Напоминание

Образовательная среда в ДОУ


Автор: Долганова Наталья Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №10
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: Образовательная среда в ДОУ
Тема: Образовательная среда в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Образовательная среда в ДОУ

Образовательная среда в детском саду необходима для полноценного

проживания ребенком дошкольного детства, которая направлена на:

1. Обеспечение охраны и укрепления психического и физического здоровья

воспитанников;

2. Обеспечение эмоционального благополучия детей;

3. Профессиональное развитие педагогических работников;

4. Создание эффективных условий для развивающего вариативного дошкольного

образования;

5. Обеспечение открытости и доступности дошкольного образования;

6.

Создание условий для предоставления родителям возможности принимать

активное участие в реализуемой ДОУ образовательной деятельности;

Образовательная среда - это комплекс условий, которые обеспечивают

развитие детей в дошкольном учреждении.

Создание

условий,

позволяющих

реализовать

содержание

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования

и

достичь

планируемых результатов ее освоения является целью образовательной среды в

ДОУ.

И предусматривает совокупность свойств в образовательном процессе :

Гибкость

Непрерывность

Вариативность

Интегрированность

Открытость

Развивающая

образовательная

среда

состоит

из

следующих

компонентов:

1. Взаимодействие участников педагогического процесса

2. Развивающая предметно-пространственная среда

3. Содержание дошкольного образования

Все компоненты образовательной среды ДОУ находятся в тесной взаимосвязи и

реализуются педагогом в совокупности.

1.

Взаимодействие участников педагогического процесса

- это согласованная

деятельность педагога и родителей,

направленное на

достижение

образовательных задач и получение конкретного образовательного результата.

Взаимодействие участников зависит от профессиональной компетентности

педагога, готовности его к творческой, инновационной деятельности, проявление

коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их

родителями.

Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает развитие детей,

формируя

у

них

знания,

умения,

навыки.

Вместе

с

тем,

деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести

поиск

нового

содержания,

форм

и

методов

обучения,

максимально

соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате

происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и

личностный рост педагога.

Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате

которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

2.

Развивающая

предметно-пространственная

среда –

это составная часть

образовательной

среды,

которая

представлена

материалами,

мебелью,

игрушками, инвентарем и т.д., подобранными в соответствии с возрастными и

индивидуальными особенностями воспитанников.

Главная задача детского сада – создать это образовательное пространство,

которое обеспечивает :

Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Возможность двигательной активности детей.

Возможность для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда

обладает

свойствами

открытой

системы

и

выполняет

образовательную,

развивающую,

воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все

компоненты (игрушки, оборудование, мебель и прочие материалы) РППС

необходимо менять, обновлять и пополнять. Поэтому как следствие, среда

должна быть:

• Содержательно- насыщенной

• Полифункциональной

• Трансформируемой

• Доступной

• Вариативной

• Безопасной

Создание развивающей среды

в детском саду начали с зонирования

пространства. Групповое помещение условно разделили на 3 зоны:

1.

Учебная

2.

Игровая

3.

Зона отдыха

В каждой зоне создали центры активности детей.

1.В учебной зоне в качестве

развития

выступают:

«Центр патриотического воспитания,

который

оснащен государственной

символикой, портретом президента, лепбуком «Моя Родина Россия», папками «Я

живу в России», «Герои Советского союза», историческими фотографиями и

другим материалом.

В

«Центре

математики

и

финансовой

грамотности»

представлен

дидактический материал,

логико-математическими игры на развитие умений

счетной и вычислительной деятельности, развивающая доска «Геоборд» со

схемами, игровое пособие «Состав числа», счетные палочки, счеты, кассовый

аппарат, картотека дидактических игр, лото, пазлы и другое оснащение.

В «Центре познания и коммуникации» для расширения кругозора детей и их

знаний об окружающем мире имеется демонстрационный материал на разную

тематику, дидактические игры «Словарные слова», «Прочитай по первым

звукам», «Кто чем питается?», игры на липучках, наборное полотно с разрезным

алфавитом, алгоритмы составления рассказов, серии сюжетных картин, лэпбук по

речевому развитию, «Султанчики» для развития речевого дыхания и другой

материал.

В «Центре природы» имеются комнатные растения, фигурки животных, игры

на магнитах, дидактические игры, картинки с изображениями птиц, животных,

насекомых, рыб, плакатные материалы о природе, картотека прогулок и

наблюдений, «Календарь природы» с моделями –значками. Здесь дети учатся

ухаживать

за

растениями.

Есть

леечки,

палочки

для

рыхления

почвы,

опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.

В «Центре экспериментирования» размещены материалы для проведения

экспериментов:

лупы,

ёмкости,

мерные

стаканчики,

тарелочки,

палочки,

трубочки, поднос, совочки, лейки, песок, глина, камни, шишки, желуди и др. В

уголке имеются картотеки опытов с водой, песком и воздухом.

В

«Центре

безопасности»

для

развития

у

детей

безопасной

жизнедеятельности имеется макет перекрестка, наборы дорожных знаков,

альбомы «Ядовитые растения», «Грибы», «Безопасность дома и на улице»,

настольно-печатные игры, лепбук «Пожарная безопасность» и другой материал.

2.В игровой зоне находится

«Игровой центр» для организации сюжетно-ролевых игр.

Игрушки

располагаются по гендерной принадлежности детей. Для девочек – куклы, одежда

для кукол, коляски, наборы парикмахера, медика, игрушечная мебель, посудка и

др. Для мальчиков машинки, трактора, другие виды транспорта, железная

дорога, инструменты и многое другое.

Имеются игры с правилами огромное многообразие, это и лото, и домино, и

маршрутные игры («ходилки»).

В«Центре

сенсорного

развития

и

конструирования»

представлены

различные виды

конструкторов,

лего, предметы-заместители к ним для

обыгрывания, игры с прищепками, игрушки-тренажеры, вкладыши, лото, домино,

мозаика. Для развития мелкой моторики имеется развивающая доска «Бизиборд»

с прикрученными крючками, замками, шнуровками. Для развития внимания и

освоения

цветов

изготовлены

игры

«Учим

цвета»,

«Собери

гусеничку»,

«Транспорт».

В «Центре

театрализации

и

музицирования»

для

организации

и

театральной

деятельности

детей,

размещены

различные

виды

театров

(пальчиковый, настольный, бибабо), имеются сказки на фланелеграфе, большое

количество

изготовленных

масок

к

разным

сказкам,

ширма

для

показа

представлений, разные детские музыкальные инструменты: гармошка, саксафон,

металлофон, бубен, погремушки, иллюстрации музыкальных инструментов.

В «Центре двигательной активности»

для организации игр средней и

малой подвижности детей представлены мячи, скакалки, обручи, гимнастические

палки, кегли, гантели. Имеется

нестандартное оборудование: ленты, цветные

флажки, массажные дорожки, мягкие легкие модули, игра «Классики», игры,

сделанные своими руками, кольцеброс, иллюстрации с видами спорта, картотека

подвижных игр.

3.В зоне отдыха расположен

«Центр

книги».

Для

формирования

общей

культуры

имеются

художественная литература для детей разных жанров русских и зарубежных

писателей, альбом «Портреты русских писателей», альбомы для рассматривания,

энциклопедии, настольно-печатные и дидактические игры «Угадай сказку»,

«Ассоциации», книжки-раскладушки, книжки-раскраски, аптечка для ремонта

книг.

В«Центре творчества» в свободное время дети рисуют, лепят, вырезают и

мастерят.

Для

реализации

продуктивной

деятельности

центр

оснащен

необходимым

материалом

и

оборудованием:

красками,

карандашами,

фломастерами, восковыми мелками, трафаретами, альбомами для рисования,

цветной бумагой,

ножницами, клеем, пластилином, ватными палочками. В

наличии имеются альбомы с разными видами росписей, губки, сухие листья,

зубные щетки, альбомы с алгоритмами рисования и лепки на разную тематику.

Для снятия психоэмоционального напряжения в «Центре уединения» ребенок

может побыть в одиночестве, снять беспокойство и возбуждение.

Вывод:

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда выступает

потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности

ребенка, и вовлекает его в образовательный процесс, обеспечивая максимальный

психологический комфорт.

3.

Следующий компонент

образовательной

среды

содержание

дошкольного

образования

- это

совокупность знаний, умений и навыков,

мировоззренческих

и

нравственно-эстетических

идей,

а

также

элементов

социального, познавательного и творческого опыта,

которое обеспечивает

разностороннее развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста с

учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Оно ориентировано на

обеспечение

развития

личности

ребенка,

создание

условий

для

его

самореализации и развития общества в целом.



В раздел образования