Напоминание

Инновационная образовательная технология


Автор: Лантинов Вадим Сергеевич
Должность: Преподователь
Учебное заведение: КГБПОУ "Уярский сельскохозяйственный техникум"
Населённый пункт: Уяр
Наименование материала: статья
Тема: Инновационная образовательная технология
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Лантинов Вадим Сергеевич

преподаватель

КГБПОУ «Уярский

сельскохозяйственный техникум»

Инновационная образовательная технология

«Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский

В настоящее время любая из применяемых в учреждениях среднего

профессионального образования образовательных технологий должна быть

связана

с

будущей

профессиональной

деятельностью

студентов.

Представляю один из способов формирования профессиональных навыков у

обучающихся

моего

учреждения

через

информационно-обучающую

функцию

игровой

педагогической

технологии.

Суть

заключается

в

стимулировании развития творческого мышления обучающихся посредством

их

участия

в

квазипрофессиональной

деятельности,

с

возможностью

параллельного оценивания и рефлексии успеха, а также применения

теоретических знаний на практике. То есть, усвоенный ранее материал

выступает

в

качестве

средств,

инструментов

профессиональной

деятельности, у обучающихся формируется устойчивое умение опираться на

теоретические положения при осуществлении практической деятельности,

что стимулирует прирост новых знаний и умений, необходимых для решения

производственных задач.

Актуальность и новизна применения в образовательной деятельности

данной

технологии

продиктована

современными

требованиями

к

профессиональным компетенциям будущих специалистов. Игра может

использоваться как средство воспитания и подготовки к будущей трудовой

деятельности; именно в игре обучающийся учится взаимодействовать с

окружающими, ясно и эффективно выражать свои мысли, развивает

критическое мышление. Игра, будучи более широким фактором общения,

чем речь, вводит человека в реальный контекст сложнейших человеческих

отношений и выводит его на подлинное сотрудничество.

На

предприятии

востребован

специалист,

для

которого

технологический процесс будет привычен, который обладает не только

специальными знаниями и навыками, но и навыками, называемыми

«мягкими», то есть общепрофессиональными (самостоятельное мышление,

способность к саморазвитию, критическое и творческое мышление и т.д.). И

от специалиста требуется готовность найти выход из любой, порой даже не

стандартной ситуации. А где, как не в игре, можно отработать практические

навыки и этапы технологического процесса, адаптироваться к меняющимся

1

профессиональным ситуациям, которые преподаватель может умышленно

создавать для обучающихся.

Игровые образовательные технологии, наряду с другими, никогда не

потеряют своей значимости и новизны в образовательном процессе, при

условии включения в традиционные формулировки знаний, правил, ролей

современного

содержания,

целей,

задач,

ресурсов.

Игры

обладают

встроенной стимуляцией и вызывают интерес, что мотивирует обучающихся

активно участвовать в занятии и стремиться к достижению цели, помогают

лучше понять взаимосвязь между теорией и практикой

Благодаря

применению

новых

подходов

в

образовательной

деятельности,

мы

развиваем

и

воспитываем

широко

образованных,

культурных,

инициативных

и

предприимчивых

личностей,

готовим

обучающихся к быстро меняющейся социальной среде, в которой они

самостоятельно смогут рационально организовать трудовую деятельность,

развить общие и профессиональные компетенции.

Суть инновационной образовательной технологии:

Как и любая деятельность, игра имеет свою структуру: целеполагание,

планирование, реализация цели, анализ результатов.

Из технологий, практикуемых в образовательном процессе моей

направленности (цифровые технологии в сельском хозяйстве), наиболее

результативна игровая технология «Корпоративный квест». Это командное

решение творческих, физических и интеллектуальных задач. Для достижения

цели игры команды проходят этапы и выполняют различные задания,

объединенные общим сюжетом. Участники квеста демонстрируют личные

качества, открываются с непривычных сторон, сближаются и учатся

взаимодействовать наиболее эффективно.

Данная

технология

может

использоваться

при

проведении

практических

занятий

профессиональных

и

общеобразовательных

дисциплин. В данном случае представляю ее применение при прохождении

студентами учебной практики междисциплинарного курса «Использование

беспилотных авиационных систем (БАС) при проведении агротехнических

работ».

С

целью

повышения

уровня

мотивации

и

заинтересованности

обучающихся,

а

также

достижения

более

высокого

уровня

их

самостоятельности и познавательной активности, преподаватель становится

тьютором, который интерпретирует правила, сопровождает образовательный

процесс и следит за отработкой навыков, в то время, когда обучающиеся

становятся наставниками друг для друга. Акцент в данной технологии

делается

на

развитие

у

обучающихся

управленческих

навыков,

самостоятельности, самоорганизованности.

Подготовительный этап – деление учебной группы на два звена.

На первом этапе ставлю задачу и объясняю последовательность

выполняемых действий, отвечая на возникающие вопросы обучающихся.

Необходимая

информация

(инструкции,

программное

обеспечение)

2

предоставляется с помощью QR кодов. Применение параллельно с игровой

технологией современных информационных технологий - неотъемлемая

часть

образовательного

процесса,

демонстрирующая

связь

с

повседневностью, с тем, что нас окружает в течение дня. Работать с этими

инструментами должен научить преподаватель на занятии и объяснить все

возможности и риски.

Задание заключается в том, что первое звено покидает аудиторию и

повторяет инструкции по эксплуатации БАС, второе звено в это время

готовит рабочие зоны, в данном случае их две:

1.

внесение неисправностей в конструкцию БАС;

2.

написание полетного задания для выполнения аэрофотосъемки –

совместно со мной прописывается технические данные к полетному заданию.

Командная

работа

«вынуждает»

обучающихся

распределять

обязанности, учиться выполнять поставленные перед ними задачи для

получения результата всей группы и представлять готовый продукт.

Второй этап заключается в поочередном выполнении званьями

подготовленных заданий. Во время выполнения заданий первым звеном,

второе звено удаляется на самостоятельное изучение материалов из QR

кодов. По завершению работ, звено выполняющее задание, готовит рабочие

зоны для второго звена.

Звено, подготовившая быстрее и лучше всех БАС к вылету, получает

положительные оценки, а звено, справившееся с меньшим результатом,

приходит на кружок, где происходит разбор задания, а также причины и

следствия проигрыша.

В завершение урока преподаватель совместно с обучающимися

проводит разбор проделанной работы.

Практическое применение.

В дальнейшем обучающимся предстоит работать с беспилотниками

(БАС), так как сама дисциплина неразрывно связана с ними. Эффективность

сельского хозяйства зависит от владения информацией о площади, рельефе,

специфике обрабатываемого поля. А использование беспилотников для

получения таких сведений – самый действенный способ, позволяющий

осуществлять контроль за сельскохозяйственными процессами, принимать

решения по их корректировке. Ведь возможность собрать всю необходимую

информацию предоставляется за совсем непродолжительное время.

Дроны в сельском хозяйстве России – одно из самых перспективных

направлений. Спрос на них неустанно растет. Чтобы вести земледелие с

отдачей,

необходимо

создавать

и

совершенствовать

и

аппараты,

и

программное обеспечение, позволяющие и собирать, и обрабатывать

полученные данные.

Данная технология в сочетании с информационно-коммуникативными

технологиями позволяет, возможно не с первой игры, развить лидерские

качества у обучающихся, которые будут грамотно распределять обязанности

каждого, учитывая их сильные и слабые стороны. Основная цель – помимо

3

приобретения и развития профессиональных навыков, научить ребят

работать в команде и управлять временем. Уже в конце второй игры к

обучающимся приходит понимание, что, наблюдая за ситуацией со стороны,

видна общая картина и упрощается процесс поиска и решения определенных

проблем или трудностей.

Ресурсное

обеспечение

на

занятиях

приближено

к

реальному

производству. Рабочие места оборудованы необходимой оргтехникой, БАС

и сопутствующим оборудованием.

Эффективность применения данной технологии также заключается

в принципиально новых способах, методах взаимодействия преподавателя и

обучающихся,

которые

обеспечивают

эффективное

достижение

образовательной цели, в приобретении и укреплении личных и командных

качеств

обучающихся,

их

общих

и

профессиональных

компетенций.

Обучающийся поставлен в ситуацию, когда готовых ответов на задачу нет,

ему необходимо самостоятельно проанализировать ситуацию, выявить

проблему и предложить ее решение, понять, каких знаний именно ему не

хватает.

Таким

образом,

обучающийся

перестает

быть

только

воспринимающим звеном в образовательном процессе, ему приходится

занимать в нем активную позицию.

Игровая

обстановка

трансформирует

и

позицию

преподавателя,

который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника

общего действия.

Ценность применения технологии:

образовательная ценность

повышение интереса, активизации и развития мышления, рост навыков

и компетенций;

развитие креативных способностей, коллективное решение творческих

проблем, получение важных фундаментальных и технических знаний;

высокая степень эффективности при проверке изученного материала и

при усвоении нового;

легкоусвояемая передача опыта от преподавателя к обучающимся;

использование полученных знаний в реальной жизни;

радость овладения современными способами деятельности и рост

мотивации к овладению профессией;

приятная и лёгкая атмосфера получения знаний, дополнительный

интерес, разнообразие и творческая деятельность;

изученный в процессе игровой деятельности материал запоминается

легче и быстрее, и остаётся в памяти на более долгое время.

воспитательная ценность

объединение и сплочение коллектива, формирование ответственности

за общий результат;

чувство собственного достоинства;

4

гордость за свой успех и успех группы.

методическая ценность

целенаправленное моделирование социального и профессионального

контекста будущей профессии;

побуждение (мотивация) обучающихся к открытию себя как личности

и индивидуальности, к самопознанию и самореализации;

преодоление трудностей в организации и поддержании порядка в

аудитории, когда все сильно погрузились, увлеклись игрой;

подготовка к занятию занимает большее количество времени, но при

этом продолжительность занятия остаётся прежней;

способность находить нестандартные решения;

обучающиеся воспринимают уроки как увлекательные и интересные,

что создаёт благоприятный социально-психологический климат и помогает

снизить стресс и тревожность, которые могут сопутствовать учебному

процессу.

5



В раздел образования