми определенных знаний о нескольких (четырех-пяти) народах:

- где они живут; как они трудятся;

- как выглядит жилище (предметы быта, национальные кушанья);

- на каком языке они разговаривают, особенности народного творчества

(сказки, загадки и другие виды фольклора, подвижные игры,

- искусстве (песни, танцы, национальные костюмы, произведения

художественной литературы и изобразительного искусства,

- нравственных общечеловеческих качествах народа.

Формирование, углубление и развитие этих представлений происходит в

различных видах деятельности: познавательной, игровой и изобразительной,

на занятиях и в свободное от них время, по предложению педагога и

инициативе детей.

Исходным моментом воспитания культуры межнационального общения

должно стать формирование у детей позитивного эмоционального отношения

к национальному многообразию населения нашей страны и всей

планеты, многообразию человеческих языков: как хорошо, что нас так много

и все мы такие разные. Воспитанники должны осознавать, как было бы

скучно, не интересно, если бы все люди были похожи друг на друга и

говорили только на одном языке.

Для успешного и эффективного процесса воспитания культуры

межнационального общения у дошкольников необходимо применение

различных средств.

К средствам воспитания культуры межнационального общения в

педагогическом процессе ДОО можно отнести :

• Общение; общение во время игровой и познавательной деятельности;

• Знакомство с художественной литературой, сказками, пословицами и

поговорками;

• Игры с разными национальными игрушками и куклами;

• Подвижные игры разных народностей с использование национальных

атрибутов;

• Поддержание интереса к произведениям музыки и искусства;

• Сотрудничество детского сада с семьями воспитанников.

Родная речь в ее материальном воплощении в произведениях устного

народного творчества (сказки, малые жанры фольклора) — это та

естественность, которая сопровождает ребенка с самого рождения на

протяжении всей его жизни. Именно через сказки ребенок получает глубокие

знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Сказки исполнены

огромным жизнеутверждающим смыслом, поскольку в них высшей

ценностью признается человек. Сказка помогает решению задач морального

воспитания, творческого развития.

Восприятие сказки — это содействие, когда ребенок становится на

позицию героя сказки, пытается преодолеть стоящие на его пути

препятствия.

Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами,

народы востока — жемчужиной, нанизанной на ниточку.

Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в

специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом

обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и

поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу.

Детский фольклор-это особенная область народного творчества. В течение

многих веков прибаутки, частушки, потешки, приговорки, заклички и

колыбельные песни любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к

высокой моральной культуре своего народа. Знакомство с детским

фольклором развивает у малыша интерес и внимание к окружающему миру,

народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус.

Особенностью этих произведений являются правдивость, поэтичность,

занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность,

образность языка, музыкальность, игровой момент. По своему характеру они

забавны, веселы, жизнерадостны. Язык народных произведений яркий,

образный, легко запоминающийся.

К универсальным средствам межнационального воспитания относятся

народные праздники. Мир народной культуры многомерен и многообразен,

он отражает ритмичность жизни и быта народа. Праздники являются одним

из древних элементов человеческой культуры,

имеют общечеловеческие корни и при этом ярко выраженные национальные

черты, что свидетельствует о развитии праздника как общественного

явления.

В детском саду традиционно проводятся народные праздники: Колядки,

Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками:

Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и

осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в

этом действии.

Обязательным атрибутом народных праздников являются народные игры.

Исследователи народных игр отмечают, что они способствуют развитию

таких качеств, как юмор, смекалка, сообразительность.

Народные игры способствуют формированию у ребенка любви к родному

краю, дому, воспитывают почтение и уважение к старшим, милосердие и

сострадание, помогают освоить навыки общественного поведения.

Определяя роль и значение народных праздников и игр

в межнациональном и личностном развитии детей, можно подчеркнуть, что

они отражают культурно-историческое развитие данного народа,

особенности мировидения народа, его взаимосвязь с экосистемой, содержат

национально-ценностные ориентиры по отношению к социальному

окружению, предметному миру, формируют исходные качества человека,

сближают людей, объединяют национальные и общечеловеческие моменты.

5.Характер воспитательных процессов

Одним из важных условий психологического комфорта является наличие

понятных

и

единых

для

всех

правил

жизни

группы.

Важен

факт

последовательности поведения педагогов. Дети должны быть уверены, что

поощрения и порицания определяются их поступками, а не настроением

воспитателя в данный момент. За одинаковые проступки должны следовать

всегда и по отношению ко всем детям одинаковые негативные санкции.

Модель коллективного поведения в группе определяется и формируется

взрослыми. Важно заложить традиции взаимного уважения, терпимости и

доброжелательности, сочувствия и поддержки друг друга.

Основная группа запретов должна быть очень немногочисленной (два-три

ограничения) и должна касаться основных принципов совместной жизни:

личной неприкосновенности — нельзя бить и обижать других детей;

уважения к деятельности и её результатам — нельзя без разрешения другого

ребёнка портить результаты его работы (рисунки, поделки, постройки);

нельзя причинять боль другим живым существам;

нельзя без разрешения брать и использовать личные вещи других детей и

взрослых.

Среди норм могут и должны быть разумные и понятные детям запреты, но

при этом их не должно быть много.

Есть другие правила и ограничения, цель которых упорядочить жизнь в

группе. Например, не выбрасывать вещи, не ломать игрушки и т. п. Их

следует вводить по формуле «Не надо, потому что...».

Относительно подобных правил уместно будет объяснить детям, почему

именно нежелательно их нарушать.

В любой ситуации педагоги должны придерживаться единого стиля общения

с детьми:

находить индивидуальный личный контакт с каждым, уметь слышать и

слушать, оказывать

помощь, если ребенок в ней нуждается. Все это поможет установить добрые

взаимоотношения с детьми и заслужить их доверие.

6.Предметно – пространственная среда.

Поликультурный игровой центр, в который входят:

- народные игры и игрушки;

- атрибуты для подвижных игры – маски, костюмы или элементы костюмов,

детали, позволяющие создать образы культуры разных стран.

- декорации для пальчиковых театров, кукольных театров, театр теней,

настольного театра необходимы для театрализации народных сказок;

-

дидактические

игры,

активизирующие

этико-философские

знания,

входящие как необходимая составляющая в процесс постижения культур

разных народов;

- элементы быта разных народов – это могут быть посуда, предметы

домашнего обихода, костюмы, которые для каждой возрастной группы будут

отличаться.

Природный центр. Здесь подразумевается представление особенностей

природы разных уголков нашей планеты – разнообразная информация о

жизни флоры и фауны разных стран и климатических зон.

Речевой центр. Эффективным средством поликультурного воспитания этики

межнационального общения у детей дошкольного возраста также являются

сказки, стихи, поговорки, пословицы, которые знакомят детей не только с

фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой-то степени,

соотносимые с мировоззрением этносов.

Творческий центр, который представляет собой коллекции различных

материалов – краски, пластилин, кусочки ткани, природный, бросовый

материал. Создание из них поделок по мотивам произведений какого-либо

народа позволяет детям более глубоко ощутить особенности миропонимания

людей, принадлежащих к разным культурам. Выставки детского творчества,

посвященные календарным событиям, рисунки, композиции из природного

материала создают то поликультурное пространство, в котором каждому

народу принадлежит своё место.

Участия родителей в выставках семейного творчества: выпуск семейной

газеты «Я и моя семья».

- Устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций:

презентация «Моя родословная».

- Создание альбома «Наши семьи».

- Ведение родителей вместе с детьми исследовательской деятельности с

дальнейшим представлением её результатов: конкурс «Куклы-обереги».

- Участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной

тематикой (чаепитие «Национальные сладости», развлечения «Мы разные, но

мы

дружные», «Все

друг

другу

мы

нужны!»,

готовится

развлечение «Масленица широкая».

Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует

развитию свободного общения между ними.



В раздел образования