Напоминание

"Родитель как проводник в мир профессий"


Автор: Богаева Мария Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ЦО "Открытие"
Населённый пункт: г Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации для учащихся 3 класса
Тема: "Родитель как проводник в мир профессий"
Раздел: начальное образование





Назад




«Родитель как проводник в мир профессий»:

методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации для учащихся

3 класса

Классный руководитель: Богаева Мария Владимировна, учитель начальных классов,

МОУ ЦО «Открытие», г. Комсомольск-на-Амуре

Аннотация. В статье представлена методическая разработка воспитательного мероприятия

по ранней профориентации младших школьников, реализованная в форме совместного

проекта «Знакомство с профессией». Особенность подхода — активное включение

родителей в образовательный процесс как экспертов реального труда. Предложена поэтапная

модель проведения, включающая подготовку, интерактивные форматы и творческую

рефлексию. Акцент сделан на доступности, эмоциональной вовлечённости и учёте

индивидуальных особенностей учащихся (в т.ч. с ОВЗ).

Ключевые

слова:

профориентация

младших

школьников,

родительское

участие,

воспитательное

мероприятие,

внеурочная

деятельность,

инклюзивный

подход,

профессиональные пробы.

Введение

Формирование первичных представлений о мире профессий у учащихся начальной школы —

важнейший компонент социального и личностного развития. В возрасте 8–9 лет дети уже

способны осознавать связь между знаниями и будущей профессией, проявляют любопытство

к «взрослой» деятельности и активно моделируют профессиональные роли в игре. Однако

традиционные формы профориентации (беседы, экскурсии, просмотр видео) зачастую

недостаточно эмоциональны и далеки от жизненного опыта ребёнка.

Опыт показывает: наиболее эффективной становится та профориентация, где источник

знаний — близкий, значимый взрослый, чей труд ребёнок ежедневно наблюдает, но не

всегда понимает. Родители, выступая в роли «живых экспертов», не только обогащают

содержание, но и укрепляют доверие к профессии, демонстрируют ценность труда и

семейные традиции.

Представленная разработка апробирована в 3 «В» классе (26 учащихся, в т.ч. дети с ОВЗ,

включая ребёнка с псориазом и повышенной чувствительностью к социальным ситуациям) и

может быть адаптирована под любую параллель начальной школы.

Цель и задачи мероприятия

Цель:

Создание условий для формирования у учащихся уважительного отношения к труду и

расширения представлений о разнообразии профессий через личный опыт родителей.

Задачи:

— познакомить учащихся с содержанием конкретных профессий в доступной, наглядной

форме;

— развить коммуникативные навыки (умение слушать, задавать вопросы, высказывать

мнение);

— стимулировать интерес к будущему профессиональному самоопределению;

— укрепить партнёрство «школа–семья» через совместную образовательную деятельность;

— обеспечить инклюзивный характер мероприятия (учёт индивидуальных особенностей:

тревожность, стеснительность, соматические ограничения).

Описание мероприятия: «Профессия в гостях у 3 «В»»

Формат: интегрированное внеклассное мероприятие (классный час + технология + ИЗО +

окружающий мир).

Продолжительность: 2 учебных часа (80 мин).

Участники: учащиеся 3 класса, 4–5 родителей-волонтёров, классный руководитель, педагог-

организатор (при наличии).

Этап 1. Подготовительный (за 2 недели)

Анкетирование родителей по следующим параметрам:

Название профессии, сфера деятельности

Можно ли продемонстрировать инструмент, образец работы, форму?

Готовы ли провести 5–7-минутную презентацию + 10-минутный мини-мастер-класс?

(Примеры: повар — приготовление простого блюда; дизайнер — эскиз логотипа; электрик —

безопасная сборка лампочки на батарейке и т.п.)

Работа с детьми:

— урок «Что такое профессия?» (разбор понятий: труд, специальность, навыки, польза для

общества);

— творческое задание: «Если бы моя профессия была сказкой…» — рисунок + 2–3

предложения (акцент на воображении и эмоциональной окраске — особенно важно для

детей с повышенной чувствительностью);

— составление «Книжки вопросов» — каждый ребёнок придумывает 1 вопрос для будущего

гостя.

Организационная поддержка:

— приглашения родителям в стиле «билета в мир профессий»;

— создание «уголка профессий» в классе — стенд с фотографиями, инструментами,

детскими рисунками.

1. Вступление

(10 мин)

Приветствие, обсуждение:«Как

вы думаете, чем занимаются

взрослые на работе?»Просмотр

короткого

анимационного

ролика о профессиях.

«Мозговой

штурм»,

«ассоциатив

ный куст»

Использование

карточек-

подсказок

для

стеснительных

детей;

возможность отвечать «в

паре»

2.

Встреча

с

экспертами (25

мин)

Выступления

родителей

по

схеме:Кто

я?

Чем

занимаюсь? → Что нужно для

этой профессии? → Почему мне

это нравится?+ демонстрация.

«Живое

интервью»,

«предмет-

рассказчик»

Добровольное

участие

в

демонстрации;

поддержка

со стороны учителя при

ответах

3.

Профессионал

ьные

пробы

(30 мин)

Ротация по станциям (макс. 6–7

чел.

в

группе):

Кулинарная(повар)

Конструкторская(инженер/ст

роитель)

Художественная(дизайнер/ил

люстратор)

Литературная(библиотекарь/жу

рналист)

Станционны

й

метод,

project-based

learning

Задания

дифференцированы

по

сложности;

акцент

на

тактильной/визуальной/вер

бальной

активности

в

зависимости

от

предпочтений ребёнка

4.

Рефлексия

(15 мин)

Упражнение«Рюкзак

профессий»: на листках дети

пишут/рисуют,что они «забрали

с собой»— знание, впечатление,

желание. Листки прикрепляются

к стендовому макету рюкзака.

Визуальная

рефлексия,

символическ

ое

завершение

Возможность использовать

рисунок

вместо

текста;

анонимное

размещение

записок

Этап 3. Заключительный (после мероприятия)

— Выставка детских работ «Моя будущая профессия — глазами ребёнка»;

— Публикация статьи в школьной газете (написанной детьми — см. приложение 1*);

— Благодарственные письма родителям (изготовлены детьми на уроке ИЗО);

— Обратная связь от родителей и детей (анонимный опрос: «Что получилось? Что

изменить?»).

Приложение 1: Пример детской публикации — см. отдельную статью в школьном журнале.

Методические рекомендации и инклюзивные акценты

Для детей с тревожностью/стеснительностью (например, при хронических заболеваниях):

— Заранее обсудить с родителями темп и громкость выступления;

— Предложить ребёнку роль «оформителя», «фотокорреспондента» или «помощника

эксперта» — это снижает стресс и даёт ощущение включённости без публичного

выступления.

Для детей с трудностями в математике, но сильных в гуманитарной сфере:

— Акцент на вербальных и художественных задачах: сочинение мини-рассказа, описание

профессии, создание «паспорта профессии».

Для поддержки внутриклассовых связей:

— Распределение ролей в группах с учётом лидерских качеств (например, старшая сестра

может быть «координатором» в группе) и дружеских привязанностей.

Безопасность и этика:

— Запрет на демонстрацию опасных инструментов (только макеты/имитация);

— Уважительное отношение ко всем профессиям — педагог заранее согласовывает

формулировки с родителями (избегаем: «простая», «лёгкая», «грязная» работа; акцент — на

важности и умениях).

Заключение

Мероприятие «Профессия в гостях у 3 «В»» доказало: когда родители становятся соавторами

образовательного процесса, знания перестают быть абстрактными — они обретают запах

свежего хлеба, звук молотка, цвет красок и тепло человеческого голоса. Особенно ценно, что

в такой формат органично вписываются дети с особыми образовательными потребностями:

их сильные стороны (воображение, память, художественное восприятие, ответственность)

становятся ресурсом, а не «пробелом».

Ранняя профориентация — это не прогноз карьеры, а развитие уважения к труду,

эмоционального интеллекта и образовательной мотивации. А кто может научить этому

лучше, чем те, кто каждый день трудится ради будущего своих детей?

Список литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с

изменениями).

Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Под

ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2021.

Ксензова Г.Ю. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор — М.:

Просвещение, 2022.

Григорьева Н.Ю. Профориентация младших школьников: от игры к выбору // Начальная

школа. — 2023. — № 5. — С. 42–47.



В раздел образования