Автор: Арямнова Жанна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОДОУ детский сад 234
Населённый пункт: Город Уфа
Наименование материала: Коррекция поведение у детей РАС
Тема: Коррекция поведение с детьми РАС
Раздел: дошкольное образование
КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Введение
Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой
группу сложных нейробиологических состояний, характеризующихся
специфическими особенностями в социальной коммуникации,
взаимодействии и ограниченными, повторяющимися моделями
поведения, интересов или активностей. Проявления РАС могут
значительно варьироваться по степени выраженности, что и
определяет спектральность данного состояния. Одним из наиболее
заметных и часто вызывающих трудности аспектов РАС являются
поведенческие особенности, которые могут создавать значительные
препятствия для обучения, социальной адаптации и интеграции
ребенка в общество. Коррекция поведения у детей с РАС – это
многогранный и системный процесс, требующий глубокого понимания
природы этих расстройств, индивидуальных особенностей ребенка, а
также применения научно обоснованных методик. Цель данной статьи
– представить аналитический обзор ключевых подходов к коррекции
поведения детей с РАС, осветить основные принципы, методики и
практические аспекты этой работы, а также подчеркнуть важность
комплексного и индивидуализированного подхода.
1. Понимание природы поведения при РАС
Прежде чем перейти к методам коррекции, необходимо понять,
почему у детей с РАС возникают специфические поведенческие
реакции. Поведенческие особенности при РАС не являются
проявлением “плохого поведения” или намеренным непослушанием.
Они обусловлены особенностями нейроразвития, которые
затрагивают:
•
Социальную коммуникацию и взаимодействие: Трудности в
понимании социальных сигналов, невербального общения
(жесты, мимика, интонация), установлении и поддержании
контактов, эмпатии. Это может приводить к избеганию
социального взаимодействия, пассивности или, наоборот, к
стереотипному, неадаптивному поведению в попытке
“установить контакт” или выразить свои потребности.
•
Сенсорную обработку: Гипер- или гипочувствительность к
различным сенсорным стимулам (звукам, свету, тактильным
ощущениям, вкусам, запахам). Это может вызывать как
избегание определенных стимулов (например, громкие звуки,
яркий свет), так и поиск интенсивной стимуляции (например,
вращение, стереотипные движения).
•
Когнитивные процессы: Трудности с гибкостью мышления,
переключением внимания, пониманием абстрактных понятий,
планированием. Это может проявляться в ригидности
поведения, приверженности к рутине, трудностях с адаптацией к
изменениям.
•
Нарушения исполнительных функций: Проблемы с
самоконтролем, импульсивностью, планированием и
организацией действий.
Типичные поведенческие особенности, требующие коррекции:
•
Стереотипное и повторяющееся поведение: Вращение,
раскачивание, машущие движения руками, повторяющиеся
фразы (эхолалия), специфические игры с предметами.
•
Проблемы с коммуникацией: Отсутствие или ограниченность
вербальной речи, трудности с использованием жестов,
зрительного контакта, пониманием обращенной речи.
•
Социальная изоляция: Избегание сверстников и взрослых,
предпочтение одиночных игр.
•
Трудности с адаптацией к изменениям: Стойкое неприятие
нарушений привычного порядка, режима.
•
Агрессивное или аутоагрессивное поведение: Нанесение
себе телесных повреждений, укусы, удары, крики, истерики.
Часто является способом выражения дистресса, фрустрации или
неудовлетворенных потребностей.
•
Избирательность в еде: Отказ от определенных продуктов по
текстуре, цвету, запаху.
•
Чрезмерная фиксация на определенных
интересах: Интенсивное, порой навязчивое, увлечение
конкретными темами или объектами.
2. Принципы коррекции поведения у детей с РАС
Эффективная коррекция поведения должна опираться на ряд
фундаментальных принципов:
•
Индивидуализация: Поскольку РАС проявляется
индивидуально, любая программа коррекции должна быть
адаптирована к конкретному ребенку, его сильным сторонам,
особенностям развития, потребностям и триггерам проблемного
поведения.
•
Научная обоснованность: Использование методик,
эффективность которых подтверждена исследованиями.
Наиболее доказательными в области коррекции поведения при
РАС являются методы прикладного анализа поведения (ПАП,
ABA).
•
Позитивное подкрепление: Основной акцент делается на
поощрении желательного поведения, а не на наказании за
нежелательное. Позитивное подкрепление помогает ребенку
научиться новым, адаптивным формам поведения.
•
Функциональный анализ поведения (ФАП): Понимание того,
какую функцию (цель) выполняет проблемное поведение для
ребенка (например, привлечение внимания, получение
желаемого предмета, избегание неприятной ситуации, сенсорная
стимуляция). Коррекция направлена на обучение ребенка более
адаптивным способам удовлетворения этих потребностей.
•
Системность и последовательность: Применение выбранных
стратегий коррекции должно быть последовательным во всех
ситуациях и всеми специалистами, работающими с ребенком.
•
Раннее вмешательство: Чем раньше начата коррекционная
работа, тем выше вероятность достижения положительных
результатов.
•
Комплексность: Коррекция поведения должна быть
интегрирована с другими направлениями коррекционной работы
– развитием коммуникации, социальных навыков, когнитивных
функций, сенсорной интеграцией.
•
Сотрудничество с семьей: Активное вовлечение родителей в
процесс коррекции, обучение их стратегиям и методам, которые
они могут применять дома, является критически важным для
устойчивости результатов.
3. Основные подходы и методики коррекции поведения
Наиболее зарекомендовавшим себя подходом к коррекции поведения
у детей с РАС является прикладной анализ поведения (ПАП, ABA -
Applied Behavior Analysis). ABA – это научная дисциплина, изучающая
поведение и его изменения. Применительно к РАС, ABA фокусируется
на систематическом применении научных принципов для достижения
позитивных изменений в социально значимом поведении.
3.1. Прикладной анализ поведения (ПАП, ABA):
•
Идентификация проблемного поведения: Четкое определение
того, какое именно поведение необходимо скорректировать.
•
Функциональный анализ поведения (ФАП): Систематическое
наблюдение и сбор данных для определения предшествующих
событий (антецедентов), самого поведения и его последствий
(консеквентов). Выявление функции поведения – ключевой этап.
o
Привлечение внимания: Ребенок демонстрирует
проблемное поведение, чтобы получить внимание от
взрослого.
o
Получение желаемого: Ребенок использует поведение для
получения игрушки, еды или другой желаемой вещи.
o
Избегание/Уход: Ребенок демонстрирует поведение, чтобы
избежать неприятной задачи, сенсорного стимула или
социального взаимодействия.
o
Сенсорная стимуляция: Поведение само по себе является
приятным для ребенка (например, вращение,
раскачивание).
•
Разработка стратегии вмешательства: На основе ФАП
разрабатываются методы, направленные на:
o
Уменьшение нежелательного поведения:
▪
Дифференциальное подкрепление
(DR): Подкрепление альтернативного, более
адаптивного поведения, в то время как
нежелательное поведение игнорируется (DRl –
игнорирование) или подкрепляется только в
отсутствие нежелательного поведения (DRc –
подкрепление более совместимого поведения, DRb –
подкрепление поведения, несовместимого с
проблемным).
▪
Гашение: Игнорирование поведения, когда оно
используется для привлечения внимания или
получения желаемого.
▪
Управление стимулами: Изменение
предшествующих событий, которые провоцируют
проблемное поведение.
▪
Формирование поведения: Постепенное
приближение к желаемому поведению через
подкрепление промежуточных шагов.
o
Обучение желательному поведению:
▪
Формирование поведения: Разделение сложного
поведения на более мелкие шаги и обучение им
последовательно.
▪
Формирование языковых навыков: Применение
принципов ABA для развития коммуникативных
навыков (например, метод ускоренного обучения
коммуникации при помощи обмена картинками –
PECS).
▪
Обучение социальным навыкам: Использование
ролевых игр, моделирования, прямого обучения.
▪
Обучение навыкам самообслуживания: Одевание,
прием пищи, гигиенические процедуры.
•
Сбор данных и мониторинг: Непрерывный сбор данных о
частоте, интенсивности и продолжительности поведения для
оценки эффективности вмешательства и внесения
корректировок.
3.2. Методы, направленные на развитие коммуникации:
Улучшение коммуникативных навыков часто является ключевым
фактором в снижении проблемного поведения, поскольку многие
трудности возникают из-за невозможности адекватно выразить свои
потребности или понять других.
•
PECS: Система обмена картинками, которая позволяет ребенку
инициировать коммуникацию, обменивая картинку с
изображением желаемого предмета или действия на сам
предмет/действие.
•
Развитие вербальной речи: Использование методов,
направленных на формирование понимания речи (рецептивная
речь) и ее использования (экспрессивная речь). Включает в
себя:
o
Вербальное поведение: Оценка развития вербальных
навыков и построение программы обучения.
o
Жестовая речь: Использование жестов как
дополнительного или основного средства коммуникации.
o
Альтернативная и аугментативная коммуникация
(ААК): Использование различных устройств и систем
(коммуникативные доски, планшеты с речевыми
программами) для поддержки общения.
3.3. Методы, направленные на развитие социальных навыков:
•
Ролевые игры: Разыгрывание социальных ситуаций для
обучения ребенка адекватным реакциям и взаимодействиям.
•
Социальные истории: Короткие, простые истории, написанные
простым языком, с использованием иллюстраций, которые
описывают определенные социальные ситуации, ожидания и
желаемое поведение.
•
Визуальные расписания: Предоставление ребенку визуального
плана его дня или предстоящих действий, что помогает снизить
тревогу, связанную с неопределенностью и изменениями.
•
Навыковое обучение: Прямое обучение конкретным
социальным навыкам (например, как начать игру, как попросить
о помощи, как поблагодарить).
3.4. Методы, связанные с сенсорной интеграцией:
•
Сенсорные диеты: Индивидуально разработанные программы,
включающие в себя различные сенсорные активности
(например, глубокое давление, ритмичные движения,
определенные текстуры), которые помогают ребенку
поддерживать оптимальный уровень возбуждения нервной
системы и регулировать свое поведение.
•
Создание сенсорно-дружелюбной среды: Минимизация
избыточных сенсорных раздражителей, предоставление
возможности для сенсорной разгрузки.
4. Практические аспекты коррекции поведения
Реализация программ коррекции поведения требует четкой
организации и квалифицированного персонала.
•
Команда специалистов: Оптимальная команда включает
специалистов, владеющих навыками ABA, психологов,
дефектологов, логопедов, а также специально обученных
педагогов-ассистентов. Важна координация работы всех
специалистов.
•
Интервенция в естественной среде: Наиболее эффективно
проводить коррекцию в привычной для ребенка среде (дома, в
детском саду, школе), используя естественные ситуации для
обучения и применения навыков.
•
Работа с родителями: Обучение родителей стратегиям ABA,
обеспечение единообразия применения методов как в
учреждении, так и дома, является критически важным для
достижения устойчивых результатов. Регулярное
консультирование и поддержка родителей – залог успеха.
•
Создание структуры и предсказуемости: Дети с РАС часто
чувствуют себя безопаснее в предсказуемой среде.
Использование визуальных расписаний, четких правил,
предупреждение о грядущих изменениях помогают снизить
уровень тревоги и сопротивления.
•
Использование подкреплений: Важно определить, что
является эффективным подкреплением для конкретного ребенка
(игрушки, еда, похвала, доступ к определенным активностям).
Подкрепление должно быть незамедлительным и
последовательным.
•
Предотвращение проблемного поведения: Идентификация
триггеров и предшествующих событий позволяет заранее
предотвращать ситуации, которые могут привести к
возникновению нежелательного поведения. Например, если
ребенок плохо реагирует на громкие звуки, следует избегать
шумных мест или предлагать ему шумоподавляющие наушники.
5. Возможные трудности и их преодоление
•
Интенсивность и продолжительность коррекционной
работы: Коррекция поведения – это длительный процесс,
требующий терпения и постоянных усилий. Важно ставить
реалистичные цели и отмечать даже небольшие успехи.
•
Сопротивление со стороны ребенка: Ребенок может
сопротивляться новым требованиям или изменениям. В таких
случаях важно вернуться к базовым принципам ABA,
использовать более привлекательные подкрепления, упростить
задачу или временно вернуться к более простым шагам.
•
Аутоагрессивное поведение: В случаях, когда поведение
представляет опасность для самого ребенка или окружающих,
может потребоваться более интенсивное вмешательство,
включая применение техник безопасности и, в редких случаях,
медикаментозной поддержки (под наблюдением врача).
•
Неэффективность выбранной стратегии: Если выбранная
методика не приносит ожидаемых результатов, необходимо
провести повторный функциональный анализ поведения,
проанализировать собранные данные и скорректировать
программу.
Заключение
Коррекция поведения у детей с расстройствами аутистического
спектра – это сложный, но выполнимый и крайне важный процесс,
направленный на повышение качества жизни ребенка, его адаптации
в обществе и реализации потенциала. Основываясь на принципах
научного подхода, индивидуализации и позитивного подкрепления,
методы прикладного анализа поведения (ABA) предоставляют
эффективные инструменты для понимания и изменения социально
значимого поведения. Интеграция коррекции поведения с развитием
коммуникативных и социальных навыков, а также учетом сенсорных
особенностей ребенка, формирует комплексный подход,
способствующий достижению устойчивых и долгосрочных
результатов. Ключевым фактором успеха является слаженная работа
команды специалистов, тесное сотрудничество с семьей и
последовательное применение выбранных стратегий. Понимание
того, что проблемное поведение ребенка с РАС является формой
коммуникации, позволяет перейти от борьбы с симптомами к работе с
их причинами, открывая путь к более гармоничному развитию и
интеграции ребенка в социум.