Авторы: Лопанская Екатерина Николаевна, Жукова Кристина Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 7 "Семицветик"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития личности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития личности у детей дошкольного возраста
Дошкольный
возраст
считается
начальным
этапом
формирования
личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как
соподчинение
мотивов,
усвоение
нравственных
норм
и
формирование
произвольности поведения.
Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. К
этому периоду можно отнести возраст детей от 5.5 до 7 лет. Старший
дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в
этот
период
жизни
начинают
формироваться
новые
психологические
механизмы деятельности и поведения.
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей
личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые
социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в
признании
сверстников,
проявляется
интерес
к
коллективным
формам
деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа
произвольного
поведения;
ребенок
усваивает
определенную
систему
социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.
Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать и обобщать
свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более
устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в
деятельности.
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в
том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает
свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием
которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона развитие
чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость
поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом
развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые
психологические механизмы деятельности и поведения.
Этот этап благоприятен для овладения социальным пространством
человеческих отношений через общение со взрослыми и сверстниками. Данный
возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Одним из
важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание
своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции,
представлений о себе.
В старшем дошкольном возрасте в содержание представлений о себе
входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих
возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной
деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о
самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе.
Формирование образа самого себя происходит на основе установления
связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он
получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с
ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей,
ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
В старшем дошкольном возрасте происходит развитие самосознания. При
этом, взрослый, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает
ребенку овладеть средствами осознавания себя и самооценивания. Источником
развития самосознания считается ведущая деятельность.
Таким
образом,
мы
можем
отметить,
что
основным
фактором,
оказывающим, существенное влияние на развитие личности ребенка в
дошкольном возрасте является игра.
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на
воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально
закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах
науки и культуры.
Под термином "самосознание" в психологии обычно имеют в виду
существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок,
относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные
составляющие: содержательную – знания и представления о себе (Кто я?), и
оценочную, или самооценку (Какой я?).
Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым
неразделимым целым, так как любое суждение старшего дошкольника о себе, в
той или иной мере включает и самооценку. Представления о своих
индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным
отношением к себе.
В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не
только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ
реального "Я" – "какой я есть"), но также и представление о том, каким он
должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" –
"каким бы я хотел быть"). Оценочная составляющая самосознания отражает
отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.
В старшем дошкольном возрасте позиция близости реального и
идеального «Я» является наиболее благоприятной (Л.И.Божович, Р.Бернс,
М.И.Лисина,
А.И.Сильвестру,
Е.Е.Кравцова,
Т.А.Репина),
ибо
служит
пусковым механизмом актуализации одной из важнейших потребностей
личности – потребности в саморазвитии, самосовершенствовании, которая,
собственно, и составляет базис целеполагания.
Таким образом, наличие у ребенка «позиции близости двух Я»
свидетельствует о его самотождественности, то есть о его уверенности в себе,
уверенности в том, что он хороший, любимый.
К старшему дошкольному возрасту отношение к себе существенно
меняется. К этому возрасту, дети начинают осознавать не только свои
конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы,
которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом
оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в
целом все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и
в изменениях взаимоотношения старшего дошкольника к другим людям.
Собственное «Я» ребенка уже не столь жестоко фиксировано на своих
достоинствах и оценке своих объективных качеств, но открыто для других
людей, их радостей и проблем. Самосознание ребенка выходит за пределы
своих объектных характеристик и открыто для переживаний других. Другой
ребенок становится уже не только противоположным существом, не только
средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной
личностью, субъектом общения и обращения их целостного «Я». Именно
поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им, и не
воспринимают чужие успехи как свое поражение.
Окружающие влияют на развитие личности старшего дошкольника с
помощью моральных норм. Они усваиваются ребенком под влиянием образцов
и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего,
сами взрослые – их поступки, взаимоотношения. Ребенок склонен им
подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий,
вещей.
Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с жизнью взрослых
многими путями – наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В
качестве образца для него выступают поведение тех людей, которые вызывают
любовь, уважение и одобрение окружающих. Взрослые обучают ребенка
правилам поведения, и эти правила усложняются на протяжении дошкольного
детства.
Также именно взрослые организуют повседневное поведение детей и
обеспечивают упражнение в положительных поступках. Предъявляя детям
требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются от детей выполнения
правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки, исходя из
представлений о том, какого поведения ждут от них окружающие.
Соподчинение мотивов является одним из важных новообразованием в
развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает
определенную направленность всему поведению. По мере развития появляется
возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его
поведение в целом как хорошее и плохое. Если главными мотивами поведения
становиться общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в
большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь
противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например,
обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание у ребенка мотивов,
заставляющих
получать
личное
удовольствие,
демонстрировать
свое
действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к
серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные
воспитательные
меры,
направленные
на
перестройку
неблагоприятно
складывающихся основ личности.
После возникновения соподчинения мотивов, ребенок не всегда во всех
случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у
взрослых.
В
поведении
любого
человека,
обнаруживается
множество
разнообразных
мотивов.
Но
соподчинение
приводит
к
тому,
что
эти
разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему.
В старшем дошкольном возрасте усложняются отношения детей с
окружающими, им самим приходится определять свое отношение к чему-то,
оценивать свои поступки и обязательных правил становиться больше,
столкновение различных мотивов становятся чаще и острее. Особенно трудно
детям выбирать между лично значимыми и общественно значимыми мотивами.
Если старший дошкольник потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для
него деле, то это не удается компенсировать удовольствием, от чего-то другого.
Так как одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте
является повышение их осознанности.
Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает отдавать себе все более
ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступках. Это
становиться возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается
самосознание – понимание того, что он собой представляет, какими качествами
обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение.
Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке.
Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста ребенок не
только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъекта.
Формируется его самосознание, способность к самооценкам своих действий,
поступков, переживаний.
У детей старшего дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие
компонента самосознания – самооценки. Она возникает на основе знаний и
мыслей о себе.