Напоминание

"Особенности развития личности у детей дошкольного возраста"


Авторы: Лопанская Екатерина Николаевна, Жукова Кристина Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 7 "Семицветик"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития личности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития личности у детей дошкольного возраста

Дошкольный

возраст

считается

начальным

этапом

формирования

личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как

соподчинение

мотивов,

усвоение

нравственных

норм

и

формирование

произвольности поведения.

Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. К

этому периоду можно отнести возраст детей от 5.5 до 7 лет. Старший

дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в

этот

период

жизни

начинают

формироваться

новые

психологические

механизмы деятельности и поведения.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей

личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые

социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в

признании

сверстников,

проявляется

интерес

к

коллективным

формам

деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа

произвольного

поведения;

ребенок

усваивает

определенную

систему

социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать и обобщать

свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более

устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в

деятельности.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в

том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает

свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием

которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона развитие

чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость

поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом

развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые

психологические механизмы деятельности и поведения.

Этот этап благоприятен для овладения социальным пространством

человеческих отношений через общение со взрослыми и сверстниками. Данный

возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Одним из

важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание

своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции,

представлений о себе.

В старшем дошкольном возрасте в содержание представлений о себе

входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих

возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной

деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о

самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе.

Формирование образа самого себя происходит на основе установления

связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он

получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с

ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей,

ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

В старшем дошкольном возрасте происходит развитие самосознания. При

этом, взрослый, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает

ребенку овладеть средствами осознавания себя и самооценивания. Источником

развития самосознания считается ведущая деятельность.

Таким

образом,

мы

можем

отметить,

что

основным

фактором,

оказывающим, существенное влияние на развитие личности ребенка в

дошкольном возрасте является игра.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на

воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально

закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах

науки и культуры.

Под термином "самосознание" в психологии обычно имеют в виду

существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок,

относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные

составляющие: содержательную – знания и представления о себе (Кто я?), и

оценочную, или самооценку (Какой я?).

Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым

неразделимым целым, так как любое суждение старшего дошкольника о себе, в

той или иной мере включает и самооценку. Представления о своих

индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным

отношением к себе.

В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не

только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ

реального "Я" – "какой я есть"), но также и представление о том, каким он

должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" –

"каким бы я хотел быть"). Оценочная составляющая самосознания отражает

отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

В старшем дошкольном возрасте позиция близости реального и

идеального «Я» является наиболее благоприятной (Л.И.Божович, Р.Бернс,

М.И.Лисина,

А.И.Сильвестру,

Е.Е.Кравцова,

Т.А.Репина),

ибо

служит

пусковым механизмом актуализации одной из важнейших потребностей

личности – потребности в саморазвитии, самосовершенствовании, которая,

собственно, и составляет базис целеполагания.

Таким образом, наличие у ребенка «позиции близости двух Я»

свидетельствует о его самотождественности, то есть о его уверенности в себе,

уверенности в том, что он хороший, любимый.

К старшему дошкольному возрасту отношение к себе существенно

меняется. К этому возрасту, дети начинают осознавать не только свои

конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы,

которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом

оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в

целом все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и

в изменениях взаимоотношения старшего дошкольника к другим людям.

Собственное «Я» ребенка уже не столь жестоко фиксировано на своих

достоинствах и оценке своих объективных качеств, но открыто для других

людей, их радостей и проблем. Самосознание ребенка выходит за пределы

своих объектных характеристик и открыто для переживаний других. Другой

ребенок становится уже не только противоположным существом, не только

средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной

личностью, субъектом общения и обращения их целостного «Я». Именно

поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им, и не

воспринимают чужие успехи как свое поражение.

Окружающие влияют на развитие личности старшего дошкольника с

помощью моральных норм. Они усваиваются ребенком под влиянием образцов

и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего,

сами взрослые – их поступки, взаимоотношения. Ребенок склонен им

подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий,

вещей.

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с жизнью взрослых

многими путями – наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В

качестве образца для него выступают поведение тех людей, которые вызывают

любовь, уважение и одобрение окружающих. Взрослые обучают ребенка

правилам поведения, и эти правила усложняются на протяжении дошкольного

детства.

Также именно взрослые организуют повседневное поведение детей и

обеспечивают упражнение в положительных поступках. Предъявляя детям

требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются от детей выполнения

правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки, исходя из

представлений о том, какого поведения ждут от них окружающие.

Соподчинение мотивов является одним из важных новообразованием в

развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает

определенную направленность всему поведению. По мере развития появляется

возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его

поведение в целом как хорошее и плохое. Если главными мотивами поведения

становиться общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в

большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь

противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например,

обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание у ребенка мотивов,

заставляющих

получать

личное

удовольствие,

демонстрировать

свое

действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к

серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные

воспитательные

меры,

направленные

на

перестройку

неблагоприятно

складывающихся основ личности.

После возникновения соподчинения мотивов, ребенок не всегда во всех

случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у

взрослых.

В

поведении

любого

человека,

обнаруживается

множество

разнообразных

мотивов.

Но

соподчинение

приводит

к

тому,

что

эти

разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему.

В старшем дошкольном возрасте усложняются отношения детей с

окружающими, им самим приходится определять свое отношение к чему-то,

оценивать свои поступки и обязательных правил становиться больше,

столкновение различных мотивов становятся чаще и острее. Особенно трудно

детям выбирать между лично значимыми и общественно значимыми мотивами.

Если старший дошкольник потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для

него деле, то это не удается компенсировать удовольствием, от чего-то другого.

Так как одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте

является повышение их осознанности.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает отдавать себе все более

ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступках. Это

становиться возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается

самосознание – понимание того, что он собой представляет, какими качествами

обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение.

Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке.

Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста ребенок не

только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъекта.

Формируется его самосознание, способность к самооценкам своих действий,

поступков, переживаний.

У детей старшего дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие

компонента самосознания – самооценки. Она возникает на основе знаний и

мыслей о себе.



В раздел образования