Автор: Долганова Наталья Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №10
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: Образовательная среда в ДОУ
Тема: Образовательная среда в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Образовательная среда в ДОУ
Образовательная среда в детском саду необходима для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства, которая направлена на:
1. Обеспечение охраны и укрепления психического и физического здоровья
воспитанников;
2. Обеспечение эмоционального благополучия детей;
3. Профессиональное развитие педагогических работников;
4. Создание эффективных условий для развивающего вариативного дошкольного
образования;
5. Обеспечение открытости и доступности дошкольного образования;
6.
Создание условий для предоставления родителям возможности принимать
активное участие в реализуемой ДОУ образовательной деятельности;
Образовательная среда - это комплекс условий, которые обеспечивают
развитие детей в дошкольном учреждении.
Создание
условий,
позволяющих
реализовать
содержание
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
и
достичь
планируемых результатов ее освоения является целью образовательной среды в
ДОУ.
И предусматривает совокупность свойств в образовательном процессе :
Гибкость
Непрерывность
Вариативность
Интегрированность
Открытость
Развивающая
образовательная
среда
состоит
из
следующих
компонентов:
1. Взаимодействие участников педагогического процесса
2. Развивающая предметно-пространственная среда
3. Содержание дошкольного образования
Все компоненты образовательной среды ДОУ находятся в тесной взаимосвязи и
реализуются педагогом в совокупности.
1.
Взаимодействие участников педагогического процесса
- это согласованная
деятельность педагога и родителей,
направленное на
достижение
образовательных задач и получение конкретного образовательного результата.
Взаимодействие участников зависит от профессиональной компетентности
педагога, готовности его к творческой, инновационной деятельности, проявление
коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их
родителями.
Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает развитие детей,
формируя
у
них
знания,
умения,
навыки.
Вместе
с
тем,
деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести
поиск
нового
содержания,
форм
и
методов
обучения,
максимально
соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате
происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и
личностный рост педагога.
Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате
которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.
2.
Развивающая
предметно-пространственная
среда –
это составная часть
образовательной
среды,
которая
представлена
материалами,
мебелью,
игрушками, инвентарем и т.д., подобранными в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями воспитанников.
Главная задача детского сада – создать это образовательное пространство,
которое обеспечивает :
Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Возможность двигательной активности детей.
Возможность для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда
обладает
свойствами
открытой
системы
и
выполняет
образовательную,
развивающую,
воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все
компоненты (игрушки, оборудование, мебель и прочие материалы) РППС
необходимо менять, обновлять и пополнять. Поэтому как следствие, среда
должна быть:
• Содержательно- насыщенной
• Полифункциональной
• Трансформируемой
• Доступной
• Вариативной
• Безопасной
Создание развивающей среды
в детском саду начали с зонирования
пространства. Групповое помещение условно разделили на 3 зоны:
1.
Учебная
2.
Игровая
3.
Зона отдыха
В каждой зоне создали центры активности детей.
1.В учебной зоне в качестве
развития
выступают:
«Центр патриотического воспитания,
который
оснащен государственной
символикой, портретом президента, лепбуком «Моя Родина Россия», папками «Я
живу в России», «Герои Советского союза», историческими фотографиями и
другим материалом.
В
«Центре
математики
и
финансовой
грамотности»
представлен
дидактический материал,
логико-математическими игры на развитие умений
счетной и вычислительной деятельности, развивающая доска «Геоборд» со
схемами, игровое пособие «Состав числа», счетные палочки, счеты, кассовый
аппарат, картотека дидактических игр, лото, пазлы и другое оснащение.
В «Центре познания и коммуникации» для расширения кругозора детей и их
знаний об окружающем мире имеется демонстрационный материал на разную
тематику, дидактические игры «Словарные слова», «Прочитай по первым
звукам», «Кто чем питается?», игры на липучках, наборное полотно с разрезным
алфавитом, алгоритмы составления рассказов, серии сюжетных картин, лэпбук по
речевому развитию, «Султанчики» для развития речевого дыхания и другой
материал.
В «Центре природы» имеются комнатные растения, фигурки животных, игры
на магнитах, дидактические игры, картинки с изображениями птиц, животных,
насекомых, рыб, плакатные материалы о природе, картотека прогулок и
наблюдений, «Календарь природы» с моделями –значками. Здесь дети учатся
ухаживать
за
растениями.
Есть
леечки,
палочки
для
рыхления
почвы,
опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.
В «Центре экспериментирования» размещены материалы для проведения
экспериментов:
лупы,
ёмкости,
мерные
стаканчики,
тарелочки,
палочки,
трубочки, поднос, совочки, лейки, песок, глина, камни, шишки, желуди и др. В
уголке имеются картотеки опытов с водой, песком и воздухом.
В
«Центре
безопасности»
для
развития
у
детей
безопасной
жизнедеятельности имеется макет перекрестка, наборы дорожных знаков,
альбомы «Ядовитые растения», «Грибы», «Безопасность дома и на улице»,
настольно-печатные игры, лепбук «Пожарная безопасность» и другой материал.
2.В игровой зоне находится
«Игровой центр» для организации сюжетно-ролевых игр.
Игрушки
располагаются по гендерной принадлежности детей. Для девочек – куклы, одежда
для кукол, коляски, наборы парикмахера, медика, игрушечная мебель, посудка и
др. Для мальчиков машинки, трактора, другие виды транспорта, железная
дорога, инструменты и многое другое.
Имеются игры с правилами огромное многообразие, это и лото, и домино, и
маршрутные игры («ходилки»).
В«Центре
сенсорного
развития
и
конструирования»
представлены
различные виды
конструкторов,
лего, предметы-заместители к ним для
обыгрывания, игры с прищепками, игрушки-тренажеры, вкладыши, лото, домино,
мозаика. Для развития мелкой моторики имеется развивающая доска «Бизиборд»
с прикрученными крючками, замками, шнуровками. Для развития внимания и
освоения
цветов
изготовлены
игры
«Учим
цвета»,
«Собери
гусеничку»,
«Транспорт».
В «Центре
театрализации
и
музицирования»
для
организации
и
театральной
деятельности
детей,
размещены
различные
виды
театров
(пальчиковый, настольный, бибабо), имеются сказки на фланелеграфе, большое
количество
изготовленных
масок
к
разным
сказкам,
ширма
для
показа
представлений, разные детские музыкальные инструменты: гармошка, саксафон,
металлофон, бубен, погремушки, иллюстрации музыкальных инструментов.
В «Центре двигательной активности»
для организации игр средней и
малой подвижности детей представлены мячи, скакалки, обручи, гимнастические
палки, кегли, гантели. Имеется
нестандартное оборудование: ленты, цветные
флажки, массажные дорожки, мягкие легкие модули, игра «Классики», игры,
сделанные своими руками, кольцеброс, иллюстрации с видами спорта, картотека
подвижных игр.
3.В зоне отдыха расположен
«Центр
книги».
Для
формирования
общей
культуры
имеются
художественная литература для детей разных жанров русских и зарубежных
писателей, альбом «Портреты русских писателей», альбомы для рассматривания,
энциклопедии, настольно-печатные и дидактические игры «Угадай сказку»,
«Ассоциации», книжки-раскладушки, книжки-раскраски, аптечка для ремонта
книг.
В«Центре творчества» в свободное время дети рисуют, лепят, вырезают и
мастерят.
Для
реализации
продуктивной
деятельности
центр
оснащен
необходимым
материалом
и
оборудованием:
красками,
карандашами,
фломастерами, восковыми мелками, трафаретами, альбомами для рисования,
цветной бумагой,
ножницами, клеем, пластилином, ватными палочками. В
наличии имеются альбомы с разными видами росписей, губки, сухие листья,
зубные щетки, альбомы с алгоритмами рисования и лепки на разную тематику.
Для снятия психоэмоционального напряжения в «Центре уединения» ребенок
может побыть в одиночестве, снять беспокойство и возбуждение.
Вывод:
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда выступает
потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности
ребенка, и вовлекает его в образовательный процесс, обеспечивая максимальный
психологический комфорт.
3.
Следующий компонент
образовательной
среды
–
содержание
дошкольного
образования
- это
совокупность знаний, умений и навыков,
мировоззренческих
и
нравственно-эстетических
идей,
а
также
элементов
социального, познавательного и творческого опыта,
которое обеспечивает
разностороннее развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Оно ориентировано на
обеспечение
развития
личности
ребенка,
создание
условий
для
его
самореализации и развития общества в целом.